Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2015 N 18АП-11038/2015 ПО ДЕЛУ N А07-11591/2015

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2015 г. N 18АП-11038/2015

Дело N А07-11591/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ферзь" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2015 по делу N А07-11591/2015 (судья Кузнецов Д.П.).

Общество с ограниченной ответственностью "Ферзь" (далее - ООО "Ферзь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к администрации городского округа город Уфа (далее - Администрация, заинтересованное лицо), содержащим требования:
- признать незаконным отказ в предоставлении заявителю в собственность земельного участка, с кадастровым номером 02:55:020532:39, площадью 23 932 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Уфимское шоссе, д. 39,
- обязать Администрацию заключить с ООО "Ферзь" договор купли-продажи указанного земельного участка (т. 1 л.д. 1-4).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление по земельным ресурсам), Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2015 в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ферзь" (далее также апеллянт) обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Ссылаясь на положения статей 49, 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации апеллянт утверждает, что резервирование земель допускается только в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не предоставленных другим лицам в землепользование с обоснованием необходимости такого резервирования. Суд первой инстанции, принимая решение, не учел, что спорный земельный участок с 05.02.2012 передан в аренду для эксплуатации расположенных на нем и принадлежащих заявителю на праве собственности объектов недвижимости.
Кроме того, апеллянт считает, что в рассматриваемом случае резервирование земельного участка не обусловлено необходимостью такого резервирования и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также несостоятельными апеллянт полагает выводы суда о недопустимости приватизации земельного участка в силу вхождения его в границы красных линий, т.к. норма ч. 12 ст. 85 ЗК РФ не допускает приватизации только таких земельных участков общего пользования, которые уже заняты площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, т.е. уже существующими территориями общего пользования, тогда как в настоящем случае указанные территории являются планируемыми.
С учетом изложенного, апеллянт полагает, что оснований отказа в приватизации земельного участка и в удовлетворении исковых требований не имелось, в силу чего принятое решение следует отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Общество "Ферзь", Администрация, Управление по земельным ресурсам, Управление архитектуры явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего дела, общество с ограниченной ответственностью "Ферзь" является собственником двенадцати нежилых, производственных и административных зданий, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Уфимское шоссе, д. 39 (т. 1 л.д. 31-42).
25.12.2007 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:020532:39, площадью 23932 кв. м, категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации производственной базы, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, ул. Уфимское шоссе, д. 39 (т. 2 л.д. 7-8).
По договору N 49-68 от 05.02.2008 с учетом дополнительного соглашения от 22.01.2014 земельный участок с кадастровым номером 02:55:020532:39 передан в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Ферзь" сроком до 10.12.2018 (т. 1 л.д. 17-19, 20).
Письмом, поступившим в адрес Администрации 03.03.2015, ООО "Ферзь" обратилось с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом N 6437 от 18 марта 2015 года Администрация в лице Управления по земельным ресурсам отказала в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка ввиду его резервирования для муниципальных нужд на основании решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6, а также ввиду его нахождения в границах красных линий (т. 1 л.д. 16).
Полагая отказ уполномоченного органа в предоставлении спорного земельного участка в собственность незаконным, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований предоставления спорного земельного участка в аренду заявителю, указав, что испрашиваемый обществом "Ферзь" земельный участок на момент обращения с заявлением о его выкупе входит в состав земельных участков, ограниченных в обороте в связи с резервированием его для муниципальных нужд, что препятствует передаче его в частную собственность.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не усматривает оснований отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5 ст. 39.20 ЗК РФ).
Согласно п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (подпункт 13 пункта 5 ст. 27 ЗК РФ).
В силу статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункт 1).
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года (пункт 2).
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
В соответствии с п. 6 Положения к решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Из материалов дела следует, что Советом городского округа г. Уфа Республики Башкортостан принято решение N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
В силу п. 3 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Спорный земельный участок включен в приложение N 2 к указанному решению - "Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель".
Из материалов дела также следует, что указанный Перечень кадастровых номеров составлен на основании проекта планировки Лихачевского промузла с прилегающими территориями, утвержденным Постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 08.08.2011.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорный земельный участок ограничен в обороте в силу вхождения его в состав зарезервированных для муниципальных нужд земельных участков.
Доводы апеллянта о несостоятельности выводов суда, согласно которым земельный участок является ограниченным в обороте в силу вхождения его в границы красных линий, подлежит отклонению.
В соответствии с пп. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) под красными линиями понимаются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В свою очередь к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пп. 12 ст. 1 ГрК РФ).
Красные линии входят в состав документов планировки территории (гл. 5 ГрК РФ), а также отображаются на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (п. 6 ст. 23 ГрК РФ, п. 3.3 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (действовала на момент утверждения схемы красных линий).
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
То обстоятельство, что в настоящем случае территория общего пользования, в границы которой частично входит спорный земельный участок является планируемой, не имеет самостоятельного юридического значения, т.к. именно в этих целях произведено резервирование спорного земельного участка, поскольку в соответствии с проектом планировки Лихачевского промузла с прилегающими территориями, на части спорного земельного участка планируется расширение автомобильной дороги.
То обстоятельство, что участок передан в аренду не препятствует его резервированию, т.к. статус участка, как находящегося в публичной (государственной или муниципальной) собственности, не изменился, в силу чего обратные доводы апеллянта не основаны на нормах действующего законодательства.
Довод о том, что в рассматриваемом случае резервирование земельного участка не обусловлено необходимостью такого резервирования опровергается сведениями о наличии утвержденного в установленном законом порядке Проекта планировки соответствующей территории города Уфа, в связи с наличием которой и было произведено резервирование спорного участка.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции отмене не подлежит. Безусловных оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.07.2015 по делу N А07-11591/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ферзь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ферзь" (ОГРН - 1112130008088) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе излишне оплаченной платежным поручением N 58 от 20.08.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Судьи
М.И.КАРПАЧЕВА
Л.А.СУСПИЦИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)