Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2014 ПО ДЕЛУ N А26-4493/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2014 г. по делу N А26-4493/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Филимонов К.П., доверенность от 02.12.2013; до перерыва Аксенов Ю.А., доверенность от 13.02.2014,
от заинтересованного лица: до перерыва Этингоф К.З., доверенность от 05.02.2014,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-890/2014) Администрации Костомукшского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2013 по делу N А26-4493/2013 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению ОАО "Карельский окатыш"
заинтересованное лицо: Администрация Костомукшского городского округа,
3-е лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании недействительным постановления от 31.01.2013 N 52,

установил:

Открытое акционерное общество "Карельский окатыш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Костомукшского городского округа (далее - Администрация) от 31.01.2013 N 52, которым отменено постановление Администрации от 10.11.2011 года N 1197 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Карельский окатыш", кадастровый номер участка 10:04:0026502:828, площадью 40 049 031 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, промышленная площадка ОАО "Карельский окатыш" "для добычи и разработки полезных ископаемых". В соответствии с оспариваемым постановлением спорному земельному участку установлен вид разрешенного использования "для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения". Заявитель считает оспариваемое постановление не соответствующим нормам земельного законодательства, положениям Федерального закона от 06.10.2013 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", а также нарушающим права и законные интересы общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Определением от 18.09.2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", которое в отзыве на заявление указало следующее.
Решением от 23.10.2013 суд удовлетворил заявление Открытого акционерного общества "Карельский окатыш"; признал недействительным, как несоответствующее кодексу Российской Федерации, Федеральному Земельному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановление Администрации Костомукшского городского округа от 31.01.2013 года N 52 "Об отмене Постановления N 1197 от 10 ноября 2011 г. по изменению вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Карельский окатыш"; обязал Администрацию Костомукшского городского округа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Карельский окатыш".
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что публичные слушания, по результатам которых принято постановление от 10.11.2011 года N 1197, проведены Администрацией с нарушением процедуры, установленной Положением о порядке проведения публичных слушаний в муниципальном образовании "Костомукшский городской округ", утвержденным Решением Совета Костомукшского городского округа от 25.10.2005 года N 442-ГС; постановление N 52 не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку направлено на установление вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с действующим законодательством
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представители Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.12.1981 года Костомукшскому горно-обогатительному комбинату п. Костомукша Калевальского района Карельской АССР (правопредшественнику ОАО "Карельский окатыш") выделен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок общей площадью 1 456, 58 га в границах согласно плану землепользования для добычи полезных ископаемых, что подтверждается государственным актом на право пользования землей от 18.12.1981 года серии А-I N 408629.
На основании лицензии на право пользования недрами серии ПТЗ N 00558 ТЭ общество осуществляло разработку Костомукшского месторождения полезных ископаемых - железистых кварцитов и геллефлинтов. К лицензии на право пользования недрами оформлены горноотводные акты от 02.12.2002, от 13.07.2012, удостоверяющие уточненные границы горного отвода.
Решением от 02.08.2011 года N 1000/144/11-13876 на государственный кадастровый учет поставлено пять земельных участков с кадастровыми номерами 10:04:0026502:828, 10:04:0026502:829, 10:04:0026509:151, 10:04:0026509:152, 10:04:0026509:153, образованных в результате раздела земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 10:04:0000000:42, расположенного в г. Костомукша Республики Карелия.
Спорный земельный участок площадью 40 049 031 кв. м, с кадастровым номером 10:04:0026502:828 (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 02.08.2011) образован в результате раздела земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 10:04:0000000:42, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, который принадлежал обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно кадастровому паспорту от 02.08.2011 по состоянию на указанную дату спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование - для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения.
В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 10:04:0026502:828 фактически используется для разработки Костомукшского железорудного месторождения, Общество обратилось в Администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования с "для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения" на "для разработки полезных ископаемых".
После проведения процедуры публичных слушаний, постановлением Администрации от 10.11.2011 года N 1197 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Карельский окатыш" установлен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026502:828 "для добычи и разработки полезных ископаемых". Правообладатель обязан обеспечить внесение изменений в кадастровые сведения о земельном участке в части его разрешенного использования.
Постановлением Администрации от 12.12.2011 года N 1360 принято решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения сроком на 20 лет. Администрация (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды от 14.12.2011 года N 88/8, общей площадью 40049031 кв. м, по которому арендодатель предоставляет в аренду земельный участок, из категории земель - земли промышленности, для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения сроком до 18.12.2031 года
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026502:828, датированном 21.12.2011, спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения; разрешенное использование - для добычи и разработки полезных ископаемых.
Указанный земельный участок предоставлен в аренду по договору от 14.12.2011, заключенному с протоколом разногласий (л.д. 88 т. 1), согласно которому пункт 2 Договора изложен в следующей редакции: Участок предоставляется для добычи и разработки полезных ископаемых.
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Постановлением от 31.01.2013 года N 52 Администрация отменила постановление от 10.11.2011 года N 1197, указав, что видом разрешенного использования земельного участка считать: "для размещения объектов промышленно-хозяйственного назначения".
В порядке информационного взаимодействия оспариваемое постановление направлено в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Карелия), в связи с чем, решением от 18.02.2013 года N 1000/144/13-5801 внесены изменения в кадастровые сведения в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026502:828.
Общество, ссылаясь на то обстоятельство, что Постановление Администрации от 31.01.2013 года N 52 является незаконным и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил заявление.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия такого акта, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт.
Таким образом, Администрация должна представить доказательства, подтверждающие, что Постановление N 1197 не соответствовало нормам действовавшего на момент его принятия законодательства, а отменяющее его Постановление N 52 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Общества. В свою очередь арбитражный суд в силу части 4 статьи 200 АПК РФ должен дать оценку представленным доказательствам, осуществить проверку оспариваемого ненормативного акта на предмет его соответствия закону или иным нормативным правовым актам.
Как следует из преамбулы Постановления N 52, оспариваемое постановление принято в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", ст. 7, 48 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты, не соответствующие закону, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Реализуя право отмены, ранее принятого ненормативного акта в порядке части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, полномочный орган или должностное лицо обязаны обосновать необходимость отмены такого акта и указать в чем заключается его несоответствие закону.
Возражая против удовлетворения настоящего заявления, Администрация указала, что публичные слушания, по результатам которых принято постановление от 10.11.2011 года N 1197, проведены Администрацией с нарушением процедуры, установленной Положением о порядке проведения публичных слушаний в муниципальном образовании "Костомукшский городской округ", утвержденным Решением Совета Костомукшского городского округа от 25.10.2005 года N 442-ГС; постановление N 52 не нарушает прав и законных интересов Общества, поскольку направлено на установление вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с действующим законодательством. Данные доводы также заявлены Администрацией в обоснование апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Спорный земельный участок находятся на территории г. Костомукша Республики Карелия и относятся к категории земель промышленности.
В статье 88 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности (пункт 1). В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в пункте 1 настоящей статьи земель. Размеры земельных участков, предоставляемых для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией (пункты 2 и 3). Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель (пункт 4).
В силу пункта 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, которое состоит из Закона о недрах и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов.
В Постановлении от 19.06.2006 года N 15737/05 Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулирован правовой подход, согласно которому Закон о недрах предусматривает, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право в границах этого отвода осуществлять пользование недрами, а не земельным участком, под которым они расположены.
В соответствии со статьями 7 и 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия содержит, в том числе и указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании земельным участком (пункты 4, 6 статьи 12 Закона о недрах).
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. При определении границ учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, а также другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части после разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона (статья 7 Закона о недрах).
Земельные участки необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским и земельным законодательном. Такие участки (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода (статья 25.1 Закона о недрах).
Пункт 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает аналогичный порядок предоставления пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании представленных в материалы дела доказательств, суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок представляет собой карьер по добыче, разработке и обогащению полезных ископаемых, на территории которого находятся: комплекс сухой магнитной сепарации для переработки руд, сооружения ангаров, водоотливная система, дробилка для щебня, буровые станки, железнодорожные пути и т.п., то есть единый технологический комплекс, необходимый для разработки полезных ископаемых. Обществом соблюдены все процедуры, предусмотренные положениями Закона о недрах и нормами Земельного кодекса Российской Федерации, необходимые для осуществления работ, связанных с пользованием недрами, находящимися под спорным земельным участком, на основании соответствующей лицензии.
При разрешении спора суд обоснованно учел правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 15.12.2011 года N 12651/11, в соответствии с которой определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано неоднозначно, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов недвижимости, расположенных на этом участке.
Имеющиеся в деле доказательства, в том числе, государственный акт на право пользования землей от 18.12.1981 года серии А-I N 408629, лицензия на право пользования недрами, горноотводный акт от 13.07.2013 года, проект рекультивации земель, свидетельствуют о том, что квалифицирующим признаком для определения вида разрешенного использования спорного земельного участка является его функциональное назначение - добыча и разработка полезных ископаемых.
Администрацией не представлено доказательств, подтверждающих, что спорный участок предназначен только для эксплуатации объектов промышленности.
Таким образом, установленный Постановлением N 1197 вид разрешенного использования Земельного участка соответствует его фактическому использованию. Администрация не представила доказательств, подтверждающих, что установленный Постановлением N 1197 вид разрешенного использования земельного участка противоречит нормам природоохранного законодательства.
Следовательно, отсутствовали основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка, установленного Постановлением N 1197.
Доводы Администрации о несоблюдении процедуры проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка опровергаются представленными в материалы дела протоколом публичных слушаний от 24.10.2011 года, итоговым документом публичных слушаний.
Кроме того, Постановление N 52, являющееся, по сути, решением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принято без соблюдения процедуры, установленной пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое Постановление N 52 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.10.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий
Е.В.ЖИЛЯЕВА

Судьи
И.А.СЕРИКОВА
И.А.ТИМУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)