Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 17.09.2014 ПО ДЕЛУ N А11-8869/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. по делу N А11-8869/2012


Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению
государственным имуществом во Владимирской области
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.03.2014,
принятое судьей Ушаковой Е.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А11-8869/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виам-Плюс"
о признании незаконным решения
Территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом во Владимирской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытое акционерное общество "Вязниковский льняной комбинат",
и
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Виам-Плюс" (далее - ООО "Виам-Плюс") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - Управление), изложенного в письме от 02.08.2012 N 5488-05, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:61, площадью 7346 +/- 30 квадратных метров, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для нужд промышленности, расположенного по адресу: район Вязниковский, город Вязники, ул. Институтская 1а, и об обязании Управления принять решение о предоставлении в собственность ООО "Виам-Плюс" поименованного земельного участка, а также подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости.
Заявленные требования мотивированы неправомерными действиями Управления, выразившимися в отказе в предоставлении в собственность спорного земельного участка.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 17.03.2014, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014, удовлетворил заявленные требования в полном объеме. Суд пришел к выводу, что спорный земельный участок надлежащим образом сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, его границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что свидетельствует о наличии оснований для признания его самостоятельным объектом гражданских прав и, как следствие, объектом договора купли-продажи, следовательно, Управление не имело оснований для отказа в принятии решения о приватизации земельного участка и в направлении заявителю проекта договора купли-продажи.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции в связи с необоснованностью и несоответствием фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, спорный земельный участок на момент рассмотрения заявления ООО "Виам-Плюс" не мог быть объектом договора купли-продажи, поскольку не был сформирован в установленном законом порядке и не являлся самостоятельным объектом гражданских прав, право собственности Российской Федерации не было зарегистрировано.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебной заседание не обеспечили. Заявитель направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, ООО "Виам-Плюс" направило отзыв на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области от 17.03.2014 и постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, Управление и открытое акционерное общество "Вязниковский льняной комбинат" (далее - ОАО "ВЛК") заключили договор от 13.04.2006 N 322-ф аренды земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004, общей площадью 172 519,7 квадратного метра, расположенного по адресу: Владимирская область, город Вязники, улица Институтская, дом 1а, срок договора до 13.04.2054. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В результате проведения землеустроительных работ по разделу земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 были образованы 18 земельных участков, в том числе спорный земельный участок с кадастровым номером 33:21:010207:61, общей площадью 7346 квадратных метров.
ОАО "ВЛК" обратилось в органы кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет вновь сформированных земельных участков, а впоследствии в Управление с заявлением от 10.05.2012 N 02/23 об образовании вновь сформированных земельных участков, приложив пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения.
ООО "Виам-Плюс", являясь собственником объекта недвижимости - помещения N 4 административно-бытового корпуса (свидетельство о государственной регистрации права от 28.03.2012 серии 33 АЛ N 394170), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 33:21:010207:61, обратилось в Управление с заявлением от 18.06.2012 о выкупе поименованного земельного участка, приложив к обращению документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" и подтверждающие нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего ООО "Виам-Плюс" на праве собственности.
В письме от 02.08.2012 N 5488-05 Управление отказало ООО "Виам-Плюс" в предоставлении спорного земельного участка, мотивировав отказ отсутствием зарегистрированного права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок.
Сославшись на то, что решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Виам-Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Исходя из положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" и типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что ООО "Виам-Плюс" обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Владимирской области, находящимися в государственной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 ЗК РФ).
ООО "Виам-Плюс" как собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 33:21:010207:61, обладает исключительным правом на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка.
Поименованный земельный участок был сформирован непосредственно для нужд промышленности (разрешенное использование), что следует из содержания кадастрового паспорта (выписка из государственного кадастра недвижимости от 11.04.2012), и необходим для использования расположенного на нем объекта недвижимости.
Документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, ООО "Виам-Плюс" представило в Управление в полном объеме, что не оспаривается последним.
Доводы Управления о том, что испрашиваемый земельный участок не является самостоятельным объектом гражданских прав, поскольку отсутствует решение о разделе принадлежащего ОАО "ВЛК" на праве аренды земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004, следовательно, невозможна регистрации права собственности Российской Федерации на отсутствующий объект гражданского права, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2013 по делу N А11-3542/2013 признан незаконным, как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации, отказ Управления в разделе земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004 общей площадью 172 519,7 квадратного метра, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Вязники, ул. Институтская, д. 1а, и на Управление возложена обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения и принять решение об образовании земельных участков, полученных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:0004. Согласно решению раздел земельного участка осуществлен с соблюдением требований законодательства и в пределах границ этого земельного участка.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе спорного земельного участка у Российской Федерации возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки, в силу земельного законодательства раздел спорного земельного участка не препятствует уполномоченному органу принимать решения по управлению земельными участками, образованными в результате такого раздела.
Испрашиваемый земельный участок сформирован как самостоятельный объект гражданских правоотношений в результате осуществления его государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", следовательно, как верно установлено судами обеих инстанций, вновь образованный земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Виам-Плюс" на праве собственности, является федеральной собственностью, поставлен на кадастровый учет и может являться объектом купли-продажи, что усматривается из части 1 статьи 37 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) обязательным приложением к документам, представляемым для государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков является правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 7 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.
Таким образом, государственная регистрация перехода права собственности может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 33:21:010207:61. Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не препятствует реализации заявителем исключительного права, основанного на нормах статьи 36 ЗК РФ, а оспариваемые действия и решение Управление противоречат названным нормам и нарушают права и законные интересы заявителя.
Основания для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка в порядке статьи 36 ЗК РФ предусмотрены статьей 28 ЗК РФ и статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что решение Управления об отказе в предоставлении ООО "Виам-Плюс" в собственность земельного участка является не соответствующим ЗК РФ и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 АПК РФ влечет удовлетворение заявленных требований.
Суд первой инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 201 АПК РФ, обоснованно возложил на Управление обязанность принять решение о предоставлении в собственность ООО "Виам-Плюс" земельного участка с кадастровым номером 33:21:010207:61, подготовить и направить ему проект договора купли-продажи по цене в пределах 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 АПК РФ расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.03.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2014 по делу N А11-8869/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
О.Н.ГОЛУБЕВА
Судьи
С.В.БАБАЕВ
Д.В.ЧЕРНЫШОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)