Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.06.2015 ПО ДЕЛУ N А66-16088/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2015 г. по делу N А66-16088/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Воробьевой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТРИО" директора Шмелева А.В. на основании выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.06.2015, от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Соколовой Ю.С. по доверенности от 06.05.2015 N 30-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРИО" на решение Арбитражного суда Тверской области от 9 апреля 2015 года по делу N А66-16088/2014 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТРИО" (место нахождения: 170001, г. Тверь, двор Пролетарки, д. 10а; ОГРН 1056900177696, ИНН 6901091727; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области (место нахождения: 170100, г. Тверь, пер. Смоленский, д. 29; ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320; далее - Министерство) о признании недействительным отказа Министерства от 15.09.2014 N 17205-09 в предоставлении земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Тверь, Старицкое ш. Пролетарского района, кадастровые номера 69:40:0300009:38 и 69:40:03000009:51, площадью примерно 1,4 га по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство технического центра по продаже автомобилей и обязании Министерства направить заявление от 21.07.2014 о предоставлении в аренду вышеназванных земельных участков в администрацию города Твери для рассмотрения в порядке, предусмотренном земельным законодательством (после уточнения заявленных требований, признанных судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены администрация города Твери (далее - Администрация) и Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери.
Заявленные требования мотивированы статьями 28, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па.
Решением суда от 09.04.2015 в удовлетворении заявления Обществу отказано полностью. Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска оставлены на заявителе.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Доводы жалобы сводятся к следующему. Испрашиваемая часть земельного участка находится за границами территории, утвержденной для реконструкции, в отношении испрашиваемой части проект планировки не разрабатывался и не утверждался, ничто не мешает осуществить выбор земельного участка с учетом уже утвержденных границ участков, необходимых для реконструкции автомобильной дороги. Ответчиком не приведено ни одного довода соответствия федеральному законодательству отказа в предоставлении земельного участка. Выводы суда о том, факт неустановления границы земельного участка не имеет правового значения для данного спора, противоречит земельному законодательству и Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей истца и ответчика, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество 21.07.2014 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду части земельных участков, расположенных по адресу: г. Тверь, Старицкое ш. Пролетарского района с кадастровыми номерами 69:40:0300009:38, 69:40:0300009:51, площадью примерно 1,4 га, по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта под строительство технического центра по продаже автомобилей.
Министерство письмом от 15.09.2014 N 17205-09 отказало в предоставлении земельного участка на основании того, что испрашиваемая часть земельных участков в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 156 + 000 - км 178 + 800 (обход) со строительством двух транспортных развязок в разных уровнях на км 164 и км 173, Тверская область" относится к землям общего пользования и предназначена под строительство транспортных развязок в разных уровнях.
Общество, не согласившись с указанным решением, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в Министерство, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 указанного Кодекса.
На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор земельного участка и принимается в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решение о предварительном согласовании места размещения объекта; выполняются в отношении земельного участка кадастровые работы, осуществляется его государственный кадастровый учет; принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
На основании пункта 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, а в случае невозможности строительства объекта на испрашиваемом участке - решение об отказе в размещении объекта.
В рассматриваемом случае, как следует из письма Министерства от 15.09.2014 N 17205-09, основанием отказа заявителю в предоставлении земельного участка по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта послужило то, что испрашиваемая часть земельных участков, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 156 + 000 - км 178 + 800 (обход) со строительством двух транспортных развязок в разных уровнях на км 164 и км 173, Тверская область", относится к землям общего пользования и предназначена под строительство транспортных развязок в разных уровнях.
Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тверской области - городском округе "Город Тверь" утвержден постановлением администрации Тверской области от 23.08.2006 N 213-па (далее - Порядок).
В силу пункта 2.9 Порядка в случае подачи заявителем заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта Министерство в срок до двух месяцев со дня регистрации указанного заявления осуществляет подготовку материалов, необходимых для рассмотрения вопроса о целесообразности либо нецелесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с одним из возможных вариантов размещения объекта.
Согласно пункту 2.9.1 Порядка Министерство в срок до трех месяцев со дня регистрации заявления направляет отказ в предоставлении земельного участка для строительства при получении Министерством сведений от уполномоченного органа государственной власти либо уполномоченного органа местного самоуправления города Твери, в соответствии с которыми предоставление земельного участка для строительства невозможно по следующим основаниям:
а) испрашиваемая цель использования земельного участка не соответствует видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны;
б) размещение объекта на испрашиваемом земельном участке противоречит требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих градостроительный регламент для соответствующей территории;
в) испрашиваемый земельный участок (или его часть) отнесен к землям общего пользования;
г) при наличии в отношении испрашиваемого земельного участка (или его части) прав третьих лиц, препятствующих предоставлению земельного участка для строительства;
д) при наличии оснований, предусмотренных законодательством, препятствующих предоставлению земельного участка для строительства.
Из генерального плана города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394), территория испрашиваемого земельного участка расположена в следующих функциональных зонах: транспортной инфраструктуры, земельных насаждений общего пользования, коммунально-складских помещений.
В соответствии с утвержденной распоряжением Министерства транспорта Тверской области от 07.11.2013 N 2801-р документацией по планировке территории объекта "Реконструкция участков автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург км 156 + 000 - км 178 + 800 (обход) со строительством двух транспортных развязок в разных уровнях на км 164 и км 173, Тверская область" часть испрашиваемого земельного участка относится к землям общего пользования и предназначена под строительство транспортных развязок в разных уровнях. Указанные обстоятельства подтверждены письмом Администрации от 25.08.2014 N 01/4599-и.
По смыслу положений ЗК РФ и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении его проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
В силу части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Следовательно, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что в данном случае в отношении вышеуказанного земельного участка проведены кадастровые работы, поскольку его границы с нанесенными на планах и схемах характерными точками координат этих границ определены с соблюдением требований статьи 7 Закона N 221-ФЗ. Сведения, содержащиеся в кадастровой выписке, позволяют идентифицировать земельный участок, который может являться объектом гражданских правоотношений.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ранее учтенный земельный участок, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок, является сформированным.
В силу пункта 6 статьи 30 ЗК РФ сформированные земельные участки, не закрепленные за гражданином или юридическим лицом, в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 данного Кодекса могут быть предоставлены для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и с проведением торгов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии установленных границ земельных участков апелляционная коллегия отмечает, что земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0300009:38 и 69:40:03000009:51, части которых испрашиваются заявителем, являются ранее учтенными, поставленными на государственный кадастровый учет соответственно 13.07.2003 и 27.08.2002, что подтверждается кадастровыми выписками о земельных участках. Земельным участкам присвоены кадастровые номера, кадастровые выписки содержат план (чертеж, схему) земельных участков с описанием месторасположения границ данных земельных участков.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен заинтересованным лицам для строительства только с проведением торгов.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что суд при рассмотрении заявлений о выкупе (предоставлении в аренду) земельных участков должен учитывать обстоятельства, связанные с тем, что генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В данном случае апелляционный суд соглашается с позицией арбитражного суда Тверской области о нецелесообразности предоставления земельного участка в аренду под строительство технического центра по продаже автомобилей до завершения строительства транспортной развязки.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства в их совокупности свидетельствуют о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду.
По мнению подателя жалобы, отказ в предоставлении земельного участка по мотиву нецелесообразности является неправомерным, поскольку не обоснован.
Вместе с тем пунктом 2.11 Порядка межведомственная комиссия рассматривает вопрос о целесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта и вносит в Министерство одно из следующих предложений: о целесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта; о нецелесообразности предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта; о нецелесообразности предоставления земельного участка для строительства.
Таким образом, межведомственной комиссией может быть внесено в Министерство предложение в том числе и о нецелесообразности предоставления земельного участка, что в данном случае и предложила межведомственная комиссия.
При принятии соответствующего решения Министерство учитывает предложения межведомственной комиссии в случае, если они соответствуют федеральному законодательству.
Министерство в данном случае установило обстоятельства, свидетельствующие о нецелесообразности предоставления спорного земельного участка обществу в испрашиваемых им целях.
Тот факт, что предложения комиссии носят рекомендательный характер, не является основанием для вывода о неправомерности оспариваемого отказа, поскольку материалами дела подтверждается его обоснованность.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для вывода о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, Обществу обоснованно отказано в удовлетворении заявленных им требований.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
При подаче апелляционной жалобы Шмелевым Андреем Викторовичем уплачена государственная пошлина по чеку-ордеру от 12.05.2015 в размере 2000 руб.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежат уплате 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается организациями в размере 3000 руб.
Таким образом, размер государственной пошлины, подлежащий уплате Обществом, составляет 1500 руб.
Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 500 руб. подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 9 апреля 2015 года по делу N А66-16088/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТРИО" - без удовлетворения.
Возвратить Шмелеву Андрею Викторовичу из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 12.05.2015 государственную пошлину в сумме 500 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Ю.В.ЗОРИНА
Судьи
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)