Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2015 N 10АП-9244/2015 ПО ДЕЛУ N А41-27802/15

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2015 г. по делу N А41-27802/15


Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Феникс-Ритуал" - Сальникова А.И. (представителя по доверенности от 24.03.2015),
от администрации Пушкинского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пушкинского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2015 по делу N А41-27802/15, принятое судьей Севостьяновой Н.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Феникс-Ритуал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Пушкинского муниципального района Московской области (далее - администрация района) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие администрации района по вопросу принятия решения об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 300 кв. м, по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос.Ашукино, кладбище, рядом с земельным участком с кадастровым номером 50:13:0020314:211, для размещения зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства (бытового обслуживания) с целью строительства комплекса для оказания ритуальных услуг населению и предоставления его в аренду;
- - обязать администрацию района утвердить акт выбора и схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 300 кв. м, по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Ашукино, кладбище, рядом с земельным участком с кадастровым номером 50:13:0020314:211, для размещения зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства (бытового обслуживания) с целью строительства комплекса для оказания ритуальных услуг населению;
- - обязать администрацию района принять решение о предоставлении в аренду обществу сроком на 3 года земельного участка площадью 300 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Ашукино, кладбище, рядом с земельным участком с кадастровым номером 50:13:0020314:211, для размещения зданий, строений, сооружений коммунального хозяйства (бытового обслуживания) с целью строительства комплекса для оказания ритуальных услуг населению.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.06.2015 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация района просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, администрации района.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на не, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Администрация городского поселения Ашукино Пушкинского муниципального района Московской области (далее - администрация городского поселения) 26.08.2013 обратилось в администрацию района с ходатайством о предоставлении обществу в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 400.
Общество 27.08.2013 также обратилось в администрацию района с заявлением (вх. 3591/23-4) о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 400 кв. м (категория земли - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Ашукино, кладбище, рядом с земельным участком с кадастровым номером 50:13:0020314:211, под строительство комплекса для оказания ритуальных услуг населению.
Согласно выписке из протокола от 20.09.2013 N 14 заседания земельной комиссии при администрации района данной комиссией принято решение согласовать обществу предоставление в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 400 кв. м для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок с целью строительства комплекса для оказания ритуальных услуг населению по адресу: Московская область, Пушкинский р-н, пос. Ашукино, кладбище, рядом с земельным участком с кадастровым номером 50:13:0020314:211 при условии подготовки проекта планировки территории в установленном порядке с целью определения вида разрешенного использования земельного участка и возможности размещения на нем объектов для вышеуказанных целей с предварительным согласованием места размещения, постановки на кадастровый учет.
Постановлением Главы городского поселения от 25.06.2014 N 100-па утвержден проект планировки территории земельного участка площадью 400,0 кв. м по адресу: Московская область Пушкинский район, пос. Ашукино, в районе кладбища для размещения комплекса по оказанию ритуальных услуг.
Данное постановление Главы городского поселения опубликовано 07.11.2014 в межмуниципальной газете Пушкинского района "Маяк" N 85 (12022).
Общество 26.06.2014 обратилось в администрацию района с письмом (вх. 3162/23-4), в котором просило утвердить акт выбора земельного участка по адресу: Московская область, Пушкинский район, пос. Ашукино, кладбище, рядом с земельным участком с кадастровым номером 50:13:0020314:211, для размещения производственных зданий, строений, сооружений промышленности коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок с целью строительства комплекса, для оказания ритуальных услуг населению.
Не получив ответ на данное письмо, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В данном случае информация о предоставлении в аренду общества земельного участка опубликована в межмуниципальной газете "Маяк" 07.11.2014, то есть до 01.03.2015 - дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду без проведения торгов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
Процедура утверждения акта выбора и схемы границ земельного участка установлена статьей 31 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с соответствующим заявлением и необходимым пакетом документов. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 названной статьи).
Необходимое технико-экономическое обоснование изначально представлено заявителем в администрацию района и впоследствии направлено в Правительство области с основным пакетом документов.
Более того, в решении межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от 11.12.2014 (вопрос N 38) указано, как основание для отказа, отсутствие финансово-экономического обоснования реализации проекта, которое не предусмотрено действующим законодательством в целом.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная информация была размещена в межмуниципальной газете "Маяк" от 07.11.2014 и официальном интернет сайте администрации района. Возражений и замечаний по данному информационному сообщению не поступало.
Согласно пункту 5 статьи 31 Земельного кодекса результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выбор земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Согласно пункту 7 статьи 31 Земельного кодекса копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Согласно пункту 9 статьи 31 Земельного кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 3.3 данного Закона, введенному в действие с 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных Правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами рассмотрение заявлений и принятие в установленные сроки обоснованных решений о предоставлении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Ссылка администрации района на то, что основанием для отказа послужило отрицательное решение Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 03.09.2012 N 1078/31, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам изменения категории земельных участков, приобретения земельных участков в собственность Московской области, передачи земельных участков из собственности Московской области в собственность муниципальных образований Московской области, передачи Московской области полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, об участии Московской области в проектах государственно-частного партнерства.
Таким образом, принимаемые комиссией решения являются предварительными и не влекут каких-либо правовых последствий для заявителя. Решение Межведомственной комиссии, на которое ссылается администрация района, само по себе не могло в соответствии с нормами федерального законодательства (Земельного кодекса) служить основанием для принятия решения об отказе в утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и не порождает для заявителя предусмотренных законом прав и обязанностей.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Довод администрации о необоснованности взыскания государственной пошлины с администрации района отклоняется, поскольку речь идет не об уплате администрацией района государственной пошлины, а о взыскании с нее понесенных обществом судебных расходов по уплате государственной пошлины с администрации района как с проигравшей стороны в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ (судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны).
Из доводов администрации района, материалов дела оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 25.06.2015 по делу N А41-27802/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
М.В.ИГНАХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)