Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2015.
Полный текст постановления изготовлен 04.02.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Богуновой Е.А., Логиновой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2014 по делу N А43-12731/2014,
по иску открытого акционерного общества "Газпром газэнергосеть", г. Москва (ОГРН 1025000652324, ИНН 5003027352), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Нижегородской области, г. Н. Новгород,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, г. Н. Новгород (ОГРН 1045207492494, ИНН 5262133455), 2) Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области (ОГРН 1025201991308, ИНН 5250000281), 3) администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
открытое акционерное общество "Газпром газэнергосеть" (далее - ОАО "Газпром газэнергосеть") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:26:150002:124, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой Кстовской газонаполнительной станции, площадью 78 906 кв. м, расположенного по адресу: Нижегородская область, примерно в 2 км по направлению на юг от г. Кстово, в размере 27 826 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, администрация города Кстово Кстовского района Нижегородской области (далее - администрация).
Решением от 29.10.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
Администрация, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, неправильного применения норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенного пункта города Кстово Кстовского района Нижегородской области утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2012 N 863 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенного пункта города Кстово Кстовского района Нижегородской области", вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки спорного земельного участка может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании названного постановления.
Со ссылкой на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации администрация указала, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, однако в резолютивной части оспариваемого решения не указано, с какого момента должна быть установлена рыночная стоимость спорных земельных участков.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.01.2007 Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района (арендодатель) и ОАО "Газэнергосеть" (арендатор) на основании распоряжения администрации Кстовского района от 12.12.2006 N 2652-р "О предоставлении в аренду земельного участка ОАО "Газэнергосеть" заключили договор N А460, в соответствии с которым по акту приема-передачи ОАО "Газэнергосеть" получило в арендное пользование земельный участок площадью 32 844 кв. м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 2 км южнее г. Кстово, для строительства железнодорожного тупика со сливной эстакадой.
Срок аренды установлен до 12.12.2011.
27.02.2007 договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
По условиям названного договора (раздел 4) ОАО "Газэнергосеть" обязано своевременно ежеквартально вносить арендную плату за пользование земельным участком, размер и порядок расчета указаны в приложении N 3, являющемся неотъемлемой частью договора аренды.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2012 N 863 были утверждены результаты государственный кадастровый оценки участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов г. Кстово Нижегородской области, определенные по состоянию на 01.08.2012.
Согласно кадастровой справке от 20.05.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:26:0150002:124 по состоянию на 01.08.2012 составляет 41 741 439 руб. 60 коп.
Полагая, что внесенная в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права истца, как арендатора, последний обратился в ООО "Си-Эй-Си-Городской центр экспертиз" в целях определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету N 320/Р-17-1-2014 от 28.08.2014, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:26:150002:124, расположенного по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 2 км южнее г. Кстово, по состоянию на 01.08.2012 составляет 27 826 000 руб.
Экспертным заключением от 15.09.2014 N 874/Н-14, выполненным ЗАО "Аудиторская компания "Городской центр экспертиз", подтверждено соответствие отчета об оценке N 320/Р-17-1-2014 от 28.08.2014 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Принимая во внимание данное заключение, истец обратился в арбитражный суд с иском об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п. 1 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков устанавливает правовой характер этих результатов. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученные при проведении государственной кадастровой оценки земель и утвержденные администрацией субъекта, являются обязательными к применению для установленных законом целей.
Однако, в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Статья 24.18 Федерального закона Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об оценке недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в части 4 названной статьи в качестве основания к изменению учетных данных объекта недвижимости указано решение суда.
Заявленное истцом требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно рассмотрел данное требование по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм права.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Оценив в соответствии со статьей 65, пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные ответчиком в обоснование рыночной стоимости земельных участков отчет об оценке N 320/Р-17-1-2014 от 28.08.2014 и экспертное заключение N 874/Н-14 от 15.09.2014, суд пришел к правильному выводу о соответствии их требованиям статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности".
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также доказательств того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков соответствует рыночной стоимости участков или приближена к ней по значению.
Доводы администрации отклоняются, как противоречащие правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2014 по делу N А43-12731/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2015 ПО ДЕЛУ N А43-12731/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2015 г. по делу N А43-12731/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2015.
Полный текст постановления изготовлен 04.02.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Богуновой Е.А., Логиновой О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2014 по делу N А43-12731/2014,
по иску открытого акционерного общества "Газпром газэнергосеть", г. Москва (ОГРН 1025000652324, ИНН 5003027352), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Нижегородской области, г. Н. Новгород,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, г. Н. Новгород (ОГРН 1045207492494, ИНН 5262133455), 2) Комитета по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области (ОГРН 1025201991308, ИНН 5250000281), 3) администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газэнергосеть" (далее - ОАО "Газпром газэнергосеть") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - ответчик, Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:26:150002:124, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственной базой Кстовской газонаполнительной станции, площадью 78 906 кв. м, расположенного по адресу: Нижегородская область, примерно в 2 км по направлению на юг от г. Кстово, в размере 27 826 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района Нижегородской области, администрация города Кстово Кстовского района Нижегородской области (далее - администрация).
Решением от 29.10.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования.
Администрация, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неполного выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, неправильного применения норм материального права.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенного пункта города Кстово Кстовского района Нижегородской области утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2012 N 863 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенного пункта города Кстово Кстовского района Нижегородской области", вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки спорного земельного участка может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании названного постановления.
Со ссылкой на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации администрация указала, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, однако в резолютивной части оспариваемого решения не указано, с какого момента должна быть установлена рыночная стоимость спорных земельных участков.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29.01.2007 Комитет по управлению муниципальным имуществом Кстовского муниципального района (арендодатель) и ОАО "Газэнергосеть" (арендатор) на основании распоряжения администрации Кстовского района от 12.12.2006 N 2652-р "О предоставлении в аренду земельного участка ОАО "Газэнергосеть" заключили договор N А460, в соответствии с которым по акту приема-передачи ОАО "Газэнергосеть" получило в арендное пользование земельный участок площадью 32 844 кв. м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 2 км южнее г. Кстово, для строительства железнодорожного тупика со сливной эстакадой.
Срок аренды установлен до 12.12.2011.
27.02.2007 договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
По условиям названного договора (раздел 4) ОАО "Газэнергосеть" обязано своевременно ежеквартально вносить арендную плату за пользование земельным участком, размер и порядок расчета указаны в приложении N 3, являющемся неотъемлемой частью договора аренды.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2012 N 863 были утверждены результаты государственный кадастровый оценки участков, прошедших государственный кадастровый учет в составе земель населенных пунктов г. Кстово Нижегородской области, определенные по состоянию на 01.08.2012.
Согласно кадастровой справке от 20.05.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:26:0150002:124 по состоянию на 01.08.2012 составляет 41 741 439 руб. 60 коп.
Полагая, что внесенная в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости и нарушает права истца, как арендатора, последний обратился в ООО "Си-Эй-Си-Городской центр экспертиз" в целях определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету N 320/Р-17-1-2014 от 28.08.2014, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:26:150002:124, расположенного по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, 2 км южнее г. Кстово, по состоянию на 01.08.2012 составляет 27 826 000 руб.
Экспертным заключением от 15.09.2014 N 874/Н-14, выполненным ЗАО "Аудиторская компания "Городской центр экспертиз", подтверждено соответствие отчета об оценке N 320/Р-17-1-2014 от 28.08.2014 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Принимая во внимание данное заключение, истец обратился в арбитражный суд с иском об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 и определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (п. 1 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков устанавливает правовой характер этих результатов. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, полученные при проведении государственной кадастровой оценки земель и утвержденные администрацией субъекта, являются обязательными к применению для установленных законом целей.
Однако, в силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
При этом права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11).
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Статья 24.18 Федерального закона Российской Федерации "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" также предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об оценке недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в части 4 названной статьи в качестве основания к изменению учетных данных объекта недвижимости указано решение суда.
Заявленное истцом требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно рассмотрел данное требование по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании норм права.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Оценив в соответствии со статьей 65, пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные ответчиком в обоснование рыночной стоимости земельных участков отчет об оценке N 320/Р-17-1-2014 от 28.08.2014 и экспертное заключение N 874/Н-14 от 15.09.2014, суд пришел к правильному выводу о соответствии их требованиям статьи 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности".
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также доказательств того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков соответствует рыночной стоимости участков или приближена к ней по значению.
Доводы администрации отклоняются, как противоречащие правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.
С учетом изложенного арбитражный суд вынес законное решение.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2014 по делу N А43-12731/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.ВЕЧКАНОВ
А.И.ВЕЧКАНОВ
Судьи
Е.А.БОГУНОВА
О.А.ЛОГИНОВА
Е.А.БОГУНОВА
О.А.ЛОГИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)