Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сестра Ривер Девелопментс" Дауранова А.Б. (доверенность от 28.10.2014), Серова С.О. (доверенность от 16.12.2013), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Архинчеева А.А. (доверенность от 07.08.2014), от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алиева И.М. (доверенность от 24.12.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2014 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-43241/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сестра Ривер Девелопментс", место нахождения: 197701, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, ОГРН 1057812549299, ИНН 7843302304 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 781267400 (далее - Управление Росреестра), изложенного в сообщении от 14.10.2013 N 78-78-04/014/2013-369-383, в государственной регистрации прекращения права собственности Общества на пять земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 1 и 2, лит. О, Ц, М, Л, и в государственной регистрации права собственности Общества на десять земельных участков, образованных в результате перераспределения указанных пяти участков, а также об обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем государственной регистрации прекращения права собственности на пять земельных участков и регистрации права собственности Общества на десять земельных участков, образованных в результате перераспределения указанных пяти участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 65, ОГРН 1037843006431, ИНН 7825493504 (далее - КЗРиЗ), и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры: место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - КГИОП).
Решением от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2014, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 06.02.2014 и постановление от 25.06.2014 и отказать в удовлетворении заявления Общества.
Податель жалобы указывает на следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что при формировании спорных земельных участков путем перераспределения не требовалось получать согласования КГИОП и КЗРиЗ; поскольку на спорных участках расположен объект культурного наследия регионального значения, то в силу статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" проведение землеустроительных работ подлежит согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, которым в Санкт-Петербурге является КГИОП.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Кроме того, Общество сообщило, что образование десяти земельных участков из пяти участков, принадлежащих Обществу на праве собственности, осуществлено в целях приведения в соответствие с Проектом планировки с проектом межевания территории, ограниченной Ермоловским пр., проектным продолжением ул. Борисова, наб. р. Сестры, ул. Володарского, пл. Свободы, полосой отвода железной дороги Сестрорецкого направления, в Курортном районе (далее - Проект планировки), утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 868 (далее - Постановление N 868); указанный проект был согласован с КГИОП.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы жалобы, а представители Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Представитель КГИОП пояснил, что проведение работ по образованию десяти участков путем перераспределения пяти принадлежащих Обществу участков, на трех из которых расположены здания, образующие объект культурного наследия "Завод оружейный Сестрорецкий", не требовало согласования с КГИОП; предметом охраны являются здания, а не земельные участки, на которых они расположены.
КЗРиЗ извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником следующих пяти земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 1 и 2, лит. О, Ц, М, Л: площадью 52 369 кв. м с кадастровым номером 78:38:11111:27, площадью 3251 кв. м с кадастровым номером 78:38:11111:35; площадью 7827 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:33; площадью 6488 кв. м с кадастровым номером 78:38:11111:34; площадью 13 523 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2248.
В целях приведения предельных размеров названных земельных участков, их функционального назначения в соответствие с требованиями, установленными градостроительными регламентами, в том числе Проектом планировки, утвержденным Постановлением N 868, общее собрание участников Общества 27.03.2013 приняло решение о формировании десяти земельных участков путем перераспределения указанных пяти земельных участков.
После проведения землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости 31.05.2013 внесены сведения об образованных в результате перераспределения следующих земельных участках:
- - площадью 805+/-10 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2255 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. АБ;
- - площадью 4 804+/-24 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2254 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. БА;
- - площадью 9252+/-34 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2252 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. К;
- - площадью 10 452+/-36 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2259 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. Ц;
- - площадью 1628+/-14 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2256 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. АР;
- - площадью 2521+/-18 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2260 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. ББ;
- - площадью 9079+/-33 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2251 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. Л;
- - площадью 13 182+/-40 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2257 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, участок 1, (северо-западнее д. 2, лит. 3 по ул. Воскова);
- - площадью 14 015+/-41 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2253 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, участок 1 (юго-восточнее д. За, лит. А по ул. Первого мая);
- - площадью 17 720+/-47 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2258 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, участок 2 (северо-западнее д. 2, лит. 3 по ул. Воскова).
Общество 11.06.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации прекращения права собственности на пять земельных участков и регистрации права собственности на десять земельных участков, образованных в результате перераспределения пяти.
Управление Росреестра 19.08.2013 сообщило Обществу о приостановлении государственной регистрации прав, указав на возникновение сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав и направление в КГИОП и КЗРиЗ запросов о представлении дополнительных сведений.
Письмом от 22.08.2013 КЗРиЗ сообщил Управлению Росреестра, что не согласовывал границы земельных участков, образованных в результате перераспределения, что границы новых участков частично не соответствуют проекту межевания, утвержденному Постановлением N 868.
КГИОП в письме от 13.09.2013 сообщил Управлению Росреестра, что не согласовывал изменение границ спорных участков, вопрос об изменении границ и перераспределении земельных участков не входит в компетенцию КГИОП; четыре земельных участка, принадлежащих Обществу, частично расположены в пределах территории объекта культурного наследия "Завод оружейный Сестрорецкий"; принадлежность участков к территории объекта культурного наследия может быть определена после проведения государственной историко-культурной экспертизы.
Управление Росреестра, ссылаясь на абзацы 4, 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), сообщением от 14.10.2013 N 78-78-04/014/2013-369-383 уведомило Общество об отказе в осуществлении регистрационных действий. Управление указало следующее: документы, представленные на государственную регистрацию, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; Общество не представило документы, необходимые для регистрации прав, так как образование новых земельных участков путем перераспределения участков, в границах которых расположен объект культурного наследия, подлежал согласованию с КГИОП; в отношении земельных участков и расположенных на них объектов культурного наследия не заключены охранные обязательства; границы новых участков не согласованы с КЗРиЗ.
Общество, считая, что представило на регистрацию все необходимые документы, поэтому Управление Росреестра незаконно отказало ему в государственной регистрации прекращения права собственности на пять земельных участков и права собственности на вновь образованные участки, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, дав надлежащую оценку доводам участвующих в деле лиц, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Управления Росреестра не было предусмотренных статьей 20 Закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имуществом и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 ГК РФ, пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, в силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с абзацами 4, 10 и 13 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно статье 17 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество представило в регистрирующий орган все необходимые документы для государственной регистрации прекращения права собственности на пять принадлежащих ему земельных участков и регистрации права собственности на десять земельных участков, образованных в результате перераспределения указанных пяти участков, в том числе заявления, платежные поручения об уплате государственной пошлины, кадастровые паспорта участков, решение участников Общества о перераспределении.
Поскольку спорные новые участки образованы путем перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, действующими нормативно-правовыми актами Санкт-Петербурга не предусмотрено ни принятие КЗРиЗ решения об утверждении границ таких участков, ни согласование с ним таких границ.
На основании представленных в материалы дела графических материалов суды установили, что образованные путем перераспределения земельные участки, входящие в территорию объекта культурного наследия, полностью соответствуют Проекту планировки, утвержденному Постановлением N 868, который был согласован в том числе с КГИОП. Здания, составляющие объект культурного наследия "Завод оружейный Сестрорецкий", и до перераспределения также находились на нескольких земельных участках, принадлежащих Обществу, поэтому перераспределение этих участков не сможет оказать негативного воздействия на указанный памятник.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к выводу о том, что у Управления Росреестра не было законных оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий по заявлениям Общества.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным, соответствующим приведенным нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения решения от 06.02.2014.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А56-43241/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 06.02.2014 отменить.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 07.11.2014 ПО ДЕЛУ N А56-43241/2013
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2014 г. по делу N А56-43241/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Гафиатуллиной Т.С., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Сестра Ривер Девелопментс" Дауранова А.Б. (доверенность от 28.10.2014), Серова С.О. (доверенность от 16.12.2013), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу Архинчеева А.А. (доверенность от 07.08.2014), от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алиева И.М. (доверенность от 24.12.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2014 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-43241/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сестра Ривер Девелопментс", место нахождения: 197701, Санкт-Петербург, г. Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, ОГРН 1057812549299, ИНН 7843302304 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 781267400 (далее - Управление Росреестра), изложенного в сообщении от 14.10.2013 N 78-78-04/014/2013-369-383, в государственной регистрации прекращения права собственности Общества на пять земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 1 и 2, лит. О, Ц, М, Л, и в государственной регистрации права собственности Общества на десять земельных участков, образованных в результате перераспределения указанных пяти участков, а также об обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем государственной регистрации прекращения права собственности на пять земельных участков и регистрации права собственности Общества на десять земельных участков, образованных в результате перераспределения указанных пяти участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 65, ОГРН 1037843006431, ИНН 7825493504 (далее - КЗРиЗ), и Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры: место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - КГИОП).
Решением от 06.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2014, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 06.02.2014 и постановление от 25.06.2014 и отказать в удовлетворении заявления Общества.
Податель жалобы указывает на следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что при формировании спорных земельных участков путем перераспределения не требовалось получать согласования КГИОП и КЗРиЗ; поскольку на спорных участках расположен объект культурного наследия регионального значения, то в силу статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" проведение землеустроительных работ подлежит согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, которым в Санкт-Петербурге является КГИОП.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными. Кроме того, Общество сообщило, что образование десяти земельных участков из пяти участков, принадлежащих Обществу на праве собственности, осуществлено в целях приведения в соответствие с Проектом планировки с проектом межевания территории, ограниченной Ермоловским пр., проектным продолжением ул. Борисова, наб. р. Сестры, ул. Володарского, пл. Свободы, полосой отвода железной дороги Сестрорецкого направления, в Курортном районе (далее - Проект планировки), утвержденного постановлением правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 868 (далее - Постановление N 868); указанный проект был согласован с КГИОП.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы жалобы, а представители Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Представитель КГИОП пояснил, что проведение работ по образованию десяти участков путем перераспределения пяти принадлежащих Обществу участков, на трех из которых расположены здания, образующие объект культурного наследия "Завод оружейный Сестрорецкий", не требовало согласования с КГИОП; предметом охраны являются здания, а не земельные участки, на которых они расположены.
КЗРиЗ извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником следующих пяти земельных участков, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 1 и 2, лит. О, Ц, М, Л: площадью 52 369 кв. м с кадастровым номером 78:38:11111:27, площадью 3251 кв. м с кадастровым номером 78:38:11111:35; площадью 7827 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:33; площадью 6488 кв. м с кадастровым номером 78:38:11111:34; площадью 13 523 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2248.
В целях приведения предельных размеров названных земельных участков, их функционального назначения в соответствие с требованиями, установленными градостроительными регламентами, в том числе Проектом планировки, утвержденным Постановлением N 868, общее собрание участников Общества 27.03.2013 приняло решение о формировании десяти земельных участков путем перераспределения указанных пяти земельных участков.
После проведения землеустроительных работ в государственный кадастр недвижимости 31.05.2013 внесены сведения об образованных в результате перераспределения следующих земельных участках:
- - площадью 805+/-10 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2255 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. АБ;
- - площадью 4 804+/-24 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2254 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. БА;
- - площадью 9252+/-34 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2252 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. К;
- - площадью 10 452+/-36 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2259 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. Ц;
- - площадью 1628+/-14 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2256 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. АР;
- - площадью 2521+/-18 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2260 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. ББ;
- - площадью 9079+/-33 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2251 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, лит. Л;
- - площадью 13 182+/-40 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2257 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, участок 1, (северо-западнее д. 2, лит. 3 по ул. Воскова);
- - площадью 14 015+/-41 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2253 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, участок 1 (юго-восточнее д. За, лит. А по ул. Первого мая);
- - площадью 17 720+/-47 кв. м с кадастровым номером 78:38:0011111:2258 по адресу: Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Воскова, д. 2, участок 2 (северо-западнее д. 2, лит. 3 по ул. Воскова).
Общество 11.06.2013 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации прекращения права собственности на пять земельных участков и регистрации права собственности на десять земельных участков, образованных в результате перераспределения пяти.
Управление Росреестра 19.08.2013 сообщило Обществу о приостановлении государственной регистрации прав, указав на возникновение сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав и направление в КГИОП и КЗРиЗ запросов о представлении дополнительных сведений.
Письмом от 22.08.2013 КЗРиЗ сообщил Управлению Росреестра, что не согласовывал границы земельных участков, образованных в результате перераспределения, что границы новых участков частично не соответствуют проекту межевания, утвержденному Постановлением N 868.
КГИОП в письме от 13.09.2013 сообщил Управлению Росреестра, что не согласовывал изменение границ спорных участков, вопрос об изменении границ и перераспределении земельных участков не входит в компетенцию КГИОП; четыре земельных участка, принадлежащих Обществу, частично расположены в пределах территории объекта культурного наследия "Завод оружейный Сестрорецкий"; принадлежность участков к территории объекта культурного наследия может быть определена после проведения государственной историко-культурной экспертизы.
Управление Росреестра, ссылаясь на абзацы 4, 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), сообщением от 14.10.2013 N 78-78-04/014/2013-369-383 уведомило Общество об отказе в осуществлении регистрационных действий. Управление указало следующее: документы, представленные на государственную регистрацию, по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; Общество не представило документы, необходимые для регистрации прав, так как образование новых земельных участков путем перераспределения участков, в границах которых расположен объект культурного наследия, подлежал согласованию с КГИОП; в отношении земельных участков и расположенных на них объектов культурного наследия не заключены охранные обязательства; границы новых участков не согласованы с КЗРиЗ.
Общество, считая, что представило на регистрацию все необходимые документы, поэтому Управление Росреестра незаконно отказало ему в государственной регистрации прекращения права собственности на пять земельных участков и права собственности на вновь образованные участки, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, дав надлежащую оценку доводам участвующих в деле лиц, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что у Управления Росреестра не было предусмотренных статьей 20 Закона N 122-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации.
Суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имуществом и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 5 статьи 131 ГК РФ, пунктом 5 статьи 2 и пунктом 3 статьи 20 Закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, в силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с абзацами 4, 10 и 13 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Согласно статье 17 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Общество представило в регистрирующий орган все необходимые документы для государственной регистрации прекращения права собственности на пять принадлежащих ему земельных участков и регистрации права собственности на десять земельных участков, образованных в результате перераспределения указанных пяти участков, в том числе заявления, платежные поручения об уплате государственной пошлины, кадастровые паспорта участков, решение участников Общества о перераспределении.
Поскольку спорные новые участки образованы путем перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, действующими нормативно-правовыми актами Санкт-Петербурга не предусмотрено ни принятие КЗРиЗ решения об утверждении границ таких участков, ни согласование с ним таких границ.
На основании представленных в материалы дела графических материалов суды установили, что образованные путем перераспределения земельные участки, входящие в территорию объекта культурного наследия, полностью соответствуют Проекту планировки, утвержденному Постановлением N 868, который был согласован в том числе с КГИОП. Здания, составляющие объект культурного наследия "Завод оружейный Сестрорецкий", и до перераспределения также находились на нескольких земельных участках, принадлежащих Обществу, поэтому перераспределение этих участков не сможет оказать негативного воздействия на указанный памятник.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к выводу о том, что у Управления Росреестра не было законных оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий по заявлениям Общества.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным, соответствующим приведенным нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В связи с принятием настоящего постановления подлежит отмене приостановление исполнения решения от 06.02.2014.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2014 по делу N А56-43241/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения от 06.02.2014 отменить.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
Т.И.САПОТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)