Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Драгоценновой И.С., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Кариков В.И., доверенность от 08 мая 2008 года,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Литвинова И.Г., доверенность от 22 декабря 2008 года N 515,
от Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - Кущ Н.В., доверенность от 01 июня 2009 года N 28-07/28,
от Правительства Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2009 года по делу N А55-5151/2009 (судья Бойко С.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белка АГ", г. Самара
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
Правительство Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Белка АГ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области по отказу в предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 9,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе - проезд Масленникова, оформленных письмом от 18 декабря 2008 года N 12-1/2508/08 (в части рассмотрения заявления, зарегистрированного 10 июля 2008 года N 12-1/2505/08).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что отказ мотивирован информацией, носящей предположительный характер, и при совершении оспариваемых действий Министерство не располагало и до настоящего времени не располагает достоверными сведениями, позволяющими определить вхождение испрашиваемого земельного участка в границы автодороги общего пользования - Московское шоссе.
Границы земельного участка под автодорогой - Московское шоссе и земельного участка под рекламной конструкцией ООО "Белка АГ" не определены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что обязательным этапом процедуры предоставления земельных участков под рекламными конструкциями является проведение торгов, форма и порядок которых устанавливаются органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований в соответствии с указанным Федеральным законом "О рекламе".
Исходя из предполагаемого местоположения земельных участков, указанных ООО "Белка АГ" в заявлениях о предоставлении земельных участков, под размещение временных рекламных конструкций, следует, что испрашиваемые заявителем земельные участки находятся на конструктивном элементе автомобильной дороги.
Земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой, отнесенной к собственности субъекта - Самарской области, относится к собственности Самарской области, и, следовательно, органом, уполномоченным на его распоряжение, является Правительство Самарской области, а не Министерство имущественных отношений Самарской области. В этой связи было направлено обращение в Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области о вхождении испрашиваемого ООО "Белка АГ" земельного участка в границы земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами.
В письме от 03 декабря 2008 г. N МТС-28/1879 Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области указало, что предоставление земельных участков в аренду под размещение рекламоносителей вдоль автомобильных дорог общего пользования Самарской области министерство считает нецелесообразным.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области просит решение суда отменить.
В судебное заседание представитель Правительства Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Белка АГ", являясь владельцем рекламного щита, установленного по адресу: Самара, Московское шоссе /Масленникова пр. на основании разрешения N 7008-щ (л.д. 13), обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 26 июня 2008 года, в котором просило предоставить в аренду земельный участок площадью 9,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе - проезд Масленникова, занимаемой вышеназванной конструкцией (л.д. 5).
Письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 декабря 2008 г. N 12-1/2508/08 заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 6).
Основанием для отказа послужили сведения, полученные из Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, согласно которым в границах проектов границ испрашиваемого земельного участка проходит автомобильная дорога общего пользования Самарской области Московское шоссе.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям пунктов 2 - 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" предусмотрено, что с 01 июля 2006 г. уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, является Департамент имущественных отношений Самарской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений Самарской области - постановление Правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. N 79).
В соответствии с пунктами 2.1., 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (в редакции, действующей на момент обращения заявителя и на момент совершения Министерством имущественных отношений Самарской области оспариваемых действий) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.
Из анализа указанных норм федерального и регионального законодательства следует, что решение о возможности либо невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в данном случае должно было приниматься Министерством имущественных отношений Самарской области после проведения определенной законом процедуры, в частности, заинтересованное лицо должно было обратиться в компетентный орган местного самоуправления на предмет изготовления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
После получения вышеназванной схемы и сопоставления нанесенных на ней границ испрашиваемого земельного участка с границами ранее образованных земельных участков Министерство имущественных отношений Самарской области должно принять решение о возможности либо невозможности его предоставления.
Между тем, из материалов дела следует, что данная процедура рассмотрения заявления ООО "Белка АГ" Министерством имущественных отношений Самарской области не выполнена, поскольку обращение в уполномоченные органы местного самоуправления городского округа Самары на предмет изготовления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не направлялось, на что правильно указано судом первой инстанции.
Напротив, Министерство имущественных отношений Самарской области, в рамках рассмотрения заявления Общества, обратилось в Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - орган, которому земельным законодательством, действовавшим в период обращения общества с соответствующим заявлением, не предоставлено полномочий по разрешению каких-либо вопросов, связанных с предоставлением земельных участков в аренду.
В ответ на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области в письме от 03 декабря 2008 г. N МТС-28/1879 Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области указало, что "на данный момент ООО "Изыскатель" по государственному контракту с министерством имущественных отношений Самарской области проводятся землеустройство и межевание земельных участков под вышеуказанными автомобильными дорогами. Границы полосы отвода под автомобильными дорогами еще не утверждены.
Учитывая вышеизложенное, до утверждения схемы расположения земельных участков под вышеуказанными объектами, предоставление земельных участков в аренду под размещение рекламоносителей вдоль автомобильных дорог общего пользования Самарской области министерство считает нецелесообразным." (л.д. 7).
Данное письмо послужило основанием для отказа в предоставлении ООО "Белка АГ" испрашиваемого земельного участка в аренду.
Из материалов дела следует, что ООО "Белка АГ" просило предоставить земельный участок под уже установленной ранее рекламной конструкцией в аренду.
Пунктом 3 ст. 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность расположения рекламных конструкций, соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, что следует из п. 1 ст. 25 вышеназванного Федерального закона.
Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. При этом согласно п. 6 ст. 62 названного Федерального закона до 01 января 2010 г. при отсутствии документации по планировке территории допускается установление границ полосы отвода автомобильной дороги на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Министерством имущественных отношений Самарской области не представлено доказательств наличия документации по планировке территории, либо схемы расположения земельного участка под автодорогой - Московское шоссе на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Управления Роснедвижимости Самарской области от 08 мая 2009 г. N 11809, из которого следует, что в государственном фонде данных, полученных при землеустройстве, а также в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют сведения о формировании земельного участка под объектом - автомобильная дорога общего пользования Самарской области, в границах городского округа Самары - Московское шоссе (л.д. 58).
Таким образом, из материалов дела следует, что границы земельного участка под автодорогой - Московское шоссе, и земельного участка под рекламной конструкцией ООО "Белка АГ" не определены, в связи с чем довод, изложенный в апелляционной жалобе, о прохождении в границах испрашиваемого земельного участка автодороги общего пользования Самарской области - Московское шоссе, документально не подтвержден.
Оценив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ мотивирован информацией, носящей предположительный характер, и при совершении оспариваемых действий Министерство имущественных отношений Самарской области не располагало, и до настоящего времени не располагает, достоверными сведениями, позволяющими определить вхождение испрашиваемого земельного участка в границы автодороги общего пользования - Московское шоссе.
Арбитражным апелляционным судом не может быть принят во внимание довод о расположении испрашиваемого ООО "Белка АГ" земельного участка в границах красных линий автомобильной дороги общего пользования - Московское шоссе, так как данное обстоятельство не препятствует предоставлению земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.
Довод Министерства имущественных отношений Самарской области, изложенный в апелляционной жалобе о том, что данный государственный орган не является уполномоченным органом по ст. 29 ЗК РФ, так как в силу п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком, расположенным под автомобильной дорогой, находящейся в собственности субъекта - Самарской области, является Правительство Самарской области, арбитражный апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в собственности Самарской области находится сооружение - автомобильная дорога общего пользования Самарской области, в границах городского округа Самара - Московское шоссе, протяженностью 18926 п. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 августа 2007 г. серия 63-АВ 783174 (л.д. 16).
Норма ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является правовым основанием возникновения права собственности Самарской области на земельные участки, в границах которых проходит автомобильная дорога - Московское шоссе, однако, поскольку такие участки в настоящее время не сформированы, на кадастровый учет не поставлены, границы земельного участка под сооружением - дорога общего пользования - Московское шоссе в установленном законом порядке не определены, утверждение Министерства имущественных отношений Самарской области о разграничении права собственности на них является ошибочным. Именно Министерству имущественных отношений Самарской области предоставлены полномочия по распоряжению такими земельными участками в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67.
Статьей 11.1 ЗК РФ определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Доказательства наличия права собственности Самарской области на земельный участок, испрашиваемый заявителем, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, земельный участок, как объект права, в соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ не сформирован, в связи с чем испрашиваемый ООО "Белка АГ" земельный участок относится к земельным участкам, право собственности на которые не разграничено, и именно Министерство имущественных отношений Самарской области является уполномоченным органом на распоряжение данным земельным участком.
Кроме того, при вынесении оспариваемого отказа Министерство имущественных отношений Самарской области не указывало в качестве оснований отказа на отсутствие собственных полномочий.
Министерством имущественных отношений Самарской области не представлены доказательства в обоснование правомерности доводов, содержащихся в письме от 18 декабря 2008 г. N 12-1/2508/08.
Таким образом, материалами дела подтверждается несоответствие оспариваемых действий Министерства имущественных отношений Самарской области нормам действующего земельного законодательства Российской Федерации и нарушение ими прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судом первой инстанции обосновано удовлетворены заявленные требования.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о применении к оценке обращения общества о предоставлении в аренду земельного участка Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Положения, изложенные в п. 5, 5.1 ст. 19 указанного Закона, устанавливают порядок проведения торгов о предоставлении в аренду земельного участка под установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Между тем, в рассматриваемом случае указанные нормы права являются неприменимыми, поскольку не соответствуют содержанию обращения ООО "Белка-АГ" в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 26 июня 2008 г.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2009 года по делу N А55-5151/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.08.2009 N 11АП-5988/2009 ПО ДЕЛУ N А55-5151/2009
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2009 г. по делу N А55-5151/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Драгоценновой И.С., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Кариков В.И., доверенность от 08 мая 2008 года,
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Литвинова И.Г., доверенность от 22 декабря 2008 года N 515,
от Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - Кущ Н.В., доверенность от 01 июня 2009 года N 28-07/28,
от Правительства Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2009 года по делу N А55-5151/2009 (судья Бойко С.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белка АГ", г. Самара
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара,
Правительство Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий по отказу в предоставлении в аренду земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Белка АГ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области по отказу в предоставлении заявителю в аренду земельного участка площадью 9,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе - проезд Масленникова, оформленных письмом от 18 декабря 2008 года N 12-1/2508/08 (в части рассмотрения заявления, зарегистрированного 10 июля 2008 года N 12-1/2505/08).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что отказ мотивирован информацией, носящей предположительный характер, и при совершении оспариваемых действий Министерство не располагало и до настоящего времени не располагает достоверными сведениями, позволяющими определить вхождение испрашиваемого земельного участка в границы автодороги общего пользования - Московское шоссе.
Границы земельного участка под автодорогой - Московское шоссе и земельного участка под рекламной конструкцией ООО "Белка АГ" не определены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что обязательным этапом процедуры предоставления земельных участков под рекламными конструкциями является проведение торгов, форма и порядок которых устанавливаются органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований в соответствии с указанным Федеральным законом "О рекламе".
Исходя из предполагаемого местоположения земельных участков, указанных ООО "Белка АГ" в заявлениях о предоставлении земельных участков, под размещение временных рекламных конструкций, следует, что испрашиваемые заявителем земельные участки находятся на конструктивном элементе автомобильной дороги.
Земельный участок, расположенный под автомобильной дорогой, отнесенной к собственности субъекта - Самарской области, относится к собственности Самарской области, и, следовательно, органом, уполномоченным на его распоряжение, является Правительство Самарской области, а не Министерство имущественных отношений Самарской области. В этой связи было направлено обращение в Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области о вхождении испрашиваемого ООО "Белка АГ" земельного участка в границы земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами.
В письме от 03 декабря 2008 г. N МТС-28/1879 Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области указало, что предоставление земельных участков в аренду под размещение рекламоносителей вдоль автомобильных дорог общего пользования Самарской области министерство считает нецелесообразным.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области просит решение суда отменить.
В судебное заседание представитель Правительства Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Белка АГ", являясь владельцем рекламного щита, установленного по адресу: Самара, Московское шоссе /Масленникова пр. на основании разрешения N 7008-щ (л.д. 13), обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 26 июня 2008 года, в котором просило предоставить в аренду земельный участок площадью 9,1 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Московское шоссе - проезд Масленникова, занимаемой вышеназванной конструкцией (л.д. 5).
Письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 декабря 2008 г. N 12-1/2508/08 заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д. 6).
Основанием для отказа послужили сведения, полученные из Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, согласно которым в границах проектов границ испрашиваемого земельного участка проходит автомобильная дорога общего пользования Самарской области Московское шоссе.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям пунктов 2 - 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" предусмотрено, что с 01 июля 2006 г. уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, является Департамент имущественных отношений Самарской области (в настоящее время - Министерство имущественных отношений Самарской области - постановление Правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. N 79).
В соответствии с пунктами 2.1., 2.4. Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (в редакции, действующей на момент обращения заявителя и на момент совершения Министерством имущественных отношений Самарской области оспариваемых действий) граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка. В трехдневный срок с момента поступления заявления министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении и утверждении проекта границ земельного участка.
Из анализа указанных норм федерального и регионального законодательства следует, что решение о возможности либо невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в данном случае должно было приниматься Министерством имущественных отношений Самарской области после проведения определенной законом процедуры, в частности, заинтересованное лицо должно было обратиться в компетентный орган местного самоуправления на предмет изготовления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
После получения вышеназванной схемы и сопоставления нанесенных на ней границ испрашиваемого земельного участка с границами ранее образованных земельных участков Министерство имущественных отношений Самарской области должно принять решение о возможности либо невозможности его предоставления.
Между тем, из материалов дела следует, что данная процедура рассмотрения заявления ООО "Белка АГ" Министерством имущественных отношений Самарской области не выполнена, поскольку обращение в уполномоченные органы местного самоуправления городского округа Самары на предмет изготовления схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не направлялось, на что правильно указано судом первой инстанции.
Напротив, Министерство имущественных отношений Самарской области, в рамках рассмотрения заявления Общества, обратилось в Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - орган, которому земельным законодательством, действовавшим в период обращения общества с соответствующим заявлением, не предоставлено полномочий по разрешению каких-либо вопросов, связанных с предоставлением земельных участков в аренду.
В ответ на обращение Министерства имущественных отношений Самарской области в письме от 03 декабря 2008 г. N МТС-28/1879 Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области указало, что "на данный момент ООО "Изыскатель" по государственному контракту с министерством имущественных отношений Самарской области проводятся землеустройство и межевание земельных участков под вышеуказанными автомобильными дорогами. Границы полосы отвода под автомобильными дорогами еще не утверждены.
Учитывая вышеизложенное, до утверждения схемы расположения земельных участков под вышеуказанными объектами, предоставление земельных участков в аренду под размещение рекламоносителей вдоль автомобильных дорог общего пользования Самарской области министерство считает нецелесообразным." (л.д. 7).
Данное письмо послужило основанием для отказа в предоставлении ООО "Белка АГ" испрашиваемого земельного участка в аренду.
Из материалов дела следует, что ООО "Белка АГ" просило предоставить земельный участок под уже установленной ранее рекламной конструкцией в аренду.
Пунктом 3 ст. 25 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность расположения рекламных конструкций, соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, что следует из п. 1 ст. 25 вышеназванного Федерального закона.
Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов. При этом согласно п. 6 ст. 62 названного Федерального закона до 01 января 2010 г. при отсутствии документации по планировке территории допускается установление границ полосы отвода автомобильной дороги на основании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Министерством имущественных отношений Самарской области не представлено доказательств наличия документации по планировке территории, либо схемы расположения земельного участка под автодорогой - Московское шоссе на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Управления Роснедвижимости Самарской области от 08 мая 2009 г. N 11809, из которого следует, что в государственном фонде данных, полученных при землеустройстве, а также в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют сведения о формировании земельного участка под объектом - автомобильная дорога общего пользования Самарской области, в границах городского округа Самары - Московское шоссе (л.д. 58).
Таким образом, из материалов дела следует, что границы земельного участка под автодорогой - Московское шоссе, и земельного участка под рекламной конструкцией ООО "Белка АГ" не определены, в связи с чем довод, изложенный в апелляционной жалобе, о прохождении в границах испрашиваемого земельного участка автодороги общего пользования Самарской области - Московское шоссе, документально не подтвержден.
Оценив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ мотивирован информацией, носящей предположительный характер, и при совершении оспариваемых действий Министерство имущественных отношений Самарской области не располагало, и до настоящего времени не располагает, достоверными сведениями, позволяющими определить вхождение испрашиваемого земельного участка в границы автодороги общего пользования - Московское шоссе.
Арбитражным апелляционным судом не может быть принят во внимание довод о расположении испрашиваемого ООО "Белка АГ" земельного участка в границах красных линий автомобильной дороги общего пользования - Московское шоссе, так как данное обстоятельство не препятствует предоставлению земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством.
Довод Министерства имущественных отношений Самарской области, изложенный в апелляционной жалобе о том, что данный государственный орган не является уполномоченным органом по ст. 29 ЗК РФ, так как в силу п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком, расположенным под автомобильной дорогой, находящейся в собственности субъекта - Самарской области, является Правительство Самарской области, арбитражный апелляционный суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в собственности Самарской области находится сооружение - автомобильная дорога общего пользования Самарской области, в границах городского округа Самара - Московское шоссе, протяженностью 18926 п. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 августа 2007 г. серия 63-АВ 783174 (л.д. 16).
Норма ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является правовым основанием возникновения права собственности Самарской области на земельные участки, в границах которых проходит автомобильная дорога - Московское шоссе, однако, поскольку такие участки в настоящее время не сформированы, на кадастровый учет не поставлены, границы земельного участка под сооружением - дорога общего пользования - Московское шоссе в установленном законом порядке не определены, утверждение Министерства имущественных отношений Самарской области о разграничении права собственности на них является ошибочным. Именно Министерству имущественных отношений Самарской области предоставлены полномочия по распоряжению такими земельными участками в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67.
Статьей 11.1 ЗК РФ определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Доказательства наличия права собственности Самарской области на земельный участок, испрашиваемый заявителем, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, земельный участок, как объект права, в соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ не сформирован, в связи с чем испрашиваемый ООО "Белка АГ" земельный участок относится к земельным участкам, право собственности на которые не разграничено, и именно Министерство имущественных отношений Самарской области является уполномоченным органом на распоряжение данным земельным участком.
Кроме того, при вынесении оспариваемого отказа Министерство имущественных отношений Самарской области не указывало в качестве оснований отказа на отсутствие собственных полномочий.
Министерством имущественных отношений Самарской области не представлены доказательства в обоснование правомерности доводов, содержащихся в письме от 18 декабря 2008 г. N 12-1/2508/08.
Таким образом, материалами дела подтверждается несоответствие оспариваемых действий Министерства имущественных отношений Самарской области нормам действующего земельного законодательства Российской Федерации и нарушение ими прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судом первой инстанции обосновано удовлетворены заявленные требования.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о применении к оценке обращения общества о предоставлении в аренду земельного участка Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Положения, изложенные в п. 5, 5.1 ст. 19 указанного Закона, устанавливают порядок проведения торгов о предоставлении в аренду земельного участка под установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Между тем, в рассматриваемом случае указанные нормы права являются неприменимыми, поскольку не соответствуют содержанию обращения ООО "Белка-АГ" в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением от 26 июня 2008 г.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 июня 2009 года по делу N А55-5151/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Т.С.ЗАСЫПКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)