Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 07.04.2015 N Ф09-1502/15 ПО ДЕЛУ N А76-15041/2014

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2015 г. N Ф09-1502/15

Дело N А76-15041/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Беляевой Н.Г.,
судей Рябовой С.Э., Платоновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - общество "Содействие") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2014 по делу N А76-15041/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества "Содействие" - Никифоров Е.В., директор (решение от 28.10.2014 N 4);
- администрации г. Челябинска - Артемов Е.Г. (доверенность от 12.03.2015 N 01-351).

Общество "Содействие" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Челябинска по исключению строки 316 раздела "Тракторозаводский район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска, утвержденной постановлением администрации г. Челябинска от 15.10.2013 N 239-п, отказа в предоставлении в аренду земельного участка для размещения временного нестационарного торгово-остановочного комплекса по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. Героев Танкограда и ул. Салютной, изложенного в письме от 27.05.2014 N 011-671, (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска, Управление по торговле и услугам администрации г. Челябинска.
Решением суда от 24.10.2014 (судья Белякович Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 (судьи Пивоварова Л.В., Карпачева М.И., Румянцев А.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Содействие" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории г. Челябинска, утвержденного постановлением администрации г. Челябинска от 21.10.2010 N 320-п, нарушение ст. 4, 8, 9, 49, 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, исключение объекта из схемы расположения нестационарных объектов возможно лишь при принятии решения Комиссией о необходимости сноса (демонтажа) временных нестационарных объектов. Заявитель считает, что решение об исключении спорного объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов (стр. 316) само по себе не свидетельствует о наличии правовых оснований для отказа в предоставлении обществу "Содействие" в аренду испрашиваемого земельного участка. Кроме того, как полагает общество "Содействие", предоставление земельного участка для размещения торгового объекта не зависит от того, включен ли он в схему расположения нестационарных торговых объектов. Заявитель не согласен с выводом судов о невозможности предоставления спорного участка, полагает, что предполагаемый к размещению объект не находится в охранной зоне высоковольтной ЛЭП.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Содействие" обратилось к главе администрации г. Челябинска с заявлениями от 11.06.2013 N 11/6, от 29.07.2013 N 22 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 40 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, пересечение ул. Салютной и ул. Героев Танкограда, для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объект - торгово-остановочного комплекса.
В письме от 20.06.2013 N 024-5/1275 Управление по торговле и услугам администрации г. Челябинска сообщило обществу "Содействие" о том, что указанное в обращении место размещения временного нестационарного объекта - торгово-остановочного комплекса на пересечении ул. Салютная и ул. Героев Танкограда предусмотрено утвержденной схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска, утвержденной постановлением администрации г. Челябинска от 13.01.2012 N 2-п (стр. 316 разд. "Тракторозаводский район").
Управление по торговле и услугам администрации г. Челябинска 01.08.2013 направило заявление общества "Содействие" в Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска для формирования исходных данных и принятия решения о проведении торгов на право аренды земельного участка для размещения и эксплуатации торгово-остановочного комплекса на пересечении ул. Салютная и ул. Героев Танкограда в Тракторозаводском р-не г. Челябинска.
В письме от 24.09.2013 N 40-10529/6-т Главное управление архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска сообщило администрации г. Челябинска о невозможности формирования исходных данных для проведения торгов на приобретение права аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта торгово-остановочного комплекса на пересечении ул. Салютная и ул. Героев Танкограда в Тракторозаводском р-не г. Челябинска.
В данном письме Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне К 3.1. - зона инженерной и транспортной инфраструктур (магистрали городского и районного назначение), размещение торгово-остановочного комплекса не относится к разрешенным видам использования земельных участков на территории указанной зоны; названный временный нестационарный объект предлагается разместить в охранной зоне высоковольтной ЛЭП; в случае размещения объекта на земельном участке при соблюдении требований по расстоянию от бордюра проезжей части (3 м), объект будет размещен на тротуаре и будет препятствовать движению пешеходов и загораживать вход в универсам "Бессарабский".
Как следует из протокола заседания Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска от 08.05.2014 N 75, названной комиссией принято решение об исключении стр. 316 разд. "Тракторозаводский район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска.
Администрация г. Челябинска в ответ на заявление общества "Содействие" от 11.06.2013 о предоставлении земельного участка для размещения торгово-остановочного комплекса на пересечении ул. Салютная и ул. Героев Танкограда направило последнему письмо от 27.05.2014 N 011-671, в котором сообщила о том, что размещение временных нестационарных объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов, при этом на заседании Комиссии по вопросам размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории г. Челябинска 08.05.2014 принято решение об исключении стр. 316 разд. "Тракторозаводский район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска в связи с отсутствием возможности формирования земельного участка для проведения торгов.
Постановлением администрации г. Челябинска от 06.06.2014 N 71-п внесены изменения в постановление администрации г. Челябинска от 15.10.2013 N 239-п, в том числе исключена стр. 316 разд. "Тракторозаводский район" таблицы "схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска".
Общество "Содействие", полагая, что действия администрации г. Челябинска по исключению стр. 316 разд. "Тракторозаводский район" из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Челябинска и названный отказ в предоставлении земельного участка в аренду не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством установлен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
На основании п. 2 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности") размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 10 данного Закона).
Согласно ч. 6 ст. 10 Закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Таким образом, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов в Челябинской области установлен постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 N 261-П "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности".
Решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10Р утвержден Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска.
Пунктом 38 данного Порядка предусмотрено, что основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта являются: нарушение в случае размещения временного нестационарного объекта требований федерального законодательства, законов Челябинской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц; нецелесообразность размещения объекта в определенной зоне экономической ценности, а также на основных магистралях города, гостевых маршрутах; перспективное строительство (реконструкция) и проведение капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры; невыполнение требований настоящего Порядка.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что испрашиваемое обществом "Содействие" место размещения торгово-остановочного комплекса постановлением администрации г. Челябинска от 06.06.2014 N 71-п исключено из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, что свидетельствует о том, что действующей Схемой не предусмотрено размещения нестационарных торговых объектов на испрашиваемом обществом "Содействие" земельном участке.
Постановление администрации г. Челябинска "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Челябинска" в редакции постановления от 06.06.2014 N 71-п в части исключения из перечня размещаемых на территории г. Челябинска объектов в установленном законом порядке не оспорено, недействующим не признано.
Судами принято во внимание, что согласно заключению Главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Челябинска испрашиваемый земельный участок находится в границах охранной зоны ЛЭП, в случае размещения предполагаемого объекта на земельном участке при соблюдении требований по расстоянию от бордюра проезжей части (3 м), объект будет размещен на тротуаре и будет препятствовать движению пешеходов и загораживать вход в здание универсама.
Доказательств, опровергающих данный вывод, в материалах дела не имеется.
С учетом этих обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ принят с соблюдением установленного Порядка и не нарушает положений ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также прав и законных интересов заявителя, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются в силу вышеизложенного как основанные на неправильном толковании норм материального права с учетом обстоятельств настоящего дела, а также, поскольку по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2014 по делу N А76-15041/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содействие" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.Г.БЕЛЯЕВА

Судьи
С.Э.РЯБОВА
Е.А.ПЛАТОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)