Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 5 августа 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие истца - муниципального учреждения "Комитет имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия" (ИНН 0813004234, ОГРН 1070813000500), ответчика - открытого акционерного общества племенной завод "Кировский" (ИНН 0813003858, ОГРН 1020800732776) и третьих лиц: администрации Яшкульского сельского муниципального образования и администрации Гашунского сельского муниципального образования, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества племенной завод "Кировский" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.01.2014 (судья Садваев Б.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (судьи Жуков Е.В., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу N А22-2321/2013, установил следующее.
МУ "Комитет имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия" (далее - комитет) обратился в арбитражный суд к ОАО племенной завод "Кировский" (далее - общество) с иском о взыскании с общества:
- - 1 868 271 рубля 75 копеек задолженности по арендной плате по договору от 11.03.2004 аренды земельного участка в границах Яшкульского сельского муниципального образования (далее - Яшкульское СМО) и 98 972 рублей 52 копеек пени;
- - 37 242 рублей задолженности по арендной плате по договору от 14.09.2011 аренды земельного участка в границах Гашунского сельского муниципального образования (далее - Гашунское СМО) и 1111 рублей 21 копейки пени.
Иск мотивирован ненадлежащим исполнением обществом (в период с четвертого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года) обязательства по внесению арендной платы по договору от 11.03.2004 аренды земельного участка, расположенного на территории Яшкульского СМО, а также по договору от 14.09.2011 аренды земельного участка в границах Гашунского СМО (за первый и второй кварталы 2013 года). Неустойка рассчитана на основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и условий договоров аренды.
Определением от 18.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Яшкульского СМО и администрация Гашунского СМО (л. д. 59).
В связи с погашением (полностью) задолженности по договору от 14.09.2011 и погашением (частично) долга по договору от 11.03.2004 в ходе судебного разбирательства комитет заявил отказ от соответствующей части требований; в окончательной редакции просил взыскать с общества 1 668 271 рубль 75 копеек задолженности по арендной плате за земельный участок в границах Яшкульского СМО и 98 972 рубля 52 копейки пени, а также 1111 рублей 21 копейку пени по договору от 14.09.2011 (л. д. 86, 89).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.01.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014, исковые требования удовлетворены. С общества в пользу комитета взыскано 1 668 271 рубль 75 копеек задолженности по арендной плате и 98 972 рубля 52 копейки пени по договору аренды от 11.03.2004; 1111 рублей 21 копейка пени по договору аренды от 14.09.2011. В доход федерального бюджета с общества взыскано 5 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что по договору от 11.03.2004 обществу на срок по 10.03.2014 передан в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:13:260101:0001 площадью 54 978 га; по договору от 14.09.2011 - земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 6 177 525 кв. м. Ссылаясь на наличие задолженности по договорам от 11.03.2004 и от 14.09.2011, комитет обратился в суд с заявленными требованиями. Проверяя выполненный истцом расчет задолженности, судебные инстанции исходили из того, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен и определяется на основании соответствующего нормативного акта (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)). Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма ее изменения. Суды проверили расчет комитета по арендной плате и признали его правильным. Расчет произведен на основании постановлений Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329 и от 27.04.2006 N 158 по видам сельскохозяйственных земель (сельскохозяйственные угодья, прочие земли) с учетом корректирующих коэффициентов к ставкам арендной платы (применительно к пастбищам). Поскольку доказательства погашения долга (в полном объеме) ответчик не представил, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности требования о взыскании арендной платы в размере 1 668 271 рубля 75 копеек по договору аренды от 11.03.2004 (статьи 309, 606 и 614 Гражданского кодекса). Требование о взыскании неустойки (98 972 рубля 52 копейки по договору от 11.03.2004; 1111 рублей 21 копейка по договору от 14.09.2011) также признано обоснованным (статья 330 Гражданского кодекса, пункты 9.4, 9.9 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329). Государственная пошлина по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отнесена на общество (л. д. 92, 135).
Общество обжаловало решение от 23.01.2014 и апелляционное постановление от 08.04.2014 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. Ответчик полагает, что суды первой и апелляционной инстанции неправомерно не применили к отношениям сторон постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление от 16.07.2009 N 582). Не учли судебные инстанции и правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 (далее - постановление от 17.04.2012 N 15837/11), в котором указано, что ставки арендной платы, утвержденные Правительством Российской Федерации в Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями (не могут быть выше ставок, установленных для федеральных земель). Комитет рассчитал арендную плату по формуле, предусмотренной Порядком. Примененный в расчете базовый размер арендной платы (31 рубль за гектар) противоречит основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением от 16.07.2009 N 582. Согласно пункту 3 Правил арендная плата в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования определяется в размере 0,6% от его кадастровой стоимости. Таким образом, установленная Порядком базовая ставка арендной платы за указанный участок значительно превышает ставку, приведенную в постановлении от 16.07.2009 N 582. По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия с 01.01.2013 кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 08:13:180101:43 составляет 2 903 436 рублей 75 копеек, участка с кадастровым номером 08:13:260101:1-186 925 200 рублей. Следовательно, годовая арендная плата за использование земельного участка с кадастровым номером 08:13:180101:43 составляет 17 420 рублей 62 копейки; за использование участка с кадастровым номером 08:13:260101:1-1 121 551 рубль 20 копеек. По расчету ответчика задолженность по арендной плате по договору от 11.03.2004 составляет 841 163 рубля 40 копеек. Расчет неустойки (процентов исходя из правил статьи 395 Гражданского кодекса) должен производиться применительно к данной сумме. За период с 26.12.2012 по 20.09.2013 с учетом ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25% сумма процентов составляет 51 275 рублей 92 копейки. Взысканные судами суммы значительно превышают законный размер арендной платы (процентов), что нарушает как постановление от 16.07.2009 N 582 (Правила), так и права общества.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
От администрации Яшкульского СМО поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные участники спора явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, на основании постановления главы администрации Яшкульского районного муниципального образования (далее - администрация района) от 11.03.2004 N 45 администрация района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 11.03.2004 (л. д. 6-8). По условиям договора арендатору в целях производства продукции животноводства и растениеводства на срок по 10.03.2014 передан в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:13:260101:0001 площадью 54 978 га, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры) в 0,1 км на север от районного центра п. Яшкуль. В соответствии с разделом 3 арендатор обязался ежеквартально вносить арендную плату согласно прилагаемому к договору расчету равными частями. Размер арендной платы изменяется ежегодно с учетом индексации ставок земельного налога и арендной платы на текущий финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия, но не чаще одного раза в год. В этом случае изменение ставок арендной платы по договору аренды изменяется арендодателем в одностороннем порядке и исчисляется с момента опубликования законодательного акта об изменении базовой ставки арендной платы (пункт 3.5). Согласно пункту 5.3 при неуплате арендатором арендных платежей в установленные сроки начисляется неустойка (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, начиная с одиннадцатого дня квартала, следующего за расчетным.
Суды установили, что договор от 11.03.2004 прошел государственную регистрацию 28.06.2004; арендатор не оспаривает факт передачи ему земельного участка.
На основании постановления главы администрации района от 14.09.2011 N 336 (л. д. 38), комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 14.09.2011, имеющего силу передаточного акта (л. д. 9-11). В соответствии с договором арендатору для производства сельскохозяйственной продукции на срок по 13.09.2021 передан в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:13:180101:43 площадью 6 177 525 кв. м, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры) в 2,6 км по направлению на юго-восток от ориентира п. Эрмели Яшкульского района Республики Калмыкия. По согласованному сторонами порядку расчетов (раздел 3 договора) арендатор обязан вносить арендную плату ежеквартально (в сроки до 20 марта, до 20 июня, до 20 сентября, до 20 декабря). Размер платы может изменяться не чаще одного раза в год в связи с изменением параметров исчисления (расчета) ставки арендной платы на текущий финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия. В этом случае изменение ставок арендной платы по договору аренды изменяется арендодателем в одностороннем порядке и исчисляется с момента опубликования нормативного правового акта об изменении порядка определения арендной платы (пункт 3.5). Согласно пункту 5.3 при неуплате арендатором арендных платежей в установленные сроки начисляется неустойка (пени) в размере 0,5% за каждый день просрочки, начиная с первого числа первого месяца следующего за расчетным месяцем квартала.
В соответствии с приложением N 2 сумма ежегодной арендной платы составляет 71 943 рубля. Договор аренды зарегистрирован 27.10.2011 (л. д. 12).
Ссылаясь на наличие задолженности по договору от 11.03.2004 и просрочку во внесении арендных платежей по договору от 14.09.2011, комитет произвел начисление неустойки и обратился с иском о взыскании с общества 1 668 271 рубля 75 копеек долга, а также 98 972 рублей 52 копеек и 1111 рублей 21 копейки пени.
По правилам статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса арендодатель обязан предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование или во временное владение; арендатор - вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 65 Земельного кодекса).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) разъяснено следующее. К договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Поскольку договоры аренды от 11.03.2004 и от 14.09.2011 заключены сторонами после вступления в силу Земельного кодекса, арендная плата по ним является регулируемой. Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения соответствующих изменений в текст договора.
Как установили судебные инстанции при разрешении спора, расчет арендной платы произведен истцом с применением методики и ставок, утвержденных постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329 "О порядке определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В расчете (применительно к пастбищам) учтены корректирующие коэффициенты к ставкам арендной платы, установленные постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27.04.2006 N 158 "О нормах нагрузки скота на пастбища на территории Республики Калмыкия".
Расчет задолженности по договору от 11.03.2004 суды проверили и признали правильным. Доказательства погашения долга (в полном объеме) ответчик не представил, поэтому судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности требований комитета в части взыскания с общества 1 668 271 рубля 75 копеек задолженности по арендной плате (статьи 309, 606, 614 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Установив наличие непогашенной задолженности по договору от 11.03.2004 и просрочку в исполнение обязательства по внесению арендной платы по договору от 14.09.2011, судебные инстанции взыскали с общества пени в размере 98 972 рублей 52 копеек и 1111 рублей 21 копейки соответственно.
Однако удовлетворяя требования комитета в заявленном размере, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации издано постановление от 16.07.2009 N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила.
Указанным постановлением к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил арендная плата за земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования (за исключением участка, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством, а также из земель, ограниченных в обороте) определяется в размере 0,6% от его кадастровой стоимости.
Арендная плата в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости участка (подпункт "б" пункта 3 Правил).
В постановлении от 17.04.2012 N 15837/2011 указано, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением от 16.07.2009 N 582 для земель, находящихся в федеральной собственности. При рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды земельных участков, суд вправе применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Кодекса давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, закрепленным в постановлении от 16.07.2009 N 582.
Постановление от 17.04.2012 N 15837/2011, размещенное в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22.09.2012, содержит оговорку о применении судами сформулированной в настоящем деле правовой позиции с момента опубликования данного постановления.
Между тем при разрешении данного спора суды первой и апелляционной инстанций не учли правовые позиции, содержащиеся в постановлении от 17.04.2012 N 15837/2011. В обжалуемых судебных актах не отражены результаты оценки соответствия подлежащих применению к спорным отношениям правовых актов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) нормативным предписаниям постановления от 16.07.2009 N 582. Поэтому решение от 23.01.2014 и апелляционное постановление от 08.04.2014 не могут быть признаны окружным судом законными и обоснованными, вынесенными при правильном применении норм материального права по результатам полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств (представленных доказательств).
С учетом изложенного и на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении; исходя из правовых позиций, сформулированных в постановлении от 17.04.2012 N 15837/2011, определить размер подлежащих уплате обществом в период, заявленный комитетом в иске, арендных платежей (подпункты "б", "в" пункта 3 Правил) и неустойки. Спор следует разрешить при правильном применении норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе комитету в удовлетворении иска. При определении размера задолженности (ответственности) по договорам аренды за спорный период заявитель руководствуется сведениями, полученными им в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия. Из приложенных к жалобе кадастровых справок следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:13:180101:43 составляет 2 903 436 рублей 75 копеек (по состоянию на 24.04.2014), земельного участка с кадастровым номером 08:13:260101:1-186 925 200 рублей (по состоянию на 23.04.2014). Однако приводя в кассационной жалобе контррасчет задолженности по договорам аренды от 11.03.2004 и от 14.09.2011, общество не учитывает, что обстоятельства, связанные с размером арендной платы за пользование в спорный период земельными участками (применительно к их кадастровой стоимости), судами при разрешении спора не устанавливались. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы об утвержденной в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 08:13:180101:43 и 08:13:260101:1 кадастровой стоимости в период, заявленный в иске комитетом.
В силу части 2 статьи 287 Кодекса суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций. Следовательно, окружной суд не вправе учитывать (считать доказанными) обстоятельства, изложенные обществом в кассационной жалобе (о размере задолженности ответчика по договорам аренды).
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. Поэтому при новом рассмотрении суду следует учесть, что при подаче жалобы общество уплатило государственную пошлину в размере 2 тыс. рублей (платежное поручение от 21.04.2014 N 88).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.01.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу N А22-2321/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.08.2014 ПО ДЕЛУ N А22-2321/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2014 г. по делу N А22-2321/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 5 августа 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие истца - муниципального учреждения "Комитет имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия" (ИНН 0813004234, ОГРН 1070813000500), ответчика - открытого акционерного общества племенной завод "Кировский" (ИНН 0813003858, ОГРН 1020800732776) и третьих лиц: администрации Яшкульского сельского муниципального образования и администрации Гашунского сельского муниципального образования, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества племенной завод "Кировский" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.01.2014 (судья Садваев Б.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 (судьи Жуков Е.В., Бейтуганов З.А., Сомов Е.Г.) по делу N А22-2321/2013, установил следующее.
МУ "Комитет имущественных и земельных отношений администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия" (далее - комитет) обратился в арбитражный суд к ОАО племенной завод "Кировский" (далее - общество) с иском о взыскании с общества:
- - 1 868 271 рубля 75 копеек задолженности по арендной плате по договору от 11.03.2004 аренды земельного участка в границах Яшкульского сельского муниципального образования (далее - Яшкульское СМО) и 98 972 рублей 52 копеек пени;
- - 37 242 рублей задолженности по арендной плате по договору от 14.09.2011 аренды земельного участка в границах Гашунского сельского муниципального образования (далее - Гашунское СМО) и 1111 рублей 21 копейки пени.
Иск мотивирован ненадлежащим исполнением обществом (в период с четвертого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года) обязательства по внесению арендной платы по договору от 11.03.2004 аренды земельного участка, расположенного на территории Яшкульского СМО, а также по договору от 14.09.2011 аренды земельного участка в границах Гашунского СМО (за первый и второй кварталы 2013 года). Неустойка рассчитана на основании статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и условий договоров аренды.
Определением от 18.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Яшкульского СМО и администрация Гашунского СМО (л. д. 59).
В связи с погашением (полностью) задолженности по договору от 14.09.2011 и погашением (частично) долга по договору от 11.03.2004 в ходе судебного разбирательства комитет заявил отказ от соответствующей части требований; в окончательной редакции просил взыскать с общества 1 668 271 рубль 75 копеек задолженности по арендной плате за земельный участок в границах Яшкульского СМО и 98 972 рубля 52 копейки пени, а также 1111 рублей 21 копейку пени по договору от 14.09.2011 (л. д. 86, 89).
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.01.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014, исковые требования удовлетворены. С общества в пользу комитета взыскано 1 668 271 рубль 75 копеек задолженности по арендной плате и 98 972 рубля 52 копейки пени по договору аренды от 11.03.2004; 1111 рублей 21 копейка пени по договору аренды от 14.09.2011. В доход федерального бюджета с общества взыскано 5 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что по договору от 11.03.2004 обществу на срок по 10.03.2014 передан в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:13:260101:0001 площадью 54 978 га; по договору от 14.09.2011 - земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером площадью 6 177 525 кв. м. Ссылаясь на наличие задолженности по договорам от 11.03.2004 и от 14.09.2011, комитет обратился в суд с заявленными требованиями. Проверяя выполненный истцом расчет задолженности, судебные инстанции исходили из того, что стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен и определяется на основании соответствующего нормативного акта (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)). Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма ее изменения. Суды проверили расчет комитета по арендной плате и признали его правильным. Расчет произведен на основании постановлений Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329 и от 27.04.2006 N 158 по видам сельскохозяйственных земель (сельскохозяйственные угодья, прочие земли) с учетом корректирующих коэффициентов к ставкам арендной платы (применительно к пастбищам). Поскольку доказательства погашения долга (в полном объеме) ответчик не представил, судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности требования о взыскании арендной платы в размере 1 668 271 рубля 75 копеек по договору аренды от 11.03.2004 (статьи 309, 606 и 614 Гражданского кодекса). Требование о взыскании неустойки (98 972 рубля 52 копейки по договору от 11.03.2004; 1111 рублей 21 копейка по договору от 14.09.2011) также признано обоснованным (статья 330 Гражданского кодекса, пункты 9.4, 9.9 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329). Государственная пошлина по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отнесена на общество (л. д. 92, 135).
Общество обжаловало решение от 23.01.2014 и апелляционное постановление от 08.04.2014 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права. Ответчик полагает, что суды первой и апелляционной инстанции неправомерно не применили к отношениям сторон постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление от 16.07.2009 N 582). Не учли судебные инстанции и правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 (далее - постановление от 17.04.2012 N 15837/11), в котором указано, что ставки арендной платы, утвержденные Правительством Российской Федерации в Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями (не могут быть выше ставок, установленных для федеральных земель). Комитет рассчитал арендную плату по формуле, предусмотренной Порядком. Примененный в расчете базовый размер арендной платы (31 рубль за гектар) противоречит основным принципам определения арендной платы, утвержденным постановлением от 16.07.2009 N 582. Согласно пункту 3 Правил арендная плата в отношении земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования определяется в размере 0,6% от его кадастровой стоимости. Таким образом, установленная Порядком базовая ставка арендной платы за указанный участок значительно превышает ставку, приведенную в постановлении от 16.07.2009 N 582. По сведениям ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия с 01.01.2013 кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 08:13:180101:43 составляет 2 903 436 рублей 75 копеек, участка с кадастровым номером 08:13:260101:1-186 925 200 рублей. Следовательно, годовая арендная плата за использование земельного участка с кадастровым номером 08:13:180101:43 составляет 17 420 рублей 62 копейки; за использование участка с кадастровым номером 08:13:260101:1-1 121 551 рубль 20 копеек. По расчету ответчика задолженность по арендной плате по договору от 11.03.2004 составляет 841 163 рубля 40 копеек. Расчет неустойки (процентов исходя из правил статьи 395 Гражданского кодекса) должен производиться применительно к данной сумме. За период с 26.12.2012 по 20.09.2013 с учетом ставки рефинансирования Банка России в размере 8,25% сумма процентов составляет 51 275 рублей 92 копейки. Взысканные судами суммы значительно превышают законный размер арендной платы (процентов), что нарушает как постановление от 16.07.2009 N 582 (Правила), так и права общества.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
От администрации Яшкульского СМО поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные участники спора явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, на основании постановления главы администрации Яшкульского районного муниципального образования (далее - администрация района) от 11.03.2004 N 45 администрация района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 11.03.2004 (л. д. 6-8). По условиям договора арендатору в целях производства продукции животноводства и растениеводства на срок по 10.03.2014 передан в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:13:260101:0001 площадью 54 978 га, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры) в 0,1 км на север от районного центра п. Яшкуль. В соответствии с разделом 3 арендатор обязался ежеквартально вносить арендную плату согласно прилагаемому к договору расчету равными частями. Размер арендной платы изменяется ежегодно с учетом индексации ставок земельного налога и арендной платы на текущий финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия, но не чаще одного раза в год. В этом случае изменение ставок арендной платы по договору аренды изменяется арендодателем в одностороннем порядке и исчисляется с момента опубликования законодательного акта об изменении базовой ставки арендной платы (пункт 3.5). Согласно пункту 5.3 при неуплате арендатором арендных платежей в установленные сроки начисляется неустойка (пени) в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки, начиная с одиннадцатого дня квартала, следующего за расчетным.
Суды установили, что договор от 11.03.2004 прошел государственную регистрацию 28.06.2004; арендатор не оспаривает факт передачи ему земельного участка.
На основании постановления главы администрации района от 14.09.2011 N 336 (л. д. 38), комитет (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 14.09.2011, имеющего силу передаточного акта (л. д. 9-11). В соответствии с договором арендатору для производства сельскохозяйственной продукции на срок по 13.09.2021 передан в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:13:180101:43 площадью 6 177 525 кв. м, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры) в 2,6 км по направлению на юго-восток от ориентира п. Эрмели Яшкульского района Республики Калмыкия. По согласованному сторонами порядку расчетов (раздел 3 договора) арендатор обязан вносить арендную плату ежеквартально (в сроки до 20 марта, до 20 июня, до 20 сентября, до 20 декабря). Размер платы может изменяться не чаще одного раза в год в связи с изменением параметров исчисления (расчета) ставки арендной платы на текущий финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия. В этом случае изменение ставок арендной платы по договору аренды изменяется арендодателем в одностороннем порядке и исчисляется с момента опубликования нормативного правового акта об изменении порядка определения арендной платы (пункт 3.5). Согласно пункту 5.3 при неуплате арендатором арендных платежей в установленные сроки начисляется неустойка (пени) в размере 0,5% за каждый день просрочки, начиная с первого числа первого месяца следующего за расчетным месяцем квартала.
В соответствии с приложением N 2 сумма ежегодной арендной платы составляет 71 943 рубля. Договор аренды зарегистрирован 27.10.2011 (л. д. 12).
Ссылаясь на наличие задолженности по договору от 11.03.2004 и просрочку во внесении арендных платежей по договору от 14.09.2011, комитет произвел начисление неустойки и обратился с иском о взыскании с общества 1 668 271 рубля 75 копеек долга, а также 98 972 рублей 52 копеек и 1111 рублей 21 копейки пени.
По правилам статей 606, 611 и 614 Гражданского кодекса арендодатель обязан предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование или во временное владение; арендатор - вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления (статья 65 Земельного кодекса).
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) разъяснено следующее. К договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Поскольку договоры аренды от 11.03.2004 и от 14.09.2011 заключены сторонами после вступления в силу Земельного кодекса, арендная плата по ним является регулируемой. Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения соответствующих изменений в текст договора.
Как установили судебные инстанции при разрешении спора, расчет арендной платы произведен истцом с применением методики и ставок, утвержденных постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329 "О порядке определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
В расчете (применительно к пастбищам) учтены корректирующие коэффициенты к ставкам арендной платы, установленные постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27.04.2006 N 158 "О нормах нагрузки скота на пастбища на территории Республики Калмыкия".
Расчет задолженности по договору от 11.03.2004 суды проверили и признали правильным. Доказательства погашения долга (в полном объеме) ответчик не представил, поэтому судебные инстанции пришли к выводу об обоснованности требований комитета в части взыскания с общества 1 668 271 рубля 75 копеек задолженности по арендной плате (статьи 309, 606, 614 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 329, пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Установив наличие непогашенной задолженности по договору от 11.03.2004 и просрочку в исполнение обязательства по внесению арендной платы по договору от 14.09.2011, судебные инстанции взыскали с общества пени в размере 98 972 рублей 52 копеек и 1111 рублей 21 копейки соответственно.
Однако удовлетворяя требования комитета в заявленном размере, суды первой и апелляционной инстанций не учли следующее.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации издано постановление от 16.07.2009 N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила.
Указанным постановлением к основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил арендная плата за земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования (за исключением участка, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством, а также из земель, ограниченных в обороте) определяется в размере 0,6% от его кадастровой стоимости.
Арендная плата в отношении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право на который переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости участка (подпункт "б" пункта 3 Правил).
В постановлении от 17.04.2012 N 15837/2011 указано, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов Российской Федерации и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением от 16.07.2009 N 582 для земель, находящихся в федеральной собственности. При рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды земельных участков, суд вправе применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 Кодекса давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия принципам и ориентирам, закрепленным в постановлении от 16.07.2009 N 582.
Постановление от 17.04.2012 N 15837/2011, размещенное в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 22.09.2012, содержит оговорку о применении судами сформулированной в настоящем деле правовой позиции с момента опубликования данного постановления.
Между тем при разрешении данного спора суды первой и апелляционной инстанций не учли правовые позиции, содержащиеся в постановлении от 17.04.2012 N 15837/2011. В обжалуемых судебных актах не отражены результаты оценки соответствия подлежащих применению к спорным отношениям правовых актов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) нормативным предписаниям постановления от 16.07.2009 N 582. Поэтому решение от 23.01.2014 и апелляционное постановление от 08.04.2014 не могут быть признаны окружным судом законными и обоснованными, вынесенными при правильном применении норм материального права по результатам полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств (представленных доказательств).
С учетом изложенного и на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении; исходя из правовых позиций, сформулированных в постановлении от 17.04.2012 N 15837/2011, определить размер подлежащих уплате обществом в период, заявленный комитетом в иске, арендных платежей (подпункты "б", "в" пункта 3 Правил) и неустойки. Спор следует разрешить при правильном применении норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе комитету в удовлетворении иска. При определении размера задолженности (ответственности) по договорам аренды за спорный период заявитель руководствуется сведениями, полученными им в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия. Из приложенных к жалобе кадастровых справок следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:13:180101:43 составляет 2 903 436 рублей 75 копеек (по состоянию на 24.04.2014), земельного участка с кадастровым номером 08:13:260101:1-186 925 200 рублей (по состоянию на 23.04.2014). Однако приводя в кассационной жалобе контррасчет задолженности по договорам аренды от 11.03.2004 и от 14.09.2011, общество не учитывает, что обстоятельства, связанные с размером арендной платы за пользование в спорный период земельными участками (применительно к их кадастровой стоимости), судами при разрешении спора не устанавливались. В материалах дела отсутствуют какие-либо документы об утвержденной в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 08:13:180101:43 и 08:13:260101:1 кадастровой стоимости в период, заявленный в иске комитетом.
В силу части 2 статьи 287 Кодекса суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанций. Следовательно, окружной суд не вправе учитывать (считать доказанными) обстоятельства, изложенные обществом в кассационной жалобе (о размере задолженности ответчика по договорам аренды).
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. Поэтому при новом рассмотрении суду следует учесть, что при подаче жалобы общество уплатило государственную пошлину в размере 2 тыс. рублей (платежное поручение от 21.04.2014 N 88).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 23.01.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2014 по делу N А22-2321/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.Е.ЕПИФАНОВ
В.Е.ЕПИФАНОВ
Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
Н.С.МАЗУРОВА
А.И.МЕЩЕРИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)