Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2015 N 11АП-13418/2015 ПО ДЕЛУ N А55-9700/2015

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. по делу N А55-9700/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 октября 2015 года в зале N 6 апелляционную жалобу Администрации городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2015 по делу N А55-9700/2015 (судья Разумов Ю.М.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Диалог" (ОГРН 1056315002523), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824), г. Самара,
Департаменту управления имуществом городского округа Самара (ОГРН 1026300959871), г. Самара,
Администрации городского округа Самара (ОГРН 1026300967417), г. Самара,
об урегулировании разногласий при заключении договора,
с участием в судебном заседании:
от истца - представитель Малышева Н.А. по доверенности от 03.02.2015 г.,
от Администрации городского округа Самара - представитель Ягубян И.Е. по доверенности от 31.07.2015 г.,
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель Ягубян И.Е. по доверенности от 13.01.2015 г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Диалог" обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области и Департаменту управления имуществом г.о. Самара об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, на котором расположено принадлежащее истцу нежилое здание, с кадастровым номером 63601:0509003:982, площадью 798 кв. м, расположенном по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219, изложив пункт 2.1 договора в редакции ООО "Диалог", а именно: "2.1 Цена Участка составляет 360 984, 56 (триста шестьдесят тысяч девятьсот восемьдесят четыре) рубля 56 копеек без НДС".
Определением суда от 22.06.2015 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечена в порядке ст. 46 АПК РФ Администрация городского округа Самара.
До принятия судом решения истец уточнил ответчика, обязанного заключить договор по спорному условию, указав в качестве надлежащего ответчика Администрацию городского округа, обладающей полномочиями по заключению договоров купли-продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, согласно постановлению Администрации городского округа Самара от 01.04.2015 N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара". Суд принял данные уточнения исковых требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2015 г. урегулированы разногласия при заключении договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с кадастровым номером 63:01:0509003:982, площадью 798 кв. м, расположенном по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219, изложив пункт 2.1 в редакции истца, а именно:
"Пункт 2.1 цена участка составляет 360 984, 56 (триста шестьдесят тысяч девятьсот восемьдесят четыре) рубля 56 копеек без НДС".
В иске к Министерству имущественных отношений Самарской области и Департаменту управления имуществом городского округа Самара отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация городского округа Самара обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, ответчик ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы считает, что не имеются основания для продажи земельного участка в размере стоимости 360984,56 руб., действовавшей на момент подачи истцом заявления о предоставлении земельного участка в собственность. По мнению ответчика, выкупная цена земельного участка должна быть в размере 2347430,95 руб. согласно проекта договора купли-продажи земельного участка, подготовленного Министерством имущественных отношений Самарской области. Кроме этого, заявитель в жалобе указывает, что Администрация не является стороной по договору.
Представитель Администрации городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Представители истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие Министерства имущественных отношений Самарской области, которое судом апелляционной инстанции о месте и времени судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "ДИАЛОГ" является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 12.01.2007 серии 63-АВ N 342079.
В целях оформления права собственности на земельный участок, на котором расположено указанное нежилое здание, принадлежащее заявителю, ООО "ДИАЛОГ" 30 апреля 2008 года обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о выкупе указанного земельного участка (вх. регистрационный номер 12-1/1400/08 от 30.04.2008).
Земельный участок, на котором находится объект недвижимости истца, сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.06.2009 с кадастровым номером 63:01:05 09 003:511 с разрешенным использованием: занимаемого нежилым зданием (литера ББ1), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 19.06.2009 N 63-00-102/09-242803.
После формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет истцом вновь подано 05.08.2009 заявление о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями) с 1 июля 2006 года возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Таким образом, истец обратился в надлежащий орган государственной власти Самарской области, уполномоченный на принятие решение по данному вопросу на дату обращения с указанным заявлением.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 04.09.2009 N 1394 принято решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:05 09 003:511 общей площадью 798,00 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219, в собственность ООО "ДИАЛОГ".
Между тем проект договора купли-продажи земельного участка в адрес ООО "ДИАЛОГ" представлен лишь 20.02.2015 года. При этом вследствие длительного срока рассмотрения заявления и оформления перехода права собственности сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:05 09 003:511, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости были аннулированы.
В настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:05 09 003:982, площадью 798 кв. м, расположенном по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Садовая, д. 219.
Таким образом, вновь поставленный 16.01.2014 на кадастровый учет земельный участок является аналогом ранее сформированного земельного участка.
В этой связи, Министерством имущественных отношений 20.02.2015 был принят приказ N 454 о внесении изменений в ранее принятый приказ от 04.09.2009 N 1394, изменяющий кадастровый номер земельного участка, подлежащего передаче в собственность ООО "ДИАЛОГ".
20.02.2015 в адрес истца представлен Министерством проект договора купли-продажи земельного участка, в котором цена земельного участка составляет 2 347 430, 95 (два миллиона триста сорок семь тысяч четыреста тридцать рублей 95 копеек).
Не согласившись с расчетом цены выкупа земельного участка ООО "Диалог" 18.03.2015 направило в Министерство имущественных отношений Самарской области протокол разногласий к представленному проекту договора купли-продажи и просило заключить договор с ценой выкупа земельного участка в размере 360 984,56 рублей, соответствующей положениям законодательства, действующим на дату возникновения права ООО "ДИАЛОГ" на покупку спорного земельного участка.
Как следует из материалов дела, протокол разногласий не был рассмотрен по существу. В ответе от 25.03.2015 N 12/4424 Министерство сослалось на то, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара с 01.03.2015 отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городского округа Самара.
Истец указывает, что в результате до настоящего времени договор купли-продажи земельного участка с ООО "Диалог" не заключен, протокол разногласий не рассмотрен, возражения по нему в адрес ООО "Диалог" не поступали, что и явилось поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 426 и статье 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период издания Приказов Министерства) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Следовательно, выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Из содержания указанных норм также следует, что собственникам объектов недвижимого имущества принадлежит право приватизации земельного участка, занятого указанным объектом, путем заключения договора купли-продажи с собственником земельного участка, на котором расположено это здание, в отсутствие какого-либо ограничения свободы заключения договора.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа осуществляется органом местного самоуправления городского округа.
Законом Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД, вступившим в силу 01.03.2015, внесены изменения в Закон Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области", в Закон Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" в части исключения из компетенции органов государственной власти Самарской области полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления.
Во исполнение Закона Самарской области от 29.12.2014 N 134-ГД Постановлением Администрации г.о. Самара от 01.04.2015 N 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Самара переданы Администрации г.о. Самара. В связи с этим отклоняются доводы в апелляционной жалобе о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, поскольку стороной договора не является.
В соответствии со статьей 25 Устава городского округа Самара Самарской области Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД Министерство распоряжением N 01 от 27.02.2015 также прекратило бюджетные полномочия по администрированию следующих кодов классификации доходов бюджета: 705 1 11 05012 04 0100 120 "Доходы, в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах городских округов, средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков" и 705 1 11 05012 04 0100 430 "Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах городских округов".
В соответствии с частью 4 статьи 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации 100 процентов дохода от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков, доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов поступает в местный бюджет.
Таким образом права и обязанности продавца спорного земельного участка перешли к новому уполномоченному органу, в данном случае к Администрации городского округа Самара, поэтому надлежащим ответчиком по данному делу суд считает Администрацию городского округа Самара. В этой связи повторного обращения истца за предоставлением земельного участка в собственность за выкуп к надлежащему уполномоченному органу действующее законодательство не предусматривает.
Как следует из материалов дела, согласно условиям спорного договора в редакции Министерства цена земельного участка составляет 2347430 руб. 95 коп. без НДС, исходя из расчета цены выкупа земельного участка из 12-кратной ставки земельного налога и кадастровой стоимости 13041283,08 руб. по 9 группе разрешенного вида использования земельного участка (СЗУПКСз - 16342,46 руб. /кв. м) согласно кадастровому паспорту земельного участка от 17.06.2010 г. N 63-00-102/256660.
Между тем, в данном случае выкупная цена данного земельного участка должна быть рассчитана в соответствии с положениями законодательства, действующими на дату возникновения обязательства Министерства по заключению договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, то есть на дату подачи заявления с приложением полного пакета документов (05.08.2009).
Выкупная стоимость должна рассчитываться в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области. Исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 005 469,76 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 513,12 руб. /кв. м, что соответствует 11 группе виду разрешенного использования, указанного органом кадастрового учета в кадастровом паспорте от 19.06.2009 N 63-00-102/09-242803, выкупная стоимость составит 360 984,56 руб.
Ответчики надлежащих доказательств расчета цены выкупа земельного участка на момент подачи заявления по 9 группе вида разрешенного использования (офисное здание) по постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в материалы дела не представили, в связи с чем у суда не имеется оснований подвергать сомнению содержание кадастрового паспорта спорного земельного участка с указанием его кадастровой стоимости в размере 2 005 469,76 рублей.
В связи с вышеизложенным, спорное условие договора обоснованно принято в редакции истца.
В исковых требованиях к Министерству имущественных отношений Самарской области и Департаменту управления имуществом городского округа Самара отказано, как заявленные к ненадлежащим ответчикам. В данной части решение не оспаривается.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции основаны на верном применении норм материального права, статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются ошибочными, и не могут служить основанием к отмене либо изменению принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом вышеизложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2015 по делу N А55-9700/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА

Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
С.Ш.РОМАНЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)