Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.02.2015 N Ф02-68/2015 ПО ДЕЛУ N А19-7229/2014

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, об обязании внести в кадастр сведения о кадастровой стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец полагает, что в настоящее время кадастровая стоимость участка неоправданно завышена и негативно влияет на размеры обязательных платежей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2015 г. по делу N А19-7229/2014


Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Бурковой О.Н., Скубаева А.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Шелеховского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года по делу N А19-7229/2014 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Красько Б.В.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Ткаченко Э.В., Рылов Д.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Шелеховский комплекс" (ОГРН 1123850017103, далее - истец, общество, ООО "Шелеховский комплекс") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, далее - ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000306:0006, площадью 129 671 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, пр. Строителей и Монтажников, уч. 17, равной его рыночной стоимости в размере 6 155 000 рублей, обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000306:0006, площадью 129 671 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, пр. Строителей и Монтажников, уч. 17, равной его рыночной в размере 6 155 000 рублей.
Определениями Арбитражного суда Иркутской области от 13 мая 2014 года и от 1 июля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - администрация Шелеховского городского поселения (ОГРН 1053848032347, далее - администрация городского поселения), администрация Шелеховского муниципального района (ОГРН 1033802255398, далее - администрация муниципального района), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация Шелеховского городского поселения обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Правительство Иркутской области, являясь высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимает непосредственное участие в процессе определения и утверждения кадастровой стоимости земель Иркутской области, и, следовательно при рассмотрении исков, направленных в том числе на изменение установленной кадастровой стоимости земель в Иркутской области, затрагиваются права и обязанности указанного лица, которое на основании части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть привлечено к участию в деле по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу, общая площадь 129 671 кв. м, адрес объекта: Иркутская область, г. Шелехов, проспект Строителей и Монтажников, уч. 17, кадастровый номер: 38:27:000306:6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 38 АД N 910152.
Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области по кадастровым номерам, кварталам земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года согласно которым (с учетом постановления Правительством Иркутской области N 239-ПП от 05.05.2014 "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп"), удельный показатель кадастровой стоимости за 1 кв. м земельного участка по 9 группе видов разрешенного использования по кадастровому кварталу (Приложение N 2) N 38:27:000306 составляет 1 504 рубля 16 копеек, соответственно кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 129 671 кв. м составляет 195 045 931 рубль 36 копеек.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 13.07.2012 кадастровый номер 38:27:000306:6 равнозначен кадастровому номеру 38:27:000306:0006.
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости недвижимого имущества ЗАО "РАО Бизнес" N 5367ФП рыночная стоимость земельного участка общей площадью 129 671 кв. м с кадастровым номером 38:27:000306:6 по состоянию на 01.01.2012 составила 6 155 000 рублей.
Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере равной его рыночной стоимости, поскольку в данный момент неоправданно завышена и негативно влияет на размеры обязательных платежей, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Арбитражный суд Иркутской области, удовлетворяя требования истца, пришел к выводу о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000306:0006, площадью 129 671 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, пр. Строителей и Монтажников, уч. 17, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 6 155 000 рублей.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из наличия оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 6 155 000 рублей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Исходя из положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) содержит главу III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающую специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 281-О-О указано, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке. Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость; такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка; заявленное требование предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке.
Следовательно, суды правильно исходили из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно представленному отчету об определении рыночной стоимости недвижимого имущества ЗАО "РАО Бизнес" N 5367ФП рыночная стоимость земельного участка общей площадью 129 671 кв. м с кадастровым номером 38:27:000306:6 по состоянию на 01.01.2012 составила 6 155 000 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 в размере 6 155 000 рублей подтверждена отчетом N 5367ФП от 07.04.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка.
Из материалов дела следует, что ответчик и третьи лица возражений относительно рыночной стоимости спорного земельного участка, определенной в отчете N 5367ФП не представили.
Из разъяснений, изложенных в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 со ссылкой на нормы статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности, следует, что суду при разрешении спора в целях изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, надлежит дать оценку отчету оценщика о рыночной стоимости спорного земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения имеющихся в отчете, подготовленном кадастровым центром, рыночной информации и статистическом анализе рыночной информации о стоимости земельного участка.
Истцом представлено положительное экспертное заключение N 03-14-07-03 на отчет об оценке N 5367ФП от 07.04.2014. Положительным экспертным заключением установлено соответствие отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При оценке представленного отчета на соответствие федеральным стандартам оценки, недостоверных сведений не установлено, лицами, участвующими в деле, соответствующих доводов не заявлено, доказательств обратного не представлено.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о наличии оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 38:27:000306:0006, площадью 129 671 кв. м, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, пр. Строителей и Монтажников, уч. 17 и установили кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 6 155 000 рублей.
Как следует из материалов дела, администрация Шелеховского городского поселения заявило ходатайство о привлечении к участию в деле Правительства Иркутской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Отклоняя указанное ходатайство и руководствуясь статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд правильно исходил из того, что в данном случае предметом спора не является законность установления кадастровой стоимости земельного участка, истец воспользовался предоставленным ему правом на установление кадастровой стоимости в размере рыночной. Кроме того, решение по делу в силу действующего нормативного регулирования не влечет для Правительства Иркутской области внесения изменений в нормативные правовые акты, определяющие кадастровую стоимость земель.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года по делу N А19-7229/2014, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи
О.Н.БУРКОВА
А.И.СКУБАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)