Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 10.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии и муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в лице администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.09.2014 по делу N А79-5164/2014,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис", г. Чебоксары (ОГРН 1082130016495, ИНН 2130049515) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары, об изменении кадастровой стоимости земельного участка,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Иванов А.В. по доверенности от 25.02.2014 (сроком на 1 год);
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьих лиц - не явились, извещены,
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (далее - истец, ООО "Комфорт-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:46 общей площадью 3814 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для завершения строительства и эксплуатации нежилых зданий делового и торгового центра, расположенного по адресу: г. Чебоксары, площадь Речников, д. 3, в размере его рыночной стоимости, равной 23580000 руб., об обязании Учреждение внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о данном земельном участке в части его кадастровой стоимости, указав кадастровую стоимость равной 23580000 руб.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, муниципальное образование город Чебоксары - столица Чувашской Республики в лице администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, некоммерческое партнерство саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков", общество с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг".
Решением от 10.09.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленные требования.
Учреждение, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что не является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке и не уполномочен самостоятельно устанавливать кадастровую стоимость объекта недвижимости равной ее рыночной стоимости.
По мнению Учреждения, ООО "Комфорт-Сервис" имело возможность обратиться в Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости, действующую при Управлении Росреестра по Чувашской Республики для определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, что, по мнению заявителя апелляционной жалобы, является обязательным перед обращением в суд.
С учетом изложенного, Учреждение считает, что суд должен был оставить исковое заявление без рассмотрения в силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению Учреждения, решение принято судом не по всем заявленным требованиям истца.
Администрация г. Чебоксары (далее - администрация) также не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.
Администрация считает, что при составлении отчета от 31.01.2014 N О-0149/2014 нарушены положения статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки".
ООО "Комфорт-Сервис" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда - оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником земельного участка общей площадью 3814 кв. м с кадастровым номером 21:01:030101:46, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства и эксплуатации нежилых зданий делового и торгового центра, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права серии 21 АБ N 006131 от 07.11.2013).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:46 от 27.03.2014 кадастровая стоимость участка определена в размере 28 155 748 руб. 94 коп.
Согласно отчету от 31.01.2014 N О-0149/2014 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:46, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 3, составленному ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" по состоянию на 01.01.2013, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 23 580 000 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка определена на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 396 от 27.09.2013 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики".
Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, из которого усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельного участка и определенной рыночной стоимости.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отчет об оценке по состоянию на 01.01.2013, на котором основан иск, лицами, участвующими в деле, не оспорен, а также прошел нормативно-методическую экспертизу, по результатам которой был признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, доводы администрации об обратном во внимание не принимаются.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчете, выполненном экспертом ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы", ответчиком, а также третьим лицом не представлены.
Ходатайств о назначении экспертизы отчетов оценщика не заявлялось.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен довод ответчика о том, что требования истца подлежат оставлению без рассмотрения, является несостоятельным.
Изменения, внесенные Федеральным законом N 225-ФЗ от 21.07.2014 в статью 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступили в законную силу с 22.07.2014.
С исковым заявлением ООО "Комфорт-Сервис" обратилось в арбитражный суд 30.06.2014.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик и третьи лица не представили доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также доказательств того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков соответствует рыночной стоимости участков или приближена к ней по значению, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.09.2014 по делу N А79-5164/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии и муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в лице администрации г. Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2014 ПО ДЕЛУ N А79-5164/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. по делу N А79-5164/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 10.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии и муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в лице администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.09.2014 по делу N А79-5164/2014,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис", г. Чебоксары (ОГРН 1082130016495, ИНН 2130049515) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары, об изменении кадастровой стоимости земельного участка,
в судебном заседании приняли участие представители:
- от истца - Иванов А.В. по доверенности от 25.02.2014 (сроком на 1 год);
- от ответчика - не явился, извещен;
- от третьих лиц - не явились, извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Сервис" (далее - истец, ООО "Комфорт-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:46 общей площадью 3814 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: для завершения строительства и эксплуатации нежилых зданий делового и торгового центра, расположенного по адресу: г. Чебоксары, площадь Речников, д. 3, в размере его рыночной стоимости, равной 23580000 руб., об обязании Учреждение внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о данном земельном участке в части его кадастровой стоимости, указав кадастровую стоимость равной 23580000 руб.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, муниципальное образование город Чебоксары - столица Чувашской Республики в лице администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, некоммерческое партнерство саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков", общество с ограниченной ответственностью "Оценка и Консалтинг".
Решением от 10.09.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленные требования.
Учреждение, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия изложенных в нем выводов обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что не является органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке и не уполномочен самостоятельно устанавливать кадастровую стоимость объекта недвижимости равной ее рыночной стоимости.
По мнению Учреждения, ООО "Комфорт-Сервис" имело возможность обратиться в Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости, действующую при Управлении Росреестра по Чувашской Республики для определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, что, по мнению заявителя апелляционной жалобы, является обязательным перед обращением в суд.
С учетом изложенного, Учреждение считает, что суд должен был оставить исковое заявление без рассмотрения в силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению Учреждения, решение принято судом не по всем заявленным требованиям истца.
Администрация г. Чебоксары (далее - администрация) также не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права.
Администрация считает, что при составлении отчета от 31.01.2014 N О-0149/2014 нарушены положения статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 18 постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 519 "Об утверждении стандартов оценки".
ООО "Комфорт-Сервис" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда - оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является собственником земельного участка общей площадью 3814 кв. м с кадастровым номером 21:01:030101:46, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для завершения строительства и эксплуатации нежилых зданий делового и торгового центра, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права серии 21 АБ N 006131 от 07.11.2013).
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:46 от 27.03.2014 кадастровая стоимость участка определена в размере 28 155 748 руб. 94 коп.
Согласно отчету от 31.01.2014 N О-0149/2014 по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:01:030101:46, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, д. 3, составленному ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы" по состоянию на 01.01.2013, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет 23 580 000 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка определена на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики N 396 от 27.09.2013 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики".
Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, из которого усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельного участка и определенной рыночной стоимости.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отчет об оценке по состоянию на 01.01.2013, на котором основан иск, лицами, участвующими в деле, не оспорен, а также прошел нормативно-методическую экспертизу, по результатам которой был признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, доводы администрации об обратном во внимание не принимаются.
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельного участка или недостоверности рыночной стоимости, определенной в отчете, выполненном экспертом ООО "Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы", ответчиком, а также третьим лицом не представлены.
Ходатайств о назначении экспертизы отчетов оценщика не заявлялось.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен довод ответчика о том, что требования истца подлежат оставлению без рассмотрения, является несостоятельным.
Изменения, внесенные Федеральным законом N 225-ФЗ от 21.07.2014 в статью 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступили в законную силу с 22.07.2014.
С исковым заявлением ООО "Комфорт-Сервис" обратилось в арбитражный суд 30.06.2014.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик и третьи лица не представили доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также доказательств того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков соответствует рыночной стоимости участков или приближена к ней по значению, суд правомерно удовлетворил заявленные исковые требования.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.09.2014 по делу N А79-5164/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике - Чувашии и муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики в лице администрации г. Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.Л.МАЛЫШКИНА
О.А.ЛОГИНОВА
Е.Л.МАЛЫШКИНА
О.А.ЛОГИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)