Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявление общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" (ОГРН 1085543017702, ИНН 5507203825) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, согласно схеме расположения земельного участка и об обязании департамента в месячный срок обеспечить выбор указанного земельного участка под строительство,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" (ОГРН 1125543034220, ИНН 5507231269),
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" - Елизарьев Максим Николаевич, предъявлен паспорт, по доверенности от 09.02.2015 сроком действия на один год;
- от Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска - Бусс Светлана Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 26 от 19.03.2015 сроком действия один год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" - Будылина Татьяна Владимировна, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 12.01.2015 сроком действия три года;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Наумкина Полина Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 21305 от 18.12.2014 сроком действия один год;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" (далее - ООО "НОРД РОАД", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо):
- о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, согласно схеме расположения земельного участка,
- об обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в месячный срок обеспечить выбор земельного участка под строительство объекта: дома траурных обрядов вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "НОРД РОАД", на основе документов государственного кадастра недвижимости для принятия решения о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 110).
Решением от 22.10.2014 по делу N А46-3094/2014 Арбитражный суд Омской области требования ООО "НОРД РОАД" удовлетворил, бездействие Департамента, выразившееся в непроведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, согласно схеме расположения земельного участка, признал незаконным.
Суд первой инстанции обязал Департамент в месячный срок обеспечить выбор земельного участка под строительство объекта: дома траурных обрядов вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "НОРД РОАД", на основе документов государственного кадастра недвижимости для принятия решения о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта, либо решение об отказе в размещении объекта.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ритуал-Спецсервис" и Департамент обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просили решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2014 по делу N А46-3094/2014 отменить.
Восьмым арбитражным апелляционным судом апелляционные жалобы были приняты к производству.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил наличие безусловного основания для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, апелляционным судом было установлено, что обжалуемый судебный акт по настоящему делу непосредственно затрагивает права и обязанности ООО "Ритуал-Спецсервис", как лица, также претендующего на предоставление спорного земельного участка в связи с подачей аналогичной заявки, однако, к участию в деле ООО "Ритуал-Спецсервис" не было привлечено (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Данное обстоятельство является безусловным основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта как постановленного с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с указанным, суд первой инстанции определил перейти к рассмотрению дела N А46-3094/2014 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Ритуал-Спецсервис".
В судебном заседании, состоявшемся 26.03.2015, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело N А46-3094/2014 по существу.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные доводы.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" просил отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заявление, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
30 мая 2013 года ООО "НОРД РОАД" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1.
27 июня 2013 года Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска известил ООО "НОРД РОАД" о том, что указанный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска и в настоящий момент обеспечивается выбор земельного участка.
19 декабря 2013 года Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска известил ООО "НОРД РОАД" о том, что решением Омского городского Совета от 19 июня 2013 года N 131 установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах. В соответствии с пунктами 36, 41 статьи 2 Решения N 131 строительство дома траурных обрядов включено в указанный Перечень. На основании изложенного, с учетом положений Постановления Омского городского Совета от 20 ноябре 2013 года N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения N 131", принятие решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.
Полагая, что бездействие заинтересованного лица является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных Обществом требований отсутствуют. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как уже было указано, Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство объекта.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
На основании пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определена процедура выбора земельного участка для строительства. В том числе установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информируют землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Пунктом 5 указанной статьи определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденном Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в частности, обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства (а в необходимых случаях и для установления их охранных или санитарно-защитных зон); в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в собственности Омской области, обращается в специально уполномоченный орган с заявлением о выборе соответствующего земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Специально уполномоченный орган направляет обращение в орган местного самоуправления Омской области об обеспечении выбора земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, для строительства. Орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
В данном случае, во исполнение требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации 25.07.2013 в газете "Третья столица" N 36 (774) опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства дома траурных обрядов по улице 4-я Лузинская, дом1 в Кировском АО города Омска.
В связи с чем, 15.08.2013 ООО "Ритуал-Спецсервис" в Департамент подана заявка (исх. N 3 от 15.08.2013) о предоставлении данного участка в аренду. При наличии аналогичных обращений со стороны других юридических лиц ООО "Ритуал-Спецсервис" просило подготовить соответствующие документы и организовать проведение конкурса.
Ответ на данную заявку ООО "Ритуал-Спецсервис" от Департамента не получен.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11, по смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В данном случае апелляционным судом установлено наличие двух претендентов на спорный земельный участок, заявителя и ООО "Ритуал-Спецсервис".
Таким образом, учитывая изложенное, и в частности то, что на спорный земельный участок претендовало два заявителя, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка в любом случае подлежало выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Следовательно, основания для предоставления Обществу земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствовали.
При таких обстоятельствах, требования Общества удовлетворению не подлежат.
Поскольку были установлены основания для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Следовательно, решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2014 по делу N А46-3094/2014 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Поскольку требования заявителя не подлежат удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и по апелляционной жалобе ООО "Ритуал-Спецсервис" в связи с ее удовлетворением в размере 1500 руб. относятся на заявителя.
Кроме того, ООО "Ритуал-Спецсервис" надлежит возвратить из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку Сбербанка России ОАО 67 8634/00202 от 11.02.2015 на сумму 3 000 рублей.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2014 по делу N А46-3094/2014 отменить.
По результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, согласно схеме расположения земельного участка и об обязании Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в месячный срок обеспечить выбор земельного участка под строительство объекта: дома траурных обрядов вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "НОРД РОАД", на основе документов государственного кадастра недвижимости для принятия решения о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" 1 500 рублей судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку Сбербанка России ОАО 67 8634/00202 от 11.02.2015 на сумму 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2015 N 08АП-13603/2014 ПО ДЕЛУ N А46-3094/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. N 08АП-13603/2014
Дело N А46-3094/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, заявление общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" (ОГРН 1085543017702, ИНН 5507203825) к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, согласно схеме расположения земельного участка и об обязании департамента в месячный срок обеспечить выбор указанного земельного участка под строительство,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" (ОГРН 1125543034220, ИНН 5507231269),
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" - Елизарьев Максим Николаевич, предъявлен паспорт, по доверенности от 09.02.2015 сроком действия на один год;
- от Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска - Бусс Светлана Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 26 от 19.03.2015 сроком действия один год;
- от общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" - Будылина Татьяна Владимировна, предъявлен паспорт, по доверенности б/н от 12.01.2015 сроком действия три года;
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Наумкина Полина Анатольевна, предъявлено удостоверение, по доверенности N 21305 от 18.12.2014 сроком действия один год;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" (далее - ООО "НОРД РОАД", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее - Департамент, заинтересованное лицо):
- о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, согласно схеме расположения земельного участка,
- об обязании Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в месячный срок обеспечить выбор земельного участка под строительство объекта: дома траурных обрядов вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "НОРД РОАД", на основе документов государственного кадастра недвижимости для принятия решения о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 110).
Решением от 22.10.2014 по делу N А46-3094/2014 Арбитражный суд Омской области требования ООО "НОРД РОАД" удовлетворил, бездействие Департамента, выразившееся в непроведении в установленный законом срок процедуры выбора земельного участка для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, согласно схеме расположения земельного участка, признал незаконным.
Суд первой инстанции обязал Департамент в месячный срок обеспечить выбор земельного участка под строительство объекта: дома траурных обрядов вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "НОРД РОАД", на основе документов государственного кадастра недвижимости для принятия решения о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта, либо решение об отказе в размещении объекта.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ритуал-Спецсервис" и Департамент обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которых просили решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2014 по делу N А46-3094/2014 отменить.
Восьмым арбитражным апелляционным судом апелляционные жалобы были приняты к производству.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил наличие безусловного основания для перехода к рассмотрению дела по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, апелляционным судом было установлено, что обжалуемый судебный акт по настоящему делу непосредственно затрагивает права и обязанности ООО "Ритуал-Спецсервис", как лица, также претендующего на предоставление спорного земельного участка в связи с подачей аналогичной заявки, однако, к участию в деле ООО "Ритуал-Спецсервис" не было привлечено (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Данное обстоятельство является безусловным основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта как постановленного с нарушением норм процессуального права (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с указанным, суд первой инстанции определил перейти к рассмотрению дела N А46-3094/2014 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Ритуал-Спецсервис".
В судебном заседании, состоявшемся 26.03.2015, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело N А46-3094/2014 по существу.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные доводы.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" просил отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заявление, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
30 мая 2013 года ООО "НОРД РОАД" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска с заявлением о выборе находящегося в государственной собственности земельного участка, для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1.
27 июня 2013 года Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска известил ООО "НОРД РОАД" о том, что указанный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска и в настоящий момент обеспечивается выбор земельного участка.
19 декабря 2013 года Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска известил ООО "НОРД РОАД" о том, что решением Омского городского Совета от 19 июня 2013 года N 131 установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах. В соответствии с пунктами 36, 41 статьи 2 Решения N 131 строительство дома траурных обрядов включено в указанный Перечень. На основании изложенного, с учетом положений Постановления Омского городского Совета от 20 ноябре 2013 года N 655 "Об официальном толковании применения во времени Решения N 131", принятие решения в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным.
Полагая, что бездействие заинтересованного лица является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных Обществом требований отсутствуют. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как уже было указано, Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под строительство объекта.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
На основании пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определена процедура выбора земельного участка для строительства. В том числе установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Информируют землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе.
Пунктом 5 указанной статьи определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 7, 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденном Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 N 3 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в частности, обеспечивает выбор земельных участков на территории города Омска в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, результаты которого оформляются актами о выборе земельных участков для строительства (а в необходимых случаях и для установления их охранных или санитарно-защитных зон); в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 9 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в собственности Омской области, обращается в специально уполномоченный орган с заявлением о выборе соответствующего земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Специально уполномоченный орган направляет обращение в орган местного самоуправления Омской области об обеспечении выбора земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, для строительства. Орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев со дня поступления такого обращения.
Специально уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта в течение одного месяца со дня поступления акта о выборе земельного участка для строительства от органа местного самоуправления Омской области.
В данном случае, во исполнение требований статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации 25.07.2013 в газете "Третья столица" N 36 (774) опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства дома траурных обрядов по улице 4-я Лузинская, дом1 в Кировском АО города Омска.
В связи с чем, 15.08.2013 ООО "Ритуал-Спецсервис" в Департамент подана заявка (исх. N 3 от 15.08.2013) о предоставлении данного участка в аренду. При наличии аналогичных обращений со стороны других юридических лиц ООО "Ритуал-Спецсервис" просило подготовить соответствующие документы и организовать проведение конкурса.
Ответ на данную заявку ООО "Ритуал-Спецсервис" от Департамента не получен.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11, по смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако, порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В данном случае апелляционным судом установлено наличие двух претендентов на спорный земельный участок, заявителя и ООО "Ритуал-Спецсервис".
Таким образом, учитывая изложенное, и в частности то, что на спорный земельный участок претендовало два заявителя, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка в любом случае подлежало выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Следовательно, основания для предоставления Обществу земельного участка в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствовали.
При таких обстоятельствах, требования Общества удовлетворению не подлежат.
Поскольку были установлены основания для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, в соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции согласно пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит постановление, которым отменяет судебный акт первой инстанции с указанием обстоятельств, послуживших основаниями для отмены судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), и принимает новый судебный акт.
Следовательно, решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2014 по делу N А46-3094/2014 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Поскольку требования заявителя не подлежат удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и по апелляционной жалобе ООО "Ритуал-Спецсервис" в связи с ее удовлетворением в размере 1500 руб. относятся на заявителя.
Кроме того, ООО "Ритуал-Спецсервис" надлежит возвратить из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку Сбербанка России ОАО 67 8634/00202 от 11.02.2015 на сумму 3 000 рублей.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 22.10.2014 по делу N А46-3094/2014 отменить.
По результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка для строительства дома траурных обрядов с указанием предполагаемого местоположения земельного участка: вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, согласно схеме расположения земельного участка и об обязании Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в месячный срок обеспечить выбор земельного участка под строительство объекта: дома траурных обрядов вблизи Ново-Кировского кладбища г. Омска относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 4-я Лузинская, д. 1, на кадастровом плане территории в соответствии со схемой, приложенной к заявлению ООО "НОРД РОАД", на основе документов государственного кадастра недвижимости для принятия решения о предварительном согласовании места размещения вышеуказанного объекта, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "НОРД РОАД" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" 1 500 рублей судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал-Спецсервис" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по чеку Сбербанка России ОАО 67 8634/00202 от 11.02.2015 на сумму 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)