Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.04.2015 ПО ДЕЛУ N А35-8159/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2015 г. по делу N А35-8159/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 апреля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Протасова А.И.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косякиной И.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Конек-Горбунок": Пашков В.Г., представитель по доверенности N 1 от 19.01.2015, паспорт РФ.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конек-Горбунок" на решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2014 по делу N А35-8159/2014 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конек-Горбунок" (ОГРН 1094613000602, ИНН 4634010542) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (ОГРН 1044637042614, ИНН 4632048452) о признании незаконным отказа в государственной регистрации,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Конек-Горбунок" (далее - ООО "Конек-Горбунок", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа Управления в государственной регистрации права собственности от 11.08.2014 N 23/004/2014-235 на объект недвижимого имущества и обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Конек-Горбунок" на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 569,7 кв. м, с кадастровым номером 46:22:050805:20, расположенное по адресу: Курская область, Солнцевский район, Зуевский сельсовет.
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая указанное решение, суд исходил из отсутствия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт.
При этом заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что на земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, эксплуатируемом Обществом, могут размещаться любые производственные, а также иные объекты, в том числе, здания, сооружения, используемые в процессе сельскохозяйственного производства.
В этой связи, по мнению заявителя апелляционной жалобы, на указанном земельном участке могут размещаться и административно-бытовые здания, имеющие вспомогательное значение и предназначенные для организационно-управленческого, бытового и иного обеспечения необходимого режима функционирования сельскохозяйственного производства.
Следовательно, как считает заявитель апелляционной жалобы, строительство (размещение) на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, представленном для ведения сельскохозяйственного производства, хозяйственно-бытового здания (строения), используемого в процессе указанного производства, не противоречит положениям статей 1, 42, 77, 78 ЗК РФ.
Представитель ООО "Конек-Горбунок" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт.
Управление в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Согласно пункту 2.4 Устава Общества основным его видом деятельности является сельскохозяйственное производство, в том, числе растениеводство, животноводство, птицеводство, рыбоводство, племенная работа, а также переработка сельскохозяйственной продукции и т.п.
ООО "Конек-Горбунок" 05.05.2012 заключило с администрацией Солнцевского района Курской области договор купли-продажи N 5, в соответствии с которым заявителем приобретался в собственность земельный участок с кадастровым номером 46:22:050805:16, площадью 70 364 кв. м, из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Курская область. Солнцевский район, Зуевский сельсовет, о чем в ЕГРП 20.06.2012 сделана запись N 46-46-23/004/2012-650 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 46 AM N 024795.
На момент приобретения на данном земельном участке находились объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Конек-Горбунок" на праве собственности, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о государственной регистрации права: от 04.09.2013 серии 46 АР N 020091 на объект недвижимости - здание мастерских общей площадью 576,2 кв. м, серии 46 АР N 020092 на объект недвижимости - здание зерносклада общей площадью 1020 кв. м и от 20.06.2012 серии 46 AM N 024794 на объект недвижимости - центральная контора общей площадью 624,8 кв. м.
Заявителем от Администрации Солнцевского района Курской области 06.12.2012 получено разрешение на строительство N ru 46522000-77 хозяйственно-бытового блока на месте ранее существовавшего, но разрушенного.
После окончания строительства хозяйственно-бытового блока 24.01.2013 заявителем было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N ru 46522000-1, и вновь построенный объект недвижимости был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 46:22:050805:20.
ООО "Конек-Горбунок" 05.05.2014 обратилось в Управление с заявлениями о регистрации права собственности на объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым N 46:22:050805:20 общей площадью 569,7 кв. м, расположенное по адресу: Курская область, Солнцевский район, Зуевский сельсовет.
К заявлению прилагались следующие документы: разрешение на строительство N ru 46522000-77 от 06.12.2012, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24.01.2013 N ru 46522000-1, платежное поручение, справка от 28.04.2014 N 102.
Сообщением от 11.08.2014 N 23/004/2014-235 Управление отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 46:22:050805:20, расположенный по адресу: Курская область. Солнцевский район, Зуевский сельсовет, сославшись на положения абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Указало, что документы, представленные на государственную регистрацию по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а документы, необходимые в соответствии с Законом о государственной регистрации не представлены.
Управление посчитало, что возведя хозяйственно-бытовое здание на принадлежащем Обществу участку, было нарушено его целевое использование.
Посчитав принятое регистрирующим органом решение незаконным, противоречащим действующему законодательству, нарушающим права и его интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон о государственной регистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
- правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Из пунктов 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Рекомендуется проводить правовую экспертизу документов в следующей последовательности:
- проверка имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества;
- проверка юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки;
- проверка действительности иных документов, не являющихся правоустанавливающими, но необходимых для осуществления государственной регистрации, в том числе их соответствие установленным законодательством Российской Федерации требованиям;
- проверка сведений о наличии (или отсутствии) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, документов, свидетельствующих о наложении (снятии) арестов и иных запрещений, препятствующих государственной регистрации;
- принятие решения по результатам правовой экспертизы: о государственной регистрации, о приостановлении государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации, в том числе: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Из материалов дела усматривается, что заявитель представил для регистрации все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, полномочиями на проверку иных обстоятельств, в том числе, связанных с порядком использования земельного участка, обстоятельствами выдачи разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию регистрирующий орган в данном случае не наделен.
В рамки правовой экспертизы, проводимой регистрирующим органом, входит проверка юридической силы только необходимых для регистрации документов и их достаточность для подтверждения наличия прав.
Оценка законности выдачи разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию не входит в компетенцию регистрирующего органа в рамках правовой экспертизы и не является юридически значимым обстоятельством для настоящего спора.
Права на спорный объект недвижимости подлежали регистрации как на вновь созданный объект.
Его правомерное создание заявителем на принадлежащем ему земельном участке подтверждается надлежащими документами.
Статьей 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ следующим образом регламентирована государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества.
Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано, сведения в реестре имелись. Разрешение на ввод в эксплуатацию представлено заявителем.
Из кадастрового паспорта здания (т. 1 л.д. 39), в регистрации права собственности на которое отказано, следует, что оно возведено на земельном участке с кадастровым номером 46:22:050805:16, принадлежащем заявителю.
Таким образом, регистрирующий орган обладал всеми необходимыми для регистрации сведениями и документами.
Установленных Законом оснований для отказа в государственной регистрации прав не усматривается.
При таких обстоятельствах, отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы Предпринимателя в регистрации прав на имущество, права на которые подлежат регистрации в силу закона.
Иных, предусмотренных действующим законодательством препятствий для регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества у регистрирующего органа не имелось.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, а заявленное требование - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2014 по делу N А35-8159/2014 отменить.
Заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области в государственной регистрации права собственности от 11.08.2014 N 23/004/2014-235 на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 569,7 кв. м, с кадастровым номером 46:22:050805:20, расположенное по адресу: Курская область, Солнцевский район, Зуевский сельсовет.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области осуществить государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Конек-Горбунок" на объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 569,7 кв. м, с кадастровым номером 46:22:050805:20, расположенное по адресу: Курская область, Солнцевский район, Зуевский сельсовет.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.

Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА

Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)