Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2013
по делу N А79-6917/2012,
принятое судьей Цветковой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Борзова Юрия Алексеевича (Чувашская Республика, г. Чебоксары) о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары.
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Борзова Юрия Алексеевича - Заутренникова К.С. по доверенности от 13.07.2011 серии 21АА N 0109770 сроком действия три года,
и
индивидуальный предприниматель Борзов Юрий Алексеевич (далее - Предприниматель, Борзов Ю.А.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации г. Чебоксары (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в непредоставлении в аренду земельного участка общей площадью 1888 кв. м, с кадастровым номером 21:01:030310:66, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилое здание, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, Калининский район, ул. Ленинского Комсомола, д. 50/1, для строительства здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального автотранспорта. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации г. Чебоксары, выразившееся в непредоставлении индивидуальному предпринимателю Борзову Ю.А. в аренду земельного участка общей площадью 1888 кв. м, с кадастровым номером 21:01:030310:66, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилое здание, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, Калининский район, ул. Ленинского Комсомола, д. 50/1, под размещение здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального автотранспорта. Одновременно суд обязал орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав заявителя, а также взыскал с администрации г. Чебоксары в пользу Борзова Ю.А. судебные расходы в размере 200 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению органа местного самоуправления, в связи с тем, что арендатор Борзов Ю.А. на основании условий договора от 01.08.2006 N 257/2957-К аренды земельного участка продолжает использовать арендуемое имущество, у администрации г. Чебоксары (арендодатель) отсутствовали правовые основания для повторного предоставления данного земельного участка в аренду.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал позицию своего доверителя, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения.
Администрация г. Чебоксары, Кадастровая палата, участвующая в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.08.2011 по делу N А79-4608/2011 и от 10.12.2012 по делу N А79-10213/2012, принятыми по заявлениям Борзова Ю.А., установлены следующие обстоятельства.
06.06.2005 администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 1977-р "О предварительном согласовании места размещения автостоянки и здания автосервиса по ул. Ленинского Комсомола", которым утвердила акт выбора земельного участка под проектирование и размещение автостоянки и проект границ земельного участка. Одновременно орган местного самоуправления поручил Борзову Ю.А. выполнение проектной документации и согласование ее в установленном порядке.
На основании распоряжения от 19.10.2005 N 3790-р администрация г. Чебоксары предоставила Борзову Ю.А. в аренду сроком до 27.09.2010 земельный участок из земель поселений площадью 1888 кв. м, для размещения и эксплуатации автостоянки и здания автосервиса, находящийся по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
Распоряжением от 05.05.2006 N 1375 орган местного самоуправления внес в распоряжение от 19.10.2005 N 3790-р изменение, заменив слова "здания автосервиса" на "строительства здания автосервиса".
01.08.2006 администрация г. Чебоксары (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Борзов Ю.А. (арендатор) заключили договор N 257/2957-К аренды земельного участка, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям поселений общей площадью 1888 кв. м, кадастровый номер 21:01:030310:0066, расположенный в г. Чебоксары по ул. Ленинского Комсомола, для размещения и эксплуатации автостоянки и строительства здания автосервиса.
Срок действия договора установлен до 27.09.2010.
28.08.2006 договор аренды 01.08.2006 N 257/2957-К зарегистрирован в установленном законом порядке.
Письмом от 24.10.2006 Предприниматель уведомил орган местного самоуправления о том, что в процессе оформления разрешения на строительство выяснилось, что на предоставленном земельном участке имеется проложенная в 2001 году ТЭЦ-1 подземная теплотрасса, которая отсутствует на топографическом плане города.
Муниципальное учреждение "Земельное управление" письмом от 23.11.2006 сообщило Борзову Ю.А. о возможном перерасчете арендной платы при принятии соответствующего решения администрацией г. Чебоксары.
Письмом от 13.12.2006 N Б-6907/Б-2199 администрация г. Чебоксары предложила Предпринимателю использовать земельный участок при условии смещения его в сторону севера. Одновременно орган местного самоуправления уведомил о поручении муниципальному учреждению "Земельное управление" пересмотреть расчет арендной платы в связи с невозможностью Предпринимателем использовать обозначенный земельный участок по независящим от него причинам.
Чебоксарская ТЭЦ-1 известила Борзова Ю.А. о своем отрицательном отношении к согласованию размещения на обозначенном земельном участке автостоянки с автосервисом, в связи с чем Предприниматель 13.09.2007 обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением о выполнении корректировки границ земельного участка.
27.10.2009 орган местного самоуправления подтвердил отсутствие возможности использовать сформированный земельный участок, что зафиксировано в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 13.03.2008 N 18-К, составленном муниципальными земельными инспекторами г. Чебоксары.
Письмом от 23.12.2009 N 2953 КУМИ г. Чебоксары предложил Борзову Ю.А. обратиться в администрацию г. Чебоксары с заявлением о прекращении действия договора аренды от 01.08.2006 N 257/2957-К в связи с невозможностью использования земельного участка.
В соответствии с протоколом проведения публичных слушаний и заключением о его результатах от 03.12.2010 Чебоксарское городское Собрание депутатов своим решением от 22.02.2011 N 107 внесло изменение в статью 24 "Карта зонирования территории города Чебоксары" Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, а также изменило градостроительный регламент части территориальной зоны озеленения специального участка, расположенного по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
17.05.2011 на основании заявления Борзова Ю.А. от 03.08.2009 N ПР-01/262 о предоставлении обозначенного земельного участка под размещение здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального транспорта орган местного самоуправления опубликовал в средствах массовой информации - газете "Чебоксарские новости" информацию о предполагаемом предоставлении земельного участка по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары для строительства.
После опубликования указанного объявления каких-либо обращений по вопросу предоставления указанного земельного участка в адрес администрации г. Чебоксары не поступало.
16.09.2011 на основании рассмотренной главным архитектором г. Чебоксары проектной документации и заявления Борзова Ю.А. администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 2456-р "О внесении изменений в распоряжение администрации г. Чебоксары от 06.06.2005 N 1977-р", в котором указала, что акт от 05.04.2005 N 242 выбора земельного участка под размещение автостоянки и здания автосервиса по ул. Ленинского Комсомола, следует считать действительным.
Распоряжением от 16.09.2011 N 2456-р администрация г. Чебоксары утвердила новую схему расположения земельного участка на кадастровом плане от 26.07.2011 с учетом охранной зоны магистральной теплосети.
По заказу Предпринимателя ООО "НПП "Инженер" изготовило новый межевой план от 10.01.2012 N 21-0-1021/3001/212-12 земельного участка площадью 1888 кв. м, который представили в органы кадастрового учета.
В целях уточнения местоположения границ обозначенного земельного участка были произведены кадастровые работы, в ходе которых выявлена кадастровая ошибка, которая в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" исправлена органом кадастрового учета на основании заявления представителя администрации г. Чебоксары.
Борзов Ю.А., полагая, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 21:01:030310:66, противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Чебоксары, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно части 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Положения части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место размещения объекта, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно частям 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
В силу части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Часть 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В период рассмотрения настоящего дела администрация г. Чебоксары издала распоряжение от 23.07.2012 N 2403-р "Об отмене распоряжений главы администрации г. Чебоксары от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.12.2012 по делу N А79-10213/2012 распоряжение администрации г. Чебоксары от 23.07.2012 N 2403-р признано недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В процессе рассмотрения дела N А79-10213/2012 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии установил, что после выявления отсутствия возможности использовать земельный участок для строительства орган местного самоуправления осуществил не повторный выбор земельного участка площадью 1888 кв. м, а корректировку границ земельного участка, в том числе посредством издания распоряжений от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р, которыми утвердил новую схему земельного участка и распорядился о дальнейшем изготовлении нового межевого плана земельного участка.
На основании заявления Борзова Ю.А. от 03.08.2009 N ПР-01/262 о предоставлении обозначенного земельного участка под размещение здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального транспорта 17.05.2011 администрация г. Чебоксары опубликовала в газете "Чебоксарские новости" информацию о предполагаемом предоставлении земельного участка по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
После опубликования указанной информации каких-либо заявлений или возражений в части предоставления земельного участка в адрес органа местного самоуправления не поступало.
Таким образом, издав распоряжение от 16.09.2011 N 2456-р и обратившись в Кадастровую палату с заявлением об утверждении нового межевого плана земельного участка, администрация г. Чебоксары подтвердила свои обязательства перед Предпринимателем по предоставлению земельного участка для строительства.
При этом орган местного самоуправления не доказал, что после информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства поступили заявки от иных хозяйствующих субъектов, заинтересованных в приобретении прав в отношении спорного земельного участка.
При установленных обстоятельствах суд приходит к заключению о том, что процедура выбора земельного участка в данном случае была соблюдена. Доказательств обратного орган местного самоуправления не представил.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Предприниматель обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, приложив все необходимые документы.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего бездействия.
Следовательно, у администрации г. Чебоксары отсутствовали правовые основания для непринятие решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства.
Наличие обстоятельств, препятствующих принятию такого решения, администрация г. Чебоксары документально не подтвердила, следовательно со стороны органа местного самоуправления имело место незаконное бездействие.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что оспариваемое бездействие не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление ИП Борзова Ю.А.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Предпринимателя.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба администрации г. Чебоксары признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2013 по делу N А79-6917/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2013 по делу N А79-6917/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2013 ПО ДЕЛУ N А79-6917/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2013 г. по делу N А79-6917/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 12.12.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2013
по делу N А79-6917/2012,
принятое судьей Цветковой С.А.
по заявлению индивидуального предпринимателя Борзова Юрия Алексеевича (Чувашская Республика, г. Чебоксары) о признании незаконным бездействия администрации города Чебоксары.
при участии в судебном заседании представителей:
индивидуального предпринимателя Борзова Юрия Алексеевича - Заутренникова К.С. по доверенности от 13.07.2011 серии 21АА N 0109770 сроком действия три года,
и
установил:
индивидуальный предприниматель Борзов Юрий Алексеевич (далее - Предприниматель, Борзов Ю.А.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации г. Чебоксары (далее - орган местного самоуправления), выразившегося в непредоставлении в аренду земельного участка общей площадью 1888 кв. м, с кадастровым номером 21:01:030310:66, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилое здание, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, Калининский район, ул. Ленинского Комсомола, д. 50/1, для строительства здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального автотранспорта. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2013 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации г. Чебоксары, выразившееся в непредоставлении индивидуальному предпринимателю Борзову Ю.А. в аренду земельного участка общей площадью 1888 кв. м, с кадастровым номером 21:01:030310:66, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилое здание, участок находится примерно в 150 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, Калининский район, ул. Ленинского Комсомола, д. 50/1, под размещение здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального автотранспорта. Одновременно суд обязал орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение прав заявителя, а также взыскал с администрации г. Чебоксары в пользу Борзова Ю.А. судебные расходы в размере 200 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация г. Чебоксары обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельства, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению органа местного самоуправления, в связи с тем, что арендатор Борзов Ю.А. на основании условий договора от 01.08.2006 N 257/2957-К аренды земельного участка продолжает использовать арендуемое имущество, у администрации г. Чебоксары (арендодатель) отсутствовали правовые основания для повторного предоставления данного земельного участка в аренду.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал позицию своего доверителя, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить его без изменения.
Администрация г. Чебоксары, Кадастровая палата, участвующая в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о дате, времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.08.2011 по делу N А79-4608/2011 и от 10.12.2012 по делу N А79-10213/2012, принятыми по заявлениям Борзова Ю.А., установлены следующие обстоятельства.
06.06.2005 администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 1977-р "О предварительном согласовании места размещения автостоянки и здания автосервиса по ул. Ленинского Комсомола", которым утвердила акт выбора земельного участка под проектирование и размещение автостоянки и проект границ земельного участка. Одновременно орган местного самоуправления поручил Борзову Ю.А. выполнение проектной документации и согласование ее в установленном порядке.
На основании распоряжения от 19.10.2005 N 3790-р администрация г. Чебоксары предоставила Борзову Ю.А. в аренду сроком до 27.09.2010 земельный участок из земель поселений площадью 1888 кв. м, для размещения и эксплуатации автостоянки и здания автосервиса, находящийся по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
Распоряжением от 05.05.2006 N 1375 орган местного самоуправления внес в распоряжение от 19.10.2005 N 3790-р изменение, заменив слова "здания автосервиса" на "строительства здания автосервиса".
01.08.2006 администрация г. Чебоксары (арендодатель) и индивидуальный предприниматель Борзов Ю.А. (арендатор) заключили договор N 257/2957-К аренды земельного участка, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям поселений общей площадью 1888 кв. м, кадастровый номер 21:01:030310:0066, расположенный в г. Чебоксары по ул. Ленинского Комсомола, для размещения и эксплуатации автостоянки и строительства здания автосервиса.
Срок действия договора установлен до 27.09.2010.
28.08.2006 договор аренды 01.08.2006 N 257/2957-К зарегистрирован в установленном законом порядке.
Письмом от 24.10.2006 Предприниматель уведомил орган местного самоуправления о том, что в процессе оформления разрешения на строительство выяснилось, что на предоставленном земельном участке имеется проложенная в 2001 году ТЭЦ-1 подземная теплотрасса, которая отсутствует на топографическом плане города.
Муниципальное учреждение "Земельное управление" письмом от 23.11.2006 сообщило Борзову Ю.А. о возможном перерасчете арендной платы при принятии соответствующего решения администрацией г. Чебоксары.
Письмом от 13.12.2006 N Б-6907/Б-2199 администрация г. Чебоксары предложила Предпринимателю использовать земельный участок при условии смещения его в сторону севера. Одновременно орган местного самоуправления уведомил о поручении муниципальному учреждению "Земельное управление" пересмотреть расчет арендной платы в связи с невозможностью Предпринимателем использовать обозначенный земельный участок по независящим от него причинам.
Чебоксарская ТЭЦ-1 известила Борзова Ю.А. о своем отрицательном отношении к согласованию размещения на обозначенном земельном участке автостоянки с автосервисом, в связи с чем Предприниматель 13.09.2007 обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением о выполнении корректировки границ земельного участка.
27.10.2009 орган местного самоуправления подтвердил отсутствие возможности использовать сформированный земельный участок, что зафиксировано в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 13.03.2008 N 18-К, составленном муниципальными земельными инспекторами г. Чебоксары.
Письмом от 23.12.2009 N 2953 КУМИ г. Чебоксары предложил Борзову Ю.А. обратиться в администрацию г. Чебоксары с заявлением о прекращении действия договора аренды от 01.08.2006 N 257/2957-К в связи с невозможностью использования земельного участка.
В соответствии с протоколом проведения публичных слушаний и заключением о его результатах от 03.12.2010 Чебоксарское городское Собрание депутатов своим решением от 22.02.2011 N 107 внесло изменение в статью 24 "Карта зонирования территории города Чебоксары" Правил землепользования и застройки в городе Чебоксары, а также изменило градостроительный регламент части территориальной зоны озеленения специального участка, расположенного по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
17.05.2011 на основании заявления Борзова Ю.А. от 03.08.2009 N ПР-01/262 о предоставлении обозначенного земельного участка под размещение здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального транспорта орган местного самоуправления опубликовал в средствах массовой информации - газете "Чебоксарские новости" информацию о предполагаемом предоставлении земельного участка по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары для строительства.
После опубликования указанного объявления каких-либо обращений по вопросу предоставления указанного земельного участка в адрес администрации г. Чебоксары не поступало.
16.09.2011 на основании рассмотренной главным архитектором г. Чебоксары проектной документации и заявления Борзова Ю.А. администрация г. Чебоксары издала распоряжение N 2456-р "О внесении изменений в распоряжение администрации г. Чебоксары от 06.06.2005 N 1977-р", в котором указала, что акт от 05.04.2005 N 242 выбора земельного участка под размещение автостоянки и здания автосервиса по ул. Ленинского Комсомола, следует считать действительным.
Распоряжением от 16.09.2011 N 2456-р администрация г. Чебоксары утвердила новую схему расположения земельного участка на кадастровом плане от 26.07.2011 с учетом охранной зоны магистральной теплосети.
По заказу Предпринимателя ООО "НПП "Инженер" изготовило новый межевой план от 10.01.2012 N 21-0-1021/3001/212-12 земельного участка площадью 1888 кв. м, который представили в органы кадастрового учета.
В целях уточнения местоположения границ обозначенного земельного участка были произведены кадастровые работы, в ходе которых выявлена кадастровая ошибка, которая в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" исправлена органом кадастрового учета на основании заявления представителя администрации г. Чебоксары.
Борзов Ю.А., полагая, что бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 21:01:030310:66, противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании положений статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации администрация г. Чебоксары, как орган местного самоуправления, является уполномоченным лицом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно части 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Положения части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место размещения объекта, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу части 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно частям 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
В силу части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Часть 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);
2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
В период рассмотрения настоящего дела администрация г. Чебоксары издала распоряжение от 23.07.2012 N 2403-р "Об отмене распоряжений главы администрации г. Чебоксары от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.12.2012 по делу N А79-10213/2012 распоряжение администрации г. Чебоксары от 23.07.2012 N 2403-р признано недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В процессе рассмотрения дела N А79-10213/2012 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии установил, что после выявления отсутствия возможности использовать земельный участок для строительства орган местного самоуправления осуществил не повторный выбор земельного участка площадью 1888 кв. м, а корректировку границ земельного участка, в том числе посредством издания распоряжений от 16.09.2011 N 2456-р и от 09.02.2006 N 296-р, которыми утвердил новую схему земельного участка и распорядился о дальнейшем изготовлении нового межевого плана земельного участка.
На основании заявления Борзова Ю.А. от 03.08.2009 N ПР-01/262 о предоставлении обозначенного земельного участка под размещение здания автосервиса и временной стоянки для индивидуального транспорта 17.05.2011 администрация г. Чебоксары опубликовала в газете "Чебоксарские новости" информацию о предполагаемом предоставлении земельного участка по ул. Ленинского Комсомола в г. Чебоксары.
После опубликования указанной информации каких-либо заявлений или возражений в части предоставления земельного участка в адрес органа местного самоуправления не поступало.
Таким образом, издав распоряжение от 16.09.2011 N 2456-р и обратившись в Кадастровую палату с заявлением об утверждении нового межевого плана земельного участка, администрация г. Чебоксары подтвердила свои обязательства перед Предпринимателем по предоставлению земельного участка для строительства.
При этом орган местного самоуправления не доказал, что после информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства поступили заявки от иных хозяйствующих субъектов, заинтересованных в приобретении прав в отношении спорного земельного участка.
При установленных обстоятельствах суд приходит к заключению о том, что процедура выбора земельного участка в данном случае была соблюдена. Доказательств обратного орган местного самоуправления не представил.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Предприниматель обратился в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, приложив все необходимые документы.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность своего бездействия.
Следовательно, у администрации г. Чебоксары отсутствовали правовые основания для непринятие решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства.
Наличие обстоятельств, препятствующих принятию такого решения, администрация г. Чебоксары документально не подтвердила, следовательно со стороны органа местного самоуправления имело место незаконное бездействие.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что оспариваемое бездействие не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно удовлетворил заявление ИП Борзова Ю.А.
Руководствуясь частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом предмета спора и конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Предпринимателя.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба администрации г. Чебоксары признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2013 по делу N А79-6917/2012 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд первой инстанции удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации он законно и обоснованно взыскал с государственного органа в пользу заявителя понесенные им судебные расходы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.08.2013 по делу N А79-6917/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
И.А.СМИРНОВА
Е.А.РУБИС
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)