Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.02.2015 N Ф06-20717/2013 ПО ДЕЛУ N А55-863/2014

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2015 г. N Ф06-20717/2013

Дело N А55-863/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Муравьева С.Ю., Петрушкина В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Апаркина В.Н., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-863/2014
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, с участием третьих лиц: Министерства имущественных отношений Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерства строительства Самарской области, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,

установил:

Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент управления имуществом) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) от 08.11.2013 N 01/581/2013-923 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок, занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Лысвенская, с кадастровым номером 63:01:0000000:27131, площадью 18 215 кв. м, расположенным по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Лысвенская, и обязании устранить допущенные нарушения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле Министерство имущественных отношений Самарской области ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области и Министерство строительства Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:27131, площадью 18 215 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Лысвенская, содержащийся в сообщении от 08.11.2013 N 01/581/2013-923. Суд обязал Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента управления имуществом путем государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа Самара на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:27131, площадью 18 215 кв. м, расположенным по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Лысвенская.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Самарской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неполным исследованием судами обстоятельств дела. Считает, что в материалы дела не представлены доказательства формирования спорного земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также доказательства соразмерности площади земельного участка занимаемому объекту муниципального имущества.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представителей в судебное заседание не направили.
Проверив законность обжалуемых решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции пришла к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судом, муниципальному образованию городской округ Самара на праве собственности принадлежит объект дорожного хозяйства - улица Лысвенская, протяженностью 1038 м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, совхоз "Кряж", ул. Лысвенская, в границах ул. Таганская до ул. Барнаульская, о чем 18.05.2012 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 18 215 кв. м, сформированном в установленном законом порядке и поставленном на государственный кадастровый учет 30.08.2013 с присвоением кадастрового номера 63:01:0000000:27131, вид разрешенного использования: "занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Лысвенская".
Департамент управления имуществом 24.09.2013 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
Управление Росреестра по Самарской области сообщением от 08.11.2013 N 01/581/2013-973 отказало Департаменту управления имуществом в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку заявителем не представлено документов, позволяющих однозначно установить факт нахождения объекта недвижимого имущества, право собственности на которое зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Самара, на спорном земельном участке.
Департамент, полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы муниципального образования, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Самарской области были представлены все документы, предусмотренные статьями 17, 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, пришли к обоснованному выводу о том, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:27131.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (пункт 12 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Право собственности городского округа Самара на сооружение - объект дорожного хозяйства ул. Лысвенская, зарегистрировано в установленном законом порядке.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту, указанный объект дорожного хозяйства - ул. Лысвенская, имеет назначение: "автомобильного транспорта", протяженность 1038 м, расположен по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, совхоз "Кряж", ул. Лысвенская, в границах ул. Таганская до ул. Барнаульская.
В силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства ул. Лысвенская, за муниципальным образованием, земельный участок, занятый указанным объектом недвижимости, стал разграниченным и относящимся к землям, принадлежащим муниципальному образованию - городской округ Самара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для: размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
С учетом изложенных обстоятельств и названных норм материального права Департамент управления имуществом выполняет функции собственника объекта дорожного хозяйства - ул. Лысвенская, и правомерно осуществляет действия по формированию земельного участка, необходимого для его эксплуатации.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечнем документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, предусмотрено предоставление на государственную регистрацию правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, а в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Принимая во внимание, что право муниципальной собственности на сооружение - объект дорожного хозяйства ул. Лысвенская, было зарегистрировано в установленном законом порядке, суды пришли к правильному выводу, что для государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, достаточно представления заявления о государственной регистрации права и кадастрового паспорта земельного участка, что и было исполнено Департаментом управления имуществом.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о том, что кадастровый паспорт земельного участка не подтверждает нахождение на спорном земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, был отклонен судами правомерно.
Согласно форме кадастрового паспорта земельного участка, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831, действовавшем на момент подачи заявления о государственной регистрации права, в кадастровом паспорте земельного участка указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с записями в государственном кадастре недвижимости.
Данная форма не предусматривает отражения в кадастровом паспорте земельного участка сведений об объекте недвижимости, расположенном на указанном земельном участке.
Из содержания кадастрового паспорта земельного участка следует, что вид разрешенного использования спорного земельного участка: "занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Лысвенская".
Кроме этого, судами принято во внимание, что нахождение объекта недвижимости на спорном земельном участке подтверждается сравнительным анализом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте сооружения и межевом плане земельного участка. Данный факт также подтверждается ситуационным планом и схематическим планом объекта дорожного хозяйства - улица Лысвенская.
Довод Министерства имущественных отношений Самарской области об отсутствии доказательств формирования земельного участка с учетом норм отвода земель для размещения автомобильных дорог, а также соразмерности площади спорного земельного участка занимаемого объектом недвижимости, судебной коллегией отклоняется.
Пункты 1, 2, 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляют принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении в собственность. В пункте 3 указанной статьи подразумеваются предельные размеры предоставления земельных участков юридическим лицам, а также для иных целей, в соответствии с которым в иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земельных участков либо правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Материалами дела подтверждается, что объект дорожного хозяйства введен в эксплуатацию на спорном земельном участке в 1943 году, указанный объект расположен в границах кадастрового квартала N 63:01:0000000 по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Лысвенская; представляет обособленный контур, общей протяженностью 1038 м, что подтверждается кадастровым паспортом от 07.12.2011.
Нормы отвода земель определялись на основании СН 467-74 "Нормы отвода земель для автомобильных дорог", утвержденных Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 19.12.1974 N 248, впоследствии статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
При разрешении спора судебные инстанции исходили из того, что испрашиваемая площадь земельного участка, на котором находится сооружение, введенное в эксплуатацию в 1943 году, не превышает ранее действующих и существующих установленных законом нормативов.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к правильному выводу о том, что требования Департамента управления имуществом обоснованны и подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 по делу N А55-863/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Л.ПЕТРОВ

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
В.А.ПЕТРУШКИН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)