Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2014 ПО ДЕЛУ N А10-1504/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2014 г. по делу N А10-1504/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 мая 2014 года по делу А10-1504/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Гемогеевой Юлии Владимировны к Муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ", Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ о признании незаконным решения N О-823 от 03 июня 2013 года, (суд первой инстанции - Н.П.Кушнарева),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованных лиц:
от Муниципального учреждения "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ":
- Алексеев Г.А., представитель по доверенности от 20.06.2014;
- от Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ:
Алексеев Г.А., представитель по доверенности от 20.06.2014.

установил:

Индивидуальный предприниматель Гемогеева Юлия Владимировна (ОГРН 314032705800190, ИНН 032301156364, г. Улан-Удэ, далее - ИП Гемогеева Ю.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному учреждению "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176, место нахождения: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25, далее - Комитет) о признании незаконным решения от 03.06.2013 N О-823 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, возложении обязанности продолжить процедуру согласования земельного участка согласно земельному законодательству.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, а затем и соответчика привлечен Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству города Улан-Удэ (ИНН 0323339344, ОГРН 1080326002778, место нахождения: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 25), далее - Комитет по архитектуре).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Комитета по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ (ИНН 0323027176, ОГРН 1020300983340) от 03 июня 2013 года N О-823 "Об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта", как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
В обосновании суд первой инстанции указал, что отсутствие технических условий для подключения к сетям теплоснабжения не является основанием для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении акта о выборе и земельного участка и представлении его заинтересованным лицам. Действующее законодательство не требует обеспечения каждого из объектов централизованным теплоснабжением. Кроме этого, иные ресурсоснабжающие организации согласовали возможность присоединения предполагаемого к строительству объекта к электрическим сетям, а также сетям водопровода и канализации. Обжалуемое решение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует реализации права на приобретение в аренду земельного участка для строительства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28.05.2014 г. по делу N А10-1504/2014 отменить и принять по делу новый судебный акт - отказать в удовлетворении заявленных требований ИП Гемогеевой Ю.В. в полном объеме. Полагает, что на момент принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 03.06.2013 г. действовала редакция Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденное решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 г. N 807-82, п. 4.3. которого предусматривал, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением некоторых случаев. В связи с тем, что ИП Гемогеева Ю.В. под указанный перечень не подпадает, Комитет не имел правовых оснований на предоставление земельного участка иначе как путем проведения торгов, таким образом, нарушенное право заявителя в данном случае отсутствует.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.07.2014.
Представитель заинтересованных лиц в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Предприниматель представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующнго в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Индивидуальный предприниматель Гемогеева Юлия Владимировна зарегистрирована за основным государственным регистрационным номером ОГРНИП 314032705800190, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на 24.03.2014 (т. 1 л.д. 17).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 24 января 2013 года Гемогеева Ю.В. обратилась в Комитет с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в Октябрьском районе г. Улан-Удэ, п. Энергетик, вблизи ПГСК-328, ориентировочной площадью 5000 кв. м, сроком на три года для строительства здания склада (т. 1 л.д. 9).
27 февраля 2013 года Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ согласовало предоставление Гемогеевой Ю.В. земельного участка ориентировочной площадью 5000 кв. м в п. Энергетик, вблизи ПГСК-328 для строительства здания склада (т. 1 л.д. 10).
07 марта 2013 года в газете "Муниципальный вестник города Улан-Удэ" N 4 Комитетом опубликована информация о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка для строительства склада площадью 5000 кв. м вблизи ПГСК N 328 в п. Энергетик Октябрьского района (т. 1 оборот л.д. 15).
19 марта 2013 года Комитетом направлены запросы в соответствующие организации о предоставлении предварительной информации о технических условиях подключения к сетям инженерно-технического обеспечения объекта, предполагаемого для строительства склада ориентировочной площадью 5000 кв. м в п. Энергетик, вблизи ПГСК-328 (т. 1 л.д. 11).
Решением Комитета от 03 июня 2013 года N О-823 Гемогеевой Ю.В. отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства склада вблизи ПГСК N 328 в п. Энергетик, в связи с отсутствием технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (т. 1 л.д. 8, далее - решение, отказ).
Не согласившись с решением Комитета от 03 июня 2013 года N О-823, ИП Гемогеева Ю.В. оспорила его в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, комитет обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заинтересованных лиц в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Нарушений норм о подведомственности и сроках обращения в суд судом первой инстанции обнаружено не было, комитетом данные выводы не оспариваются.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным суду необходимо установить совокупное наличие двух условий: несоответствие его закону, а также нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьями 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления уполномочены распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в т.ч. предоставлять их заинтересованным лицам.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ уполномочен выступать стороной по сделкам, связанным с распоряжением земельными участками, от имени муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ".
Таким образом, Комитет вправе распоряжаться спорным земельным участком, поскольку право государственной собственности на него не разграничено.
Частью 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу части 3 названной статьи предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Согласно части 5 данной статьи предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявитель обратился в Комитет с заявлением, в котором просил определить возможность предоставления земельного участка ориентировочной площадью 5000 кв. м сроком на три года для строительства здания склада, предполагаемое место размещения объекта: п. Энергетик, вблизи ПГСК N 328. Таким образом, Гемогеевой Ю.В. подано заявление о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с частью 2 указанной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
В силу с части 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Частью 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Аналогичный порядок предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 20 марта 2008 года N 807-82 (в редакции от 25 октября 2012 года, действовавшей в период возникновения рассматриваемых правоотношений).
Как правильно указывает суд первой инстанции, из оспариваемого решения Комитета следует, что основанием для его принятия послужило отсутствие технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения, а именно: к сетям теплоснабжения ОАО "ТГК-14". При этом иные ресурсоснабжающие организации - ОАО "Улан-Удэ Энерго", ООО "Байкальские коммунальные системы" указали на наличие технической возможности для присоединения к электросетям, системам водоснабжения и канализации.
Суд первой инстанции правильно посчитал данные основания для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта необоснованными, противоречащими земельному законодательству.
Так, письмом от 29 марта 2013 года ОАО "ТГК-14" в лице филиала сообщило, что будет иметь возможность обеспечить теплоснабжение проектируемого для строительства склада в п. Энергетик (Гемогеева Ю.В.) путем установления платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке либо путем внесения изменений в техническое задание проекта инвестиционной программы ОАО "ТГК-14" по развитию систем теплоснабжения г. Улан-Удэ за счет платы за подключение на 2013-2015 годы (л.д. 13).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что содержание вышеуказанного письма не свидетельствует об отсутствии технических условий подключения объектов к сетям теплоснабжения. Напротив, из него прямо следует, что ОАО "ТГК N 14" будет иметь возможность обеспечить теплоснабжение проектируемого к строительству магазина тем или иным способом с соблюдением установленной действующим законодательством процедуры.
Между тем, письмо ОАО "ТГК-14" истолковано Комитетом иным образом - как свидетельствующее о невозможности подключения объекта к сетям теплоснабжения.
Согласно пункту 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 N 807-82 (в редакции от 24 мая 2012 года), при поступлении в Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ информации об отсутствии технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ в семидневный срок принимает решение об отказе в размещении объекта.
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, ОАО "ТГК-14" не указывало на невозможность подключения названного объекта к сетям теплоснабжения, в связи с чем, ссылка в оспариваемом решении на указанный пункт названного Положения является необоснованной.
Обеспечение какого-либо объекта коммунальными ресурсами (в т.ч. тепловой энергией) возможно автономным путем с использованием котельных (газовых, угольных) и других альтернативных источников жизнеобеспечения. Действующее законодательство не требует обеспечения каждого из объектов централизованным теплоснабжением.
Доводы ответчика об отсутствии в инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства, правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку указанное обстоятельство само по себе не свидетельствует о невозможности такого подключения, в т.ч. в индивидуальном порядке, а законом прямо предусмотрена возможность подключения к сетям теплоснабжения в индивидуальном порядке (часть 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильным выводам, что оспариваемое решение противоречит требованиям статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку обстоятельства, на основании которых оно принято, Комитетом не подтверждены. Следовательно, у Комитета отсутствовали правовые основания для его принятия. Взаимосвязанные положения норм статьей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации позволяют прийти к выводу о том, что выбор земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта возможен только при отсутствии к тому препятствий. В то же время Комитет не представил доказательств, свидетельствующих о наличии иных препятствий к предварительному согласованию места размещения объекта. Обжалуемое решение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует реализации права на приобретение в аренду земельного участка для строительства.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Заявитель просил суд обязать Комитет по архитектуре устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем продолжения процедуры согласования земельного участка согласно земельному законодательству.
Согласно пункту 4.7.2 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов N 807-82 от 20.03.2008 Комитет по архитектуре в случае определения невозможности размещения объекта принимает решение об отказе в размещении объекта либо утверждает схему расположения и оформляет акт о выборе земельного участка для строительства, а также принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, и в семидневный срок со дня утверждения направляет его заявителю.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно посчитал необходимым возложить на Комитет по архитектуре обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с земельным законодательством.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что судом первой инстанции не учтена редакция, в которой действовало Положение о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденное решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 г. N 807-82, на момент принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта от 03.06.2013 г. Пункт 4.3. Положения предусматривал, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением некоторых случаев. В связи с тем, что ИП Гемогеева Ю.В. под указанный перечень не подпадает, Комитет не имел правовых оснований на предоставление земельного участка иначе как путем проведения торгов, таким образом, нарушенное право заявителя в данном случае отсутствует.
Данные доводы отклоняются в связи со следующим.
Как следует из установленных обстоятельств по делу и указано выше, Гемогеевой Ю.В. было подано заявление о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения вышеуказанного объекта.
Данная ситуация регулируется п. 4.4 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.03.2008 г. N 807-82, согласно которому предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду сроком на три года. Пункт же 4.3. данного Положения касается вопросов предоставления земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов. Таким образом, пункт 4.3. Положения к рассматриваемым правоотношениям не применим.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 мая 2014 года по делу N А10-1504/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Д.В.БАСАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)