Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.02.2014 (судья Елистратов К.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-19961/2012
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Смирновой Татьяны Анатольевны, г. Саратов (ОГРН <...>) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице Саратовского филиала, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
при привлечении третьих лиц - Правительства Саратовской области, Комитета по управлению государственным имуществом Саратовской области, г. Саратов, ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Поволжский филиал, г. Саратов, администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
установил:
индивидуальный предприниматель Смирнова Татьяна Анатольевна (далее - ИП Смирнова Т.А., предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 13 667 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Правительство Саратовской области, Комитет по управлению государственным имуществом Саратовской области, ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Поволжский филиал, администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2013 исковые требования удовлетворены.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 13 667 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2013 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении дела ИП Смирнова Т.А. уточнила исковые требования и просила установить действительную (рыночную) стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, находящегося по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, равной 13 524 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.02.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что отчет от 15.01.2014 N 12/13-75 соответствует предъявленным к отчетам оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости; на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 кадастровой палате переданы полномочия органа кадастрового учета.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что отсутствие положительного заключения на отчет может служить безусловным основанием для отказа в иске, кроме того, изменение стоимости земельного участка не влечет за собой обязанности администрацию произвести перерасчет арендной платы, так как размер его определяется договором аренды; учитывая, что Росреестр наделен функциями по государственной кадастровой оценке, соответственно ФГБУ "ФКП Росреестра" не является надлежащим ответчиком.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по управлению государственным имуществом Саратовской области просит отменить оспариваемые судебные акты.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14.07.2011 N 1454 Смирновой Т.А. в аренду со сроком на 49 лет предоставлен земельный участок общей площадью 37 746 кв. м с кадастровым номером 64:48:040424:7 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, б/н в Ленинском районе, для строительства автостоянки без ограничения вместимости в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
На основании указанного постановления между администрацией и Смирновой Т.А. заключен договор аренды указанного земельного участка от 15.07.2011 N А-11-274Ф-4.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-Р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" были утверждены результаты кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012, для спорного земельного участка кадастровая стоимость составила 82 581 453,72 руб.
По инициативе предпринимателя проведена рыночная оценка вышеуказанного земельного участка по состоянию на 02.06.2012.
На основании отчета по определению рыночной стоимости спорного земельного участка от 17.08.2012 N 01/08-12 РБ, выполненного ООО "Агентство Независимой Оценки "Альфа", рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Рижская, б/н в Ленинском районе, определенная на дату проведения оценки (02.06.2012) составляет 13 667 000 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, предприниматель обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции действующего в период спорных правоотношений) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основание для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, используемых при определении кадастровой стоимости; установление в отношении объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
По общим правилам к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в обязательном порядке прилагаются, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации, членом которой является оценщик составивший отчет, о соответствии отчета требованиям действующего законодательства.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 года.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
На основании отчета ООО "Агентство Независимой Оценки "Альфа" от 17.08.2012 N 01/08-12 РБ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, по состоянию на 02.06.2012 года составляет 13 667 000 руб.
Частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено назначение экспертизы по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний, возникающих при рассмотрении любого дела.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 10.12.2013 по данному делу по ходатайству предпринимателя была назначена экспертиза по вопросу установления действительной (рыночной) стоимости земельного участка, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет-оценка.
В порядке статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик ходатайств о проведении дополнительной либо повторной экспертизы не заявлял.
Согласно заключению судебной экспертизы от 15.01.2014 N 12/13-75 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, по состоянию на 02.06.2012 года составляет 13 524 000 руб.
В связи с чем доводы ответчика о том, что применительно к спорному случаю отсутствие положительного заключения на отчет может служить безусловным основанием для отказа в иске, не основаны на нормах процессуального законодательства, предусматривающего различные механизмы доказывания.
Поскольку правильность определения рыночной стоимости и ее показатель сторонами не оспаривается, следует исходить из правовой определенности сторон по данному вопросу.
Доводы изложенные ФГБУ "ФКП Росреестра" в кассационной жалобе о том, что надлежащим ответчиком по данной категории споров является Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), осуществляющая функции по государственной регистрации прав, правомерно не приняты во внимание.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 1, 9 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр, возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы, при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки (принимают акты об утверждении ее результатов).
В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 требования об установлении рыночной стоимости, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, следовательно, такой иск, предъявленный к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Однако, согласно общим принципам в случае, если будет установлена недостоверность оценки заключения оценщика о рыночной стоимости, заинтересованное лицо, по заказу которого был подготовлен отчет, вправе предъявить гражданско-правовые требования.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В пункте 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, указано, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
На основании части 2 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы кадастровой палате с 01.12.2010.
Судебные инстанции правомерно установили, что, поскольку кадастровая палата наделена полномочиями и по определению кадастровой стоимости объектов, в отношении которых произошло качественное изменение характеристик, надлежащим ответчиком следует признавать ФГБУ "ФКП Росреестра".
Данные правовые позиции основаны на существующей судебной практики (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2014 N 306-ЭС14-1512).
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости, установив рыночную стоимость земельного участка, удовлетворили иск к надлежащему ответчику.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу N А57-19961/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 25.09.2014 ПО ДЕЛУ N А57-19961/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2014 г. по делу N А57-19961/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Коноплевой М.В., Хайруллиной Ф.В.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.02.2014 (судья Елистратов К.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Антонова О.И., Тимаев Ф.И.)
по делу N А57-19961/2012
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Смирновой Татьяны Анатольевны, г. Саратов (ОГРН <...>) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице Саратовского филиала, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
при привлечении третьих лиц - Правительства Саратовской области, Комитета по управлению государственным имуществом Саратовской области, г. Саратов, ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Поволжский филиал, г. Саратов, администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, общества с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, г. Саратов,
установил:
индивидуальный предприниматель Смирнова Татьяна Анатольевна (далее - ИП Смирнова Т.А., предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, б/н, равной его рыночной стоимости в размере 13 667 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены Правительство Саратовской области, Комитет по управлению государственным имуществом Саратовской области, ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ Поволжский филиал, администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью "Агентство Независимой Оценки "АЛЬФА", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.02.2013 исковые требования удовлетворены.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 13 667 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2013 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении дела ИП Смирнова Т.А. уточнила исковые требования и просила установить действительную (рыночную) стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, находящегося по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, равной 13 524 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.02.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что отчет от 15.01.2014 N 12/13-75 соответствует предъявленным к отчетам оценки требованиям законодательства об оценочной деятельности, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости; на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 кадастровой палате переданы полномочия органа кадастрового учета.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра", поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель кассационной жалобы считает, что отсутствие положительного заключения на отчет может служить безусловным основанием для отказа в иске, кроме того, изменение стоимости земельного участка не влечет за собой обязанности администрацию произвести перерасчет арендной платы, так как размер его определяется договором аренды; учитывая, что Росреестр наделен функциями по государственной кадастровой оценке, соответственно ФГБУ "ФКП Росреестра" не является надлежащим ответчиком.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет по управлению государственным имуществом Саратовской области просит отменить оспариваемые судебные акты.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 14.07.2011 N 1454 Смирновой Т.А. в аренду со сроком на 49 лет предоставлен земельный участок общей площадью 37 746 кв. м с кадастровым номером 64:48:040424:7 из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Рижская, б/н в Ленинском районе, для строительства автостоянки без ограничения вместимости в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
На основании указанного постановления между администрацией и Смирновой Т.А. заключен договор аренды указанного земельного участка от 15.07.2011 N А-11-274Ф-4.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-Р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" были утверждены результаты кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 02.06.2012, для спорного земельного участка кадастровая стоимость составила 82 581 453,72 руб.
По инициативе предпринимателя проведена рыночная оценка вышеуказанного земельного участка по состоянию на 02.06.2012.
На основании отчета по определению рыночной стоимости спорного земельного участка от 17.08.2012 N 01/08-12 РБ, выполненного ООО "Агентство Независимой Оценки "Альфа", рыночная стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Рижская, б/н в Ленинском районе, определенная на дату проведения оценки (02.06.2012) составляет 13 667 000 руб.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, предприниматель обратился в арбитражный суд настоящим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей судебно-арбитражной практике.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции действующего в период спорных правоотношений) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основание для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, используемых при определении кадастровой стоимости; установление в отношении объекта его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
По общим правилам к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости в обязательном порядке прилагаются, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации, членом которой является оценщик составивший отчет, о соответствии отчета требованиям действующего законодательства.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 N 989-р утверждены результаты государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02.06.2012 года.
В силу статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
На основании отчета ООО "Агентство Независимой Оценки "Альфа" от 17.08.2012 N 01/08-12 РБ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, по состоянию на 02.06.2012 года составляет 13 667 000 руб.
Частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено назначение экспертизы по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний, возникающих при рассмотрении любого дела.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 10.12.2013 по данному делу по ходатайству предпринимателя была назначена экспертиза по вопросу установления действительной (рыночной) стоимости земельного участка, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Приоритет-оценка.
В порядке статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик ходатайств о проведении дополнительной либо повторной экспертизы не заявлял.
Согласно заключению судебной экспертизы от 15.01.2014 N 12/13-75 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 64:48:040424:7, площадью 37 746 кв. м, по состоянию на 02.06.2012 года составляет 13 524 000 руб.
В связи с чем доводы ответчика о том, что применительно к спорному случаю отсутствие положительного заключения на отчет может служить безусловным основанием для отказа в иске, не основаны на нормах процессуального законодательства, предусматривающего различные механизмы доказывания.
Поскольку правильность определения рыночной стоимости и ее показатель сторонами не оспаривается, следует исходить из правовой определенности сторон по данному вопросу.
Доводы изложенные ФГБУ "ФКП Росреестра" в кассационной жалобе о том, что надлежащим ответчиком по данной категории споров является Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр), осуществляющая функции по государственной регистрации прав, правомерно не приняты во внимание.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктами 1, 9 и 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр, возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы, при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки (принимают акты об утверждении ее результатов).
В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 требования об установлении рыночной стоимости, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, следовательно, такой иск, предъявленный к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Однако, согласно общим принципам в случае, если будет установлена недостоверность оценки заключения оценщика о рыночной стоимости, заинтересованное лицо, по заказу которого был подготовлен отчет, вправе предъявить гражданско-правовые требования.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 12.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В пункте 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, указано, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
На основании части 2 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости и в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" на территории Саратовской области полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, переданы кадастровой палате с 01.12.2010.
Судебные инстанции правомерно установили, что, поскольку кадастровая палата наделена полномочиями и по определению кадастровой стоимости объектов, в отношении которых произошло качественное изменение характеристик, надлежащим ответчиком следует признавать ФГБУ "ФКП Росреестра".
Данные правовые позиции основаны на существующей судебной практики (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2014 N 306-ЭС14-1512).
С позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости, установив рыночную стоимость земельного участка, удовлетворили иск к надлежащему ответчику.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.02.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2014 по делу N А57-19961/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
В.А.ПЕТРУШКИН
Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)