Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 14.09.2015 N 49-АПГ15-39

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что кадастровая стоимость арендуемого земельного участка превышает его рыночную стоимость.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 сентября 2015 г. N 49-АПГ15-39


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Башприма" об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:1046 в размере, равном его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 июня 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Башприма" (далее - ООО "Башприма") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:040607:1046, площадью 41 684 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для завершения строительства дорожно-сервисного комплекса, с местонахождением относительно ориентира, расположенного в границах участка, и имеющего почтовый адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, у автодороги "Самара - Уфа - Челябинск", равной его рыночной стоимости в размере 65 000 000 руб., определенной по состоянию на 1 июня 2014 г.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 июня 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
ООО "Башприма", федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра по Республике Башкортостан), Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Башприма" на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:55:040607:1046, общей площадью 41 684 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для завершения строительства дорожно-сервисного комплекса, с местонахождением относительно ориентира, расположенного в границах участка, и имеющего почтовый адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, у автодороги "Самара - Уфа - Челябинск", что подтверждается договором аренды земельного участка от 17 сентября 2012 г. N 723-12.
Согласно кадастровому паспорту от 4 февраля 2015 г. земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 28 ноября 2012 г.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 463 333 499,92 руб., что подтверждается кадастровым паспортом и справкой от 28 апреля 2015 г.
Указанная кадастровая стоимость определена на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 г. N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" по состоянию на 1 июня 2014 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 6 февраля 2015 г. N 10524, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Центр-Консалтинг".
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 июня 2014 г. составляет 61 632 000 руб.
По результатам экспертизы отчета от 6 февраля 2015 г. N 10524, проведенной экспертом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков", отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чем составлено заключение от 27 февраля 2015 г. N 196.
Кроме того, заявителем представлено решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Башкортостан от 7 апреля 2015 г. N 51, подтверждающее соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 июня 2014 г., проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "УралБизнес Консалтинг".
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной экспертизы от 8 июня 2015 г. N 09Э/05-15 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 июня 2014 г. составила 65 000 000 руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 8 июня 2015 г. N 09Э/05-15 установил кадастровую стоимость указанного земельного участка, равную его рыночной стоимости в размере 65 000 000 руб.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)