Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.11.2013 ПО ДЕЛУ N А55-13961/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. по делу N А55-13961/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Самарский хлеб" - Гаврилов А.И. по доверенности от 14.11.2013 г.;
- от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С. по доверенности от 29.04.2013 г. N 77;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 сентября 2013 года по делу N А55-13961/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Самарский хлеб", (ОГРН 1036300112122), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным действий,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Самарский хлеб" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в продлении срока аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, около дома N 35, площадью 12,00 кв. м, занимаемого временным киоском "Хлеб", кадастровый номер 63:01:0110005:723, содержащийся в сообщении от 29.05.2013 N 12-1/1939/12 и обязании рассмотреть по существу его обращение от 06.07.2012 входящий номер 22121.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, отказать ООО "Самарский хлеб" в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в настоящем случае характер правоотношений между сторонами (спор относительно наличия преимущественного права у арендатора) не свидетельствуют о наличии административного спора.
По мнению подателя жалобы, в данном случае министерство выступает как сторона в сделке -арендодатель.
Податель жалобы считает, что оспариваемый отказ министерства следует рассматривать не как отказ в сфере реализации его властно-распорядительных функций, а в рамках гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон.
По мнению подателя жалобы, отказ министерства в продлении срока договора аренды в порядке реализации преимущественного права, не является отказом, который может быть оспорен в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Самарский хлеб" считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Между Министерством имущественных отношений Самарской области и ООО "Самарский хлеб" 16 июня 2008 года заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством N 640а-2008/2012, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, около дома N 35, площадью 12,00 кв. м, занимаемого временным киоском "Хлеб", кадастровый номер 63:01:01 10 005:723 сроком действия с 10.01.2008 по 09.01.2012.
В связи с истечением срока действия вышеназванного договора ООО "Самарский хлеб" обратилось в министерство с заявлением о продлении срока аренды вышеназванного земельного участка. Однако сообщением от 29 мая 2013 года N 12-1/1939/12 в продлении срока аренды земельного участка было отказано. Отказ мотивирован тем, что размещение нестационарного торгового объекта ООО "Самарский хлеб" на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 года N 377, ввиду чего продление срока аренды, по мнению министерства, является нецелесообразным.
При принятии решения об удовлетворении требований общества о признании указанного отказа в продлении договора аренды незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94 -ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также, в случае если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Суд правомерно посчитал необоснованным довод министерства о том, что поскольку размещение нестационарного объекта ООО "Самарский хлеб" на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, утвержденной постановлением администрации городского округа Самары от 19.04.2013 года N 377, продление срока аренды является нецелесообразным.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего. Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Нестационарный торговый объект ООО "Самарский хлеб" размещен на спорном земельном участке до утверждения вышеназванной Схемы. Следовательно, по смыслу вышеназванной нормы, факт наличия либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта ООО "Самарский хлеб".
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 N 381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Аналогичная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой - постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2013 года по делу N А55-7618/2013.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в продлении срока аренды земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, гор. Самара, Железнодорожный район, ул. Гагарина, около дома N 35, площадью 12,00 кв. м, занимаемого временным киоском "Хлеб", кадастровый номер 63:01:0110005:723, содержащийся в сообщении от 29.05.2013 N 12-1/1939/12 является ненормативным актом, т.к. Министерство является органом, уполномоченным постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" на распоряжение земельным участком, ООО "Самарский хлеб" обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии ст. 34 Земельного кодекса РФ и порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, отказ является ненормативным актом уполномоченного органа, затрагивающим его права и законные интересы, и обращение заявителя в суд в порядке Главы 24 АПК РФ является правомерным.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 сентября 2013 года по делу N А55-13961/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
С.Т.ХОЛОДНАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)