Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки С.Г. Черепановой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением суда общей юрисдикции было отказано в удовлетворении требований гражданки С.Г. Черепановой о признании недействительными решения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и акта об определении межевых границ земельного участка.
Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции были удовлетворены исковые требования С.Г. Черепановой о признании незаконным отказа администрации муниципального образования в утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности на администрацию муниципального образования утвердить схему расположения земельного участка и предоставить С.Г. Черепановой в собственность бесплатно земельный участок площадью 714 квадратных метров.
Решением суда общей юрисдикции было отказано в удовлетворении требований С.Г. Черепановой о признании права собственности на земельный участок, устранении препятствий в пользовании земельным участком, признании недействительными кадастрового паспорта земельного участка, государственной регистрации права на земельный участок, постановления мэра муниципального образования, схемы межевого плана, сносе строения и кирпичного забора.
Решением суда общей юрисдикции С.Г. Черепановой было также отказано в удовлетворении исковых требований, в том числе об установлении границ земельного участка, признании права на формирование земельного участка, признании права собственности на земельный участок площадью 869 квадратных метров, признании права на бесплатную приватизацию земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельные участки в части, внесении изменений в сведения об объекте недвижимого имущества.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.Г. Черепанова оспаривает конституционность следующих положений Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года):
- пункта 6 статьи 36, согласно которому в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора;
- пункта 7 статьи 36, устанавливающего, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По мнению заявительницы, данные законоположения нарушают ее права, гарантированные статьями 18, 19 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в оспариваемой редакции, устанавливающий срок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка и срок подготовки ими проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка, и пункт 7 той же статьи в оспариваемой редакции, предусматривающий, что при создании (образовании) земельных участков должны соблюдаться требования земельного и градостроительного законодательства, и обеспечивающий проведение кадастровых работ, связанных с созданием (образованием) земельных участков, и одновременно защиту прав смежных землепользователей и землевладельцев, а также преемственность ранее сложившихся отношений в сфере землепользования, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Установление же и исследование фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черепановой Светланы Георгиевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 24.03.2015 N 572-О
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 марта 2015 г. N 572-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
ЧЕРЕПАНОВОЙ СВЕТЛАНЫ ГЕОРГИЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТАМИ 6 И 7 СТАТЬИ 36 ЗЕМЕЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки С.Г. Черепановой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Решением суда общей юрисдикции было отказано в удовлетворении требований гражданки С.Г. Черепановой о признании недействительными решения о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и акта об определении межевых границ земельного участка.
Вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции были удовлетворены исковые требования С.Г. Черепановой о признании незаконным отказа администрации муниципального образования в утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении в собственность земельного участка и возложении обязанности на администрацию муниципального образования утвердить схему расположения земельного участка и предоставить С.Г. Черепановой в собственность бесплатно земельный участок площадью 714 квадратных метров.
Решением суда общей юрисдикции было отказано в удовлетворении требований С.Г. Черепановой о признании права собственности на земельный участок, устранении препятствий в пользовании земельным участком, признании недействительными кадастрового паспорта земельного участка, государственной регистрации права на земельный участок, постановления мэра муниципального образования, схемы межевого плана, сносе строения и кирпичного забора.
Решением суда общей юрисдикции С.Г. Черепановой было также отказано в удовлетворении исковых требований, в том числе об установлении границ земельного участка, признании права на формирование земельного участка, признании права собственности на земельный участок площадью 869 квадратных метров, признании права на бесплатную приватизацию земельного участка, признании отсутствующим права собственности на земельные участки в части, внесении изменений в сведения об объекте недвижимого имущества.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.Г. Черепанова оспаривает конституционность следующих положений Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года):
- пункта 6 статьи 36, согласно которому в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора;
- пункта 7 статьи 36, устанавливающего, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По мнению заявительницы, данные законоположения нарушают ее права, гарантированные статьями 18, 19 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявительницей материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в оспариваемой редакции, устанавливающий срок принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка и срок подготовки ими проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка, и пункт 7 той же статьи в оспариваемой редакции, предусматривающий, что при создании (образовании) земельных участков должны соблюдаться требования земельного и градостроительного законодательства, и обеспечивающий проведение кадастровых работ, связанных с созданием (образованием) земельных участков, и одновременно защиту прав смежных землепользователей и землевладельцев, а также преемственность ранее сложившихся отношений в сфере землепользования, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Установление же и исследование фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черепановой Светланы Георгиевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)