Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: М.М. Саранцевой, Я.В. Кондратьевой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Димъяр"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014
по делу N А51-33537/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Л.П. Нестеренко, в суде апелляционной инстанции - судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Димъяр"
к Администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "Димъяр" (ОГРН 1092539004359, ИНН 2539100746, место нахождения: 690912, Приморский край, г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Фучика, 7; далее - Общество, ООО "Димъяр") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, место нахождения: 690091, г. Владивосток, проспект Океанский, 20; далее - Управление, УГА г. Владивостока) Администрации г. Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690950, г. Владивосток, проспект Океанский, 20; далее - Администрация, Муниципальный орган), оформленного письмом от 01.10.2013 N 24176/20у, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 180 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Суворовская, 18, на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством: размещение объекта розничной торговли; об обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 180 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Суворовская, 18, на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством: размещение объекта розничной торговли в 30-дневный срок.
Решением суда от 27.12.2013 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления ООО "Димъяр" отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы апелляционного суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. По мнению заявителя жалобы, судебной инстанцией дано неверное толкование нормам земельного и градостроительного законодательства, регулирующего рассматриваемые отношения. Кроме того, ООО "Димъяр" обращает внимание суда кассационной инстанции на то обстоятельство, что материалами дела подтверждается факт создания оспариваемым отказом Управления и Администрации препятствий в осуществлении им предпринимательской деятельности, которое выразилось, в частности, в неправомерном ограничении права Общества на оформление в пользование испрашиваемого земельного участка в целях организации объекта розничной торговли.
Управление и Администрация отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
С учетом требований статьи 124 АПК РФ судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство Общества об изменении наименования юридического лица с общества с ограниченной ответственностью "Димъяр" на общество с ограниченной ответственностью "Торг Ресурс" (далее - ООО "Торг Ресурс"), подтвержденное соответствующими документами (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.03.2014 и от 26.06.2014, решения участника Общества от 18.03.2014 и от 18.06.2014).
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.06.2013 в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) обратилось ООО "Димъяр" с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток (пгт. Трудовое) в районе ул. Суворовской, 18 для целей, не связанных со строительством, для размещения объекта розничной торговли - магазина. К данному заявлению были приложены кадастровый план территории, схема с отмеченными границами земельного участка, а также регистрационные документы Общества.
Кроме того, 07.08.2013 Обществом дополнительно представлены в Департамент схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленная ООО "Топограф" в 4 экз., электронный носитель со схемой земельного участка, оригинал топографической съемки.
Письмом от 20.08.2013 N 20/03/02-13/20429 Департамент обратился к Администрации для решения вопроса о возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте ООО "Димъяр".
Рассмотрев вопрос утверждения схемы земельного участка с учетом дополнительных документов, представленных Обществом, УГА г. Владивостока Письмом от 01.10.2013 N 24176/20у отказало ООО "Димъяр" в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на его нахождение в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Посчитав, что изложенный в письме УГА г. Владивостока от 01.10.2013 N 24176/20у отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Димъяр" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать Управление утвердить и выдать схему земельного участка.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции руководствовался тем, что нахождение земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций не является основанием для отказа в утверждении и выдаче схемы, а вопрос о возможности предоставления спорного земельного участка должен разрешаться после утверждения схемы Уполномоченным органом - Департаментом.
Отменяя решение арбитражного суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции признал оспариваемый отказ Управления соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы Общества, исходя из того, что у Управления отсутствовали основания для утверждения схемы расположения спорного земельного участка, так как он налагался на территории, обозначенные на генеральном плане красными линиями, что привело бы к нарушению баланса частных и публичных интересов и, как следствие, нарушению действующего законодательства.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 АПК РФ, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит правовых оснований к его отмене, исходя из следующего.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
Частью 2 статьи 34 ЗК РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 данной статьи).
Частью 4 статьи 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Аналогичные правила установлены статьей 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Исходя из системного толкования указанных выше правовых норм, утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, однако данная обязанность не является безусловной в связи со следующим.
Функции органов местного самоуправления по утверждению схем расположения земельных участков не сводятся только к технической работе, так как при утверждении схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления должен обеспечить соблюдение норм действующего законодательства РФ, в том числе градостроительных норм и правил, условий зонирования территории, а также обеспечить отсутствие наложения границ земельных участков на участки смежных землепользователей, не нарушая при этом прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Осуществляя функции органа территориального планирования, УГА г. Владивостока обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории.
В соответствии с пунктом 2.8 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596, основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: - в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; - несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
В силу положений статьи 85 ЗК РФ использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила), испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Градостроительные регламенты, установленные Правилами, относят размещение объектов розничной торговли к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-3 (статья 25 Правил).
Вместе с тем, согласно примечанию к соответствующему положению данной статьи объекты розничной торговли могут размещаться только на земельных участках, примыкающих:
- - к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования;
- - к границам зоны объектов автомобильного транспорта;
- - к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования;
- - к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
При этом действие градостроительного регламента, как нормативного правового акта, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 38 Кодекса конкретизирует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 этой статьи размеры и параметры, их сочетания.
Суд апелляционной инстанции, обращая внимание на указание в статье 25 Правил на то, что объекты розничной торговли в зоне Ж-3 могут размещаться только на земельных участках, отвечающих определенным требованиям к их расположению относительно красных линий, что означает установление в градостроительном регламенте специальных показателей, обязательных для использования при формировании земельных участков, обоснованно пришел к выводу, что спорный земельный участок указанным показателям не отвечает.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 названной статьи к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Поскольку Правила не содержат иного понятия красных линий и территорий общего пользования, отличного от понятий, используемых градостроительным законодательством, то апелляционная инстанция правильно указала, что существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями.
При этом, в ходе анализа фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока проекта схемы расположения земельного участка судом апелляционной инстанции установлено, что испрашиваемый земельный участок с одной стороны действительно примыкает к территориальной зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3), чем выполняется одно из условий предоставления земельного участка для размещения объекта розничной торговли в соответствии с требованиями Правил.
В то же время, графическими материалами, представленными в материалы дела, подтверждается и Обществом по существу не оспорено, что с другой стороны испрашиваемый ООО "Димъяр" земельный участок в нарушение требований Правил о примыкании к красным линиям, не примыкает к таковым, а полностью налагается на территории, обозначенные на генеральном плане красными линиями.
Поэтому суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что размещение объектов розничной торговли должно отвечать всем условиям размещения таких объектов, а именно: земельный участок должен примыкать к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования, к границам зоны объектов автомобильного транспорта, к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации - но не более 15 метров от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования. А поскольку, в силу прямого указания закона (статья 36 ГрК РФ), требования градостроительного регламента не распространяются на территории общего пользования, а орган местного самоуправления обязан предоставлять земельные участки с учетом зонирования территории, то в рассматриваемом случае у Управления не имелось оснований для утверждения схемы расположения спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно признал невозможным использование испрашиваемого земельного участка для установки объекта розничной торговли и, как следствие, сделал вывод о правомерности отказа в утверждении схемы спорного земельного участка.
Судом апелляционной инстанции рассмотрена и признана ошибочной ссылка Управления на Постановление Правительства от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", касающаяся частичного вхождения водопровода и системы канализации в границы испрашиваемого земельного участка. Суд, с учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права в отношении охранных зон признал, что данное обстоятельство не повлияло на результаты существа спора.
Таким образом, доводы Общества о том, что при вынесении оспариваемого решения Администрация вышла за пределы предоставленных ей полномочий не нашли своего подтверждения, в силу чего признаются несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебного акта судом апелляционной инстанции не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу N А51-33537/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.А.ЛОГВИНЕНКО
Судьи
М.М.САРАНЦЕВА
Я.В.КОНДРАТЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 18.08.2014 N Ф03-3229/2014 ПО ДЕЛУ N А51-33537/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. N Ф03-3229/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.А. Логвиненко
Судей: М.М. Саранцевой, Я.В. Кондратьевой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Димъяр"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014
по делу N А51-33537/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Л.П. Нестеренко, в суде апелляционной инстанции - судьи: С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, Е.Н. Номоконова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Димъяр"
к Администрации города Владивостока, Управлению градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока
об оспаривании решения
Общество с ограниченной ответственностью "Димъяр" (ОГРН 1092539004359, ИНН 2539100746, место нахождения: 690912, Приморский край, г. Владивосток, п. Трудовое, ул. Фучика, 7; далее - Общество, ООО "Димъяр") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления градостроительства и архитектуры (ОГРН 1092536003812, ИНН 2536216076, место нахождения: 690091, г. Владивосток, проспект Океанский, 20; далее - Управление, УГА г. Владивостока) Администрации г. Владивостока (ОГРН 1022501302955, ИНН 2504001783, место нахождения: 690950, г. Владивосток, проспект Океанский, 20; далее - Администрация, Муниципальный орган), оформленного письмом от 01.10.2013 N 24176/20у, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 180 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Суворовская, 18, на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством: размещение объекта розничной торговли; об обязании Управления утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 180 кв. м, расположенного по адресу г. Владивосток, в районе ул. Суворовская, 18, на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством: размещение объекта розничной торговли в 30-дневный срок.
Решением суда от 27.12.2013 заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления ООО "Димъяр" отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы апелляционного суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. По мнению заявителя жалобы, судебной инстанцией дано неверное толкование нормам земельного и градостроительного законодательства, регулирующего рассматриваемые отношения. Кроме того, ООО "Димъяр" обращает внимание суда кассационной инстанции на то обстоятельство, что материалами дела подтверждается факт создания оспариваемым отказом Управления и Администрации препятствий в осуществлении им предпринимательской деятельности, которое выразилось, в частности, в неправомерном ограничении права Общества на оформление в пользование испрашиваемого земельного участка в целях организации объекта розничной торговли.
Управление и Администрация отзывы на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе с учетом положений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
С учетом требований статьи 124 АПК РФ судом кассационной инстанции удовлетворено ходатайство Общества об изменении наименования юридического лица с общества с ограниченной ответственностью "Димъяр" на общество с ограниченной ответственностью "Торг Ресурс" (далее - ООО "Торг Ресурс"), подтвержденное соответствующими документами (выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.03.2014 и от 26.06.2014, решения участника Общества от 18.03.2014 и от 18.06.2014).
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.06.2013 в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) обратилось ООО "Димъяр" с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 3 года земельного участка ориентировочной площадью 300 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток (пгт. Трудовое) в районе ул. Суворовской, 18 для целей, не связанных со строительством, для размещения объекта розничной торговли - магазина. К данному заявлению были приложены кадастровый план территории, схема с отмеченными границами земельного участка, а также регистрационные документы Общества.
Кроме того, 07.08.2013 Обществом дополнительно представлены в Департамент схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленная ООО "Топограф" в 4 экз., электронный носитель со схемой земельного участка, оригинал топографической съемки.
Письмом от 20.08.2013 N 20/03/02-13/20429 Департамент обратился к Администрации для решения вопроса о возможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте ООО "Димъяр".
Рассмотрев вопрос утверждения схемы земельного участка с учетом дополнительных документов, представленных Обществом, УГА г. Владивостока Письмом от 01.10.2013 N 24176/20у отказало ООО "Димъяр" в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка со ссылкой на его нахождение в охранной зоне инженерных коммуникаций.
Посчитав, что изложенный в письме УГА г. Владивостока от 01.10.2013 N 24176/20у отказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Димъяр" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просило обязать Управление утвердить и выдать схему земельного участка.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции руководствовался тем, что нахождение земельного участка в охранной зоне инженерных коммуникаций не является основанием для отказа в утверждении и выдаче схемы, а вопрос о возможности предоставления спорного земельного участка должен разрешаться после утверждения схемы Уполномоченным органом - Департаментом.
Отменяя решение арбитражного суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции признал оспариваемый отказ Управления соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы Общества, исходя из того, что у Управления отсутствовали основания для утверждения схемы расположения спорного земельного участка, так как он налагался на территории, обозначенные на генеральном плане красными линиями, что привело бы к нарушению баланса частных и публичных интересов и, как следствие, нарушению действующего законодательства.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 АПК РФ, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит правовых оснований к его отмене, исходя из следующего.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 ЗК РФ.
Частью 2 статьи 34 ЗК РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 данной статьи).
Частью 4 статьи 34 ЗК РФ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного органа, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Аналогичные правила установлены статьей 11 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Исходя из системного толкования указанных выше правовых норм, утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления, однако данная обязанность не является безусловной в связи со следующим.
Функции органов местного самоуправления по утверждению схем расположения земельных участков не сводятся только к технической работе, так как при утверждении схемы расположения земельного участка орган местного самоуправления должен обеспечить соблюдение норм действующего законодательства РФ, в том числе градостроительных норм и правил, условий зонирования территории, а также обеспечить отсутствие наложения границ земельных участков на участки смежных землепользователей, не нарушая при этом прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Осуществляя функции органа территориального планирования, УГА г. Владивостока обязано учитывать не только интересы лица, обратившегося за предоставлением земельного участка, но также обеспечить баланс частных и общественных (публичных) интересов, предусмотрев возможность реализации перспектив использования и развития территории.
В соответствии с пунктом 2.8 Регламента предоставления администрацией города Владивостока услуги "Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596, основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: - в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; - несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием.
В силу положений статьи 85 ЗК РФ использование земель населенных пунктов осуществляется с учетом территориального зонирования и градостроительных регламентов, утвержденных для каждой территориальной зоны.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 (далее - Правила), испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Градостроительные регламенты, установленные Правилами, относят размещение объектов розничной торговли к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-3 (статья 25 Правил).
Вместе с тем, согласно примечанию к соответствующему положению данной статьи объекты розничной торговли могут размещаться только на земельных участках, примыкающих:
- - к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования;
- - к границам зоны объектов автомобильного транспорта;
- - к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования;
- - к техническим зонам охраны инженерных сетей или к установленным для них сервитутам, идущим параллельно красным линиям улиц и дорог всех типов и границ объектов автомобильного транспорта, но не более 15 м от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования.
При этом действие градостроительного регламента, как нормативного правового акта, распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 38 Кодекса конкретизирует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 этой статьи размеры и параметры, их сочетания.
Суд апелляционной инстанции, обращая внимание на указание в статье 25 Правил на то, что объекты розничной торговли в зоне Ж-3 могут размещаться только на земельных участках, отвечающих определенным требованиям к их расположению относительно красных линий, что означает установление в градостроительном регламенте специальных показателей, обязательных для использования при формировании земельных участков, обоснованно пришел к выводу, что спорный земельный участок указанным показателям не отвечает.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пункт 12 названной статьи к территориям общего пользования относит территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Поскольку Правила не содержат иного понятия красных линий и территорий общего пользования, отличного от понятий, используемых градостроительным законодательством, то апелляционная инстанция правильно указала, что существующие границы территорий общего пользования (в том числе улиц, проездов) также являются красными линиями.
При этом, в ходе анализа фрагмента карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока проекта схемы расположения земельного участка судом апелляционной инстанции установлено, что испрашиваемый земельный участок с одной стороны действительно примыкает к территориальной зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3), чем выполняется одно из условий предоставления земельного участка для размещения объекта розничной торговли в соответствии с требованиями Правил.
В то же время, графическими материалами, представленными в материалы дела, подтверждается и Обществом по существу не оспорено, что с другой стороны испрашиваемый ООО "Димъяр" земельный участок в нарушение требований Правил о примыкании к красным линиям, не примыкает к таковым, а полностью налагается на территории, обозначенные на генеральном плане красными линиями.
Поэтому суд апелляционной инстанции правомерно отметил, что размещение объектов розничной торговли должно отвечать всем условиям размещения таких объектов, а именно: земельный участок должен примыкать к красным линиям улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования, к границам зоны объектов автомобильного транспорта, к земельным участкам, отведенным для строительства дорог или их эксплуатации - но не более 15 метров от красных линий улиц и дорог всех типов, являющихся территориями общего пользования. А поскольку, в силу прямого указания закона (статья 36 ГрК РФ), требования градостроительного регламента не распространяются на территории общего пользования, а орган местного самоуправления обязан предоставлять земельные участки с учетом зонирования территории, то в рассматриваемом случае у Управления не имелось оснований для утверждения схемы расположения спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах апелляционный суд обоснованно признал невозможным использование испрашиваемого земельного участка для установки объекта розничной торговли и, как следствие, сделал вывод о правомерности отказа в утверждении схемы спорного земельного участка.
Судом апелляционной инстанции рассмотрена и признана ошибочной ссылка Управления на Постановление Правительства от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", касающаяся частичного вхождения водопровода и системы канализации в границы испрашиваемого земельного участка. Суд, с учетом установленных обстоятельств и приведенных норм права в отношении охранных зон признал, что данное обстоятельство не повлияло на результаты существа спора.
Таким образом, доводы Общества о том, что при вынесении оспариваемого решения Администрация вышла за пределы предоставленных ей полномочий не нашли своего подтверждения, в силу чего признаются несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебного акта судом апелляционной инстанции не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2014 по делу N А51-33537/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
С.А.ЛОГВИНЕНКО
Судьи
М.М.САРАНЦЕВА
Я.В.КОНДРАТЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)