Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Виноградовой А.С., действующей на основании доверенности от 09.10.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 по делу N А82-4046/2014, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" (ИНН: 4704041900, ОГРН: 1024700871711)
к Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7620001416, ОГРН: 1027601491830)
о взыскании 42 565 рублей 77 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" (далее - ООО "Транснефть-Балтика", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 42 565 рублей 77 копеек неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 Обществу в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Транснефть-Балтика" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что без предварительного кадастрового учета не допускается передача в аренду части земельного участка.
Ссылаясь на пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, Общество указывает, что договор фактически сторонами исполнялся, ответчик получал арендную плату, у сторон не возникало разногласий по вопросу расположения земельного участка и его площади, в связи с чем, стороны не вправе ссылаться на незаключенность договора.
По мнению Общества, отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка не ограничивает право землевладельца на передачу такого земельного участка в аренду.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
ООО "Транснефть-Балтика" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
ООО "Транснефть-Балтика" в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвовало в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Костромской области, куда явился представитель Общества.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 11 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- - без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
В пункте 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2.2 "Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области", утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, размер годовой арендной платы за использование земельного участка рассчитывается по формуле: Ави = УПКСЗви x S x К, где:
- Ави - величина годовой арендной платы по виду использования (руб.);
- УПКСЗви - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб. /кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель;
- S - площадь земельного участка (кв. м);
- К - коэффициент функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа) (%).
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 10782/13 указано, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил, утвержденных Постановлением N 582, для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Так, "Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденными Постановлением N 582 установлен предельный размер арендной платы - 2 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном земельным законодательством (подпункт "д" пункта 3 Правил).
Как следует из материалов дела, письмом от 16.01.2012 N 40-12-11 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для реконструкции линейного объекта "Ярославль-Кириши-1, Правдино-Быково, Ду 720 км, 137-10-141,903" по адресу: Некоузский район, в районе д. Старово, площадью 1,6 га, в том числе под устройство водяного амбара 40х40 м и временную подъездную дорогу 0,2 га, сроком с 15.03.2012 по 30.11.2012 (л.д. 81).
На основании указанного заявление Администрацией Некоузского муниципального района подготовлены акты выбора двух земельных участков (л.д. 86-87, 89-91).
Постановлением Администрации от 20.02.2012 N 136 утверждена схема расположения земельного участка площадью 14 000 кв. м, предназначенного для реконструкции линейного объекта "Ярославль-Кириши-1, Правдино-Быково, Ду 720 км, 137-10-141,903" (л.д. 17-18).
Постановлением Администрации от 20.02.2012 N 135 утверждена схема расположения земельного участка площадью 2 000 кв. м, предназначенного для устройства водяного амбара и временной подъездной дороги (л.д. 19-20).
28.02.2012 между Администрацией и ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" заключен договор N 58-з аренды земельного участка, в соответствии с которым оба земельных участка предоставлены Обществу в аренду (л.д. 7-12).
Согласно пункту 3.1 договора аренды пользование земельным участком является платным. Арендная плата определена в приложении N 3 к договору и перечисляется арендатором равными платежами до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно приложению N 3 к договору (л.д. 15) размер арендной платы определен исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земли и коэффициентов функционального использования 123,321 (для земельного участка площадью 2 000 кв. м) и 28,107 (для земельного участка площадью 14 000 кв. м).
Исполнив обязательства по внесению арендной платы, истец письмом от 15.11.2013 N 61-31/16408 обратился к ответчику за перерасчетом размера арендной платы по договору исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на нормы постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 и правовую позицию, сформированную в постановлении президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 (л.д. 23).
Ответчик согласился с указанной позицией истца только в отношении земельного участка площадью 14 000 кв. м, в связи с чем, частично удовлетворил требования в досудебном порядке (л.д. 113).
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что комиссией Администрации произведен выбор земельного участка под устройство амбара и временной подъездной дороги, что подтверждается актом предварительного выбора от 18.11.2010 и актом выбора от 20.02.2012 (л.д. 86-87, 89-91).
Между тем, судом первой инстанции установлено, что выполнение в отношении спорного земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ, не произведено.
Таким образом, процедура предварительного согласования места размещения объекта не соблюдена.
С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик не доказал факт предварительного согласования места расположения объекта, обязательного в силу требований земельного законодательства.
Как указывалось выше, применение при расчетах показателя 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением N 582, возможно в отношении земельных участков предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Материалами дела не подтверждается возможность перерасчета арендной платы в отношении спорного земельного участка по указанному основанию.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении иска.
Ссылка заявителя на пункт 15 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, отклоняется апелляционным судом, поскольку оценив условия договора аренды, суд пришел к обоснованному выводу о том, что объектом аренды является не прошедший кадастровый учет земельный участок, государственная собственности на который не разграничена (то есть условия договора не позволяют идентифицировать объект арендных правоотношений), и признал договор аренды незаключенным в силу пункта 3 статьи 607 ГК РФ.
Вывод суда не противоречит позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления Пленума от 17.11.2011 N 73, подтвердившей необходимость соблюдения специальных условий и порядка заключения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности.
Учитывая изложенное Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 по делу N А82-4046/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2015 N 02АП-1013/2015 ПО ДЕЛУ N А82-4046/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N А82-4046/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Талановой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Виноградовой А.С., действующей на основании доверенности от 09.10.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 по делу N А82-4046/2014, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" (ИНН: 4704041900, ОГРН: 1024700871711)
к Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7620001416, ОГРН: 1027601491830)
о взыскании 42 565 рублей 77 копеек,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" (далее - ООО "Транснефть-Балтика", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 42 565 рублей 77 копеек неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 Обществу в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Транснефть-Балтика" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что без предварительного кадастрового учета не допускается передача в аренду части земельного участка.
Ссылаясь на пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, Общество указывает, что договор фактически сторонами исполнялся, ответчик получал арендную плату, у сторон не возникало разногласий по вопросу расположения земельного участка и его площади, в связи с чем, стороны не вправе ссылаться на незаключенность договора.
По мнению Общества, отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка не ограничивает право землевладельца на передачу такого земельного участка в аренду.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
ООО "Транснефть-Балтика" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи.
Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.
ООО "Транснефть-Балтика" в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвовало в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции путем использования систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Костромской области, куда явился представитель Общества.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Администрации.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В пункте 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 11 ЗК РФ).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- - без предварительного согласования мест размещения объектов;
- - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).
В пункте 1 статьи 31 ЗК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 2.2 "Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области", утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, размер годовой арендной платы за использование земельного участка рассчитывается по формуле: Ави = УПКСЗви x S x К, где:
- Ави - величина годовой арендной платы по виду использования (руб.);
- УПКСЗви - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб. /кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель;
- S - площадь земельного участка (кв. м);
- К - коэффициент функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа) (%).
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 ЗК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 10782/13 указано, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, вступившем в силу с 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11, заключается в том, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил, утвержденных Постановлением N 582, для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Так, "Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утвержденными Постановлением N 582 установлен предельный размер арендной платы - 2 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном земельным законодательством (подпункт "д" пункта 3 Правил).
Как следует из материалов дела, письмом от 16.01.2012 N 40-12-11 истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для реконструкции линейного объекта "Ярославль-Кириши-1, Правдино-Быково, Ду 720 км, 137-10-141,903" по адресу: Некоузский район, в районе д. Старово, площадью 1,6 га, в том числе под устройство водяного амбара 40х40 м и временную подъездную дорогу 0,2 га, сроком с 15.03.2012 по 30.11.2012 (л.д. 81).
На основании указанного заявление Администрацией Некоузского муниципального района подготовлены акты выбора двух земельных участков (л.д. 86-87, 89-91).
Постановлением Администрации от 20.02.2012 N 136 утверждена схема расположения земельного участка площадью 14 000 кв. м, предназначенного для реконструкции линейного объекта "Ярославль-Кириши-1, Правдино-Быково, Ду 720 км, 137-10-141,903" (л.д. 17-18).
Постановлением Администрации от 20.02.2012 N 135 утверждена схема расположения земельного участка площадью 2 000 кв. м, предназначенного для устройства водяного амбара и временной подъездной дороги (л.д. 19-20).
28.02.2012 между Администрацией и ООО "Балтийские магистральные нефтепроводы" заключен договор N 58-з аренды земельного участка, в соответствии с которым оба земельных участка предоставлены Обществу в аренду (л.д. 7-12).
Согласно пункту 3.1 договора аренды пользование земельным участком является платным. Арендная плата определена в приложении N 3 к договору и перечисляется арендатором равными платежами до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно приложению N 3 к договору (л.д. 15) размер арендной платы определен исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земли и коэффициентов функционального использования 123,321 (для земельного участка площадью 2 000 кв. м) и 28,107 (для земельного участка площадью 14 000 кв. м).
Исполнив обязательства по внесению арендной платы, истец письмом от 15.11.2013 N 61-31/16408 обратился к ответчику за перерасчетом размера арендной платы по договору исходя из ставки 2% от кадастровой стоимости земельного участка, ссылаясь на нормы постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 и правовую позицию, сформированную в постановлении президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15837/11 (л.д. 23).
Ответчик согласился с указанной позицией истца только в отношении земельного участка площадью 14 000 кв. м, в связи с чем, частично удовлетворил требования в досудебном порядке (л.д. 113).
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что комиссией Администрации произведен выбор земельного участка под устройство амбара и временной подъездной дороги, что подтверждается актом предварительного выбора от 18.11.2010 и актом выбора от 20.02.2012 (л.д. 86-87, 89-91).
Между тем, судом первой инстанции установлено, что выполнение в отношении спорного земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ, не произведено.
Таким образом, процедура предварительного согласования места размещения объекта не соблюдена.
С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчик не доказал факт предварительного согласования места расположения объекта, обязательного в силу требований земельного законодательства.
Как указывалось выше, применение при расчетах показателя 2 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением N 582, возможно в отношении земельных участков предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Материалами дела не подтверждается возможность перерасчета арендной платы в отношении спорного земельного участка по указанному основанию.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении иска.
Ссылка заявителя на пункт 15 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, отклоняется апелляционным судом, поскольку оценив условия договора аренды, суд пришел к обоснованному выводу о том, что объектом аренды является не прошедший кадастровый учет земельный участок, государственная собственности на который не разграничена (то есть условия договора не позволяют идентифицировать объект арендных правоотношений), и признал договор аренды незаключенным в силу пункта 3 статьи 607 ГК РФ.
Вывод суда не противоречит позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 постановления Пленума от 17.11.2011 N 73, подтвердившей необходимость соблюдения специальных условий и порядка заключения договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности.
Учитывая изложенное Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 по делу N А82-4046/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Судьи
О.Б.ВЕЛИКОРЕДЧАНИН
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)