Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Амурземпроект": представитель не явился;
- от Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: представитель не явился;
- от третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Федерального агентства по управлению государственным имуществом; Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"; Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
на решение от 26.11.2014
по делу N А04-7046/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амурземпроект"
к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
о признании незаконным отказа, обязании вынести решение
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"; Амурская межрайонная природоохранная прокуратура
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурземпроект" (далее - ООО "Амурземпроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, следующего содержания:
1. Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области оформленный письмом от 25.08.2014 г. N 06-11/3703, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 219, выразившийся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество"; а также в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
2. Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области оформленный письмом от 25.08.2014 г. N 06-11/3702, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 218, выразившийся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
3. Обязать Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" в кварталах N 583 (части выделов 2,7,8,9,15,16,18,19,21,22,23,24,25,26,27,28,30,33,34,35,36); квартал 573 (части выделов 2,3,7,8,9,13,18,21,22,25,27,28); квартал 561 (части выделов 1,4,5,6,7,9,11,12,13,15,17,18,19,21,25,29,27,28,26); квартал 545 (части выделов 1.3,6,7,8,9,10,11,12.14,15,20,21,22); квартал 525 (части выделов 1,2,4,5,6,8,9,12,13,14,16,17,19); квартал 523 (части выделов 4,23); квартал 501 (части выделов 20).
4. Обязать Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 64 (части выделов 2,3,4,8, 11,12,14,15,16,18,19,20,22,23,25,26), квартал 79 (части выделов 3).
5. Обязать Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 31 (части выделов 22,23,25) квартал 34 (части выделов 14,17,18), квартал 53 (части выдела 14) квартал 78, (части выделов 6,7,8,9,10,11,12,13,14,17,21), квартал 79, (части выдела 3).
В обоснование требований общество указало, что в целях оформления правоустанавливающих документов на земельные участки дополнительного отвода, предназначенные для размещения федеральной автомобильной дороги, ООО "Амурземпроект" проводит работы по образованию земельных участков лесного фонда с постановкой их на государственный кадастровый учет, государственной регистрацией права собственности Российской Федерации, и дальнейшим изменением их категории и целевого назначения. Обществу было отказано Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в принятии решений об образовании спорных земельных участков, из состава земель лесного фонда, по причине отсутствия полномочий по принятию указанных решений.
По мнению заявителя, оспариваемые отказы являются незаконными, поскольку в соответствии с нормами статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21801-ПК/Д23и.
Решением суда первой инстанции от 26.11.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
1. Признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области оформленный письмом от 25.08.2014 г. N 06-11/3703, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 219, выразившийся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество"; а также в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
2. Признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области оформленный письмом от 25.08.2014 г. N 06-11/3702, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 218, выразившийся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
3. На Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области возложена обязанность вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" в кварталах N 583 (части выделов 2,7,8,9,15,16,18,19,21,22,23,24,25,26,27,28,30,33,34,35,36); квартал 573 (части выделов 2,3,7,8,9,13,18,21,22,25,27,28); квартал 561 (части выделов 1,4,5,6,7,9,11,12,13,15,17,18,19,21,25,29,27,28,26); квартал 545 (части выделов 1.3,6,7,8,9,10,11,12.14,15,20,21,22); квартал 525 (части выделов 1,2,4,5,6,8,9,12,13,14,16,17,19); квартал 523 (части выделов 4,23); квартал 501 (части выделов 20).
4. На Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области возложена обязанность вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 64 (части выделов 2,3,4,8, 11,12,14,15,16,18,19,20,22,23,25,26), квартал 79 (части выделов 3).
5. На Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области возложена обязанность вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 31 (части выделов 22,23,25) квартал 34 (части выделов 14,17,18), квартал 53 (части выдела 14) квартал 78, (части выделов 6,7,8,9,10,11,12,13,14,17,21), квартал 79, (части выдела 3).
Не согласившись с судебным актом, Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, незаконностью и необоснованностью судебного акта, и принять новое решение.
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, каких-либо ходатайств не заявляло.
Общество с ограниченной ответственностью "Амурземпроект", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"; Амурская межрайонная природоохранная прокуратура, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из отзыва на апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" усматривается, что названное учреждение указывает, что Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Управления лесного хозяйства Амурской области от 20.05.2013 N 457-ОД (в редакции приказа от 24.12.2013 N 1192-ОД) ФКУ ДСД "Дальний Восток" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 112,59 га в кварталах 583 (части выделов 30, 23, 27, 28, 9, 15, 16, 18, 21, 26, 34, 35, 33, 23, 36, 16, 24, 25, 22, 19, 9, 7, 2), 573 (части выделов 21, 22, 28, 13, 18, 27, 2, 7, 25, 9, 2, 3, 8), 561 (части выделов 26, 28, 25, 29, 27, 15, 17, 21, 18, 19, 1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 31, 4, 4, 1, 5), 545 (части выделов 15, 12, 14, 21, 22, 11, 1, 6, 8, 9, 10, 20, 7, 3), 525 (части выделов 9, 12, 19, 6, 8, 16, 6, 17, 14, 1, 2, 4, 5, 13), 523 (части выделов 4, 13), 501 (части выдела 20) Соловьевского участкового лесничества ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 146-2013-12, с условным номером лесного участка 10:254:06:0146, в целях реконструкции автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 4- км 38, Амурская область.
Приказом Управления лесного хозяйства Амурской области от 22.05.2013 N 460-ОД (в редакции приказа от 24.12.2013 N 1194-ОД) ФКУ ДСД "Дальний Восток" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 22,12 га в квартале 64 (части выделов 25, 23, 26, 22, 18, 14, 19, 20, 15, 16, 11, 12, 3, 4, 8, 2) Сковородинского участкового лесничества ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 390-2013-05, с условным номером лесного участка 10:249:16:0437, в целях реконструкции автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 4- км 38, Амурская область.
На основании приказа Управления лесного хозяйства Амурской области от 24.07.2013 N 654-ОД (в редакции приказа от 31.12.2013 N 1226-ОД) ФКУ ДСД "Дальний Восток" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 29,82 га в кварталах 34 (части выделов 14, 17, 18), 53 (части выдела 14), 78 (части выделов 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 21), 31 (части выделов 22, 23, 25), 79 (части выдела 3) Сковородинского участкового лесничества ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 437-2013-12, с условным номером лесного участка 10:249:16:0437, в целях строительства автомобильной дороги "Подъезд к границе с Китайской народной республикой (с.Джалинда) от автомобильной дороги М-56 "Лена" км 0 - км 11, Амурская область".
29.07.2013 между ООО "Амурземпроект" и ФКУ "Межрайонной дирекцией по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" заключен государственный контракт N 0322100024513000068-0145776-04, предметом которого является проведение кадастровых работ и работ по переводу земельных участков из одной категории в другую в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, необходимые для строительства и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Подъезд к границе с Китайской Народной Республикой (с.Джалинда) от автомобильной дороги М-56 "Лена" км 0 - км 11, Амурская область (п. 1.1 контракта).
29.07.2013 между ООО "Амурземпроект" и ФКУ "Межрайонной дирекцией по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" заключен государственный контракт N 0322100024513000071-0145776-04 на выполнение кадастровых работ и работ по переводу земельных участков из одной категории в другую в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, необходимые для реконструкции автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 4 - км 38, Амурская область.
В соответствии с пунктом 1.2 указанных государственных контрактов состав работ, объем работ и требования к их выполнению определяются Техническим заданием заказчика. Перечень документов, оформляемых Подрядчиком на каждом этапе и при окончательной сдаче работ, указан в Техническом задании (Приложение 1 к контракту).
ООО "Амурземпроект" выполняет работы согласно Календарному плану выполнения работ (Приложения N 2 к государственным контрактам).
Третьим этапом Календарного плана выполнения работ (Приложение N 2) предусмотрено, что ООО "Амурземпроект" в срок, не позднее 25.12.2013 выполняет работы по комплектации документов для принятия решения о переводе земельных участков из категории земель лесного фонда, а также иных категорий земель в земли промышленности и иного специального назначения; подготовке ходатайства и направления документов в органы исполнительной власти для принятия решения о переводе земельных участков из категории земель лесного фонда, а также иных категорий земель в земли промышленности и иного специального назначения.
Четвертым этапом Календарного плана выполнения работ (Приложение N 2) предусмотрено до 28.02.2014 выполнить сопровождение материалов, обосновывающих перевод на всех этапах перевода и во всех органах власти, рассматривающих заявление о переводе.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Амурземпроект", действующее от имени ФКУ ДСД "Дальний Восток", на основании заключенных государственных контрактов 24.07.2014 обратилось в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с заявлениями вх. N 218, 219 о принятии решений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами: 28:24:000000:1211, 28:24:014100:1540, 28:26:030000:7561.
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в письмах от 25.08.2014 N 06-11/3702 и N 06-11/3703 сообщило обществу о невозможности принятия решений, так как в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ пункт о наделении полномочиями органов государственной власти субъектов по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда вступает в силу с 01.03.2015. Кроме того, указало, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Положением о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности области данные полномочия не установлены.
Не согласившись с отказами Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, изложенными в письмах от 25.08.2014 N 06-11/3702 и N 06-11/3703 общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пункт 2 статьи 9 ЗК РФ устанавливает, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исходя из положений вышеуказанных статей ЗК РФ и ЛК РФ, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обладает полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда.
Доводы ответчика и ФКУ "Межрайонной дирекции по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" о том, что полномочиями по выдаче решений об образовании спорных земельных участков наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы судом правомерно отклонены.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 19.06.2014 по делу N А04-1559/2014 установлено, что Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области не обладает полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда. Указанные полномочия принадлежат уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установленные по делу А04-1559/2014 обстоятельства согласно части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего спора, в связи с чем, оспариванию и доказыванию не подлежат.
Исходя из изложенного, отказы Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, оформленные письмами от 25.08.2014 г. N 06-11/3702 и N 06-11/3703 в рассмотрении заявлений ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 218 и 219, выразившиеся в непринятии решений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 28:26:030000:7561, 28:24:014100:1211 не соответствуют Земельному кодексу РФ и Лесному кодексу РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов общества, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым обязать Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области:
- - вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" в кварталах N 583 (части выделов 2,7,8,9,15,16,18,19,21,22,23,24,25,26,27,28,30,33,34,35,36); N 573 (части выделов 2,3,7,8,9,13,18,21,22,25,27,28); N 561 (части выделов 1,4,5,6,7,9,11,12,13,15,17,18,19,21,25,29,27,28,26); N 545 (части выделов 1.3,6,7,8,9,10,11,12.14,15,20,21,22); N 525 (части выделов 1,2,4,5,6,8,9,12,13,14,16,17,19); N 523 (части выделов 4,23); N 501 (части выделов 20);
- - вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 64 (части выделов 2,3,4,8, 11,12,14,15,16,18,19,20,22,23,25,26); N 79 (части выделов 3).
- вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 31 (части выделов 22,23,25); N 34 (части выделов 14,17,18); N 53 (части выдела 14); N 78 (части выделов 6,7,8,9,10,11,12,13,14,17,21);N 79 (части выдела 3).
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно признал оспариваемые отказы незаконными, удовлетворив требования, заявленные ООО "Амурземпроект".
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.11.2014 по делу N А04-7046/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2015 N 06АП-9/2015 ПО ДЕЛУ N А04-7046/2014
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2015 г. N 06АП-9/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Амурземпроект": представитель не явился;
- от Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области: представитель не явился;
- от третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Федерального агентства по управлению государственным имуществом; Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"; Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры: представители не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
на решение от 26.11.2014
по делу N А04-7046/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Котляревским В.И.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амурземпроект"
к Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области
о признании незаконным отказа, обязании вынести решение
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"; Амурская межрайонная природоохранная прокуратура
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурземпроект" (далее - ООО "Амурземпроект", общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, следующего содержания:
1. Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области оформленный письмом от 25.08.2014 г. N 06-11/3703, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 219, выразившийся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество"; а также в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
2. Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области оформленный письмом от 25.08.2014 г. N 06-11/3702, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 218, выразившийся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
3. Обязать Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" в кварталах N 583 (части выделов 2,7,8,9,15,16,18,19,21,22,23,24,25,26,27,28,30,33,34,35,36); квартал 573 (части выделов 2,3,7,8,9,13,18,21,22,25,27,28); квартал 561 (части выделов 1,4,5,6,7,9,11,12,13,15,17,18,19,21,25,29,27,28,26); квартал 545 (части выделов 1.3,6,7,8,9,10,11,12.14,15,20,21,22); квартал 525 (части выделов 1,2,4,5,6,8,9,12,13,14,16,17,19); квартал 523 (части выделов 4,23); квартал 501 (части выделов 20).
4. Обязать Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 64 (части выделов 2,3,4,8, 11,12,14,15,16,18,19,20,22,23,25,26), квартал 79 (части выделов 3).
5. Обязать Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 31 (части выделов 22,23,25) квартал 34 (части выделов 14,17,18), квартал 53 (части выдела 14) квартал 78, (части выделов 6,7,8,9,10,11,12,13,14,17,21), квартал 79, (части выдела 3).
В обоснование требований общество указало, что в целях оформления правоустанавливающих документов на земельные участки дополнительного отвода, предназначенные для размещения федеральной автомобильной дороги, ООО "Амурземпроект" проводит работы по образованию земельных участков лесного фонда с постановкой их на государственный кадастровый учет, государственной регистрацией права собственности Российской Федерации, и дальнейшим изменением их категории и целевого назначения. Обществу было отказано Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в принятии решений об образовании спорных земельных участков, из состава земель лесного фонда, по причине отсутствия полномочий по принятию указанных решений.
По мнению заявителя, оспариваемые отказы являются незаконными, поскольку в соответствии с нормами статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России от 11.10.2013 N 21801-ПК/Д23и.
Решением суда первой инстанции от 26.11.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
1. Признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области оформленный письмом от 25.08.2014 г. N 06-11/3703, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 219, выразившийся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество"; а также в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
2. Признан незаконным отказ Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области оформленный письмом от 25.08.2014 г. N 06-11/3702, в рассмотрении заявления ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 218, выразившийся в непринятии решения об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество", как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
3. На Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области возложена обязанность вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" в кварталах N 583 (части выделов 2,7,8,9,15,16,18,19,21,22,23,24,25,26,27,28,30,33,34,35,36); квартал 573 (части выделов 2,3,7,8,9,13,18,21,22,25,27,28); квартал 561 (части выделов 1,4,5,6,7,9,11,12,13,15,17,18,19,21,25,29,27,28,26); квартал 545 (части выделов 1.3,6,7,8,9,10,11,12.14,15,20,21,22); квартал 525 (части выделов 1,2,4,5,6,8,9,12,13,14,16,17,19); квартал 523 (части выделов 4,23); квартал 501 (части выделов 20).
4. На Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области возложена обязанность вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 64 (части выделов 2,3,4,8, 11,12,14,15,16,18,19,20,22,23,25,26), квартал 79 (части выделов 3).
5. На Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области возложена обязанность вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 31 (части выделов 22,23,25) квартал 34 (части выделов 14,17,18), квартал 53 (части выдела 14) квартал 78, (части выделов 6,7,8,9,10,11,12,13,14,17,21), квартал 79, (части выдела 3).
Не согласившись с судебным актом, Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, незаконностью и необоснованностью судебного акта, и принять новое решение.
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, каких-либо ходатайств не заявляло.
Общество с ограниченной ответственностью "Амурземпроект", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральное казенное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства"; Амурская межрайонная природоохранная прокуратура, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из отзыва на апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" усматривается, что названное учреждение указывает, что Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Управления лесного хозяйства Амурской области от 20.05.2013 N 457-ОД (в редакции приказа от 24.12.2013 N 1192-ОД) ФКУ ДСД "Дальний Восток" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 112,59 га в кварталах 583 (части выделов 30, 23, 27, 28, 9, 15, 16, 18, 21, 26, 34, 35, 33, 23, 36, 16, 24, 25, 22, 19, 9, 7, 2), 573 (части выделов 21, 22, 28, 13, 18, 27, 2, 7, 25, 9, 2, 3, 8), 561 (части выделов 26, 28, 25, 29, 27, 15, 17, 21, 18, 19, 1, 4, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 31, 4, 4, 1, 5), 545 (части выделов 15, 12, 14, 21, 22, 11, 1, 6, 8, 9, 10, 20, 7, 3), 525 (части выделов 9, 12, 19, 6, 8, 16, 6, 17, 14, 1, 2, 4, 5, 13), 523 (части выделов 4, 13), 501 (части выдела 20) Соловьевского участкового лесничества ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 146-2013-12, с условным номером лесного участка 10:254:06:0146, в целях реконструкции автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 4- км 38, Амурская область.
Приказом Управления лесного хозяйства Амурской области от 22.05.2013 N 460-ОД (в редакции приказа от 24.12.2013 N 1194-ОД) ФКУ ДСД "Дальний Восток" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 22,12 га в квартале 64 (части выделов 25, 23, 26, 22, 18, 14, 19, 20, 15, 16, 11, 12, 3, 4, 8, 2) Сковородинского участкового лесничества ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 390-2013-05, с условным номером лесного участка 10:249:16:0437, в целях реконструкции автомобильной дороги М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 4- км 38, Амурская область.
На основании приказа Управления лесного хозяйства Амурской области от 24.07.2013 N 654-ОД (в редакции приказа от 31.12.2013 N 1226-ОД) ФКУ ДСД "Дальний Восток" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок площадью 29,82 га в кварталах 34 (части выделов 14, 17, 18), 53 (части выдела 14), 78 (части выделов 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 21), 31 (части выделов 22, 23, 25), 79 (части выдела 3) Сковородинского участкового лесничества ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" с номером учетной записи в государственном лесном реестре 437-2013-12, с условным номером лесного участка 10:249:16:0437, в целях строительства автомобильной дороги "Подъезд к границе с Китайской народной республикой (с.Джалинда) от автомобильной дороги М-56 "Лена" км 0 - км 11, Амурская область".
29.07.2013 между ООО "Амурземпроект" и ФКУ "Межрайонной дирекцией по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" заключен государственный контракт N 0322100024513000068-0145776-04, предметом которого является проведение кадастровых работ и работ по переводу земельных участков из одной категории в другую в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, необходимые для строительства и эксплуатации автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Подъезд к границе с Китайской Народной Республикой (с.Джалинда) от автомобильной дороги М-56 "Лена" км 0 - км 11, Амурская область (п. 1.1 контракта).
29.07.2013 между ООО "Амурземпроект" и ФКУ "Межрайонной дирекцией по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" заключен государственный контракт N 0322100024513000071-0145776-04 на выполнение кадастровых работ и работ по переводу земельных участков из одной категории в другую в целях государственной регистрации права собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, необходимые для реконструкции автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-56 "Лена" от Невера до Якутска км 4 - км 38, Амурская область.
В соответствии с пунктом 1.2 указанных государственных контрактов состав работ, объем работ и требования к их выполнению определяются Техническим заданием заказчика. Перечень документов, оформляемых Подрядчиком на каждом этапе и при окончательной сдаче работ, указан в Техническом задании (Приложение 1 к контракту).
ООО "Амурземпроект" выполняет работы согласно Календарному плану выполнения работ (Приложения N 2 к государственным контрактам).
Третьим этапом Календарного плана выполнения работ (Приложение N 2) предусмотрено, что ООО "Амурземпроект" в срок, не позднее 25.12.2013 выполняет работы по комплектации документов для принятия решения о переводе земельных участков из категории земель лесного фонда, а также иных категорий земель в земли промышленности и иного специального назначения; подготовке ходатайства и направления документов в органы исполнительной власти для принятия решения о переводе земельных участков из категории земель лесного фонда, а также иных категорий земель в земли промышленности и иного специального назначения.
Четвертым этапом Календарного плана выполнения работ (Приложение N 2) предусмотрено до 28.02.2014 выполнить сопровождение материалов, обосновывающих перевод на всех этапах перевода и во всех органах власти, рассматривающих заявление о переводе.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Амурземпроект", действующее от имени ФКУ ДСД "Дальний Восток", на основании заключенных государственных контрактов 24.07.2014 обратилось в Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с заявлениями вх. N 218, 219 о принятии решений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами: 28:24:000000:1211, 28:24:014100:1540, 28:26:030000:7561.
Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в письмах от 25.08.2014 N 06-11/3702 и N 06-11/3703 сообщило обществу о невозможности принятия решений, так как в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ пункт о наделении полномочиями органов государственной власти субъектов по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда вступает в силу с 01.03.2015. Кроме того, указало, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Положением о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности области данные полномочия не установлены.
Не согласившись с отказами Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, изложенными в письмах от 25.08.2014 N 06-11/3702 и N 06-11/3703 общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Статьей 29 ЗК РФ определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Пункт 2 статьи 9 ЗК РФ устанавливает, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исходя из положений вышеуказанных статей ЗК РФ и ЛК РФ, полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда обладают уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области обладает полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда.
Доводы ответчика и ФКУ "Межрайонной дирекции по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" о том, что полномочиями по выдаче решений об образовании спорных земельных участков наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы судом правомерно отклонены.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Амурской области от 19.06.2014 по делу N А04-1559/2014 установлено, что Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Амурской области не обладает полномочиями по принятию решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда. Указанные полномочия принадлежат уполномоченным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, установленные по делу А04-1559/2014 обстоятельства согласно части 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего спора, в связи с чем, оспариванию и доказыванию не подлежат.
Исходя из изложенного, отказы Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, оформленные письмами от 25.08.2014 г. N 06-11/3702 и N 06-11/3703 в рассмотрении заявлений ООО "Амурземпроект" от 24.07.2014 г. N 218 и 219, выразившиеся в непринятии решений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 28:26:030000:7561, 28:24:014100:1211 не соответствуют Земельному кодексу РФ и Лесному кодексу РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов общества, суд первой инстанции правомерно посчитал необходимым обязать Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области:
- - вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:7561 площадью 1125885 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:26:030000:6976, расположенного по адресу: Амурская область, Тындинский район, ГКУ Амурской области "Тындинское лесничество" в кварталах N 583 (части выделов 2,7,8,9,15,16,18,19,21,22,23,24,25,26,27,28,30,33,34,35,36); N 573 (части выделов 2,3,7,8,9,13,18,21,22,25,27,28); N 561 (части выделов 1,4,5,6,7,9,11,12,13,15,17,18,19,21,25,29,27,28,26); N 545 (части выделов 1.3,6,7,8,9,10,11,12.14,15,20,21,22); N 525 (части выделов 1,2,4,5,6,8,9,12,13,14,16,17,19); N 523 (части выделов 4,23); N 501 (части выделов 20);
- - вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1540 площадью 221222 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 64 (части выделов 2,3,4,8, 11,12,14,15,16,18,19,20,22,23,25,26); N 79 (части выделов 3).
- вынести решение об образовании земельного участка с кадастровым номером 28:24:014100:1211 площадью 298237 кв. м, путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером 28:24:000000:140, расположенного по адресу: Амурская область, Сковородинский район, ГКУ Амурской области "Урушинское лесничество" в кварталах N 31 (части выделов 22,23,25); N 34 (части выделов 14,17,18); N 53 (части выдела 14); N 78 (части выделов 6,7,8,9,10,11,12,13,14,17,21);N 79 (части выдела 3).
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно признал оспариваемые отказы незаконными, удовлетворив требования, заявленные ООО "Амурземпроект".
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.11.2014 по делу N А04-7046/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.Д.ПЕСКОВА
Судьи
Е.И.САПРЫКИНА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)