Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-11688/2014) Администрации г. Нефтеюганска и (регистрационный номер 08АП-11689/2014) Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2014 по делу N А75-4882/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению Чемериловой Анны Петровны к Администрации города Нефтеюганска, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации г. Нефтеюганска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Нефтеюганска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Администрации г. Нефтеюганска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от Чемериловой Анны Петровны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- установил:
Чемерилова Анна Петровна (далее - заявитель, Чемерилова А.П.) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации города Нефтеюганска (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании решения, выразившегося в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный), площадью 1070 кв. м с кадастровым номером 86:20:0000045:193 незаконным.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска (далее - Департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2014 по делу N А75-4882/2014 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1070 кв. м с кадастровым номером 86:20:0000045:193. На Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Чемериловой Анны Петровны.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, администрация г. Нефтеюганска и Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционных жалоб их заявители указали, что суд необоснованно удовлетворил требования предпринимателя Чемериловой А.П., поскольку при нескольких заявках о предоставлении одного и того же земельного участка для строительства объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения такой участок должен предоставляться не в пользу первого претендента, а по результатам торгов.
Кроме того, как следует из постановления администрации города Нефтеюганска от 17.02.2014 N 185-п постановка на кадастровый учет спорного земельного участка делегирована департаменту имущественных и земельных отношений администрации города.
В заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 30.07.2013 заявитель обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 19).
В заявлении указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению приложены технико-экономическое обоснование проекта строительства и необходимые расчеты.
Департаментом градостроительства администрации г. Нефтеюганска 12.09.2013 в адрес заявителя был направлен для согласования с членами комиссии по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта и с эксплуатирующими инженерные сети службами города акт выбора земельного участка под строительство объекта: "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 29-35).
В официальном печатном источнике администрации города Нефтеюганска газета "Здравствуйте, нефтеюганцы!" 04.10.2013 опубликовано о возможном предоставлении земельного участка под строительство по адресу: г. Нефтеюганск, улица Мамонтовская, район СТО "Каприз" (том 1 л.д. 43).
В администрацию 17.10.2013 поступило заявление ООО "Кубаньстрой", в котором данное лицо выразило заинтересованность в приобретении прав аренды на земельный участок по адресу: г. Нефтеюганск, улица Мамонтовская, район СТО "Каприз" для строительства автомойки (том 1 л.д. 80).
Согласно выписке из протокола от 07.11.2013 N 42, заявление ООО "Кубаньстрой" комиссией по земельным отношениям в городе рассмотрено и принято предложение о подготовке Департаментом градостроительства и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска документации на земельный участок по адресу: г. Нефтеюганск, улица Мамонтовская, район СТО "Каприз" для реализации через аукцион (том 1 л.д. 79).
Письмом Департамента градостроительства администрации г. Нефтеюганска от 27.11.2013 N 01-34-6426/13 заявителю сообщено, что 21.11.2013 на заседании градостроительной комиссии было принято решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 23).
На основании решения градостроительной комиссии администрации города (протокол от 21.11.2013 N 46) администрацией города Нефтеюганска вынесено постановление от 06.12.2013 N 1366-п (том 1 л.д. 26), которым утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 29-35).
Заявитель 16.12.2013 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство объекта "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный).
Письмом от 16.01.2014 Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска сообщил заявителю, что на заседании комиссии по земельным отношениям в городе от 07.11.2013 в связи с подачей заявления от ООО "Кубаньстрой" о предоставлении испрашиваемого земельного участка было принято решение реализовать вышеуказанный участок через аукцион в соответствии с положениями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 83).
Постановлением от 17.02.2014 N 185-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 86:20:0000045" утверждена схема расположения земельного участка площадью 1070 кв. м, по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 24).
Согласно указанному постановлению Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска необходимо поставить земельный участок на государственный кадастровый учет.
На основании данного постановления заявителем самостоятельно проведено межевание земельного участка и постановка на кадастровый учет. Получен кадастровый паспорт земельного участка от 28.02.2014 N 86/201/14-44145 с кадастровым номером 86:20:0000045:193 (том 1 л.д. 27).
Чемерилова А.П. 31.03.2014 обратилась в администрацию города Нефтеюганска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000045:193, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок N 5 (строительный) под строительство объекта "Автомойка" (том 1 л.д. 18).
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска направил в адрес заявителя письмо от 07.04.2014 N исх.-2913/14-0, согласно которому на данный земельный участок было подано более одного заявления, поэтому на заседании комиссии по земельным отношениям в городе от 07.11.2013 было принято решение включить участок в перечень объектов, выставляемых на аукцион. Информация о месте и времени проведения аукциона будет размещена на официальном сайте органов местного самоуправления г. Нефтеюганска в сети "Интернет" и опубликована в еженедельной региональной газете "Здравствуйте, нефтеюганцы!". В письме содержится ссылка на направление ранее в адрес Чемериловой А.П. уведомления от 16.01.2014 N Исх.237/14-0 (том 1 л.д. 17).
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, считая его незаконным и необоснованным, обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как уже было указано, Чемерилова А.П. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство объекта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
На основании пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определена процедура выбора земельного участка для строительства. В том числе установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информируют землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Пунктом 5 указанной статьи определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Думой города Нефтеюганска 23.12.2011 принято решение "Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска" (далее - Порядок распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска).
В соответствии с обозначенным Порядком администрация города Нефтеюганска является уполномоченным органом по распоряжению и управлению земельными участками, принимает решения по предоставлению земельных участков, изъятию земельных участков, ограничению прав на земельные участки, утверждению схемы расположения земельных участков, актов по возмещению ущерба наносимого природным ресурсам при изъятии для использования не по целевому назначению и ликвидаций последствий аварий, резервированию земель, о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка (пункты 2.2., 2.2.1 Порядка).
В том числе, администрация города Нефтеюганска утверждает Положение о комиссии по земельным отношениям в городе Нефтеюганске и ее состав; Административные регламенты по исполнению функций и предоставлению муниципальных услуг в области земельных правоотношений, перечни документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельных участков, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.2.2 Порядок распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска).
На основании пунктов 2.3, 2.3.1 Порядка распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска в целях осуществления полномочий Администрации города по распоряжению и управлению земельными участками Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска осуществляет функции специального органа в области управления и распоряжения земельными участками, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника по управлению и распоряжению земельными участками.
Разделом III Порядка распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска определено, что предоставление земельных участков для строительства на территории города Нефтеюганска с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации города Нефтеюганска, а также с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется с проведением работ по их формированию в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.5 приложения 1 к Постановлению Администрации города Нефтеюганска от 26.02.2014 N 214-п "Об утверждении Положения о комиссии по земельным отношениям в городе Нефтеюганске и ее состава" комиссия осуществляет рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении прав на земельные участки.
Ссылаясь на отсутствие в оспариваемом заявителем отказе, изложенном в письме от 07.04.2014 N исх.-2913/14-0, каких-либо доводов в обоснование принятия данного решения со ссылкой на нормы действующего земельного, градостроительного или иного законодательства, суд первой инстанции не учел следующего.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено наличие двух претендентов на спорный земельный участок.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11, по смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Таким образом, вывод суда первой инстанции является несостоятельным, поскольку согласно выписке из протокола N 42 от 07.11.2013, предложение о подготовке Департаментом градостроительства и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска документации на земельный участок, для реализации через аукцион, внесено еще в ноябре.
Кроме того, вывод суда первой инстанции о том, что действия органа местного самоуправления по опубликованию информации о сформированном за счет заявителя и в результате его действий земельном участке для проведения торгов являются злоупотреблением правом, отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий материалам дела.
Так извещение о предоставлении земельного участка под строительство было опубликовано еще 04.10.2013, то есть до утверждения акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка и проведения Чемериловой А.П. работ по межеванию земельного участка.
Кроме того, согласно Постановлению от 17.02.2014 N 185-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 86:20:0000045", на Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска возложена обязанность по постановлению земельного участка на государственный кадастровый учет.
Таким образом, действия заявителя по самостоятельному проведению межевания земельного участка и постановке на кадастровый учет не основаны на нормах закона.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Чемериловой Анны Петровны.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация г. Нефтеюганска и Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем судебные расходы по апелляционным жалобам по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционные жалобы Администрации г. Нефтеюганска и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Нефтеюганска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2014 по делу N А75-4882/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Чемериловой Анны Петровны отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2014 N 08АП-11689/2014, 08АП-11688/2014 ПО ДЕЛУ N А75-4882/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. N 08АП-11688/2014
Дело N А75-4882/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-11688/2014) Администрации г. Нефтеюганска и (регистрационный номер 08АП-11689/2014) Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Нефтеюганска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2014 по делу N А75-4882/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению Чемериловой Анны Петровны к Администрации города Нефтеюганска, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации г. Нефтеюганска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Нефтеюганска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Администрации г. Нефтеюганска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- от Чемериловой Анны Петровны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
- установил:
Чемерилова Анна Петровна (далее - заявитель, Чемерилова А.П.) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к администрации города Нефтеюганска (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании решения, выразившегося в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный), площадью 1070 кв. м с кадастровым номером 86:20:0000045:193 незаконным.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска (далее - Департамент, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2014 по делу N А75-4882/2014 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка площадью 1070 кв. м с кадастровым номером 86:20:0000045:193. На Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Чемериловой Анны Петровны.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, администрация г. Нефтеюганска и Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционных жалоб их заявители указали, что суд необоснованно удовлетворил требования предпринимателя Чемериловой А.П., поскольку при нескольких заявках о предоставлении одного и того же земельного участка для строительства объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения такой участок должен предоставляться не в пользу первого претендента, а по результатам торгов.
Кроме того, как следует из постановления администрации города Нефтеюганска от 17.02.2014 N 185-п постановка на кадастровый учет спорного земельного участка делегирована департаменту имущественных и земельных отношений администрации города.
В заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 30.07.2013 заявитель обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 19).
В заявлении указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению приложены технико-экономическое обоснование проекта строительства и необходимые расчеты.
Департаментом градостроительства администрации г. Нефтеюганска 12.09.2013 в адрес заявителя был направлен для согласования с членами комиссии по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта и с эксплуатирующими инженерные сети службами города акт выбора земельного участка под строительство объекта: "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 29-35).
В официальном печатном источнике администрации города Нефтеюганска газета "Здравствуйте, нефтеюганцы!" 04.10.2013 опубликовано о возможном предоставлении земельного участка под строительство по адресу: г. Нефтеюганск, улица Мамонтовская, район СТО "Каприз" (том 1 л.д. 43).
В администрацию 17.10.2013 поступило заявление ООО "Кубаньстрой", в котором данное лицо выразило заинтересованность в приобретении прав аренды на земельный участок по адресу: г. Нефтеюганск, улица Мамонтовская, район СТО "Каприз" для строительства автомойки (том 1 л.д. 80).
Согласно выписке из протокола от 07.11.2013 N 42, заявление ООО "Кубаньстрой" комиссией по земельным отношениям в городе рассмотрено и принято предложение о подготовке Департаментом градостроительства и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска документации на земельный участок по адресу: г. Нефтеюганск, улица Мамонтовская, район СТО "Каприз" для реализации через аукцион (том 1 л.д. 79).
Письмом Департамента градостроительства администрации г. Нефтеюганска от 27.11.2013 N 01-34-6426/13 заявителю сообщено, что 21.11.2013 на заседании градостроительной комиссии было принято решение об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 23).
На основании решения градостроительной комиссии администрации города (протокол от 21.11.2013 N 46) администрацией города Нефтеюганска вынесено постановление от 06.12.2013 N 1366-п (том 1 л.д. 26), которым утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 29-35).
Заявитель 16.12.2013 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство объекта "Автомойка", расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный).
Письмом от 16.01.2014 Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска сообщил заявителю, что на заседании комиссии по земельным отношениям в городе от 07.11.2013 в связи с подачей заявления от ООО "Кубаньстрой" о предоставлении испрашиваемого земельного участка было принято решение реализовать вышеуказанный участок через аукцион в соответствии с положениями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д. 83).
Постановлением от 17.02.2014 N 185-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 86:20:0000045" утверждена схема расположения земельного участка площадью 1070 кв. м, по адресу: г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок 5 (строительный) (том 1 л.д. 24).
Согласно указанному постановлению Департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска необходимо поставить земельный участок на государственный кадастровый учет.
На основании данного постановления заявителем самостоятельно проведено межевание земельного участка и постановка на кадастровый учет. Получен кадастровый паспорт земельного участка от 28.02.2014 N 86/201/14-44145 с кадастровым номером 86:20:0000045:193 (том 1 л.д. 27).
Чемерилова А.П. 31.03.2014 обратилась в администрацию города Нефтеюганска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000045:193, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нефтеюганск, проезд Озерный, земельный участок N 5 (строительный) под строительство объекта "Автомойка" (том 1 л.д. 18).
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска направил в адрес заявителя письмо от 07.04.2014 N исх.-2913/14-0, согласно которому на данный земельный участок было подано более одного заявления, поэтому на заседании комиссии по земельным отношениям в городе от 07.11.2013 было принято решение включить участок в перечень объектов, выставляемых на аукцион. Информация о месте и времени проведения аукциона будет размещена на официальном сайте органов местного самоуправления г. Нефтеюганска в сети "Интернет" и опубликована в еженедельной региональной газете "Здравствуйте, нефтеюганцы!". В письме содержится ссылка на направление ранее в адрес Чемериловой А.П. уведомления от 16.01.2014 N Исх.237/14-0 (том 1 л.д. 17).
Заявитель, не согласившись с указанным отказом, считая его незаконным и необоснованным, обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как уже было указано, Чемерилова А.П. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство объекта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
На основании пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определена процедура выбора земельного участка для строительства. В том числе установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информируют землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Пунктом 5 указанной статьи определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Думой города Нефтеюганска 23.12.2011 принято решение "Об утверждении Порядка управления и распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска" (далее - Порядок распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска).
В соответствии с обозначенным Порядком администрация города Нефтеюганска является уполномоченным органом по распоряжению и управлению земельными участками, принимает решения по предоставлению земельных участков, изъятию земельных участков, ограничению прав на земельные участки, утверждению схемы расположения земельных участков, актов по возмещению ущерба наносимого природным ресурсам при изъятии для использования не по целевому назначению и ликвидаций последствий аварий, резервированию земель, о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка (пункты 2.2., 2.2.1 Порядка).
В том числе, администрация города Нефтеюганска утверждает Положение о комиссии по земельным отношениям в городе Нефтеюганске и ее состав; Административные регламенты по исполнению функций и предоставлению муниципальных услуг в области земельных правоотношений, перечни документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельных участков, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.2.2 Порядок распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска).
На основании пунктов 2.3, 2.3.1 Порядка распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска в целях осуществления полномочий Администрации города по распоряжению и управлению земельными участками Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Нефтеюганска осуществляет функции специального органа в области управления и распоряжения земельными участками, в том числе в пределах своей компетенции правомочия собственника по управлению и распоряжению земельными участками.
Разделом III Порядка распоряжения земельными участками на территории города Нефтеюганска определено, что предоставление земельных участков для строительства на территории города Нефтеюганска с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации города Нефтеюганска, а также с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется с проведением работ по их формированию в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1.5 приложения 1 к Постановлению Администрации города Нефтеюганска от 26.02.2014 N 214-п "Об утверждении Положения о комиссии по земельным отношениям в городе Нефтеюганске и ее состава" комиссия осуществляет рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении прав на земельные участки.
Ссылаясь на отсутствие в оспариваемом заявителем отказе, изложенном в письме от 07.04.2014 N исх.-2913/14-0, каких-либо доводов в обоснование принятия данного решения со ссылкой на нормы действующего земельного, градостроительного или иного законодательства, суд первой инстанции не учел следующего.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено наличие двух претендентов на спорный земельный участок.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11, по смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Таким образом, вывод суда первой инстанции является несостоятельным, поскольку согласно выписке из протокола N 42 от 07.11.2013, предложение о подготовке Департаментом градостроительства и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска документации на земельный участок, для реализации через аукцион, внесено еще в ноябре.
Кроме того, вывод суда первой инстанции о том, что действия органа местного самоуправления по опубликованию информации о сформированном за счет заявителя и в результате его действий земельном участке для проведения торгов являются злоупотреблением правом, отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий материалам дела.
Так извещение о предоставлении земельного участка под строительство было опубликовано еще 04.10.2013, то есть до утверждения акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка и проведения Чемериловой А.П. работ по межеванию земельного участка.
Кроме того, согласно Постановлению от 17.02.2014 N 185-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 86:20:0000045", на Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска возложена обязанность по постановлению земельного участка на государственный кадастровый учет.
Таким образом, действия заявителя по самостоятельному проведению межевания земельного участка и постановке на кадастровый учет не основаны на нормах закона.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Чемериловой Анны Петровны.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация г. Нефтеюганска и Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Нефтеюганска от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем судебные расходы по апелляционным жалобам по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционные жалобы Администрации г. Нефтеюганска и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Нефтеюганска удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.09.2014 по делу N А75-4882/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований Чемериловой Анны Петровны отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)