Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.12.2014 ПО ДЕЛУ N А56-76740/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2014 г. по делу N А56-76740/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: Плиева Р.С, по доверенности от 10.01.2013 г.,
от ответчиков: 1. Агаповой А.В. по доверенности от 17.09.2014 г.,
2, 3 не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-19327/2014, 13АП-17760/2014, 13АП-19329/2014) Леноблкомимущества, Рослесхоза, Правительства Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2014 по делу N А56-76740/2012 (судья Вареникова А.О.),
истец: Администрация Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области
ответчики: Ленинградский областной комитет по управлению государственными имуществом (Леноблкомимущество), Федеральное Агентство Лесного хозяйства (Рослесхоз), Правительство Ленинградской области
о признании незаконными действий

установил:

Администрация Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - Администрация, заявитель), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании действий Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом (далее - Леноблкомимущество, Комитет), выраженных в письмах от 26.10.2012 N локуги-11-5855/12-0-2, от 28.11.2012 N 11-5855/12-2-1 незаконными, а отказа Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), в согласовании материалов по включению земельных участков в границы населенных пунктов от 27.09.2012 N ЮД-11-27/11308 - немотивированным и поступившим за пределами срока, установленного пунктом 17 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ). Также Администрация просила признать согласованными с Рослесхозом 20 заявлений о включении в границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Лисинское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, следующих земельных участков из земель лесного фонда:
в границы поселка Лисино-Корпус:
- - общей площадью 10432 (+/- 1787) кв. м с кадастровым номером 47:26:0137001:18, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Перинское участковое лесничество, квартал 37 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 1134437 (+/- 18639) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702002:3, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 98 (часть), 105 (часть), 110 (часть), 199 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 680397 (+/- 14435) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702001:5, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 98 (часть), 105 (часть), 199 (часть), 204 (часть), 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 38442 (+/- 3431) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:18, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 200 (часть), 204 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 73728 (+/- 4752) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:24, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 204 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 266852 (+/- 9040) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702001:4, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, кварталы 199 (часть), 204 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей рекреационного использования";
- - общей площадью 25373 (+/- 2788) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:20, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 204 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 15962 (+/- 2211) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:23, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 105 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 21211 (+/- 2549) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:21, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 105 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 368895 (+/- 10629) кв. м с кадастровым номером 47:26:0000000:347, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 26344 (+/- 2840) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:7, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей рекреационного использования";
- - общей площадью 10777 (+/- 1817) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:6, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей рекреационного использования";
- - общей площадью 6296 (+/- 1389) кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:5, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Лисинское участковое лесничество, квартал 206 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 251380 (+/- 8774) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:19, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, кварталы 10 (часть), 11 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 197222 кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:4, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Любанское лесничество, Тосненское участковое лесничество, квартал 115 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 42512 кв. м с кадастровым номером 47:26:0702003:3, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Любанское лесничество, Тосненское участковое лесничество, квартал 115 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 55819 (+/- 4135) кв. м с кадастровым номером 47:26:0137001:17, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Перинское участковое лесничество, кварталы 37 (часть), 38 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- в границы деревни Гришкино следующих земельных участков из земель лесного фонда:
- - общей площадью 47231 (+/- 3803) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:26, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, квартал 183 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- - общей площадью 25921 (+/- 2817) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:25, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, квартал 183 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства";
- в границы поселка при железнодорожной станции Кастенская: земельного участка из земель лесного фонда общей площадью 150860 (+/- 6797) кв. м с кадастровым номером 47:26:0736001:22, расположенного по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, учебно-опытное лесничество, Кастенское участковое лесничество, квартал 181 (часть), с изменением вида разрешенного использования на вид "для целей комплексного жилищного строительства".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено правительство Ленинградской области (далее - Правительство).
Решением суда первой инстанции от 03.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2013, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда северо-Западного округа от 26.02.2014, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 27.06.2014 г. суд признал незаконными действия Ленинградского областного Комитета по управлению государственным имуществом, выразившиеся в письме от 26.10.2012 исходящий N локуги-11-5855/12-0-2, от 28.11.2012 исходящий N 11-5855/12-2-1, признал незаконным отказ Федерального агентства лесного хозяйства в согласовании материалов по включению спорных земельных участков в границы населенных пунктов. Суд обязал Правительство Ленинградской области включить данные земельные участки в границы указанных населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования земельных участков. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Рослесхоз обратился с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателя апелляционной жалобы, действия Леноблкомимущества по невключению в границы населенных пунктов спорных земельных участков в связи с отказом Федерального агентства лесного хозяйства законны. Рослесхоз считает, что он вправе мотивировать свой отказ в согласовании, основываясь как на формальных запретах и ограничениях, предусмотренных нормами законодательства, регулирующими отношения в сфере лесопользования и распоряжения участками лесного фонда, так и на общих принципах законодательства, регулирующего лесные отношения.
Леноблкомимущество в своей апелляционной жалобе также просит отменить решение. Податель жалобы не согласен с выводом суда о незаконности отказа Рослесхоза, считает, что суд вышел за пределы рассматриваемых требований. Кроме того, как указывает Леноблкомимущество, в настоящий момент оно не полномочно принимать решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов.
Правительство Ленинградской области также обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение. Правительство просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Федеральное Агентство Лесного хозяйства (Рослесхоз), Правительство Ленинградской области, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда.
19.07.2012 г. Администрация обратилась в Леноблкомимущество с заявлением о принятии решения о включении в границы населенных пунктов поселка Лисино-Корпус, поселка при железнодорожной станции Кастенская и деревни Гришкино спорных земельных участков с изменением вида их разрешенного использования, а именно: с указанием вида разрешенного использования "для целей комплексного жилищного строительства".
26.10.2012 Леноблкомимущество уведомило Администрацию о получении отказа Рослесхоза, датированного 27.09.2012 г., в согласовании материалов о включении земельных участков в границы указанных выше населенных пунктов.
31.10.2012 г. Администрация вновь направила в Леноблкомимущество письма с указанием на необходимость включения каждого земельного участка в границы населенных пунктов, поскольку фактически все земельные участки являются территорией населенных пунктов и на них помимо жилых домов расположены объекты инфраструктуры.
Письмом от 28.11.2012 Леноблкомимущество сослалось на мотивированность отказа Рослесхоза. Земельные участки в границы населенных пунктов включены не были.
Обращаясь с настоящим иском, Администрация указывает на то, что отказ Комитета и Рослесхоза являются незаконными.
Суд первой инстанции признал требования Администрации обоснованными подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном названным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В порядке, предусмотренном статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) Администрация обратилась в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставив необходимые документы.
В соответствии с вышеуказанной статьей, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта в случае, если в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение лесными участками.
Леноблкомимущество направило в Рослесхоз документы для согласования вопроса о включении земельных участков лесного фонда в границы населенных пунктов.
Письмом от 27.09.2012 г. Рослесхоз отказал в согласовании материалов, поскольку часть земельных участков расположены на территории государственного природного комплексного заказника регионального значения "Лисинский"; на земельном участке с кадастровым номером 47:26:0702003:6 расположено братское захоронение воинов, погибших в годы войны, в связи с чем необходимо уточнить разрешенный вид использования данного земельного участка; на земельных участках с кадастровыми номерами 47:26:0702003:7 и 47:26:0702001:4 расположен ранее созданный поселок Лисино-Корпус, однако устанавливаемый вид разрешенного использования земельных участков "для целей рекреационного использования" не соответствует фактическому использованию данных земельных участков; в отношении остальных земельных участков Рослесхоз посчитал недостаточно обоснованной необходимость их включения в границы населенных пунктов.
Оценив представленные в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд установил, что фактически все спорные земельные участки заняты населенными пунктами и используются для целей комплексного жилищного строительства.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В силу указанных норм и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Рослесхоза в согласовании включения спорных земельных участков в границы населенных не соответствует закону и препятствует реализации прав и законных интересов Администрации и жителей соответствующих населенных пунктов в установлении границ фактически существующих населенных пунктов.
Кроме того, материалами дела подтверждается нарушение Рослесхозом и Леноблкомимуществом сроков рассмотрения заявления, предусмотренных статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ.
Незаконный отказ Рослесхоза в согласовании включения земельных участков в границы населенных пунктов повлек незаконный отказ Комитета в удовлетворении заявления Администрации, в связи с чем требования в части признания действий и отказа незаконными, обоснованно удовлетворены.
Между тем, обязывая Правительство включить спорные земельные участки в границы населенных пунктов, суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации ограничены сроком до 31.12.2012 г. и обусловлены отсутствием утвержденного генерального плана поселения.
В силу статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть исполнимым.
Обязав Правительство включить земельные участки в границы населенных пунктов, суд не учел, что соответствующие полномочия Правительства ограничены сроком до 31.12.2012 г.
Таким образом, решение суда в данной части подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2014 г. по делу N А56-76740/2012 изменить.
Отказать в удовлетворении требования об обязании Правительства Ленинградской области включить спорные земельные участки в границы населенных пунктов с изменением вида разрешенного использования земельных участков.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Т.А.КАШИНА

Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)