Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2013 ПО ДЕЛУ N А11-3542/2013

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. по делу N А11-3542/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.11.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013
по делу N А11-3542/2013,
принятое судьей Новиковой Л.П.
по заявлению открытого акционерного общества "Вязниковский льняной комбинат" (ОГРН 1043300004274, ИНН 3338000415, Владимирская область, г. Вязники, ул. Институтская, д. 1),
о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области в разделе земельного участка,
при участии:
- от открытого акционерного общества "Вязниковский льняной комбинат" - Корчагиной Н.В. по доверенности от 16.11.2012 N 16/12;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - Лукашовой Н.В. по доверенности от 21.10.2013 N 233,
и
установил:

открытое акционерное общество "Вязниковский льняной комбинат" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области (далее - Управление, заинтересованное лицо) в разделе земельного участка общей площадью 172 519,7 кв. м, кадастровый номер 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Вязники, ул. Институтская, д. 1А, принятии решения об образовании земельных участков, полученных в результате раздела указанного земельного участка, в том числе: с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 кв. м.
Решением от 15.08.2013 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требования Общества.
Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, а также заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд произвел процессуальное правопреемство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 15.08.2013 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, между Управлением и Обществом заключен договор от 13.04.2006 N 322-ф аренды земельного участка общей площадью 172 519,7 кв. м с кадастровым номером 33:21:010207:0004, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Вязники, ул. Институтская, д. 1А, сроком до 13.04.2054. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В результате проведения по инициативе Общества землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 были образованы земельные участки: с кадастровым номером 33:21:010207:55 общей площадью 1221 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:56 общей площадью 1880 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:57 общей площадью 1734 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:58 общей площадью 32 250 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:59 общей площадью 15 954 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:60 общей площадью 7023 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:61 общей площадью 7346 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:62 общей площадью 11 821 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:63 общей площадью 3010 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:64 общей площадью 40 941 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:65 общей площадью 16 967 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:66 общей площадью 27 974 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:67 общей площадью 3856 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:68 общей площадью 555 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:69 общей площадью 2826 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:70 общей площадью 5203 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:71 общей площадью 6469 кв. м, с кадастровым номером 33:21:010207:72 общей площадью 14 489 кв. м.
После проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 Общество обратилось в органы кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет вновь сформированных земельных участков, а впоследствии - в Управление с заявлением от 10.05.2012 N 02/23 об образовании земельных участков в результате раздела указанного земельного участка, приложив пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения.
28.06.2012 Общество по запросу Управления представило дополнительные документы.
Поскольку Управлением в установленный законом срок не было рассмотрено его обращение об образовании земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N 33:21:010207:0004, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным данного бездействия Управления.
Решением от 15.02.2013 по делу N А11-8388/2012, вступившим в законную силу 16.03.2013, Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требование Общества, а также обязал Управление в установленном порядке рассмотреть заявление Общества от 10.05.2012 и принять соответствующее решение в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу.
Письмом от 08.04.2013 N 2593-03 Управление отказало Обществу в разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:4, сообщив, что такой раздел земельного участка в предоставленном Обществом варианте не представляется возможным.
Посчитав указанный отказ не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (часть 2 статьи 11.4 Кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 и пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение), в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно пункту 5.35 (3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу пункта 4 названного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Таким образом, исходя из анализа данного Положения, а также Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, соответствующие территориальные органы Росимущества (в данном случае - Управление Росимущества по Владимирской области) наделены полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом внутриведомственная система взаимоотношений между уровнями государственного органа не должна влиять на нормы, предусмотренные федеральным законодательством, которые устанавливают сроки рассмотрения заявлений граждан и организаций и возлагают обязанности по принятию властно-распорядительных решений.
С учетом изложенного доводы Территориального управления об отсутствии у него полномочий на принятие решения о разделе земельного участка в связи с необходимостью получения соответствующего поручения от Росимущества, а также о нарушении прав Российской Федерации ввиду непривлечения к участию в деле непосредственно Росимущества судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными и отклоняются.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Кодекса образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании таких земельных участков необходимы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Кодекса).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 11.3 Кодекса землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
В зависимости от того, осуществлен ли государственный кадастровый учет земельного участка и достаточно ли в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, статья 36 Кодекса закрепляет положения, подлежащие применению при обращении указанных лиц.
В пункте 7 статьи 36 Кодекса установлено, что лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 6 статьи 11.2 Кодекса образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Как установил суд первой инстанции и подтверждается материалами дела, для рассмотрения заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 в Управление был представлен межевой план от 27.03.2013 рег. N 33-0-1-70/3001/2012-501, который подготовлен кадастровым инженером МУП "Центр геодезии" г. Владимира Голициной Е.В. в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием восемнадцати земельных участков путем раздела указанного земельного участка, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: область Владимирская, район Вязниковский, МО город Вязники (городское поселение), г. Вязники, ул. Институтская, д. 1-а. При этом в межевом плане имеется заключение кадастрового инженера Голициной Е.В. относительно предельных размеров вновь образованных земельных участков (лист N 61 межевого плана).
В соответствии с пунктом 58 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Приказ N 412) вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка.
При заполнении реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" на основании пункта 59 Приказа N 412 указываются минимальные и максимальные размеры земельного участка, установленные в соответствии с градостроительным регламентом.
Из письма МКУ "Земельная палата Вязниковского района Владимирской области" от 07.03.2012 N 01-13/568 следует, что согласно Правилам землепользования и застройки поселения "Город Вязники", утвержденным решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Вязники" от 19.01.2010 N 198, земельный участок с кадастровым номером 33:21:010207:0004 расположен в территориальной зоне П-1 "Зона предприятий и складов V - III классов вредности".
В зоне П-1 вид разрешенного использования - "для нужд промышленности" не предусмотрен, соответственно, минимальный и максимальный размер земельного участка не установлен.
В силу пункта 1 статьи 7 Правил землепользования и застройки поселения "Город Вязники" использование земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 с данным видом разрешенного использования неограниченно и действующим законодательством не запрещено.
Таким образом, суд пришел к выводу, что раздел земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 осуществлен с соблюдением установленных требований законодательства, а также в пределах границ этого земельного участка. При этом суд установил, что на образованных земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам, раздел произведен таким образом, что каждый собственник объекта недвижимости имеет самостоятельный выезд на участок, возможность пользования принадлежащими объектами недвижимости.
Суд также установил, что Общество представило в Управление все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Кодекса, в частности, при обращении с заявлением от 10.05.2012 N 02/23 и дополнительно с письмом от 28.06.2012 N 05/23. Данное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.02.2013 по делу N А11-8388/2012.
В свою очередь Управление не представило доказательства наличия законно установленных ограничений для раздела спорного участка в представленном Обществом варианте, а также доказательства того, что полученные от Общества документы составлены с нарушением норм земельного законодательства.
При этих условиях суд сделал правильный вывод о том, что у Управления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в разделе спорного земельного участка.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Управления, изложенное в письме от 08.04.2013 N 2593/03, об отказе Обществу в разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, поскольку его действия направлены на выкуп земельных участков под расположенными на них объектами недвижимости, принадлежащими ему на праве собственности, а значит, отказ Управления создает препятствия Обществу в осуществлении предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. При этом с учетом требований части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение об образовании 18 земельных участков, полученных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N 33:21:010207:0004 по адресу: Владимирская обл., г. Вязники, ул. Институтская, д. 1-а.
Арбитражный суд Владимирской области в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 48, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

произвести процессуальное правопреемство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013 по делу N А11-3542/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.СМИРНОВА
Судьи
Т.А.ЗАХАРОВА
Ю.В.ПРОТАСОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)