Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Хасанова М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.
судей областного суда Сухачевой Т.Ю., Конышевой И.Н.
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сухачевой Т.Ю.,
дело по апелляционной жалобе управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 03 марта 2014 года по иску прокурора города Астрахани в интересах П. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" в лице управления земельными ресурсами о возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
установила:
прокурор города Астрахани обратился в суд с иском в интересах П. о предоставлении земельного участка, указав, что 15 ноября 2012 года П. обратилась в управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка. По результатам рассмотрения заявления П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Однако вопрос обеспечения земельным участком ветерана Великой Отечественной войны П. в целях получения гарантированных государством мер социальной поддержки до настоящего времени не решен.
Просит возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" в лице управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить П. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Шафигулина Д.Х. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
П. в судебном заседании поддержала исковые требования, по основаниям, указанным в иске прокурором.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку полагает, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, а срок обращения в суд в названном порядке истек.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 03 марта 2014 года суд возложил обязанность на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить П. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани, для индивидуального жилищного строительства.
В апелляционной жалобе управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что со стороны муниципального образования отсутствуют признаки бездействия, о чем свидетельствуют принятые меры. Предоставление земельного участка возможно только после утверждения проекта планировки территории, установление очередности в получении земельного участка является одной из мер по упорядочению предоставления участков. Указывает, что данное дело подлежало рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако дело рассмотрено в исковом порядке.
Администрация МО "Город Астрахань", надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, прокурора Лазареву Е.В., представителя П. - Н., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7 часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, и вправе определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации как в социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд, здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом. Защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 2, 7 и 39, пункты "б, в, ж, к", части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Администрацией г. Астрахани в целях реализации указанного Закона Астраханской области принято Постановление администрации города Астрахани от 4 декабря 2012 года N 10486, утвердившее Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
В суде первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что П. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах". Проживает на территории города Астрахани, относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
15 ноября 2012 года П. обратилась в администрацию МО "Город Астрахань" с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. До настоящего времени земельный участок не представлен.
Не оспаривая право П. на предоставление земельного участка, управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани сообщило о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по ул. Волгоградское шоссе в Трусовского района г. Астрахани.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани указывает на несостоятельность доводов заявления в части права истца на внеочередное представление земельного участка, поскольку в рамках реализации Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ администрацией города Астрахани принят Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, который предусматривает постановку на учет гражданина, обратившегося с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность и последующее (в случае постановки гражданина на учет) внесение в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков. Указанный Порядок основан на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности.
Между тем, указанный выше Закон Астраханской области и Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков не предусматривает необоснованно длительный период рассмотрения заявления.
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из целей социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает систему мер социальной защиты, которые направлены, как указано в его преамбуле, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе ветеранов, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.
Реализация установленных законодателем для отдельной категории граждан дополнительных прав и льгот должны осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложить обязанность на администрацию г. Астрахани по предоставлению П. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для индивидуального жилищного строительства, исходя из принципов разумности сроков, которые включают в себя период со дня поступления заявления в администрацию города, эффективность действий администрации города по формированию свободных земельных участков, требования своевременного рассмотрения заявления и приходит к выводу, что за период с момента подачи заявления 15 ноября 2012 года до момента обращения в суд прошел значительный период времени; до настоящего времени вопрос предоставления земельного участка истцу, относящейся к льготной категории граждан, не разрешен.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Не обоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что данные требования необходимо рассматривать в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с иском в защиту интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. Содержащийся в указанной норме права перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
По настоящему делу прокурором, действующим в интересах гражданина, который в силу возраста и состояния здоровья не может сам обратиться в суд, избран такой способ защиты прав этого гражданина, как возложение обязанности на администрации г. Астрахани к выполнению имеющейся у нее обязанности по предоставлению П. земельного участка. Данный способ защиты нарушенного права гражданина подлежит защите в исковом порядке и не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность защиты гражданских прав иными способами, прямо не приведенными в названной норме права.
Суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 03 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани в лице управления земельными ресурсами - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 18.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-1816/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июня 2014 г. по делу N 33-1816/2014
Судья Хасанова М.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.
судей областного суда Сухачевой Т.Ю., Конышевой И.Н.
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сухачевой Т.Ю.,
дело по апелляционной жалобе управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 03 марта 2014 года по иску прокурора города Астрахани в интересах П. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" в лице управления земельными ресурсами о возложении обязанности по предоставлению земельного участка,
установила:
прокурор города Астрахани обратился в суд с иском в интересах П. о предоставлении земельного участка, указав, что 15 ноября 2012 года П. обратилась в управление земельными ресурсами администрации города Астрахани с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка. По результатам рассмотрения заявления П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. Однако вопрос обеспечения земельным участком ветерана Великой Отечественной войны П. в целях получения гарантированных государством мер социальной поддержки до настоящего времени не решен.
Просит возложить обязанность на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" в лице управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани предоставить П. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании помощник прокурора г. Астрахани Шафигулина Д.Х. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
П. в судебном заседании поддержала исковые требования, по основаниям, указанным в иске прокурором.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку полагает, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, а срок обращения в суд в названном порядке истек.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 03 марта 2014 года суд возложил обязанность на администрацию муниципального образования "Город Астрахань" предоставить П. в собственность бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани, для индивидуального жилищного строительства.
В апелляционной жалобе управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что со стороны муниципального образования отсутствуют признаки бездействия, о чем свидетельствуют принятые меры. Предоставление земельного участка возможно только после утверждения проекта планировки территории, установление очередности в получении земельного участка является одной из мер по упорядочению предоставления участков. Указывает, что данное дело подлежало рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, однако дело рассмотрено в исковом порядке.
Администрация МО "Город Астрахань", надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, прокурора Лазареву Е.В., представителя П. - Н., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7 часть 2), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, и вправе определять круг получателей, порядок и условия их предоставления.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации как в социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд, здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом. Защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 2, 7 и 39, пункты "б, в, ж, к", части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" в собственность граждан земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 18 настоящего Закона), предоставляются бесплатно лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - для индивидуального жилищного строительства по месту проживания.
Администрацией г. Астрахани в целях реализации указанного Закона Астраханской области принято Постановление администрации города Астрахани от 4 декабря 2012 года N 10486, утвердившее Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
В суде первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что П. является ветераном Великой Отечественной войны, имеет льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах". Проживает на территории города Астрахани, относится к числу лиц, которым в силу пункта 7 части 1 статьи 3 Закона Астраханской области "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области" предоставлено право на получение в собственность земельных участков бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
15 ноября 2012 года П. обратилась в администрацию МО "Город Астрахань" с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. До настоящего времени земельный участок не представлен.
Не оспаривая право П. на предоставление земельного участка, управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани сообщило о проводимой разработке и формировании земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов по ул. Волгоградское шоссе в Трусовского района г. Астрахани.
В апелляционной жалобе администрация г. Астрахани указывает на несостоятельность доводов заявления в части права истца на внеочередное представление земельного участка, поскольку в рамках реализации Закона Астраханской области от 04.03.2008 N 7/2008-ОЗ администрацией города Астрахани принят Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, который предусматривает постановку на учет гражданина, обратившегося с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность и последующее (в случае постановки гражданина на учет) внесение в реестр учета граждан, нуждающихся в бесплатном предоставлении земельных участков. Указанный Порядок основан на принципах добровольности, гласности, социальной справедливости, бесплатности, очередности.
Между тем, указанный выше Закон Астраханской области и Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков не предусматривает необоснованно длительный период рассмотрения заявления.
Федеральный закон "О ветеранах", исходя из целей социального государства, закрепленных в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает систему мер социальной защиты, которые направлены, как указано в его преамбуле, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе ветеранов, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот.
Реализация установленных законодателем для отдельной категории граждан дополнительных прав и льгот должны осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости возложить обязанность на администрацию г. Астрахани по предоставлению П. в собственность, бесплатно земельный участок в черте г. Астрахани для индивидуального жилищного строительства, исходя из принципов разумности сроков, которые включают в себя период со дня поступления заявления в администрацию города, эффективность действий администрации города по формированию свободных земельных участков, требования своевременного рассмотрения заявления и приходит к выводу, что за период с момента подачи заявления 15 ноября 2012 года до момента обращения в суд прошел значительный период времени; до настоящего времени вопрос предоставления земельного участка истцу, относящейся к льготной категории граждан, не разрешен.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда у судебной коллегии не имеется.
Не обоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что данные требования необходимо рассматривать в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с иском в защиту интересов гражданина, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. Содержащийся в указанной норме права перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
По настоящему делу прокурором, действующим в интересах гражданина, который в силу возраста и состояния здоровья не может сам обратиться в суд, избран такой способ защиты прав этого гражданина, как возложение обязанности на администрации г. Астрахани к выполнению имеющейся у нее обязанности по предоставлению П. земельного участка. Данный способ защиты нарушенного права гражданина подлежит защите в исковом порядке и не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность защиты гражданских прав иными способами, прямо не приведенными в названной норме права.
Суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям, и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 03 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани в лице управления земельными ресурсами - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)