Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-3011

Требование: О признании незаконным бездействия органа исполнительной власти субъекта РФ.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: По мнению заявителя, орган исполнительной власти субъекта РФ в установленный законом срок не принял решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2015 г. по делу N 33-3011


Судья: Щербина И.С.

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Склярука С.А.,
судей Георгиновой Н.А., Сабаевой И.Н.,
при секретаре Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по заявлению Ц.Л.А. об оспаривании бездействия Управления государственного имущества Орловской области,
по апелляционной жалобе Управления государственного имущества Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 05 ноября 2014 года, которым удовлетворены требования Ц.Л.А., признано незаконным бездействие Управления государственного имущества <адрес>, выразившееся в не совершении действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня получения заявления Ц.Л.А. от 24.09.2014 г., на Управление государственного имущества Орловской области возложена обязанность совершить действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи областного суда Георгиновой Н.А., изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Управления государственного имущества Орловской области К.С.Ю., действующей на основании доверенности, полагавшей решение суда подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя заявителя Ц.Л.А.- К.А.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Ц.Л.А. обратилась в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК Российской Федерации об оспаривании бездействия Управления государственного имущества Орловской области, выразившегося в не совершении действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня получения заявления Ц.Л.А. от 24.09.2014 г.
В обоснование заявления указывала, что 15.07.2014 г. она обратилась в Управление государственного имущества Орловской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома без предварительного согласования места размещения объекта в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ.
24.09.2014 г. заявителем в адрес начальника Управления государственного имущества Орловской области было направлено заявление, в котором уточнялась цель приобретения земельного участка для личного пользования, назначение объекта - индивидуальный жилой дом, а также вид права, на котором заявитель просила предоставить земельный участок (аренда сроком на три года), а также содержалась просьба в двухнедельный срок со дня получения заявления совершить действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ.
Поскольку в установленный законом срок Управлением государственного имущества Орловской области не было принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, Ц.Л.А. просила суд признать бездействие Управления незаконным, в целях восстановления ее нарушенных прав возложить на Управление государственного имущества Орловской области обязанность совершить действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель заявителя Ц.Л.А. - К.А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Управления государственного имущества Орловской области К.Д.Ю. в суде первой инстанции возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что Управлением совершены действия, предшествующие принятию решения, предусмотренного п. 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, обусловленные необходимостью проведения работ по формированию земельного участка, в связи с чем, права заявителя не нарушены.
В процессе судебного разбирательства судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Орла, которой не представлено возражений на заявление Ц.Л.А.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление государственного имущества Орловской области просит об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, ссылаясь на неправомерность выводов суда о бездействии Управления по рассмотрению заявления Ц.Л.А. и нарушении права заявителя.
Приводит доводы о невозможности разрешения заявления Ц.Л.А. по существу в двухнедельный срок ввиду сформированной в Орловской области системы органов государственной власти и органов местного самоуправления и соответствующего разграничения их полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Орла в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебной коллегией постановлено о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьей 30 Земельного кодекса РФ, предусматривающей, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
В силу пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ (к числу которых рассматриваемый случай не относится).
Исходя из положений, содержащихся в пункте 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Законом Орловской области от 30.06.2006 г. N 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области-городе Орле" предусмотрено, что полномочия по распоряжению такими земельными участками осуществляются органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом.
Во исполнение Закона Орловской области от 30.06.2006 г. N 603-ОЗ постановлением Правительства Орловской области от 31.12.2010 г. N 472 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области-городе Орле (далее - Порядок).
В соответствии с утвержденным Порядком, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области-городе Орле, осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом, который принимает решения, в частности, о предоставлении земельных участков в аренду, о проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов (пункты 1.2, 1.3 Порядка).
Таким органом в соответствии с Положением об Управлении государственного имущества Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 10.05.2012 N 147 (утратило силу 24.12.2014 г. в связи изданием Постановления Правительства Орловской области от 22.12.2014 N 398) на момент рассмотрения дела районным судом являлось Управление государственного имущества Орловской области.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 15 июля 2014 г. Ц.Л.А. обратилась в Управление государственного имущества Орловской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <...> кв. м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома без предварительного согласования места размещения объекта в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ (л.д. 57).
При этом, из материалов дела усматривается, что кадастровый паспорт земельного участка, в котором указывались сведения об его местоположении, о категории земель, о разрешенном использовании для строительства индивидуального жилого дома, о площади и кадастровой стоимости участка, имевшем место ранее обременении участка правом аренды, был изготовлен 14.07.2014 г. (л.д. 61 - 64).
Материалами дела подтверждается, что 24.09.2014 г. заявитель представила в Управление государственного имущества Орловской области уточненное заявление, в котором указала цель приобретения земельного участка (для личного пользования), назначение объекта (индивидуальный жилой дом), а также вид права (аренда сроком на три года), и просила в двухнедельный срок со дня получения заявления совершить действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ.
Ответом от 18.07.2014 г. N за подписью начальника Управления М.В.Н., заявитель была уведомлена о направлении органом по управлению имуществом в администрацию г. Орла обращения с просьбой предоставить сведения, наличие которых обязательно при предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта по результатам проведения торгов и о возможности сохранения или изменения вида разрешенного использования испрашиваемого заявителем земельного участка, это обращение было получено администрацией г. Орла 01.08.2014 г. (л.д. 65, 66).
Установлено, что рассмотрение обращения Управления государственного имущества Орловской области решением администрации г. Орла от 29.08.2014 г. было продлено до 26.09.2014 г. в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
25.09.2014 г. заместителем главы администрации города Орла М.А.С. в адрес Управления был направлен ответ, в котором содержалась информация о возможности использования испрашиваемого заявителем земельного участка с видом разрешенного использования - индивидуальные жилые дома и о направлении администрацией запроса об истребовании необходимых сведений для получения технических условий на подключение планируемого к строительству объекта к инженерным сетям и последующей разработки градостроительного плана земельного участка (л.д. 67).
В связи с этим, Управление государственного имущества Орловской области 01.10.2014 г. направило в адрес заявителя ответ, содержащий информацию о невозможности удовлетворения заявления Ц.Л.А. о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка до получения необходимых сведений, и сообщило о возможности совершения распорядительных действий в отношении земельного участка при поступлении из администрации города Орла соответствующих документов и сведений, наличие которых обязательно при предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта по результатам проведения торгов (л.д. 70).
Считая, что Управление государственного имущества Орловской области уклоняется от исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, Ц.Л.А. обратилась за судебной защитой своих прав.
Проверяя доводы заявителя, суд установил, что ответы, направленные в ее адрес Управлением государственного имущества Орловской области, не содержат решения по существу поданных ею заявлений (первоначального и уточненного), что противоречит положениям пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, предусматривающего принятие соответствующего решения уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка.
Установив, что оспариваемое заявителем бездействие Управления государственного имущества Орловской области противоречит пункту 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ и нарушает предусмотренные законом права Ц.Л.А. на разрешение поданного ею заявления в срок, установленный законом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований заявителя.
Поскольку заявление Ц.Л.А. признано обоснованным, то суд первой инстанции правомерно возложил на Управление государственного имущества Орловской области обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод заявителя путем совершения действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, основанными на системном анализе норм материального права и установленных обстоятельствах, свидетельствующих о том, что при наличии сведений, достаточных для принятия решения, предусмотренного абз. 2 п. 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, Управление государственного имущества Орловской области не приняло решение по заявлению Ц.Л.А. ни в двухнедельный срок со дня его получения, ни по состоянию на день разрешения судом данного спора.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о неправомерности вывода суда о допущенном Управлением бездействии отклоняются в силу их несостоятельности, поскольку противоречат вышеприведенным доказательствам и основаны на ошибочном толковании закона.
Несостоятельны, а потому не влекут отмену принятого по делу решения, доводы жалобы об исчислении срока, установленного для рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, в ином порядке ввиду необходимости проведения работ по формированию земельного участка, поскольку эти доводы основаны на неправильном толковании пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ.
Не влечет отмену состоявшегося решения ссылка апеллятора на особенности разграничения полномочий по распоряжению земельными участками, поскольку федеральным законом установлен двухнедельный срок для принятия решения, предусмотренного абз. 3 пункта 3 статьи 30.1 ЗК РФ, со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права, верно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 05 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного имущества Орловской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)