Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Лисовенко Н.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Суханкина А.Н.
судей Ольковой А.А.
Зайцевой В.А.
при секретаре Доевой З.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.А.А. к Администрации Горноуральского городского округа о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования, признании права на его изменение по апелляционной жалобе Л.А.А. на решение Пригородного районного суда от 03.02.2014.
Заслушав доклад судьи Ольковой А.А., объяснения Л.А.А., судебная коллегия
установила:
Л.А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью <...> кв. м, расположенный <...>. Данный участок по своему целевому назначению относится к землям сельскохозяйственного назначения, видом его разрешенного использования является личное подсобное хозяйство (полевой участок).
<...> истец обратился в Администрацию Горноуральского городского округа с заявлением об изменении вида разрешенного использования участка на "садоводство".
Решением комиссии по землепользованию и застройке Горноуральского городского округа от <...> ему в этом было отказано со ссылкой на невозможность изменения вида разрешенного использования участка, относящегося к продуктивным сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, учитывая, что испрашиваемый вид предполагает застройку.
Считая данный отказ незаконным, истец просил признать за ним право на изменение вида разрешенного использования.
Ответчик Администрация Горноуральского городского округа, в судебное заседание своего представителя не направила.
Третье лицо Управление архитектуры, градостроительства и землепользования Горноуральского городского округа, своего представителя в судебное заседание не направила. В отзыве указаны доводы, аналогичные приведенным в оспариваемом истцом отказе комиссии.
Решением суда в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, на недоказанность принадлежности его участка к сельскохозяйственным угодьям.
В заседании суда апелляционной инстанции Л.А.А. свои доводы поддержал.
Иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
При этом в силу ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Как следует из землеустроительного дела, принадлежащий истцу участок сформирован путем выдела земельных долей из земельного участка с кадастровым номером N, принадлежавшего на праве общей долевой собственности пайщикам <...> (земельные паи). Указанный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения и видом его разрешенного использования являлось сельскохозяйственное производство.
Согласно имеющимся в материалах землеустроительного дела копиям свидетельств о праве собственности на землю данные земельные доли относились к сельскохозяйственным угодьям.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом.
Из кадастрового паспорта участка истца следует, что его выдел был осуществлен в целях ведения личного подсобного хозяйства с особым указанием "полевой участок".
Согласно ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, принадлежащий истцу участок относится к сельскохозяйственным угодьям и не подлежит застройке.
Поэтому, исходя из того, что в силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на участках, предназначенных для садоводства возможно возведение жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, изменение вида разрешенного использования принадлежащего истцу участка не отвечает его назначению и обоснованно было расценено судом как попытка изменения целевого назначения участка.
Доводы жалобы о том, что участок истца не относится к сельскохозяйственным угодьям, ничем не обоснованы, кроме ссылки на никем не заверенный на классификатор видов разрешенного использования.
Однако как следует из абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации классификатор видов разрешенного использования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В настоящее время такой классификатор не утвержден.
Учитывает судебная коллегия и то обстоятельство, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны.
Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент.
При этом градостроительный регламент является актом, определяющим правовой статус земельных участков, входящих в состав конкретной территориальной зоны. Им устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 30, ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с представленными администрацией Правилами землепользования и застройки Горноуральского городского округа в части утверждения схемы градостроительного зонирования и градостроительных регламентов на территории Горноуральского городского округа вне границ населенных пунктов, утвержденных решением Думы Горноуральского городского округа N 12/11 от 01.11.2012, участок истца относится к территориальной зоне СХ-10 (зоне ведения личного подсобного хозяйства), для которой в соответствии с градостроительным регламентом установлены основные виды разрешенного использования: приусадебный (для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов) и полевой (исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений) земельный участок. Вспомогательными видами разрешенного использования земель данной территориальной зоны являются: колодец, гидротехнические и мелиоративные сооружения, стеклянные теплицы с подогревом и освещением, сараи для хранения инвентаря и стройматериалов, гаражи для хранения и ремонта техники, туалеты, бытовки для жизнеобеспечения ведущих хозяйство, будки для собак, загоны, навесы, кровли для скота, погреба для выращивания грибниц, сооружения типа "лисья нора" для обогрева в холодную погоду. В качестве условно разрешенного вида использования предусмотрены наземные стоянки автомобилей (гостевые стоянки).
С введением градостроительного зонирования на территории Горноуральского городского округа, выбор вида разрешенного использования может осуществляться только в пределах, допускаемых зонированием территорий, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что испрашиваемый истцом вид разрешенного использования "садоводство" не предусмотрен градостроительным регламентом для территориальной зоны, к которой относится его участок, у суда отсутствовали основания для признания отказа Администрации Горноуральского городского округа незаконным.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пригородного районного суда от 03.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.СУХАНКИН
Судьи
А.А.ОЛЬКОВА
В.А.ЗАЙЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5153/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. по делу N 33-5153/2014
Судья Лисовенко Н.Е.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Суханкина А.Н.
судей Ольковой А.А.
Зайцевой В.А.
при секретаре Доевой З.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.А.А. к Администрации Горноуральского городского округа о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования, признании права на его изменение по апелляционной жалобе Л.А.А. на решение Пригородного районного суда от 03.02.2014.
Заслушав доклад судьи Ольковой А.А., объяснения Л.А.А., судебная коллегия
установила:
Л.А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью <...> кв. м, расположенный <...>. Данный участок по своему целевому назначению относится к землям сельскохозяйственного назначения, видом его разрешенного использования является личное подсобное хозяйство (полевой участок).
<...> истец обратился в Администрацию Горноуральского городского округа с заявлением об изменении вида разрешенного использования участка на "садоводство".
Решением комиссии по землепользованию и застройке Горноуральского городского округа от <...> ему в этом было отказано со ссылкой на невозможность изменения вида разрешенного использования участка, относящегося к продуктивным сельскохозяйственным угодьям, без изменения категории земель, учитывая, что испрашиваемый вид предполагает застройку.
Считая данный отказ незаконным, истец просил признать за ним право на изменение вида разрешенного использования.
Ответчик Администрация Горноуральского городского округа, в судебное заседание своего представителя не направила.
Третье лицо Управление архитектуры, градостроительства и землепользования Горноуральского городского округа, своего представителя в судебное заседание не направила. В отзыве указаны доводы, аналогичные приведенным в оспариваемом истцом отказе комиссии.
Решением суда в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой указал, на недоказанность принадлежности его участка к сельскохозяйственным угодьям.
В заседании суда апелляционной инстанции Л.А.А. свои доводы поддержал.
Иные лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив в их пределах обжалуемое решение, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
При этом в силу ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Как следует из землеустроительного дела, принадлежащий истцу участок сформирован путем выдела земельных долей из земельного участка с кадастровым номером N, принадлежавшего на праве общей долевой собственности пайщикам <...> (земельные паи). Указанный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения и видом его разрешенного использования являлось сельскохозяйственное производство.
Согласно имеющимся в материалах землеустроительного дела копиям свидетельств о праве собственности на землю данные земельные доли относились к сельскохозяйственным угодьям.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом.
Из кадастрового паспорта участка истца следует, что его выдел был осуществлен в целях ведения личного подсобного хозяйства с особым указанием "полевой участок".
Согласно ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Таким образом, принадлежащий истцу участок относится к сельскохозяйственным угодьям и не подлежит застройке.
Поэтому, исходя из того, что в силу ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на участках, предназначенных для садоводства возможно возведение жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, изменение вида разрешенного использования принадлежащего истцу участка не отвечает его назначению и обоснованно было расценено судом как попытка изменения целевого назначения участка.
Доводы жалобы о том, что участок истца не относится к сельскохозяйственным угодьям, ничем не обоснованы, кроме ссылки на никем не заверенный на классификатор видов разрешенного использования.
Однако как следует из абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации классификатор видов разрешенного использования утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В настоящее время такой классификатор не утвержден.
Учитывает судебная коллегия и то обстоятельство, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации территория населенного пункта подразделяется на территориальные зоны.
Для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) устанавливается градостроительный регламент.
При этом градостроительный регламент является актом, определяющим правовой статус земельных участков, входящих в состав конкретной территориальной зоны. Им устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 1, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 30, ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
В соответствии с представленными администрацией Правилами землепользования и застройки Горноуральского городского округа в части утверждения схемы градостроительного зонирования и градостроительных регламентов на территории Горноуральского городского округа вне границ населенных пунктов, утвержденных решением Думы Горноуральского городского округа N 12/11 от 01.11.2012, участок истца относится к территориальной зоне СХ-10 (зоне ведения личного подсобного хозяйства), для которой в соответствии с градостроительным регламентом установлены основные виды разрешенного использования: приусадебный (для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов) и полевой (исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений) земельный участок. Вспомогательными видами разрешенного использования земель данной территориальной зоны являются: колодец, гидротехнические и мелиоративные сооружения, стеклянные теплицы с подогревом и освещением, сараи для хранения инвентаря и стройматериалов, гаражи для хранения и ремонта техники, туалеты, бытовки для жизнеобеспечения ведущих хозяйство, будки для собак, загоны, навесы, кровли для скота, погреба для выращивания грибниц, сооружения типа "лисья нора" для обогрева в холодную погоду. В качестве условно разрешенного вида использования предусмотрены наземные стоянки автомобилей (гостевые стоянки).
С введением градостроительного зонирования на территории Горноуральского городского округа, выбор вида разрешенного использования может осуществляться только в пределах, допускаемых зонированием территорий, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что испрашиваемый истцом вид разрешенного использования "садоводство" не предусмотрен градостроительным регламентом для территориальной зоны, к которой относится его участок, у суда отсутствовали основания для признания отказа Администрации Горноуральского городского округа незаконным.
Руководствуясь п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пригородного районного суда от 03.02.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.СУХАНКИН
Судьи
А.А.ОЛЬКОВА
В.А.ЗАЙЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)