Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Мучкинов М.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Басангова Н.А.и Шовгуровой Т.А.
при секретаре Б.А.С.1
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л.,У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующего в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. о признании незаконными действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и возложении обязанности по предоставлению земельных участков по апелляционной жалобе С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л., У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующего в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. на решение Элистинского городского суда РК от 24 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А. об обстоятельствах дела, объяснения И.Т., С.1 (С.2) и его представителя С.В.М., Л.Г., Б.С.Б., Ц.А.Б., К.О., представителей заявителей Б.А.П. - Ч.Н., У.М.М. - У.М.Э., Х.Т.Г. - Б.А.Г., С.В.М. - С.Т., Б.С.Б. - Б.С.Б., Б.А.А.1 - Ч.Л., У.А. - О.Р., Д.В. - Х.Т.И., Ц.А.Б. - Ц.С., Ч.А. - А., С.Б.У., представителей заявителей А., С.Б.У., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э.Л.,представителя Администрации г. Элисты Д.Н.В., судебная коллегия
установила:
С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л., У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующий в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующий в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков, мотивируя тем, что они являются инвалидами и на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 19 декабря 2011 г. они обратились в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство) с заявлениями о предоставлении им в аренду для индивидуального жилищного строительства земельных участков, расположенных в планируемой жилой группе "Юг" южного района г. Элисты Республики Калмыкия (далее - жилая группа) из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, приложив к заявлениям необходимые документы. 21 марта 2012 г. Министерством было отказано в предоставлении земельных участков. Данный отказ был обжалован ими в судебном порядке. Решением Элистинского городского суда РК от 25 мая 2012 г. на Министерство возложена обязанность предоставить им в аренду для индивидуального жилищного строительства ранее испрошенные земельные участки. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 31 июля 2012 г. вышеуказанное решение суда было отменено и на Министерство возложена обязанность по рассмотрению заявлений, поданных в декабре 2011 года. Поскольку в установленные законом сроки Министерство указанные заявления не рассмотрело и не сообщило о принятом решении, в сентябре 2012 г. они вновь обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении им в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства, расположенных по тому же адресному ориентиру: Республика Калмыкия, г. Элиста, в южной части г. Элисты из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. 20 сентября 2012 г. Министерством в предоставлении испрашиваемых земельных участков со ссылкой на Правила землепользования и застройки г. Элисты, утвержденные Решением N 1 Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 г., отказано в связи с тем, что они расположены в зоне насаждений специального назначения С-2, не предназначенной для индивидуального жилищного строительства. Данный отказ является незаконным, поскольку 3 сентября 2012 г. Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты были проведены публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки территории земельного участка площадью 58 га по адресу: РК г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец, расположенного на территории испрошенного ими земельного участка. Постановлением Мэрии г. Элисты РК от 01 октября 2012 г. N 2067 указанный проект планировки территории в южной части города Элисты РК утвержден. Постановлением Мэрии г. Элисты от 23 октября 2012 г. изменен статус указанного земельного участка с "утвержденного" на "согласованный". 15 ноября 2012 г. в газете "Хальмг Унн" NN 208-209 (16578-16579) было опубликовано извещение о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков в южной части города Элистысогласно проекту планировки территории, утвержденному распоряжением Правительства РК от 12 ноября 2012 г. N 235-Р для строительства одноквартирных, сблокированных жилых домов. Таким образом, ранее испрашиваемые ими земельные участки Министерство намерено предоставить в аренду третьим лицам. Как показал анализ межевого плана земельного участка в южной части г. Элисты от 11 марта 2012 года и распоряжения Министерства от 13 февраля 2012 года N 233-ф о формировании земельного участка общей площадью 435000 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: РК, г. Элиста, в южной части города, из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, испрашиваемые ими земельные участки не располагаются в зоне насаждений специального назначения (С-2/01) и предназначены для строительства жилой группы. Соответственно, для вышеуказанных земельных участков особый правовой режим не установлен. Перечисленные обстоятельства препятствуют им в реализации их права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Просили признать действия Министерства по земельным и имущественным отношениям РК по отказу в предоставлении им земельных участков в аренду незаконными и возложить на него либо иной орган в случае перемены лиц в обязательствах в порядке процессуального правопреемства обязанность по устранению в полном объеме допущенных нарушений их прав и свобод путем предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства испрошенных земельных участков, запретить Министерству совершать любые действия правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец, до вступления решения в законную силу.
В судебном заседании заявители Х.А.Б., И.Т., П., Х.Е., Х.Л. и представители заявителей Б.А.П. - Ч.Н., У.М.М. - У.М.Э., У.А. - О.Р. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Заявители С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З.,С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., С.Б.В., С.В.М., Д.Л., У.Т., У.Н., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.В., К.О., действующий в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующий в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. в судебное заседание, несмотря на надлежащее извещение, не явились, причину неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по РК Ц.А.И. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Правительства Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель Мэрии города Элисты Б.А.В. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям РК Э.Л. заявление не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года заявление С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О-Г., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л.,У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующего в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. удовлетворено частично.
На Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность рассмотреть заявления С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л.,У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующего в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. о предоставлении им в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке земельных участков, поданные в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в декабре 2011 года, в соответствии с требованиями ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской федерации". В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявители С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г. и другие просят решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В жалобе указывают, что суд, возлагая на Министерство обязанность по рассмотрению их заявлений, поданных в декабре 2011 г., не учел, что такого требования ими не заявлялось, поскольку такая обязанность на Министерство уже была возложена апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 31 июля 2012 г., которое не было исполнено. Ввиду нерассмотрения их заявлений, поданных в декабре 2011 г., в сентябре 2012 г. они повторно обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении им в аренду земельных участков, на что 20 сентября 2012 г. им был дан ответ об отказе в предоставлении земельных участков. Оспаривая отказ Министерства в предоставлении земельных участков от 20 сентября 2012 г., в ноябре 2012 г. они обратились в суд с соответствующим заявлением. Однако данные требования судом были оставлены без надлежащей оценки и рассмотрения. Также судом не были приняты во внимание положения земельного законодательства, не предусматривающие оснований для отказа в предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Действующее законодательство не ставит право инвалидов на первоочередное получение земельных участков в зависимость от наличия каких-либо условий, в частности, нуждаемости в улучшении жилищных условий. Нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельным кодексом не предусмотрена.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания
В силу ч. 5 ст. 330 Кодекса при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Ввиду допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РК от 05 марта 2013 года вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда от 24 декабря 2012 г. подлежит отмене ввиду рассмотрения дела в отсутствие заявителей Э.Г., Х.В., Х.Е.О., У.Г., Б.Ю., Ш., Д.Л., Ф., Л.Г.О., М.А., М.Н., Б.В.П., С.В.М., Ч.З., Е., Б.С.Б., К.О., Б.С.Б., С.И.Н., У.Н., Г.Т., Х.А.Б., Б.А.А.1, Ч.А., которые не были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также считает необходимым вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 19 декабря 2012 г. судом в адрес С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш. и других (всего 69 заявителей) были направлены извещения с указанием времени и места судебного заседания - 24 декабря 2012 г. в здании Элистинского городского суда Республики Калмыкия.Извещения, направленные в адрес Э.Г., Х.В., Х.Е.О., У.Г., возвращены без вручения адресатам по причине истечения срока их хранения в почтовом отделении.Заявители Б.Ю., Ш., Д.Л., Ф., Л.Г.О., М.А., М.Н., Б.В.П., С.В.М., Ч.З., Е., Б.С.Б., К.О., Б.С.Б., С.И.Н., У.Н., Г.Т. получили извещения после того, как дело было рассмотрено судом первой инстанции. Сведения об извещении Х.А.Б., Б.А.А.1, Ч.А. о слушании дела в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается свидетельством о смерти, выданным 15 июня 2012 года отделом ЗАГС г. Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия, заявитель В.Г. умер 12 июня 2012 года, то есть за 6 месяцев до подачи заявления.
Следовательно, оснований для принятия заявления В.Г. к производству суда и его рассмотрения не имелось.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.
Заявители С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З.,С.Н., Э.Г., Х.Ш., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., Д.Ю., Б.А.А., У.С., С.Б.В.,Д.Л., У.Т., У.Н.,Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.В., Б.А.А.1, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующий в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Заявители И.Т., С.1 (С.2) и его представитель С.В.М., Л.Г., Б.С.Б., Ц.А.Б., К.О., представители заявителей Б.А.П. - Ч.Н., У.М.М. - У.М.Э., Х.Т.Г. - Б.А.Г., С.В.М. - С.Т., Б.С.Б. - Б.С.Б., Б.А.А. - Ч.Л., У.А. - О.Р., Д.В. - Х.Т.И., Ц.А.Б. - Ц.С., Ч.А. - А., С.Б.У., представители заявителей А., С.Б.У. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э.Л. и представитель администрации Мэрии г. Элисты Д.Н.В. требования не признали.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований заявителей о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия незаконными и возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков в аренду в первоочередном порядке.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом (заявителем) требованиям.
Как видно из материалов дела, вопрос о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в нерассмотрении заявлений 69 лиц по предоставлению земельных участков в аренду и возложении на него обязанности по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков, поданных в декабре 2011 г., заявителями не ставился.
При таких данных, а также учитывая положения части 1 статьи 39 ГПК РФ и принцип диспозитивности в гражданском процессе, суд не вправе был без согласия заявителей изменять предмет требований, и потому решение суда в части возложения на Министерство обязанности по рассмотрению заявлений, поданных в декабре 2011 г., подлежит отмене.
Что касается требований заявителей о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям РК незаконными, возложении на него обязанности по предоставлению им земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу, то они не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 вышеназванной нормы предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В силу п. 11 вышеназванной нормы предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования мест размещения объекта.
Из смысла приведенных норм следует, что предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объекта.
С учетом приведенных выше положений земельного законодательства, устанавливающих ограничения, когда порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта применяться не может, требования заявителей о предоставлении им земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства нельзя признать обоснованным.
При этом следует учесть и специфику предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, которая состоит в том, что при этом подразумевается проведение целого ряда мероприятий.
Так, согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов; проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таким образом, для реализации права на получение в собственность или на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет.
Помимо изложенного, в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ составным элементом правового режима земельного участка является разрешенное использование земельного участка, которое определяется на основании зонирования территорий (глава 4 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительное зонирование"). В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.
Между тем, как видно из материалов дела, испрашиваемые истцами земельные участки не сформированы и объектами права, как того требует п. 2 ст. 6 ЗК РФ, они не являются.
При таких данных оснований для возложения на Министерство обязанности по предоставлению земельных участков заявителям в аренду для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Не может быть признана состоятельной и ссылка заявителей на положения федерального закона, предусматривающие первоочередное обеспечение инвалидов земельными участками.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17 и 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Из системного толкования приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение.
Пункт 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на которую ссылаются заявители в обоснование заявленных требований, включен в статью под названием "Обеспечение инвалидов жилой площадью".
При этом обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на основании положений Жилищного кодекса РФ, Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 осуществляется в том случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий.
Между тем в материалах дела данных о нуждаемости заявителей в улучшении жилищных условий также не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.1 (С.2), С.В.М., П., Д.Л., У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. о признании незаконными действий Министерства, возложении на него обязанности предоставить им в первоочередном порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства испрошенные ими земельные участки, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу, следует отказать.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что заявитель по делу, М.М., <...> года рождения, умерла 28 декабря 2012 г., что подтверждается обозренным в судебном заседании свидетельством о смерти <...>, выданным отделом ЗАГС г. Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия. Апелляционная жалоба была подана в суд 24 января 2013 г. и не могла быть подписана умершей М.М.
В соответствии с абзацем 6 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу, в случае если: после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
Поскольку возникшее спорное правоотношение не допускает правопреемство, производство по делу по заявлению М.М. о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия незаконными, возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу, подлежит прекращению в связи со смертью заявительницы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым решение Элистинского городского суда от 24 декабря 2012 года в отношении М.М. отменить, производство по делу прекратить.
Также подлежит прекращению производство по делу по заявлению В.Г., умершего 12 июня 2012 г., что подтверждается свидетельством о смерти <...>, выданным отделом ЗАГС г. Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия 15 июня 2012 г.
Как установил суд апелляционной инстанции, на момент подачи заявления 28 ноября 2012 г. В.Г. не мог подписывать заявление и обращаться с ним в суд ввиду смерти, а суд не должен был принимать это заявление и рассматривать его.
Поскольку производство по заявлению В.Г. судом было возбуждено и по заявлению вынесено решение, суд апелляционной инстанции полагает возможным производство по делу по заявлению В.Г. о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия незаконными, возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков в первоочередном порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу также прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 220, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года отменить.
Вудовлетворении заявления С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.1 (С.2), С.В.М., П., Д.Л.,У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. о признании незаконными действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, возложении обязанности по первоочередному предоставлению земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу отказать.
Апелляционную жалобу С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.1 (С.2), С.В.М., П., Д.Л., У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. оставить без удовлетворения.
Прекратить производство по делу по заявлению М.М. о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия незаконными, возложении на него обязанности по первоочередному предоставлению земельных участков в аренду, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу в связи со смертью заявительницы.
Прекратить производство по делу по заявлению В.Г. о признании незаконными действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, возложении на него обязанности по первоочередному предоставлению земельных участков в аренду, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу в связи со смертью заявителя.
Председательствующий
А.А.ПЮРВЕЕВА
Судьи
Н.А.БАСАНГОВ
Т.А.ШОВГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 05.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-493/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. по делу N 33-493/2013
Судья: Мучкинов М.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Басангова Н.А.и Шовгуровой Т.А.
при секретаре Б.А.С.1
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л.,У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующего в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. о признании незаконными действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и возложении обязанности по предоставлению земельных участков по апелляционной жалобе С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л., У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующего в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. на решение Элистинского городского суда РК от 24 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шовгуровой Т.А. об обстоятельствах дела, объяснения И.Т., С.1 (С.2) и его представителя С.В.М., Л.Г., Б.С.Б., Ц.А.Б., К.О., представителей заявителей Б.А.П. - Ч.Н., У.М.М. - У.М.Э., Х.Т.Г. - Б.А.Г., С.В.М. - С.Т., Б.С.Б. - Б.С.Б., Б.А.А.1 - Ч.Л., У.А. - О.Р., Д.В. - Х.Т.И., Ц.А.Б. - Ц.С., Ч.А. - А., С.Б.У., представителей заявителей А., С.Б.У., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э.Л.,представителя Администрации г. Элисты Д.Н.В., судебная коллегия
установила:
С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л., У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующий в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующий в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков, мотивируя тем, что они являются инвалидами и на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 19 декабря 2011 г. они обратились в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - Министерство) с заявлениями о предоставлении им в аренду для индивидуального жилищного строительства земельных участков, расположенных в планируемой жилой группе "Юг" южного района г. Элисты Республики Калмыкия (далее - жилая группа) из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, приложив к заявлениям необходимые документы. 21 марта 2012 г. Министерством было отказано в предоставлении земельных участков. Данный отказ был обжалован ими в судебном порядке. Решением Элистинского городского суда РК от 25 мая 2012 г. на Министерство возложена обязанность предоставить им в аренду для индивидуального жилищного строительства ранее испрошенные земельные участки. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 31 июля 2012 г. вышеуказанное решение суда было отменено и на Министерство возложена обязанность по рассмотрению заявлений, поданных в декабре 2011 года. Поскольку в установленные законом сроки Министерство указанные заявления не рассмотрело и не сообщило о принятом решении, в сентябре 2012 г. они вновь обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении им в аренду земельных участков для индивидуального жилищного строительства, расположенных по тому же адресному ориентиру: Республика Калмыкия, г. Элиста, в южной части г. Элисты из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена. 20 сентября 2012 г. Министерством в предоставлении испрашиваемых земельных участков со ссылкой на Правила землепользования и застройки г. Элисты, утвержденные Решением N 1 Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 г., отказано в связи с тем, что они расположены в зоне насаждений специального назначения С-2, не предназначенной для индивидуального жилищного строительства. Данный отказ является незаконным, поскольку 3 сентября 2012 г. Комиссией по подготовке Правил землепользования и застройки г. Элисты были проведены публичные слушания по вопросу утверждения проекта планировки территории земельного участка площадью 58 га по адресу: РК г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец, расположенного на территории испрошенного ими земельного участка. Постановлением Мэрии г. Элисты РК от 01 октября 2012 г. N 2067 указанный проект планировки территории в южной части города Элисты РК утвержден. Постановлением Мэрии г. Элисты от 23 октября 2012 г. изменен статус указанного земельного участка с "утвержденного" на "согласованный". 15 ноября 2012 г. в газете "Хальмг Унн" NN 208-209 (16578-16579) было опубликовано извещение о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков в южной части города Элистысогласно проекту планировки территории, утвержденному распоряжением Правительства РК от 12 ноября 2012 г. N 235-Р для строительства одноквартирных, сблокированных жилых домов. Таким образом, ранее испрашиваемые ими земельные участки Министерство намерено предоставить в аренду третьим лицам. Как показал анализ межевого плана земельного участка в южной части г. Элисты от 11 марта 2012 года и распоряжения Министерства от 13 февраля 2012 года N 233-ф о формировании земельного участка общей площадью 435000 кв. м, расположенного по адресному ориентиру: РК, г. Элиста, в южной части города, из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, испрашиваемые ими земельные участки не располагаются в зоне насаждений специального назначения (С-2/01) и предназначены для строительства жилой группы. Соответственно, для вышеуказанных земельных участков особый правовой режим не установлен. Перечисленные обстоятельства препятствуют им в реализации их права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Просили признать действия Министерства по земельным и имущественным отношениям РК по отказу в предоставлении им земельных участков в аренду незаконными и возложить на него либо иной орган в случае перемены лиц в обязательствах в порядке процессуального правопреемства обязанность по устранению в полном объеме допущенных нарушений их прав и свобод путем предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства испрошенных земельных участков, запретить Министерству совершать любые действия правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец, до вступления решения в законную силу.
В судебном заседании заявители Х.А.Б., И.Т., П., Х.Е., Х.Л. и представители заявителей Б.А.П. - Ч.Н., У.М.М. - У.М.Э., У.А. - О.Р. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Заявители С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З.,С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., С.Б.В., С.В.М., Д.Л., У.Т., У.Н., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.В., К.О., действующий в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующий в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. в судебное заседание, несмотря на надлежащее извещение, не явились, причину неявки суду не сообщили.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по РК Ц.А.И. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель Правительства Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель Мэрии города Элисты Б.А.В. не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям РК Э.Л. заявление не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года заявление С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О-Г., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л.,У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующего в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. удовлетворено частично.
На Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия возложена обязанность рассмотреть заявления С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.Б.В., С.В.М., П., Д.Л.,У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующего в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. о предоставлении им в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке земельных участков, поданные в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия в декабре 2011 года, в соответствии с требованиями ст. ст. 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской федерации". В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявители С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г. и другие просят решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В жалобе указывают, что суд, возлагая на Министерство обязанность по рассмотрению их заявлений, поданных в декабре 2011 г., не учел, что такого требования ими не заявлялось, поскольку такая обязанность на Министерство уже была возложена апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от 31 июля 2012 г., которое не было исполнено. Ввиду нерассмотрения их заявлений, поданных в декабре 2011 г., в сентябре 2012 г. они повторно обратились в Министерство с заявлениями о предоставлении им в аренду земельных участков, на что 20 сентября 2012 г. им был дан ответ об отказе в предоставлении земельных участков. Оспаривая отказ Министерства в предоставлении земельных участков от 20 сентября 2012 г., в ноябре 2012 г. они обратились в суд с соответствующим заявлением. Однако данные требования судом были оставлены без надлежащей оценки и рассмотрения. Также судом не были приняты во внимание положения земельного законодательства, не предусматривающие оснований для отказа в предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Действующее законодательство не ставит право инвалидов на первоочередное получение земельных участков в зависимость от наличия каких-либо условий, в частности, нуждаемости в улучшении жилищных условий. Нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельным кодексом не предусмотрена.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания
В силу ч. 5 ст. 330 Кодекса при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Ввиду допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РК от 05 марта 2013 года вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда от 24 декабря 2012 г. подлежит отмене ввиду рассмотрения дела в отсутствие заявителей Э.Г., Х.В., Х.Е.О., У.Г., Б.Ю., Ш., Д.Л., Ф., Л.Г.О., М.А., М.Н., Б.В.П., С.В.М., Ч.З., Е., Б.С.Б., К.О., Б.С.Б., С.И.Н., У.Н., Г.Т., Х.А.Б., Б.А.А.1, Ч.А., которые не были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также считает необходимым вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 19 декабря 2012 г. судом в адрес С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш. и других (всего 69 заявителей) были направлены извещения с указанием времени и места судебного заседания - 24 декабря 2012 г. в здании Элистинского городского суда Республики Калмыкия.Извещения, направленные в адрес Э.Г., Х.В., Х.Е.О., У.Г., возвращены без вручения адресатам по причине истечения срока их хранения в почтовом отделении.Заявители Б.Ю., Ш., Д.Л., Ф., Л.Г.О., М.А., М.Н., Б.В.П., С.В.М., Ч.З., Е., Б.С.Б., К.О., Б.С.Б., С.И.Н., У.Н., Г.Т. получили извещения после того, как дело было рассмотрено судом первой инстанции. Сведения об извещении Х.А.Б., Б.А.А.1, Ч.А. о слушании дела в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается свидетельством о смерти, выданным 15 июня 2012 года отделом ЗАГС г. Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия, заявитель В.Г. умер 12 июня 2012 года, то есть за 6 месяцев до подачи заявления.
Следовательно, оснований для принятия заявления В.Г. к производству суда и его рассмотрения не имелось.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.
Заявители С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., В.Г., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., М.М., Х.К., Ч.Б., С.З.,С.Н., Э.Г., Х.Ш., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., Д.Ю., Б.А.А., У.С., С.Б.В.,Д.Л., У.Т., У.Н.,Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.В., Б.А.А.1, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Л.Ю.П., действующий в интересах несовершеннолетнего Л.Ю.Ю., Д.В., У.А., М.Е., М.Н., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились.
Заявители И.Т., С.1 (С.2) и его представитель С.В.М., Л.Г., Б.С.Б., Ц.А.Б., К.О., представители заявителей Б.А.П. - Ч.Н., У.М.М. - У.М.Э., Х.Т.Г. - Б.А.Г., С.В.М. - С.Т., Б.С.Б. - Б.С.Б., Б.А.А. - Ч.Л., У.А. - О.Р., Д.В. - Х.Т.И., Ц.А.Б. - Ц.С., Ч.А. - А., С.Б.У., представители заявителей А., С.Б.У. в судебном заседании поддержали заявленные требования.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Э.Л. и представитель администрации Мэрии г. Элисты Д.Н.В. требования не признали.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований заявителей о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия незаконными и возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков в аренду в первоочередном порядке.
В силу части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом (заявителем) требованиям.
Как видно из материалов дела, вопрос о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в нерассмотрении заявлений 69 лиц по предоставлению земельных участков в аренду и возложении на него обязанности по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков, поданных в декабре 2011 г., заявителями не ставился.
При таких данных, а также учитывая положения части 1 статьи 39 ГПК РФ и принцип диспозитивности в гражданском процессе, суд не вправе был без согласия заявителей изменять предмет требований, и потому решение суда в части возложения на Министерство обязанности по рассмотрению заявлений, поданных в декабре 2011 г., подлежит отмене.
Что касается требований заявителей о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям РК незаконными, возложении на него обязанности по предоставлению им земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу, то они не могут быть удовлетворены по следующим основаниям.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены нормами статей 30 - 32 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 вышеназванной нормы предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В силу п. 11 вышеназванной нормы предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования мест размещения объекта.
Из смысла приведенных норм следует, что предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объекта.
С учетом приведенных выше положений земельного законодательства, устанавливающих ограничения, когда порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта применяться не может, требования заявителей о предоставлении им земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства нельзя признать обоснованным.
При этом следует учесть и специфику предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, которая состоит в том, что при этом подразумевается проведение целого ряда мероприятий.
Так, согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: проведение работ по формированию земельного участка, определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов или предоставлении земельных участков без проведения торгов; проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таким образом, для реализации права на получение в собственность или на праве аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет.
Помимо изложенного, в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ составным элементом правового режима земельного участка является разрешенное использование земельного участка, которое определяется на основании зонирования территорий (глава 4 Градостроительного кодекса РФ "Градостроительное зонирование"). В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства.
Между тем, как видно из материалов дела, испрашиваемые истцами земельные участки не сформированы и объектами права, как того требует п. 2 ст. 6 ЗК РФ, они не являются.
При таких данных оснований для возложения на Министерство обязанности по предоставлению земельных участков заявителям в аренду для индивидуального жилищного строительства не имелось.
Не может быть признана состоятельной и ссылка заявителей на положения федерального закона, предусматривающие первоочередное обеспечение инвалидов земельными участками.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, имеют право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17 и 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Из системного толкования приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации данной категорией граждан их права на жилое помещение.
Пункт 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на которую ссылаются заявители в обоснование заявленных требований, включен в статью под названием "Обеспечение инвалидов жилой площадью".
При этом обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на основании положений Жилищного кодекса РФ, Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 осуществляется в том случае, если они нуждаются в улучшении жилищных условий.
Между тем в материалах дела данных о нуждаемости заявителей в улучшении жилищных условий также не имеется.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.1 (С.2), С.В.М., П., Д.Л., У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. о признании незаконными действий Министерства, возложении на него обязанности предоставить им в первоочередном порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства испрошенные ими земельные участки, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу, следует отказать.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что заявитель по делу, М.М., <...> года рождения, умерла 28 декабря 2012 г., что подтверждается обозренным в судебном заседании свидетельством о смерти <...>, выданным отделом ЗАГС г. Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия. Апелляционная жалоба была подана в суд 24 января 2013 г. и не могла быть подписана умершей М.М.
В соответствии с абзацем 6 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу, в случае если: после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу, спорное правоотношение не допускает правопреемство или ликвидация организации, являвшейся одной из сторон по делу, завершена.
Поскольку возникшее спорное правоотношение не допускает правопреемство, производство по делу по заявлению М.М. о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия незаконными, возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу, подлежит прекращению в связи со смертью заявительницы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым решение Элистинского городского суда от 24 декабря 2012 года в отношении М.М. отменить, производство по делу прекратить.
Также подлежит прекращению производство по делу по заявлению В.Г., умершего 12 июня 2012 г., что подтверждается свидетельством о смерти <...>, выданным отделом ЗАГС г. Элисты Управления ЗАГС Республики Калмыкия 15 июня 2012 г.
Как установил суд апелляционной инстанции, на момент подачи заявления 28 ноября 2012 г. В.Г. не мог подписывать заявление и обращаться с ним в суд ввиду смерти, а суд не должен был принимать это заявление и рассматривать его.
Поскольку производство по заявлению В.Г. судом было возбуждено и по заявлению вынесено решение, суд апелляционной инстанции полагает возможным производство по делу по заявлению В.Г. о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия незаконными, возложении на него обязанности по предоставлению земельных участков в первоочередном порядке в аренду для индивидуального жилищного строительства, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу также прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 220, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года отменить.
Вудовлетворении заявления С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.1 (С.2), С.В.М., П., Д.Л.,У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. о признании незаконными действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, возложении обязанности по первоочередному предоставлению земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу отказать.
Апелляционную жалобу С.И.Н., Б.Н., Б.В.А., М.В., Ш., Х.А.Б., У.Г., Л.Г.О., Х.Н.У., Б.А.Ц., Б.С.Н., Ц.К., С.И.В., Г.Э., Х.К., Ч.Б., С.З., Х.Е.О., С.Н., Э.Г., Х.Ш., Б.С.Б., Б.С.Б., Ф., Б.Ю., Б.А.С.2, М.Д., Ц.А.Б., В.Б., Д.Н.С., И.А., Х.А.Б., К.П., С.М., Х.Ц., И.Т., Д.Ю., Б.А.А.1, У.С., У.М.М., С.1 (С.2), С.В.М., П., Д.Л., У.Т., У.Н., Б.А.П., Х.Т.Г., Ч.А., С.В.М., М.А., Е., Д.Ф., Х.Л., Х.В., К.О., действующего в интересах несовершеннолетнего К.З., Б.А.А.2, О.О., Б.В.П., Г.Т., В.В., Ч.З., Д.В., У.А., М.Е., М.Н. оставить без удовлетворения.
Прекратить производство по делу по заявлению М.М. о признании действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия незаконными, возложении на него обязанности по первоочередному предоставлению земельных участков в аренду, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу в связи со смертью заявительницы.
Прекратить производство по делу по заявлению В.Г. о признании незаконными действий Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, возложении на него обязанности по первоочередному предоставлению земельных участков в аренду, запрете совершения любых действий правового и распорядительного характера в отношении земельного участка площадью 58 га по адресу: г. Элиста, южнее ул. Манцын Кец до вступления решения в законную силу в связи со смертью заявителя.
Председательствующий
А.А.ПЮРВЕЕВА
Судьи
Н.А.БАСАНГОВ
Т.А.ШОВГУРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)