Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Мельник Л.И. и при ведении протокола секретарем судебного заседания Гореловой И.Г.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Восточный Транзит" - Дворяка Владимира Геннадьевича (доверенность от 06.92.2013), главы города Абакана - Роговой Екатерины Александровны (доверенность от 30.12.2014), администрации города Абакана Роговой Екатерины Александровны (доверенность от 30.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточный Транзит" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 июля 2014 года по делу N А74-919/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Белан Н.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восточный Транзит" (ОГРН 1081901002380, г. Абакан, далее - ООО "Восточный Транзит", общество) обратилось в Арбитражного суда Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к главе города Абакана (далее - глава города) о признании недействительным решения от 31.01.2014 N 251 об обязании принять ответчиком решения о подготовке проекта внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки 5 жилого района города Абакана с постановкой вопроса о внесении соответствующих изменений в Генеральный план города Абакана.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - администрации города Абакана (ОГРН 1021900521224, г. Абакан, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представители общества, главы города Абакана и администрации города Абакана подтвердили доводы относительно кассационной жалобы и отзыва на нее.
Обществом заявлено ходатайство о приобщении дополнительных материалов к делу.
В удовлетворении ходатайства отказано.
Интернет журналом Хакасии "Новый фокус" заявлено ходатайство о разрешении проведения видеосъемки судебного заседания.
Ходатайство о проведении видеосъемки судебного заседания удовлетворено.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв 14 января 2015 года до 15 часов 30 минут 21 января 2015 года, объявлено, что после перерыва кассационная жалоба будет рассматриваться без применения систем видеоконференц-связи. После объявления перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам аукционов между Министерством обороны Российской Федерации и ООО "Восточный Транзит" заключены договоры купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества от 07.08.2012 N 141/1227/2 (приобретен земельный участок по адресу: г. Абакан, ул. Пирятинская, 50, и 13 нежилых зданий, расположенных по тому же адресу) и от 24.08.2012 N 141/1195/2 (приобретен земельный участок по адресу: г. Абакан, ул. Пирятинская, 54, и 5 нежилых зданий, расположенных по тому же адресу).
Указанные земельные участки переданы обществу по актам приема-передачи высвобождаемого недвижимого военного имущества от 01.10.2012.
Обществом получены свидетельства от 03.12.2012 о государственной регистрации права собственности в отношении рассматриваемых земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания военного городка N 1.
12.12.2013 ООО "Восточный Транзит" обратилось к главе города с заявлением об указании правовых оснований не указания в пункте 2.1 градостроительных планов земельных участков условно разрешенных видов использования земельного участка и вспомогательных видов использования земельных участков, в том числе видов использования под многоэтажную жилую застройку; разрешении произвести комплекс работ по внесению изменений в Генеральный план города Абакана в части 5 жилого района, гарантировав осуществление видов работ, возложенных данной процедурой на собственника; о внесении изменений в Генеральный план города Абакана с разрешенного использования земельных участков с С-1 (зона военных объектов) на категорию, позволяющую многоэтажную жилую застройку.
10.01.2014 администрацией заявителю дан ответ за N 36, в котором сообщено, что согласно Правилам землепользования и застройки города Абакана (градостроительные регламенты, графические материалы), утвержденным решением Абаканского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 183 (далее - Правила землепользования и застройки города Абакана), земельные участки по адресам: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пирятинская, 50, 54, расположены в территориальной зоне С-1. Зона военных объектов, на которую не распространяются градостроительные регламенты. Информация о разрешенном использовании рассматриваемых земельных участков указана в градостроительных планах в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации; согласно действующему Генеральному плану города Абакана, утвержденному решением городского Совета народных депутатов от 22.02.1996 N 99, на рассматриваемых земельных участках не запланирована многоэтажная жилая застройка. В новом Генеральном плане города Абакана, прошедшем процедуру рассмотрения на публичных слушаниях 16.04.2013, на данных земельных участках также не предусмотрена многоэтажная жилая застройка. В настоящее время Генеральный план города Абакана находится на стадии утверждения. В связи с изложенным возможность внесения изменений в Генеральный план города Абакана отсутствует; предложение заявителя о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения разрешенного использования рассматриваемых земельных участков с территориальной зоны С-1. Зона военных объектов на территориальную зону, позволяющую использование данных участков под многоэтажную жилую застройку, согласно статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлено в Комиссию по правилам землепользования и застройки города Абакана, которая состоится 16.01.2014.
Полагая, что решение не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя как собственника земельных участков, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности принятия главой города Абакана решения об отклонении предложения общества о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения вида территориальной зоны С-1.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены судебных актов силу следующего.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, в том числе, относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов принятие решений о развитии застроенных территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа, в силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательный для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документом территориального планирования города Абакана является Генеральный план города Абакана.
Согласно статьям 1, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительными регламентами соответствующих территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц приняты Правила землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденные решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 N 411, а также Правила землепользования и застройки города Абакана (градостроительные регламенты, графические материалы).
Согласно части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта изменений в правил землепользования и застройки должна осуществляться с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Следовательно, Правила землепользования и застройки города Абакана должны соответствовать Генеральному плану города Абакана в части функционального зонирования территории.
Как следует из материалов дела, общество обратилось с заявлением к главе города о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения территориальной зоны, в которой находятся земельные участки по ул. Пирятинская, 50 и 54, а именно: с С-1 (зона военных объектов) на категорию, позволяющую многоэтажную жилую застройку.
В пункте 1.2 статьи 1 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 N 411, определено, что Правила землепользования и застройки города Абакана являются нормативным правовым актом, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Уставом города Абакана, Генеральным планом города Абакана, а также с учетом положений нормативных документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Абакана, охраны и использования его культурного наследия, окружающей среды и природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1.7 статьи 1 общих Правил их основной задачей является реализация положений Генерального плана города.
Согласно пункту 4.4 статьи 4 общих Правил границы территориальных зон (подзон) устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны (подзоны) различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом города Абакана; видов территориальных зон (подзон), установленных действующим законодательством; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Судами установлено, что Генеральный план города Абакана, действовавший на момент подачи и рассмотрения заявления общества главой г. Абакана, утвержден постановлением Президиума Совета Министров Республики Хакасия от 28.02.1996 N 30-п "Об утверждении Генерального плана г. Абакана", решением Абаканского городского Совета депутатов от 22.02.1996 N 99 "Об утверждении Генерального плана развития г. Абакана до 2015 года". Согласно определенному указанным Генеральным планом города Абакана функциональному зонированию территории, земельные участки общества находились на территории Коммунальной зоны специального назначения, где многоэтажная жилая застройка предусмотрена не была.
Решением Совета депутатов города Абакана от 18.03.2014 N 87 "Об утверждении Генерального плана города Абакана" утвержден новый Генеральный план города Абакана, согласно схеме функционального зонирования которого рассматриваемые земельные участки по ул. Пирятинская, 50 и 54 находятся в зоне С-1 военных и режимных объектов.
Согласно выкопировке из схемы градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельные участки по ул. Пирятинская, 50 и 54 в г. Абакане, также расположены в территориальной зоне С-1. Зона военных объектов.
В соответствии со статьей 20 Правил землепользования и застройки основанием для внесения изменений в настоящие Правила является соответствующее решение представительного органа местного самоуправления города Абакана, которое принимается ввиду необходимости учета произошедших изменений в федеральном законодательстве, законодательстве Республики Хакасия, а также ввиду необходимости включения в Правила дополнительных и уточняющих положений (включая показатели предельных параметров разрешенного строительства, ограничений по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям, другие положения). Обращение регистрируется и направляется председателю Комиссии. Комиссия в течение тридцати дней принимает решение о рекомендации возможности внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Абакана либо об отклонении такого предложения с обоснованием причин и информирует об этом заявителя.
В соответствии с указанным положением, 16.01.2014 на заседании Комиссии по правилам землепользования и застройки города Абакана заявление общества от 12.12.2013 рассмотрено и отклонено, главе администрации города Абакана направлены рекомендации об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения вида территориальной зоны С-1. Зона военных объектов на территориальную зону Ж-3. Зона многоэтажной жилой застройки (5-9 этажей) для рассматриваемых земельных участков.
В пункте 3.4 протокола Комиссии по правилам землепользования и застройки города Абакана от 16.01.2014 по данному вопросу отражено, что согласно Правилам землепользования и застройки города Абакана участки общества расположены в территориальной зоне С-1. Зона военных объектов, на которую не распространяются градостроительные регламенты. Согласно действующему Генеральному плану города Абакана, утвержденному решением городского Совета народных депутатов от 22.02.1996 N 99, новому Генеральному плану города Абакана, прошедшему процедуру рассмотрения на публичных слушаниях 16.04.2013 и находящемуся на стадии утверждения, проекту планировки V жилого района, утвержденному постановлением Главы города Абакана от 19.09.2012 N 1724, на рассматриваемых земельных участках не предусмотрено размещение многоэтажной жилой застройки.
На основании рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии по правилам землепользования и застройки города Абакана, согласно пункту 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, главой города Абакана принято решение об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения вида территориальной зоны С-1. Зона военных объектов на территориальную зону Ж-3. Зона многоэтажной жилой застройки (5-9 этажей) для земельных участков заявителя, в связи с несоответствием действующему Генеральному плану города Абакана, проекту нового Генерального плана города Абакана, прошедшему процедуру рассмотрения на публичных слушаниях и находящемуся на стадии утверждения, о чем обществу сообщено письмом от 31.01.2014 N 251.
Оспариваемое решение от 31.01.2014 N 251 принято на основании указанных рекомендаций Комиссии, в связи с несоответствием заявленных предложений действующему Генеральному плану города Абакана, утвержденному решением Совета народных депутатов от 22.02.1996 N 99, проекту нового Генерального плана города, находящемуся на стадии утверждения, главой администрации города Абакана.
Кроме того, как следует из материалов дела, на момент обращения общества в администрацию города Абакана с заявлением от 12.12.2013 проект Генерального плана города Абакана прошел публичные слушания, находился в процессе утверждения, то есть, на момент обращения общества с указанным заявлением новый Генеральный план города Абакана утвержден не был. Генеральный план города Абакана был утвержден на момент обращения общества в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Однако, общество не оспаривает бездействие администрации города Абакана по внесению изменений в документ территориального планирования. Генеральный план города Абакана (ни действовавший на момент принятия оспариваемого решения, ни вновь утвержденный) как нормативный правовой акт обществом также не оспорен.
Следовательно, права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обозначенные обществом при рассмотрении настоящего дела, не нарушены.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, поскольку заявителем неверно определен способ защиты прав собственника земельных участков.
С учетом изложенного, вывод судов двух инстанций о том, что оснований для внесения изменений в Правила землепользования и застройки по предложению ООО "Восточный транзит" на момент принятия оспариваемого решения не имелось, оспариваемое решение соответствует приведенным выше положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, является правильным.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 июля 2014 года по делу N А74-919/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.СОНИН
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 26.01.2015 ПО ДЕЛУ N А74-919/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N А74-919/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Сонина А.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Чупрова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Мельник Л.И. и при ведении протокола секретарем судебного заседания Гореловой И.Г.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Восточный Транзит" - Дворяка Владимира Геннадьевича (доверенность от 06.92.2013), главы города Абакана - Роговой Екатерины Александровны (доверенность от 30.12.2014), администрации города Абакана Роговой Екатерины Александровны (доверенность от 30.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточный Транзит" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 июля 2014 года по делу N А74-919/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Белан Н.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Восточный Транзит" (ОГРН 1081901002380, г. Абакан, далее - ООО "Восточный Транзит", общество) обратилось в Арбитражного суда Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к главе города Абакана (далее - глава города) о признании недействительным решения от 31.01.2014 N 251 об обязании принять ответчиком решения о подготовке проекта внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки 5 жилого района города Абакана с постановкой вопроса о внесении соответствующих изменений в Генеральный план города Абакана.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - администрации города Абакана (ОГРН 1021900521224, г. Абакан, далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 июля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представители общества, главы города Абакана и администрации города Абакана подтвердили доводы относительно кассационной жалобы и отзыва на нее.
Обществом заявлено ходатайство о приобщении дополнительных материалов к делу.
В удовлетворении ходатайства отказано.
Интернет журналом Хакасии "Новый фокус" заявлено ходатайство о разрешении проведения видеосъемки судебного заседания.
Ходатайство о проведении видеосъемки судебного заседания удовлетворено.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв 14 января 2015 года до 15 часов 30 минут 21 января 2015 года, объявлено, что после перерыва кассационная жалоба будет рассматриваться без применения систем видеоконференц-связи. После объявления перерыва представители сторон в судебное заседание не явились.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам аукционов между Министерством обороны Российской Федерации и ООО "Восточный Транзит" заключены договоры купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества от 07.08.2012 N 141/1227/2 (приобретен земельный участок по адресу: г. Абакан, ул. Пирятинская, 50, и 13 нежилых зданий, расположенных по тому же адресу) и от 24.08.2012 N 141/1195/2 (приобретен земельный участок по адресу: г. Абакан, ул. Пирятинская, 54, и 5 нежилых зданий, расположенных по тому же адресу).
Указанные земельные участки переданы обществу по актам приема-передачи высвобождаемого недвижимого военного имущества от 01.10.2012.
Обществом получены свидетельства от 03.12.2012 о государственной регистрации права собственности в отношении рассматриваемых земельных участков, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания военного городка N 1.
12.12.2013 ООО "Восточный Транзит" обратилось к главе города с заявлением об указании правовых оснований не указания в пункте 2.1 градостроительных планов земельных участков условно разрешенных видов использования земельного участка и вспомогательных видов использования земельных участков, в том числе видов использования под многоэтажную жилую застройку; разрешении произвести комплекс работ по внесению изменений в Генеральный план города Абакана в части 5 жилого района, гарантировав осуществление видов работ, возложенных данной процедурой на собственника; о внесении изменений в Генеральный план города Абакана с разрешенного использования земельных участков с С-1 (зона военных объектов) на категорию, позволяющую многоэтажную жилую застройку.
10.01.2014 администрацией заявителю дан ответ за N 36, в котором сообщено, что согласно Правилам землепользования и застройки города Абакана (градостроительные регламенты, графические материалы), утвержденным решением Абаканского городского Совета депутатов от 10.11.2009 N 183 (далее - Правила землепользования и застройки города Абакана), земельные участки по адресам: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пирятинская, 50, 54, расположены в территориальной зоне С-1. Зона военных объектов, на которую не распространяются градостроительные регламенты. Информация о разрешенном использовании рассматриваемых земельных участков указана в градостроительных планах в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации; согласно действующему Генеральному плану города Абакана, утвержденному решением городского Совета народных депутатов от 22.02.1996 N 99, на рассматриваемых земельных участках не запланирована многоэтажная жилая застройка. В новом Генеральном плане города Абакана, прошедшем процедуру рассмотрения на публичных слушаниях 16.04.2013, на данных земельных участках также не предусмотрена многоэтажная жилая застройка. В настоящее время Генеральный план города Абакана находится на стадии утверждения. В связи с изложенным возможность внесения изменений в Генеральный план города Абакана отсутствует; предложение заявителя о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения разрешенного использования рассматриваемых земельных участков с территориальной зоны С-1. Зона военных объектов на территориальную зону, позволяющую использование данных участков под многоэтажную жилую застройку, согласно статье 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлено в Комиссию по правилам землепользования и застройки города Абакана, которая состоится 16.01.2014.
Полагая, что решение не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя как собственника земельных участков, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности принятия главой города Абакана решения об отклонении предложения общества о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения вида территориальной зоны С-1.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены судебных актов силу следующего.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности, в том числе, относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов принятие решений о развитии застроенных территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа, в силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательный для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документом территориального планирования города Абакана является Генеральный план города Абакана.
Согласно статьям 1, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков определяется градостроительными регламентами соответствующих территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц приняты Правила землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденные решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 N 411, а также Правила землепользования и застройки города Абакана (градостроительные регламенты, графические материалы).
Согласно части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта изменений в правил землепользования и застройки должна осуществляться с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Следовательно, Правила землепользования и застройки города Абакана должны соответствовать Генеральному плану города Абакана в части функционального зонирования территории.
Как следует из материалов дела, общество обратилось с заявлением к главе города о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения территориальной зоны, в которой находятся земельные участки по ул. Пирятинская, 50 и 54, а именно: с С-1 (зона военных объектов) на категорию, позволяющую многоэтажную жилую застройку.
В пункте 1.2 статьи 1 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 N 411, определено, что Правила землепользования и застройки города Абакана являются нормативным правовым актом, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Уставом города Абакана, Генеральным планом города Абакана, а также с учетом положений нормативных документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Абакана, охраны и использования его культурного наследия, окружающей среды и природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 1.7 статьи 1 общих Правил их основной задачей является реализация положений Генерального плана города.
Согласно пункту 4.4 статьи 4 общих Правил границы территориальных зон (подзон) устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны (подзоны) различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом города Абакана; видов территориальных зон (подзон), установленных действующим законодательством; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Судами установлено, что Генеральный план города Абакана, действовавший на момент подачи и рассмотрения заявления общества главой г. Абакана, утвержден постановлением Президиума Совета Министров Республики Хакасия от 28.02.1996 N 30-п "Об утверждении Генерального плана г. Абакана", решением Абаканского городского Совета депутатов от 22.02.1996 N 99 "Об утверждении Генерального плана развития г. Абакана до 2015 года". Согласно определенному указанным Генеральным планом города Абакана функциональному зонированию территории, земельные участки общества находились на территории Коммунальной зоны специального назначения, где многоэтажная жилая застройка предусмотрена не была.
Решением Совета депутатов города Абакана от 18.03.2014 N 87 "Об утверждении Генерального плана города Абакана" утвержден новый Генеральный план города Абакана, согласно схеме функционального зонирования которого рассматриваемые земельные участки по ул. Пирятинская, 50 и 54 находятся в зоне С-1 военных и режимных объектов.
Согласно выкопировке из схемы градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки земельные участки по ул. Пирятинская, 50 и 54 в г. Абакане, также расположены в территориальной зоне С-1. Зона военных объектов.
В соответствии со статьей 20 Правил землепользования и застройки основанием для внесения изменений в настоящие Правила является соответствующее решение представительного органа местного самоуправления города Абакана, которое принимается ввиду необходимости учета произошедших изменений в федеральном законодательстве, законодательстве Республики Хакасия, а также ввиду необходимости включения в Правила дополнительных и уточняющих положений (включая показатели предельных параметров разрешенного строительства, ограничений по экологическим и санитарно-эпидемиологическим условиям, другие положения). Обращение регистрируется и направляется председателю Комиссии. Комиссия в течение тридцати дней принимает решение о рекомендации возможности внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Абакана либо об отклонении такого предложения с обоснованием причин и информирует об этом заявителя.
В соответствии с указанным положением, 16.01.2014 на заседании Комиссии по правилам землепользования и застройки города Абакана заявление общества от 12.12.2013 рассмотрено и отклонено, главе администрации города Абакана направлены рекомендации об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения вида территориальной зоны С-1. Зона военных объектов на территориальную зону Ж-3. Зона многоэтажной жилой застройки (5-9 этажей) для рассматриваемых земельных участков.
В пункте 3.4 протокола Комиссии по правилам землепользования и застройки города Абакана от 16.01.2014 по данному вопросу отражено, что согласно Правилам землепользования и застройки города Абакана участки общества расположены в территориальной зоне С-1. Зона военных объектов, на которую не распространяются градостроительные регламенты. Согласно действующему Генеральному плану города Абакана, утвержденному решением городского Совета народных депутатов от 22.02.1996 N 99, новому Генеральному плану города Абакана, прошедшему процедуру рассмотрения на публичных слушаниях 16.04.2013 и находящемуся на стадии утверждения, проекту планировки V жилого района, утвержденному постановлением Главы города Абакана от 19.09.2012 N 1724, на рассматриваемых земельных участках не предусмотрено размещение многоэтажной жилой застройки.
На основании рекомендаций, содержащихся в заключении Комиссии по правилам землепользования и застройки города Абакана, согласно пункту 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, главой города Абакана принято решение об отклонении предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Абакана в части изменения вида территориальной зоны С-1. Зона военных объектов на территориальную зону Ж-3. Зона многоэтажной жилой застройки (5-9 этажей) для земельных участков заявителя, в связи с несоответствием действующему Генеральному плану города Абакана, проекту нового Генерального плана города Абакана, прошедшему процедуру рассмотрения на публичных слушаниях и находящемуся на стадии утверждения, о чем обществу сообщено письмом от 31.01.2014 N 251.
Оспариваемое решение от 31.01.2014 N 251 принято на основании указанных рекомендаций Комиссии, в связи с несоответствием заявленных предложений действующему Генеральному плану города Абакана, утвержденному решением Совета народных депутатов от 22.02.1996 N 99, проекту нового Генерального плана города, находящемуся на стадии утверждения, главой администрации города Абакана.
Кроме того, как следует из материалов дела, на момент обращения общества в администрацию города Абакана с заявлением от 12.12.2013 проект Генерального плана города Абакана прошел публичные слушания, находился в процессе утверждения, то есть, на момент обращения общества с указанным заявлением новый Генеральный план города Абакана утвержден не был. Генеральный план города Абакана был утвержден на момент обращения общества в суд первой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Однако, общество не оспаривает бездействие администрации города Абакана по внесению изменений в документ территориального планирования. Генеральный план города Абакана (ни действовавший на момент принятия оспариваемого решения, ни вновь утвержденный) как нормативный правовой акт обществом также не оспорен.
Следовательно, права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обозначенные обществом при рассмотрении настоящего дела, не нарушены.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, поскольку заявителем неверно определен способ защиты прав собственника земельных участков.
С учетом изложенного, вывод судов двух инстанций о том, что оснований для внесения изменений в Правила землепользования и застройки по предложению ООО "Восточный транзит" на момент принятия оспариваемого решения не имелось, оспариваемое решение соответствует приведенным выше положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, является правильным.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств по делу.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 3 июля 2014 года по делу N А74-919/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.А.СОНИН
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
А.И.ЧУПРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)