Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВОЛЖСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.12.2010 ПО ДЕЛУ N 2-6230/2010

Разделы:
Охрана земель; Экономика и управление земельными участками

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОЛЖСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2010 г. по делу N 2-6230/2010


Волжский городской суд.... в составе:
председательствующего судьи Васильева А.Н.
при секретаре Г.Ю.
с участием прокурора Волжской городской прокуратуры Ковалевой Е.В.,
15 декабря 2010 года в городе Волжском рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.И. о признании нормативного правового акта противоречащим закону,
установил:

С.И. обратился в суд с заявлением о признании "Городского положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 02 февраля 2007 года N 122-ВГД недействующим полностью со дня его принятия 19 января 2007 года, в обоснование указав, что комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области провел проверку соблюдения земельного законодательства на участке, прилегающем к его дому. Муниципальный земельный контроль производился в соответствии с "Городским положением о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 02 февраля 2007 года N 122-ВГД (далее Положение) принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 19 января 2007 года N 32/16 и опубликованного в газете "Волжская правда" N 15 от 08 февраля 2007 года. В п. 1.1 Положения указывается, что Городское положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области разработано с целью обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земель, находящихся в границах городского округа. Однако п. 1.2 Положения указывает на то, что в нем определен порядок осуществления земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по использованию и охране земель юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами на территории городского округа. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, в соответствии с Положением, являются целями муниципального земельного контроля. Таким образом, пункт 1.2 и часть 2 "Цели и задачи муниципального земельного контроля" Положения не соответствуют статьям 11 и 72 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющим компетенцию органов местного самоуправления в области земельных отношений. Как следствие несоответствия полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленных статьями 11 и 72 Земельного кодекса Российской Федерации, и полномочий по контролю над соблюдением земельного законодательства, указанных в Положении, не соответствуют Земельному кодексу и подпункты "в" и "д" пункта 4.3 Положения, устанавливающие обязанности специалистов администрации при осуществлении муниципального земельного контроля. А также устанавливающие порядок проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю пункты 5.2, 5.3, 5.4, 5.11 и 5.12 и указывающие на контроль над соблюдением земельного законодательства. Поскольку данный акт сохраняет правовые последствия и после того, как он утратил силу в связи с принятием Волжской городской Думы Волгоградской области регламента от 04 июня 2010 года N 59-ВГД "О муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области", комитет земельных ресурсов продолжает настаивать на своих требованиях, не взирая на то, что его полномочия в области землепользования, установленные законом, не соответствуют выдвигаемым им требованиям, вследствие этого нарушаются охраняемые законом его права и свободы при использовании проезда к его дому, предусмотренного при планировании территории в соответствии с п. 6.17 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", единственно возможной связью его жилого дома с улицей. Комитет земельных ресурсов при проведении проверки руководствовался Положением, не соответствующим законодательству, о чем свидетельствует в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 25 мая 2009 года N 20 указаний на нарушение правил землепользования и застройки территории. Нарушение, на которое указывается в акте, об использовании земельного участка без правоустанавливающих документов, не соответствует полномочиям органов местного самоуправления в области землепользования. При этом в акте не указывается, каково назначение земельного участка, в чем заключается нарушение в использовании земельного участка и какие правоустанавливающие документы нужны для использования земельного участка в соответствии с его назначением. Исходя из того, что при исключении из Положения пункта 1.2 части 1 "Общие положения", части 2 "Цели и задачи муниципального земельного контроля", подпунктов "в" и "д" пункта 4.3, части 4 "Полномочия, права и обязанности, ответственность специалистов администрации, осуществляющих муниципальный земельный контроль", а также пунктов 5.2, 5.3, 5.4, 5.11 и 5.12 "Порядка проведения мероприятий по муниципальному земельному контролю", как не соответствующих федеральному закону, нормативно-правовой акт утрачивает свое значение. В связи с чем просит суд признать "Городское положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 02 февраля 2007 года N 122-ВГД не действующим полностью со дня его принятия 19 января 2007 года.
Заявитель С.И. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя С.В.
Представитель заявителя С.И. - С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные С.И. требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - М.Т., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования С.И. не признала, указывая на то, что заявителем не представлено доказательств о том, что "Городское положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 02 февраля 2007 года N 122-ВГД противоречило действующему законодательству.
Представитель заинтересованного лица - Волжской городской Думы Волгоградской области - А.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных С.И. требований, так как считает, что требования С.И. являются незаконными и необоснованными. 28 июня 2010 года С.И. обращался в Волжский городской суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными: распоряжения заместителя главы администрации городского округа - город Волжский N 193-р от 18 мая 2009 года о проведении проверки соблюдения земельного законодательства; действий сотрудников комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский и о взыскании компенсации морального вреда. Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 20 июля 2010 года требования С.И., указанные в заявлении от 28 июня 2010 года признаны необоснованными и не подлежащими удовлетворению, таким образом, судом не установлено нарушение прав и свобод заявителя. Также заявителем не представлено доказательств того, что "Городское положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 02 февраля 2007 года N 122-ВГД противоречило действующему законодательству. Кроме того, в своем заявлении в Волжский городской суд Волгоградской области от 28 июня 2010 года С.И. ссылается на "Городское положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 02 февраля 2007 года N 122-ВГД, следовательно, заявителю стало известно о действии "Городского положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 02 февраля 2007 года N 122-ВГД в июне 2010 года и в связи с тем, что С.И. обратился в Волжский городской суд Волгоградской области 01 ноября 2010 года, им пропущен трехмесячный срок на обращение в суд.
Суд, выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц - администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и Волжской городской Думы Волгоградской области, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных С.И. требований отказать, изучив материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Согласно частям 1 и 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что С.И. имеет в собственности земельный участок площадью.... кв. м., расположенный по адресу:.... который был предоставлен ему на основании постановления и.о. главы администрации городского округа - .... .... от .....
В период времени с 12 мая 2009 года по 29 мая 2009 года на основании распоряжения заместителя главы администрации городского округа - город Волжский N 193-р от 18 мая 2009 года Б. "О проведении проверки соблюдения земельного законодательства" в целях осуществления муниципального земельного контроля, в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ и руководствуясь Городским Положением от 2 февраля 2007 года N 122-ВГД "О муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области", в соответствии с утвержденным планом проверок по муниципальному земельному контролю на май 2009 год, ведущим специалистом сектора муниципального земельного контроля Па. под контролем председателя комитета земельных ресурсов П. была проведена проверка соблюдения С.И. земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу:.....
Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства.... от...., проверкой установлено, что часть земельного огороженного участка площадью 732,0 кв. м. используется С.И. на праве собственности, в соответствии с постановлением главы администрации городского округа.... от...., другая часть площадью.... кв. м. используется им без правоустанавливающих документов на земельный участок, что является нарушением действующего земельного законодательства.
С целью обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в области использования и охраны земель, находящихся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области, постановлением Волжской городской Думой Волгоградской области N 32/16 от 19 января 2007 года было принято Городское положение о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области N 122-ВГД от 02 февраля 2007 года, действующее в период проверки у заявителя.
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений установлены статьей 11 Земельного кодекса РФ. К ним относятся: резервирование земель; изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований; разработка и реализация местных программ использования и охраны земель; а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с п. 4.1 Городского положения, муниципальный земельный контроль на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области осуществляет администрация городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Целями муниципального земельного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений земельного законодательства, а также обеспечение рационального и эффективного использования земель на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.
Пунктом 4.2 Положения предусмотрено, что специалисты администрации, осуществляющие муниципальный земельный контроль, имеют право: в порядке, установленном настоящим Положением, посещать организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде физических и юридических лиц; составлять по результатам проверки акты проверки соблюдения требований земельного законодательства с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков.
Пунктом 4.3 Положения предусмотрено, что специалисты администрации, осуществляющие муниципальный земельный контроль, при проведении мероприятий по контролю обязаны: проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжением о проведении проверки в установленном настоящим Положением порядке; предотвращать, выявлять и пресекать правонарушения в области земельного законодательства; принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по устранению выявленных нарушений; оперативно рассматривать поступившие заявления и сообщения о нарушениях земельного законодательства.
Согласно п. 5.1 Положения, мероприятия по муниципальному земельному контролю проводятся на основании распоряжений главы администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с соблюдением порядка, установленного настоящим Положением.
Доводы представителя заявителя С.И. - С.В. о том, что полномочия комитета земельных ресурсов в области землепользования, установленные законом, не соответствуют выдвигаемым ими требованиям, вследствие чего нарушаются охраняемые законом права и свободы С.И. при использовании проезда к его дому, суд считает не состоятельными.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявителем не представлено доказательств того, что сотрудники комитета земельных ресурсов при проведении проверки руководствовались Положением, не соответствующим законодательству, а кроме того, земельный участок, занимаемый заявителем без правоустанавливающих документов, имеет свободный доступ.
Кроме этого, из акта проверки соблюдения земельного законодательства от.... .... усматривается, что производился обмер площади земельного участка, незаконно занимаемого заявителем, а не земельного участка, находящегося в его собственности.
Таким образом, заместитель главы администрации вправе был издать распоряжение о проведении проверки соблюдения земельного законодательства в силу возложенных на него должностных обязанностей.
В соответствии с п. п. 5.2, 5.4, 5.5, 5.7, 5.8, 5.11 вышеуказанного Городского положения, муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок исполнения юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих вопросы использования земель на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области. Мероприятие по контролю может проводиться только тем специалистом (специалистами), который указан в распоряжении о проведении проверки соблюдения земельного законодательства. Плановые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами работ по муниципальному земельному контролю, утвержденными в установленном порядке главой администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области на 01 января текущего года. Внеплановые проверки проводятся по распоряжению главы администрации городского округа. Уведомление о проведении проверки направляется специалистом администрации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее чем за 10 дней до дня проверки. По результатам проведения проверки, но не позднее пяти дней со дня ее проведения, специалистом администрации, проводившим проверку, составляется акт проверки соблюдения требований земельного законодательства в двух экземплярах. Одни экземпляр акта вручается... физическому лицу или законным представителям под расписку. В случае отказа от подписания акта указанными лицами он направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. При выявлении нарушения использования земельного участка, в силу п. 5.13 Положения, нарушителю направляется требование об устранении выявленного нарушения, в котором указывается срок устранения нарушения.
Однако до настоящего времени выявленные нарушения незаконного использования земельного участка площадью.... кв. м. С.И. не устранены, что не отрицалось представителем заявителя в судебном заседании.
Прокуратурой города Волжского при проведении проверки на основании обращения заявителя С.И. по вопросу соблюдения законодательства при осуществлении муниципального земельного контроля комитетом земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский выявлены нарушения норм Городского положения о муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области, а именно в части не ежегодного составления и утверждения планов проведения проверок, проведении проверки в отсутствие лица, являющегося собственником земельного участка, нарушения срока направления уведомления о проведении проверки, проведения повторной проверки, в связи с чем главе администрации городского округа - город Волжский вынесено представление о недопущении подобных нарушений законодательства.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области N 22/3 от 22 октября 2010 года о рассмотрении протеста заместителя прокурора г. Волжского постановлено: протест заместителя прокурора г. Волжского от 03 сентября 2010 года N 7-24-2010 на отдельные пункты административного регламента исполнения муниципальной функции "осуществление муниципального земельного контроля" удовлетворить. Принять Городское положение "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области". Направить Городское положение "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" главе городского округа - город Волжский Волгоградской области для подписания и обнародования.
Городское положение "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 22 октября 2010 года было подписано главой городского округа - город Волжский Волгоградской области и в соответствии с п. 7 настоящее Городское положение вступает в силу с момента его официального опубликования; с момента вступления в силу настоящего Положения признать утратившим силу административный регламент исполнения муниципальной функции "осуществление муниципального земельного контроля" от 04 июня 2010 года N 59-ВГД.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Суд считает, что доводы заявителя С.И. о том, что органы местного самоуправления присвоили себе государственные полномочия, не основаны на законе и не нашли своего подтверждения, оспариваемое Положение не нарушает права и свободы заявителя по владению и распоряжению находящегося в его собственности земельного участка, в связи с чем требования С.И. не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:

В удовлетворении требований С.И. о признании Городского положения "О муниципальном земельном контроле на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 02 февраля 2007 года N 122-ВГД не действующим со дня его принятия - отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней.
Судья















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)