Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2015 N Ф05-13403/2015 ПО ДЕЛУ N А41-47942/14

Требование: О признании недействительными сведений ГКН в части описания поворотных точек границ земельного участка, результатов межевания и установлении его фактических границ, об истребовании из незаконного владения и обязании освободить земельный участок.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению уполномоченного органа, имеется наложение границ спорного земельного участка, принадлежащего обществу, на земли лесного фонда.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2015 г. по делу N А41-47942/14


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Красновой С.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: комитет лесного хоз-ва - Истомин Д.А. доверенность от 13 февраля 2015 года N 26Дов-136,
от заинтересованного лица: ООО "Мортон-РСО" - Хмелевский О.В. доверенность от 24 марта 2015 года,
от третьих лиц: Администрация - извещено, представитель не явился,
Управление Росреестра по МО - извещено, представитель не явился,
ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО - извещено, представитель не явился,
ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" - Приселков Д.Е. доверенность от 31 августа 2015 года N 50-с,
АКБ "Московский областной банк"- извещено, представитель не явился,
рассмотрев 21 октября 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 19 декабря 2014 года,
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 27 июля 2015 года,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Катькиной Н.Н.,
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
об обязании ООО "Мортон-РСО" внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости
третьи лица: Администрация городского округа Балашиха Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект", АКБ "Московский областной банк",

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением ООО "Мортон-РСО" (далее - общество) с требованиями:
- - о признании кадастровой ошибкой (недействительными) сведения государственного кадастра недвижимости в части описания поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха ул. Зеленая, с кадастровым номером 50:15:0010704:9 точек, имеющих соответствующие координаты в системе координат: X 474692.74, 474733.88, 474613.95, 474572.11; Y 2215984.48, 2215939.31, 2215901.34, 2215946.24 и аннулировать их;
- - о признании недействительными результаты межевания и установить фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010704:9;
- - об истребовании из незаконного владения ООО "Мортон-РСО" земельный участок площадью 2 988 кв. м, в квартале 58, выдела 13 и 18 Горенского участкового лесничества, относящийся к землям лесного фонда;
- - об обязании общества освободить земельный участок площадью 2 988 кв. м, в квартале 58, выдела 13 и 18 Горенского участкового лесничества, относящийся к землям лесного фонда, демонтировать забор с бетонным основанием, путем его переноса с земель лесного фонда вглубь своего земельного участка и убрать самовольные постройки: кирпичную пристройку, домовую трубу, бытовой вагончик, люки (коллекторы) выходящие из земли.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, комитет обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что согласно заключению ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" от 01 августа 2013 года N 13/1089 границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010704:9, принадлежащего на праве собственности ООО "Мортон-РСО", накладываются площадью 2 988 кв. м на земли лесного фонда в квартале 58, выдела 13,18 Горенского участкового лесничества. При выделении земельного участка и постановке участка на кадастровый учет была допущена кадастровая ошибка в части описания поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Зеленая, с кадастровым номером 50:15:0010704:9 точек, имеющих соответствующие координаты в системе координат: X 474692.74, 474733.88, 474613.95, 474572.11; Y 2215984.48, 2215939.31, 2215901.34, 2215946.24 и наложение его границ на земли лесного фонда.
В судебном заседании представители комитета и ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представитель общества возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Администрация городского округа Балашиха Московской области, Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, АКБ "Московский областной банк", извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили, отзывов не представили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "Мортон-РСО" согласно выписке из ЕГРП от 21 июля 2014 года (поставлен на учет 22 июля 2007 года) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010704:9, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха ул. Зеленая, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства котельной.
Данный земельный участок с кадастровым номером 50:15:0010704:9 поставлен на кадастровый учет 22 февраля 2007 года, его границы установлены в соответствии с действующим законодательством.
Основанием для обращения комитета в арбитражный суд послужило наложение, по его мнению, границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010704:9 на земли лесного фонда площадью 2 988 кв. м в квартале 58, выдела 13 и 18 Горенского участкового лесничества, относящийся к землям лесного фонда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии со статьей 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 данного Закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 данного Закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено указанным Законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
В силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно части 5 статьи 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном частью 4 данной статьи порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно статье 7, пункту 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Как установлено судами, в подтверждение места расположения границы лесного участка комитетом представлены заключение филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Центрлеспроект" от 01 августа 2013 года N 13/10889, выписка из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах N 2848-10-2013, проект организации и развития лесопаркового хозяйства Балашихинского леспаркхоза (таксационные описания Горенского лесопарка, 1997 г.), планшет лесоустройства 1995 г.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2015 года была назначена судебная землеустроительная экспертиза, по результатам которой в материалы дела представлено экспертное заключение N 0001 с выводами о том, что в материалах дела нет ни одного документа, содержащего координаты участка земель лесного фонда и по которым можно судить о прохождении его границ и возможном наличии или отсутствии пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010704:9, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Зеленая.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости о земельном участке 50:15:0000000:131899 пересечение с земельным участком 50:15:0010704:9 отсутствует.
Уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:131899 было произведено 30 августа 2013 года; в результате сведения о его границах были внесены в государственный кадастр недвижимости. Уточнение границ земельного участка невозможно провести без подписания акта согласования границ земельного участка со смежными землепользователями (часть 1 статьи 39 Закона о кадастре, пункт 82 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 года N 412).
Как установлено судами, на основании имеющегося в материалах дела акта согласования границ от 11 августа 2006 года земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010704:9, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, ул. Зеленая, на котором в строке 2 проставлена подпись Главного лесничего Спецлесхоза "Балашихинский" Коребкина В.Е., имеется печать ГУ "Спецлесхоз Балашихинский", споры и разногласия относительно границ земельного участка отсутствовали. Таким образом, еще в 2006 году ГУ "Спецлесхоз Балашихинский" признал отсутствие претензий о прохождении границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0010704:9, и вновь подтвердило при уточнении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:131899.
Таким образом, комитет, внося в сведения государственного кадастра недвижимости о границах и площади границ земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:131899 согласился с правильностью и корректностью своих границ и границ смежных землепользователей, коим и является земельный участок общества с кадастровым номером 50:15:0010704:9.
При таких обстоятельствах, комитетом не представлены доказательства незаконного владения обществом земельным участком, относящимся к землям лесного фонда, как и не представлены доказательства того, что истребуемый земельный участок относится к землям лесного фонда.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что изменения, которые комитет просит внести в государственный кадастр недвижимости, не являются опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой, допущенной органом кадастрового учета.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2014 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27 июля 2015 года по делу N А41-47942/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
В.В.КУЗНЕЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)