Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемым постановлением изменен основной вид разрешенного использования земельного участка без проведения публичных слушаний.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Коваленко А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.,
судей Рудь М.Ю., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре К.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 08 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
<Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по АДРЕС, принадлежащего <Ф.И.О.>5".
Решением Ейского городского суда от 08 июля 2014 года в удовлетворении требований <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 отказано.
В апелляционных жалобах <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 просят решение суда отменить, как незаконное, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В возражениях представитель администрации Ейского городского поселения Ейского района на основании доверенности <Ф.И.О.>10 указывает на несостоятельность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В возражениях представитель <Ф.И.О.>12 на основании доверенности <Ф.И.О.>11 просит решение суда оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Проверив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, а требования заявителя - удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу части 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, <Ф.И.О.>4, <Ф.И.О.>3 и <Ф.И.О.>2 являются собственниками земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" площадью 799 кв. м, 400 кв. м и 800 кв. м, соответственно, по АДРЕС и АДРЕС.
Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР изменен основной вид разрешенного использования земельного участка площадью 800 кв. м с кадастровым номером НОМЕР по АДРЕС, принадлежащего правопредшественнику <Ф.И.О.>12 <Ф.И.О.>5, с "для индивидуального жилищного строительства" на "малоэтажные жилые дома (блокированные и секционные)".
Отказывая в удовлетворении требований заявителей суд первой инстанции пришел к выводу о проведении процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия считает данный вывод суда ошибочным.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Конституция РФ, закрепляя право частной собственности и раскрывая в ст. 35 его конституционное содержание, включающее правомочия иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, выделяет в качестве самостоятельного конституционного права право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36) и, конкретизируя применительно к данному праву положения ч. 3 ст. 17, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36).
Из приведенных положений Конституции РФ вытекает обязанность законодателя соблюдать при регулировании земельных отношений, в том числе возникающих в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, баланс частных и публичных интересов, которые затрагиваются реализацией права частной собственности на землю, на основе конституционного принципа пропорциональности (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), с тем чтобы обеспечить охрану законом права частной собственности, как того требует ч. 1 ст. 35 Конституции РФ, и исходя из представлений о земле как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Как установлено судебной коллегией, на момент принятия оспариваемого постановления администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного расположенного по АДРЕС, принадлежащего <Ф.И.О.>5" приняты Правила землепользования и застройки Ейского городского поселения АДРЕС, утвержденные решением Совета Ейского поселения Ейского района от ДАТА N НОМЕР
В соответствии с п. 3 ст. 16 Правил публичные слушания по вопросам землепользования и застройки территории поселения проводятся в случаях: внесения изменений в генеральный план Ейского городского поселения Ейского района и настоящие Правила в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; подготовки проектов планировки территорий и проектов территорий; изменения видов разрешенного использования земельных участков; предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Согласно положениям ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Под публичными слушаниями понимают проводимые представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования заседания с участием жителей для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Вместе с тем, данное законодательно закрепленное требование не выполнено, в связи с чем, оспариваемое постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР не может быть признано законным ввиду нарушения установленной обязательной процедуры его принятия.
Поскольку судом первой инстанции вышеуказанные обстоятельства оставлены без внимания и должной правовой оценки, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Ейского городского суда Краснодарского края от 08 июля 2014 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 удовлетворить.
Решение Ейского городского суда Краснодарского края от 08 июля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по АДРЕС, принадлежащего <Ф.И.О.>5" незаконным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 07.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-20675/2014
Требование: О признании незаконным постановления органа местного самоуправления.Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Оспариваемым постановлением изменен основной вид разрешенного использования земельного участка без проведения публичных слушаний.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. по делу N 33-20675/2014
Судья - Коваленко А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.,
судей Рудь М.Ю., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Леганова А.В.,
при секретаре К.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 на решение Ейского городского суда Краснодарского края от 08 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
<Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по АДРЕС, принадлежащего <Ф.И.О.>5".
Решением Ейского городского суда от 08 июля 2014 года в удовлетворении требований <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 отказано.
В апелляционных жалобах <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 просят решение суда отменить, как незаконное, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В возражениях представитель администрации Ейского городского поселения Ейского района на основании доверенности <Ф.И.О.>10 указывает на несостоятельность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В возражениях представитель <Ф.И.О.>12 на основании доверенности <Ф.И.О.>11 просит решение суда оставить без изменения, указывая на несостоятельность доводов, изложенных в апелляционных жалобах.
Проверив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене, а требования заявителя - удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу части 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, <Ф.И.О.>4, <Ф.И.О.>3 и <Ф.И.О.>2 являются собственниками земельных участков из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" площадью 799 кв. м, 400 кв. м и 800 кв. м, соответственно, по АДРЕС и АДРЕС.
Постановлением администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР изменен основной вид разрешенного использования земельного участка площадью 800 кв. м с кадастровым номером НОМЕР по АДРЕС, принадлежащего правопредшественнику <Ф.И.О.>12 <Ф.И.О.>5, с "для индивидуального жилищного строительства" на "малоэтажные жилые дома (блокированные и секционные)".
Отказывая в удовлетворении требований заявителей суд первой инстанции пришел к выводу о проведении процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия считает данный вывод суда ошибочным.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Конституция РФ, закрепляя право частной собственности и раскрывая в ст. 35 его конституционное содержание, включающее правомочия иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, выделяет в качестве самостоятельного конституционного права право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36) и, конкретизируя применительно к данному праву положения ч. 3 ст. 17, устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляются ее собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36).
Из приведенных положений Конституции РФ вытекает обязанность законодателя соблюдать при регулировании земельных отношений, в том числе возникающих в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, баланс частных и публичных интересов, которые затрагиваются реализацией права частной собственности на землю, на основе конституционного принципа пропорциональности (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), с тем чтобы обеспечить охрану законом права частной собственности, как того требует ч. 1 ст. 35 Конституции РФ, и исходя из представлений о земле как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Как установлено судебной коллегией, на момент принятия оспариваемого постановления администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного расположенного по АДРЕС, принадлежащего <Ф.И.О.>5" приняты Правила землепользования и застройки Ейского городского поселения АДРЕС, утвержденные решением Совета Ейского поселения Ейского района от ДАТА N НОМЕР
В соответствии с п. 3 ст. 16 Правил публичные слушания по вопросам землепользования и застройки территории поселения проводятся в случаях: внесения изменений в генеральный план Ейского городского поселения Ейского района и настоящие Правила в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; подготовки проектов планировки территорий и проектов территорий; изменения видов разрешенного использования земельных участков; предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Согласно положениям ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Под публичными слушаниями понимают проводимые представительным органом местного самоуправления или главой муниципального образования заседания с участием жителей для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Вместе с тем, данное законодательно закрепленное требование не выполнено, в связи с чем, оспариваемое постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР не может быть признано законным ввиду нарушения установленной обязательной процедуры его принятия.
Поскольку судом первой инстанции вышеуказанные обстоятельства оставлены без внимания и должной правовой оценки, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Ейского городского суда Краснодарского края от 08 июля 2014 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы <Ф.И.О.>2, <Ф.И.О.>3, <Ф.И.О.>4 удовлетворить.
Решение Ейского городского суда Краснодарского края от 08 июля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать постановление администрации Ейского городского поселения Ейского района от ДАТА НОМЕР "Об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по АДРЕС, принадлежащего <Ф.И.О.>5" незаконным.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)