Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 09АП-50533/2014 ПО ДЕЛУ N А40-88760/2014

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. N 09АП-50533/2014

Дело N А40-88760/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Якутова Э.В.
Судей Бекетовой И.В.
Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2014 по делу N А40-88760/2014 судьи Каменской О.В. (21-753)
по заявлению ООО "Эльгор+" (ОГРН 1037700069549; 117042, г. Москва, Чечерский пр., д. 120, пом. 1)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконными действий
при участии:
- от заявителя: Макарцов В.И. по дов. от 28.01.2013;
- от ответчика: Голоушкина С.В. по дов. от 11.12.2013,

установил:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2014 удовлетворено заявление ООО "Эльгор+" (далее - Общество) о признании незаконными действий (бездействия) Департамента городского имущества города Москвы (далее - ДГИ Москвы), выразившихся в отказе подготовить и выпустить распоряжение об утверждении схемы расположения компенсационного земельного участка по адресному ориентиру - г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2 на кадастровой карте территории, провести постановку сформированного земельного участка на кадастровый учет и предоставить земельный участок ООО "Эльгор+" на правах аренды взамен ранее изъятого.
Суд также обязал Департамент городского имущества города Москвы в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и выпуска распоряжения об утверждении схемы расположения компенсационного земельного участка по адресному ориентиру - г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2 на кадастровой карте территории, провести постановку сформированного земельного участка по адресному ориентиру - г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2 на кадастровый учет, предоставить земельный участок ООО "Эльгор+" по адресному ориентиру - г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2 на правах аренды для проектирования, строительства и эксплуатации автомоечного поста.
ДГИ Москвы не согласился с решением и обратился с апелляционной жалобой, в которой считает судебный акт незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество считает, что решение суда является законным и обоснованным, а доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе - не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ДГИ доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указал на то, что Обществом не исполнены требования распоряжения префектуры САО о представлении в службу "одного окна" обосновывающих градостроительных материалов, исходно-разрешительной документации и необходимого пакета документов для оформления земельного участка.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Указал на то, что земельный участок был изъят у Общества для государственных нужд на основании распоряжения Правительства Москвы, в силу чего Обществу должен быть предоставлен равноценный земельный участок с возмещением в полном объеме убытков и упущенной выгоды.
Пояснил, что все необходимые документы для предоставления земельного участка в аренду Обществом были представлены.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды от 15.04.1999 N М-09-013925 истцу был предоставлен земельный участок (кадастровый номер 77-09-04013-008) площадью 1 075 кв. м, имеющий адресные ориентиры: г. Москва, Петровско-Разумовская аллея, вл. 10, для эксплуатации моечного поста легковых автомобилей в комплексе с кафе.
В связи с реализацией распоряжения Правительства Москвы от 17.10.2003 N 1858-РП земельный участок и расположенный на нем объект капитального строительства - автомоечный пост были изъяты у ООО "Эльгор+".
В соответствии с п. 10.2 указанного распоряжения Правительство Москвы взяло на себя обязательство в срок до 01.01.2004 осуществить подбор компенсационного земельного участка взамен изымаемого у ООО "Эльгор+" для последующего оформления прав землепользования в установленном порядке.
Решением от 17.06.2008 Окружная комиссия по вопросам землепользования и градостроительства в САО г. Москвы согласилась с предоставлением компенсационного земельного участка ООО "Эльгор+" по адресу: 1-Магистральный тупик, вл. 2, при условии разработки разрешительной документации в установленном порядке.
В соответствии с распоряжением Префектуры САО города Москвы от 26.03.2010 N 1733 ООО "Эльгор+" было предложено разработать обосновывающие градостроительные материалы для последующего оформления в Москомархитектуре исходно-разрешительной документации для размещения на земельном участке автомоечного поста с кафе.
ТУ ДЗР г. Москвы было поручено обеспечить подготовку и выпуск распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2 на кадастровой карте территории.
Управой Хорошевского района и Префектурой САО г. Москвы был согласован проект автомоечного поста, получивший положительное заключение Москомархитектуры и Регламентной комиссии Архитектурного совета при Главном архитекторе города Москвы.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-73592/10-79-408 ООО "Иван Купала Ренессанс прожект" было отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий префектуры САО города Москвы по предоставлению ООО "Эльгор+" земельного участка по адресу: г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2.
25.03.2014 ООО "Эльгор+" обратилось в ДГИ Москвы с заявлением об оформлении ООО "Эльгор+" прав землепользования компенсационным земельным участком, в котором просил ДГИ Москвы подготовить и выпустить распоряжение об утверждении схемы расположения компенсационного земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2 на кадастровой карте территории, провести постановку сформированного земельного участка на кадастровый учет и предоставить указанный выше участок ООО "Эльгор+" на правах аренды взамен ранее изъятого для проектирования, строительства и эксплуатации автомоечного поста.
В установленный срок решение по обращению Общества ДГИ Москвы принято не было.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое бездействие ДГИ не соответствует распоряжению Правительства Москвы от 17.10.2003 N 1858-РП, распоряжению Префектуры САО города Москвы от 26.03.2010 N 1733 и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
При этом, суд правомерно указал на то, что согласно с ч. 2 ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 63 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе, путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков; возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках; возмещения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе, путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Порядок изъятия земельных участков для государственных нужд города Москвы предусмотрен Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 N 257-ПП.
В соответствии с данным постановлением Правительства Москвы при изъятии земельных участков и находящихся на них объектов нежилого фонда для государственных нужд г. Москвы имущественные интересы их владельцев обеспечиваются предварительной выплатой равноценного возмещения.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что обращение ООО "Эльгор+" было получено ДГИ Москвы 28.03.2014.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно п. 1 ст. 12 указанного федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В установленный срок решение по обращению Общества ДГИ Москвы принято не было.
Доводы о том, что Общество обязано было обратиться в ДГИ Москвы с заявлением о предоставлении земельного участка в режиме "одного окна" не могут быть признаны обоснованными.
Из системного толкования норм ЗК РФ, Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" следует, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется после предоставления равноценных земельных участков.
Таким образом, Обществу должен быть предоставлен уже сформированный и поставленный на кадастровый учет равноценный земельный участок.
В связи с этим, суд правомерно посчитал, что бездействие Департамента городского имущества города Москвы, выразившееся в игнорировании законных требований истца подготовить и выпустить распоряжение об утверждении схемы расположения компенсационного земельного участка по адресному ориентиру: г. Москва, 1-й Магистральный тупик, вл. 2 на кадастровой карте территории, провести постановку сформированного земельного участка на кадастровый учет и предоставить земельный участок ООО "Эльгор+" на правах аренды взамен ранее изъятого не соответствует распоряжению Правительства Москвы от 17.10.2003 N 1858-РП "О строительстве универсального торгового комплекса по адресу: Театральная аллея, вл. 2" и распоряжению Префектуры Северного административного округа города Москвы от 26.03.2010 N 1733 "О подборе ООО "Эльгор+" компенсационного земельного участка" и нарушает права и законные интересы ООО "Эльгор+" в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Принимая во внимание изложенное и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.09.2014 по делу N А40-88760/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.

Председательствующий судья
Э.В.ЯКУТОВ

Судьи
И.В.БЕКЕТОВА
В.А.СВИРИДОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)