Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Устинова О.В., доверенность от 30.12.2013 N 12-8868,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-25462/2013
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на земельный участок площадью 155 кв. м с кадастровым номером 63:01:0110006:1583, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Дзержинского, 12а, содержащегося в сообщении от 20.09.2013 N 01/576/2013-440, и обязании произвести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014, заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на земельный участок площадью 155 кв. м с кадастровым номером 63:01:0110006:1583, расположенный по адресу г. Самара, ул. Дзержинского, 12а.
Сообщением от 20.09.2013 N 01/576/2013-440 Управление в совершении регистрационных действий заявителю отказало.
Отказ мотивирован непредставлением на регистрацию документов, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Заявитель, полагая, что данный отказ является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства суды, с учетом положений части 1 статьи 198, части 4 и 5 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), удовлетворили заявленные требования, признав, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации.
Согласно пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
В силу положений пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 30.1 вышеназванного Закона, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Названный Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Согласно пункту 3 данного Перечня при обращении с заявлением о государственной регистрации муниципальной собственности необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судами, отказывая в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на земельный участок площадью 155 в. м с кадастровым номером 63:01:0110006:1583, Управление Росреестра указало на непредставление на регистрацию документов, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Между тем, судами установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись о праве муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое здание - мастерская, литера М площадью 60,20 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Дзержинского, 12а. Запись о праве собственности подтверждена свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2008 серия 63-АВ N 558901.
Заявителем на государственную регистрацию были представлены заявление о государственной регистрации и кадастровый паспорт земельного участка от 05.06.2013 N 63-00-102/13-260431, согласно разделу В.1 которого вид разрешенного использования: занятого мастерской с прилегающей территорией.
Поскольку право собственности городского округа Самара на нежилое здание - мастерская зарегистрировано в установленном законом порядке, суды пришли к правильному выводу о том, что по смыслу пункта 3 Перечня, представление указанных в нем документов не требуется.
Кроме этого, судами принято во внимание, что нахождение объекта на спорном земельном участке подтверждено материалами межевого дела, схемой размещения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории утвержденной распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 05.03.2013 N 134, а также топографическим планом.
В этой связи суды пришли к правильному выводу о том, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок и об отсутствии у регистрирующего органа предусмотренных статьей 20 Закона о государственной регистрации оснований для отказа в государственной регистрации права.
Установив, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара нарушает права и законные интересы заявителя, суды обеих инстанций правомерно признали оспариваемые действия регистрирующего органа незаконными и в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязали управление Росреестра произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара.
Доводы кассационной жалобы повторяют ранее приведенные доводы, были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных при разрешении спора.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права и нарушения положений действующего процессуального законодательства судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Управления Росреестра.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А55-25462/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-25462/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2014 г. по делу N А55-25462/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя:
ответчика - Устинова О.В., доверенность от 30.12.2013 N 12-8868,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-25462/2013
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,
установил:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на земельный участок площадью 155 кв. м с кадастровым номером 63:01:0110006:1583, расположенный по адресу: г. Самара, ул. Дзержинского, 12а, содержащегося в сообщении от 20.09.2013 N 01/576/2013-440, и обязании произвести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014, заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Управление Росреестра обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения исходя из нижеследующего.
Как установлено судом, Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на земельный участок площадью 155 кв. м с кадастровым номером 63:01:0110006:1583, расположенный по адресу г. Самара, ул. Дзержинского, 12а.
Сообщением от 20.09.2013 N 01/576/2013-440 Управление в совершении регистрационных действий заявителю отказало.
Отказ мотивирован непредставлением на регистрацию документов, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Заявитель, полагая, что данный отказ является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства суды, с учетом положений части 1 статьи 198, части 4 и 5 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), удовлетворили заявленные требования, признав, что у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации.
Согласно пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Основания для отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
В силу положений пункта 3 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 30.1 вышеназванного Закона, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Названный Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Согласно пункту 3 данного Перечня при обращении с заявлением о государственной регистрации муниципальной собственности необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судами, отказывая в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на земельный участок площадью 155 в. м с кадастровым номером 63:01:0110006:1583, Управление Росреестра указало на непредставление на регистрацию документов, подтверждающих нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Между тем, судами установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись о праве муниципальной собственности городского округа Самара на нежилое здание - мастерская, литера М площадью 60,20 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Дзержинского, 12а. Запись о праве собственности подтверждена свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2008 серия 63-АВ N 558901.
Заявителем на государственную регистрацию были представлены заявление о государственной регистрации и кадастровый паспорт земельного участка от 05.06.2013 N 63-00-102/13-260431, согласно разделу В.1 которого вид разрешенного использования: занятого мастерской с прилегающей территорией.
Поскольку право собственности городского округа Самара на нежилое здание - мастерская зарегистрировано в установленном законом порядке, суды пришли к правильному выводу о том, что по смыслу пункта 3 Перечня, представление указанных в нем документов не требуется.
Кроме этого, судами принято во внимание, что нахождение объекта на спорном земельном участке подтверждено материалами межевого дела, схемой размещения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории утвержденной распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 05.03.2013 N 134, а также топографическим планом.
В этой связи суды пришли к правильному выводу о том, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены документы, достаточные для проведения регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок и об отсутствии у регистрирующего органа предусмотренных статьей 20 Закона о государственной регистрации оснований для отказа в государственной регистрации права.
Установив, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара нарушает права и законные интересы заявителя, суды обеих инстанций правомерно признали оспариваемые действия регистрирующего органа незаконными и в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязали управление Росреестра произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности городского округа Самара.
Доводы кассационной жалобы повторяют ранее приведенные доводы, были предметом исследования суда первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных при разрешении спора.
В силу требований статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не обладает полномочиями давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права и нарушения положений действующего процессуального законодательства судами не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Управления Росреестра.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 24.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу N А55-25462/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)