Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г., рассмотрев 09.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2013 (судья Колтакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Холминов А.А.) по делу N А13-9337/2013,
установил:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, 321, ОГРН 1103525003207 (далее - Департамент сельского хозяйства), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Варжа", место нахождения: 162374, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Мякинницыно, ОГРН 1043500723760 (далее - Общество), о взыскании 561 840 руб. неправомерно полученных субсидий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500901654 (далее - Департамент финансов).
Решением суда первой инстанции от 17.12.2013 (с учетом определений об исправлении опечаток от 27.12.2013 и от 23.01.2014), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2014, в иске Департаменту сельского хозяйства отказано.
В кассационной жалобе Департамент сельского хозяйства, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 17.12.2013 и постановление от 28.02.2014. По мнению подателя жалобы, Обществом не выполнены условия предоставления субсидий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в рамках долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011-2013 годы" в соответствии с Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 04.10.2010 N 1130 (далее - Положение о возмещении части затрат на приобретение минеральных удобрений), между Департаментом сельского хозяйства и Обществом 15.04.2011 заключен договор N 466, согласно которому Департамент сельского хозяйства выделил Обществу 412 249 руб. средств областного бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений для своевременного проведения полевых работ.
Кроме того, в соответствии с Положением о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 19.04.2010 N 445 (далее - Положение о возмещении части затрат на приобретение ГСМ), Департамент сельского хозяйства и Общество 11.04.2011 заключили договор N 250, в силу которого (с учетом дополнительного соглашения от 08.08.2011) Департамент сельского хозяйства выделяет Обществу 149 591 руб. средств областного бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на приобретение ГСМ для проведения полевых сельскохозяйственных работ.
Указанные суммы перечислены Обществу платежными поручениями от 15.04.2011 N 19665, от 05.05.2011 N 22070, и от 11.08.2011 N 27772.
Департаментом финансов 08-09 ноября 2012 года проведена проверка осуществления Департаментом сельского хозяйства операций со средствами областного бюджета, выделенными в форме субсидий на возмещение части затрат на приобретение ГСМ и минеральных удобрений в 2011 году. В ходе данной проверки Департамент финансов пришел к выводу о том, что выплата в 2011 году субсидий Обществу произведена с нарушением названных выше положений, поскольку на момент заключения договоров по итогам предшествующего года доля выручки Общества от произведенной сельскохозяйственной продукции составила 25%, то есть, по мнению Департамента финансов, оно не являлось сельхозтоваропроизводителем и, соответственно, субсидии получило необоснованно.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Департамента сельского хозяйства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что Департаментом финансов не установлено фактов представления Обществом недостоверных сведений (документов) для получения субсидий и невыполнения им обязательств, предусмотренных договорами о выделении из областного бюджета субсидий, отказали в иске Департамента сельского хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 289 БК РФ (действовавшей в спорный период) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в числе прочего, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Согласно пункту 3.3 Положения о возмещении части затрат на приобретение минеральных удобрений и пункту 3.2 Положения о возмещении части затрат на приобретение ГСМ в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, Департамент сельского хозяйства направляет получателю субсидий уведомление с предложением о возврате излишне полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 календарных дней. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней Департамент сельского хозяйства принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
Пунктами 3.2.5 договоров N 466 и 445 предусмотрена обязанность Общества возвратить в областной бюджет излишне полученную субсидию в случае представления недостоверных сведений, неисполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных в пункте 3.2 договоров.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истец не представил доказательств сообщения ответчиком недостоверных сведений (документов) на получение субсидий либо невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договорами о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений и ГСМ.
Документов, подтверждающих нецелевое использование субсидий, то, что денежные средства направлены и использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, истец также не представил.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 по делу N А13-9337/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.БУХАРЦЕВ
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
А.Г.КУДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2014 ПО ДЕЛУ N А13-9337/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2014 г. по делу N А13-9337/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Асмыковича А.В., Кудина А.Г., рассмотрев 09.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2013 (судья Колтакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Холминов А.А.) по делу N А13-9337/2013,
установил:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, Предтеченская ул., д. 19, 321, ОГРН 1103525003207 (далее - Департамент сельского хозяйства), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Варжа", место нахождения: 162374, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Мякинницыно, ОГРН 1043500723760 (далее - Общество), о взыскании 561 840 руб. неправомерно полученных субсидий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500901654 (далее - Департамент финансов).
Решением суда первой инстанции от 17.12.2013 (с учетом определений об исправлении опечаток от 27.12.2013 и от 23.01.2014), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2014, в иске Департаменту сельского хозяйства отказано.
В кассационной жалобе Департамент сельского хозяйства, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 17.12.2013 и постановление от 28.02.2014. По мнению подателя жалобы, Обществом не выполнены условия предоставления субсидий.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в рамках долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Вологодской области на 2011-2013 годы" в соответствии с Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 04.10.2010 N 1130 (далее - Положение о возмещении части затрат на приобретение минеральных удобрений), между Департаментом сельского хозяйства и Обществом 15.04.2011 заключен договор N 466, согласно которому Департамент сельского хозяйства выделил Обществу 412 249 руб. средств областного бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений для своевременного проведения полевых работ.
Кроме того, в соответствии с Положением о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 19.04.2010 N 445 (далее - Положение о возмещении части затрат на приобретение ГСМ), Департамент сельского хозяйства и Общество 11.04.2011 заключили договор N 250, в силу которого (с учетом дополнительного соглашения от 08.08.2011) Департамент сельского хозяйства выделяет Обществу 149 591 руб. средств областного бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на приобретение ГСМ для проведения полевых сельскохозяйственных работ.
Указанные суммы перечислены Обществу платежными поручениями от 15.04.2011 N 19665, от 05.05.2011 N 22070, и от 11.08.2011 N 27772.
Департаментом финансов 08-09 ноября 2012 года проведена проверка осуществления Департаментом сельского хозяйства операций со средствами областного бюджета, выделенными в форме субсидий на возмещение части затрат на приобретение ГСМ и минеральных удобрений в 2011 году. В ходе данной проверки Департамент финансов пришел к выводу о том, что выплата в 2011 году субсидий Обществу произведена с нарушением названных выше положений, поскольку на момент заключения договоров по итогам предшествующего года доля выручки Общества от произведенной сельскохозяйственной продукции составила 25%, то есть, по мнению Департамента финансов, оно не являлось сельхозтоваропроизводителем и, соответственно, субсидии получило необоснованно.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Департамента сельского хозяйства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что Департаментом финансов не установлено фактов представления Обществом недостоверных сведений (документов) для получения субсидий и невыполнения им обязательств, предусмотренных договорами о выделении из областного бюджета субсидий, отказали в иске Департамента сельского хозяйства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии со статьей 289 БК РФ (действовавшей в спорный период) нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в числе прочего, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Согласно пункту 3.3 Положения о возмещении части затрат на приобретение минеральных удобрений и пункту 3.2 Положения о возмещении части затрат на приобретение ГСМ в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, Департамент сельского хозяйства направляет получателю субсидий уведомление с предложением о возврате излишне полученной субсидии в областной бюджет в течение 30 календарных дней. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней Департамент сельского хозяйства принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
Пунктами 3.2.5 договоров N 466 и 445 предусмотрена обязанность Общества возвратить в областной бюджет излишне полученную субсидию в случае представления недостоверных сведений, неисполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных в пункте 3.2 договоров.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истец не представил доказательств сообщения ответчиком недостоверных сведений (документов) на получение субсидий либо невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договорами о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений и ГСМ.
Документов, подтверждающих нецелевое использование субсидий, то, что денежные средства направлены и использованы на цели, не соответствующие условиям их получения, истец также не представил.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.12.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 по делу N А13-9337/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н.БУХАРЦЕВ
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
А.Г.КУДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)