Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2014 N 07АП-7673/2014 ПО ДЕЛУ N А03-2397/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2014 г. по делу N А03-2397/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Киреевой
судей: Е.И. Захарчука, И.И. Терехиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Бабенковой
с участием представителей:
- от истца: без участия (извещен);
- от ответчика: без участия (извещен);
- от третьих лиц: без участия (извещены);
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Минобороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Алтайского края от 11 июля 2014 года по делу N А03-2397/2014(07АП-7673/2014)

по иску Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, г. Чита, и Министерства обороны РФ, г. Москва,
к муниципальному образованию "Город Бийск" в лице администрации г. Бийска (ОГРН 1022200567212, ИНН 2204001327), г. Бийск,
третьи лица - ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России, г. Москва, и общество с ограниченной ответственностью "Лесное промышленно-экспортное предприятие",
о признании отсутствующим права собственности, о признании права собственности права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "Город Бийск" в лице администрации города Бийска (далее - администрация) о признании незаконным зарегистрированного права собственности ответчика на весь земельный участок с кадастровым номером 22:04:510001:0003, общей площадью 1707 га, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, 5 км. Чуйского тракта по направлению на юго-восток от г. Бийска; признании права собственности Российской Федерации на часть спорного земельного участка, покрытую лесом; признании права постоянного бессрочного пользования на часть спорного земельного участка за ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России и обязании муниципального образования "Город Бийск" провести размежевание земельного участка с целью выдела и установления границ земельного участка, необходимого для использования под кинобудку и водонасосную станцию, не включая территорию, покрытую лесом.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России, г. Москва, Министерство обороны, г. Москва,.
Определением от 31 марта 2014 суд привлек Министерство обороны Российской Федерации к участию в деле в качестве соистца, а общество с ограниченной ответственностью "Лесное промышленно-экспортное предприятие" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Истцы в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неоднократно уточняли исковые требования. В окончательном виде требования истцов заявлены о признании отсутствующим право собственности ответчика на весь земельный участок с кадастровым номером 22:04:510001:0003, общей площадью 1707 га, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Бийск, 5 км. Чуйского тракта по направлению на юго-восток от г. Бийска; признании права собственности Российской Федерации и права постоянного бессрочного пользования ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России на весь указанный земельный участок с кадастровым номером 22:04:510001:0003.
Решением арбитражного суда от 11 июля 2014 (резолютивная часть объявлена 09 июля 2014) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением от 11 июля 2014 года, податель жалобы заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт - удовлетворить исковые требования ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ.
В обоснование своей апелляционной жалобы истец указал, что администрацией незаконно зарегистрировано право на весь земельный участок с кадастровым номером 22:04:510001:0003, что повлекло за собой причинение значительного ущерба государству в лице Министерства обороны Российской Федерации. Судом первой инстанции не учтен довод ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ, что собственником спорного имущества является Минобороны РФ. Истец, ссылаясь на п. 11 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации", п 2. п. 3 Приказ Заместителя Минобороны РФ от 09 апреля 2013 года, считает, что ответчику подлежала передача часть земельного участка с кадастровым номером 22:04:510001:0003, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, 5 км. Чуйского тракта по направлению на юго-восток от г. Бийска, то есть за исключением площади, занятой лесными насаждениями, а не весь спорный участок. Кроме того, судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учтено, что спорный земельный участок находится в границах Алтайского лесничества Миноборона РФ - филиал ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ, что подтверждается лесохозяйственным регламентом Алтайского лесничества от 2008 года. Алтайское лесничество Минобороны России - филиал ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ на территории Бийского лесоучастка выполняет мероприятия по производству, охране и защите лесонасаждений, намеченных Лесохозяйственным регламентом. Таким образом, из владения Российской Федерации практически выбыл земельный участок (действующий полигон), используемый до настоящего времени для нужд обороны. Несостоятельным является и довод суда первой инстанции о том, что требования ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ взаимоисключающие, ввиду того, что ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ просило суд признать отсутствующим зарегистрированное право собственности МО "город Бийск" Алтайского края на весь земельный участок с кадастровым номером 22:04:510001:0003 расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, 5 км. Чуйского тракта по направлению на юго-восток от г. Бийска, общей площадью 1707 га, признать право собственности на весь земельный участок с кадастровым номером 22:04:510001:0003 расположенного по адресу: Алтайский край, г. Бийск, 5 км. Чуйского тракта по направлению на юго-восток от г. Бийска, общей площадью 1707 га за Российской Федерацией, признать право (постоянного) бессрочного пользования на весь земельный участок с кадастровым номером 22:04:510001:0003 за ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ, иного заявлено не было.
Более подробно доводы изложены в жалобе.
ФГКУ "ТУЛХ" Минобороны России в отзыве на апелляционную жалобу привело доводы, аналогичные доводам, изложенным ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ, считает, что Администрация г. Бийска должна была зарегистрировать право собственности на часть земельного участка, необходимого для использования под кинобудку и водоносную станцию, за исключением площади, занятой лесными насаждениями. Просило решение Арбитражного суда Алтайского края от 11 июля 2014 года отменить, удовлетворить исковые требования ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ. Более подробно доводы изложены в отзыве.
ООО "Лесное промышленно-экспортное предприятие" в отзыве на апелляционную жалобу просило обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку земельный участок с кадастровым номером 22:04:510001:0003 расположенный по адресу: Алтайский край, г. Бийск, 5 км. Чуйского тракта по направлению на юго-восток от г. Бийска, общей площадью 1707 га, занятый лесными насаждениями, был передан в соответствии с перечнем указанного в приложении объектов недвижимого имущества, в собственность МО город Бийск Алтайского края на основании Приказа N 293 от 09 апреля 2013, о чем была внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20 июня 2013 г. В данном случае формулировка "за исключением площади, занятой лесными насаждениями", по мнению, общества, не имеет правового значения, так как площадь, занятая лесными насаждениями при передачи земельного участка не индивидуализирована в установленном законом порядке для целей обособленного кадастрового учета и государственной регистрации права. Кроме того, спорный земельный участок истец для целей размещения военного полигона не использовал, а также не выполнял требования лесного законодательства в части осуществления комплекса мероприятий по защите и воспроизводству лесов в соответствии со ст. ст. 54, 61 ЛК РФ.
Более подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Администрация г. Бийска в отзыве на апелляционную жалобу считает, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку обжалуемое решение вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, является законным и обоснованным. По мнению ответчика, истцом не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о необходимости пересмотра принятого Арбитражным судом Алтайского края решения.
Более подробно доводы изложены в отзыве.
Министерство обороны и ФГКУ "СТУИО" Минобороны РФ ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживают в полном объеме.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 11 июля 2014 года, апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, ранее спорный земельный участок принадлежал на праве собственности Российской Федерации и находился в постоянном бессрочном пользовании государственного учреждения "Бийская квартирно-эксплуатационная часть Сибирского военного округа", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 19 марта 2007 (т. 1 л.д. 28) и от 20 июля 2006 (т. 1 л.д. 25).
В соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" заместителем Министра обороны РФ был издан приказ N 293 от 09 апреля 2013 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Бийск Алтайского края".
Согласно перечню объектов недвижимого имущества, передаваемых в собственность муниципального образования город Бийск Алтайского края (приложение к приказу N 293 от 09.04.2013), передаче подлежали из федеральной собственности в муниципальную собственность г. Бийска Алтайского края объекты недвижимого имущества: кинобудка, общей площадью 12 кв. м, водоносная станция, общей площадью 70 кв. м, расположенные по адресу: Алтайский край, г. Бийск, 5 км, Чуйского тракта, а также земельный участок с кадастровым номером 22:04:510001:0003, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Бийск, 5 км. Чуйского тракта по направлению на юго-восток от г. Бийска, за исключением площади, занятой лесными насаждениями.
20 июня 2013 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю была осуществлена государственная регистрация права муниципальной собственности образования город Бийск на спорный земельный участок.
Полагая, что ответчик незаконно зарегистрировал право муниципальной собственности на весь земельный участок, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции по существу принял правильное решение.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 423-ФЗ) безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество.
Безвозмездная передача военного недвижимого имущества оформляется принятием решения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ст. 3 Закона N 423-ФЗ).
В соответствии с подп. "е" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Судом первой инстанции верно установлено, что спорный земельный участок передан в муниципальную собственность во исполнение указанного Закона на основании приказа заместителя Министра обороны РФ N 293 от 09 апреля 2013 и переход права собственности на земельный участок зарегистрирован в ЕГРП на основании заявления самого истца.
Факт передачи имущества подтверждается передаточным актом, представленным в материалы дела (л.д. 83, 84 т. 3).
Приказ Министра обороны Российской Федерации N 293 от 09 апреля 2013 не оспорен, не признан недействительным.
Ссылка истца на то, что Администрация самостоятельно произвела государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Город Бийск", материалами дела не подтверждается, в связи с чем, данные доводы подателя жалобы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП за муниципальным образованием город Бийск, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.08.2013 (л.д. 18 т. 1).
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что площадь, занятая лесными насаждениями, при передаче земельного участка не индивидуализирована в установленном законом порядке для целей обособленного кадастрового учета, факт их наличия не подтвержден, в связи с чем формулировка, указанная в Приказе Министра обороны Российской Федерации N 293 от 09 апреля 2013 "за исключением площади, занятой лесными насаждениями" не имеет правового значения для осуществления государственной регистрации прав.
Кроме того, учитывая, что согласно вышеуказанному приказу N 293 помимо земельного участка передавались также кинобудка и водонасосная станция, которые находятся на данном земельном участке, истцами не представлено каких-либо доказательств определения границ земельного участка занятого лесными насаждениями, входящего в состав спорного земельного участка, каких-либо ходатайств с указанной целью в суде не заявлялось, апелляционный суд считает, что требования не могут быть удовлетворены и потому, что иск заявлен о признании отсутствующим права и признании права собственности и постоянного бессрочного пользования на весь земельный участок, при этом истцами не обоснованы и не указаны правовые и фактические основания для заявления требований на весь земельный участок.
Доводы жалобы истца о том, что земельный участок используется для проведения занятий по боевой подготовке личного состава и установления летних и зимних лагерей, тем самым Бийский лесоучасток является действующим полигоном, не подтверждаются надлежащими доказательствами.
Как следует из материалов дела, 27 мая 2014 сотрудниками муниципального образования город Бийск был произведен осмотр спорного земельного участка с целью проверки: установление фактического пользования земельного участка, в том числе под полигон. В ходе визуального осмотра признаков использования земельного участка в целях размещения военного полигона не обнаружено, мероприятия, предусмотренные ст. ст. 54, 61 ЛК РФ не осуществляются, о чем был составлен соответствующий акт, с приложением фотографий (л.д. 41 т. 3).
Таким образом, апелляционный суд считает, что исходя из фактических обстоятельств установленных по делу и заявленных исковых требований решение суда отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 11 июля 2014 года по делу N А03-2397/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
О.Ю.КИРЕЕВА

Судьи
Е.И.ЗАХАРЧУК
И.И.ТЕРЕХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)