Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
- от заявителя - Ватрушкин Ю.Н., доверенность от 31 марта 2008 г., Максимова Н.Ю., доверенность от 31 марта 2008 г.;
- от мэрии г. Ульяновска - Попова Т.В., доверенность от 21 января 2008 г. N 7-01-08;
- от Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области - не явился, извещен;
- от Государственного предприятия "Совхоз "Лаишевский" - не явился, извещен;
- от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 августа 2008 г.
по делу N А72-2938/2008 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Варфоломеевой Т.А., г. Ульяновск,
к мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск,
Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, г. Ульяновск,
Государственное предприятие "Совхоз "Лаишевский", с. Лаишевка, Ульяновская обл.,
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании решения, бездействия незаконными, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Варфоломеева Таисия Александровна обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просила признать бездействие Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по непринятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска незаконным и обязать Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска; признать решение об отказе в размещении объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска, выраженное в письме от 26 февраля 2008 г. N 1374-01, незаконным, признать бездействие мэрии г. Ульяновска, выраженное в невыполнении обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска, по обеспечению выбора земельного участка для строительства кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска незаконным и обязать мэрию г. Ульяновска в двухнедельный срок информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска, обеспечить выбор земельного участка для строительства кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 августа 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил признать решение мэрии г. Ульяновска об отказе в размещении объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска, выраженное в письме от 26 февраля 2008 г., незаконным.
В порядке устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя обязать мэрию г. Ульяновска:
- - в течение двух недель обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка;
- - принять решение об утверждении проекта границ земельного участка под строительство кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска в установленном законом порядке.
В остальной части заявленных требований отказать.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области в отзыве указало, что указанный в заявлении земельный участок согласно материалам лесоустройства Ульяновского лесхоза 1992 г., утвержденным Нижегородской лесоустроительной экспедицией "Лесопроект", не относится к землям государственного лесного фонда.
Мэрия г. Ульяновска доказательства, подтверждающие обратное, суду не представила, поэтому мэрия г. Ульяновска незаконно отказала в согласовании размещения кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска.
Не согласившись с выводами суда, мэрия г. Ульяновска подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения требований заявителя.
В апелляционной жалобе указывает, что спорный земельный участок согласно свидетельству о государственной регистрации правасобственности от 20 ноября 2006 г. серия 73 АТ N 504510 (т. 1 л.д. 20) относится к землям сельскохозяйственного назначения, перевод земель из одной категории в другую не производился, в связи с чем оспариваемое решение мэрии г. Ульяновска, выраженное в письме от 26 февраля 2008 г. N 1374-01, является обоснованным.
В судебном заседании представитель мэрии г. Ульяновска доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
13 декабря 2007 г. индивидуальный предприниматель Варфоломеева Т.А. обратилась в Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 100х100 кв. м для строительства кафе быстрого питания вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в районе северного трамвайного кольца (т. 1 л.д. 51).
17 декабря 2007 г. Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в письме N 17-7768, направленном в адрес индивидуального предпринимателя Варфоломеевой Т.А., сообщило, что ее заявление направлено на рассмотрение в Комиссию по землепользованию и застройке при Администрации (мэрии) г. Ульяновска.
Постановлением главы г. Ульяновска от 08 февраля 2008 г. N 788 "Об утверждении протокола N 2 комиссии по землепользованию и застройке при мэрии города Ульяновска" утвержден протокол от 21 января 2008 г. N 2 комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска. Согласно указанному протоколу Комиссия не согласовала строительство кафе быстрого питания, т.к. это земли Гослесфонда.
26 февраля 2008 г. мэрия г. Ульяновска направила в адрес индивидуального предпринимателя Варфоломеевой Т.А. письмо N 1374-01, в котором указало, что "Комиссией по землепользованию и застройке при Администрации (мэрии) г. Ульяновска 21 января 2008 г. рассмотрен вопрос о строительстве кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе. Комиссия не согласовала размещение объекта, учитывая расположение испрашиваемого земельного участка на землях Гослесфонда." (т. 1 л.д. 11).
При принятии решения о признании решения мэрии г. Ульяновска, выраженного в указанном письме от 26 февраля 2008 г., незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 июля 2006 г. N 237 "О мерах по реализации Закона Ульяновской области от 02 июня 2006 г. N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области" установлен максимальный размер земельных участков для строительства объектов недвижимости в городе Ульяновске - административном центре Ульяновской области, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе принимать решения в отношении земельных участков, площадь которых не превышает 200 квадратных метров. В остальных случаях уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Ульяновской области, принимающим решения и совершающим действия, предусмотренные Законом Ульяновской области от 02 июня 2006 г. N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области", является Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 июля 2006 г. N 237 утвержден Порядок взаимодействия Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования и предоставления земельных участков в городе Ульяновске -административном центре Ульяновской области под зданиями, строениями и сооружениями, а также для строительства объектов недвижимости до разграничения государственной собственности на землю. Настоящий Порядок применяется, в том числе, при осуществлении Минимуществом действий и принятии решений о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Разделом 3 указанного Порядка установлено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, если размер земельного участка превышает максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на основании решения органа местного самоуправления, определенный пунктом 1 постановления, обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в Минимущество.
Минимущество направляет обращение в орган местного самоуправления (с приложением одного экземпляра пакета документов, представленных заявителем), который обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся, соответственно, в их пользовании и владении земельных участков.
Орган местного самоуправления направляет в Минимущество утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и согласованный акт о выборе земельного участка (п. 3.6 Порядка).
Минимущество при наличии согласованного акта о выборе земельного участка и утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 3.7 Порядка).
В соответствии со ст. 7 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения обращения), Комиссия готовит информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для последующей публикации в СМИ.
В ст. 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, Мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Минимущество Ульяновской области обращение индивидуального предпринимателя Варфоломеевой Т.А. от 13 декабря 2007 г. направило в Мэрию г. Ульяновска для его рассмотрения.
Мэрия г. Ульяновска обращение предпринимателя рассмотрела и отказала в согласовании места размещения объекта, т.к. земельный участок находится на землях Гослесфонда.
Однако Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области в отзыве указало, что указанный в заявлении земельный участок согласно материалам лесоустройства Ульяновского лесхоза 1992 г., утвержденным Нижегородской лесоустроительной экспедицией "Лесопроект", не относится к землям государственного лесного фонда.
Мэрия г. Ульяновска доказательства, подтверждающие обратное, суду не представила.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что мэрия г. Ульяновска незаконно отказала в согласовании размещения кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска.
Ссылка подателя жалобы на то, что "испрашиваемый земельный участок находится в собственности Ульяновской области и относится к землям сельскохозяйственного назначения, является неосновательной, т.к. мэрией не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, предусмотренного свидетельством о государственной регистрации права собственности от 20 ноября 2006 г. серия 73 АТ N 504510, кроме того, на это обстоятельство не указывалось в обжалуемом решении мэрии об отказе в согласовании.
С учетом изложенного, и исходя из положений ч. 2 ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ, суд правильно принял решение о признании решения мэрии г. Ульяновска об отказе в размещении объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска незаконным и обязал мэрию г. Ульяновска устранить допущенные нарушения, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 августа 2008 г. по делу N А72-2938/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2008 ПО ДЕЛУ N А72-2938/2008
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2008 г. по делу N А72-2938/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
- от заявителя - Ватрушкин Ю.Н., доверенность от 31 марта 2008 г., Максимова Н.Ю., доверенность от 31 марта 2008 г.;
- от мэрии г. Ульяновска - Попова Т.В., доверенность от 21 января 2008 г. N 7-01-08;
- от Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - не явился, извещен;
- от третьих лиц:
- от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области - не явился, извещен;
- от Государственного предприятия "Совхоз "Лаишевский" - не явился, извещен;
- от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 августа 2008 г.
по делу N А72-2938/2008 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Варфоломеевой Т.А., г. Ульяновск,
к мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск,
Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, г. Ульяновск,
Государственное предприятие "Совхоз "Лаишевский", с. Лаишевка, Ульяновская обл.,
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании решения, бездействия незаконными, обязании совершить определенные действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Варфоломеева Таисия Александровна обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором, с учетом уточнений, просила признать бездействие Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по непринятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска незаконным и обязать Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска; признать решение об отказе в размещении объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска, выраженное в письме от 26 февраля 2008 г. N 1374-01, незаконным, признать бездействие мэрии г. Ульяновска, выраженное в невыполнении обязанности по информированию населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска, по обеспечению выбора земельного участка для строительства кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска незаконным и обязать мэрию г. Ульяновска в двухнедельный срок информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска, обеспечить выбор земельного участка для строительства кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 августа 2008 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил признать решение мэрии г. Ульяновска об отказе в размещении объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска, выраженное в письме от 26 февраля 2008 г., незаконным.
В порядке устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя обязать мэрию г. Ульяновска:
- - в течение двух недель обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка;
- - принять решение об утверждении проекта границ земельного участка под строительство кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска в установленном законом порядке.
В остальной части заявленных требований отказать.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области в отзыве указало, что указанный в заявлении земельный участок согласно материалам лесоустройства Ульяновского лесхоза 1992 г., утвержденным Нижегородской лесоустроительной экспедицией "Лесопроект", не относится к землям государственного лесного фонда.
Мэрия г. Ульяновска доказательства, подтверждающие обратное, суду не представила, поэтому мэрия г. Ульяновска незаконно отказала в согласовании размещения кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска.
Не согласившись с выводами суда, мэрия г. Ульяновска подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части удовлетворения требований заявителя.
В апелляционной жалобе указывает, что спорный земельный участок согласно свидетельству о государственной регистрации правасобственности от 20 ноября 2006 г. серия 73 АТ N 504510 (т. 1 л.д. 20) относится к землям сельскохозяйственного назначения, перевод земель из одной категории в другую не производился, в связи с чем оспариваемое решение мэрии г. Ульяновска, выраженное в письме от 26 февраля 2008 г. N 1374-01, является обоснованным.
В судебном заседании представитель мэрии г. Ульяновска доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя считают решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом проверена законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
13 декабря 2007 г. индивидуальный предприниматель Варфоломеева Т.А. обратилась в Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 100х100 кв. м для строительства кафе быстрого питания вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в районе северного трамвайного кольца (т. 1 л.д. 51).
17 декабря 2007 г. Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в письме N 17-7768, направленном в адрес индивидуального предпринимателя Варфоломеевой Т.А., сообщило, что ее заявление направлено на рассмотрение в Комиссию по землепользованию и застройке при Администрации (мэрии) г. Ульяновска.
Постановлением главы г. Ульяновска от 08 февраля 2008 г. N 788 "Об утверждении протокола N 2 комиссии по землепользованию и застройке при мэрии города Ульяновска" утвержден протокол от 21 января 2008 г. N 2 комиссии по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска. Согласно указанному протоколу Комиссия не согласовала строительство кафе быстрого питания, т.к. это земли Гослесфонда.
26 февраля 2008 г. мэрия г. Ульяновска направила в адрес индивидуального предпринимателя Варфоломеевой Т.А. письмо N 1374-01, в котором указало, что "Комиссией по землепользованию и застройке при Администрации (мэрии) г. Ульяновска 21 января 2008 г. рассмотрен вопрос о строительстве кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе. Комиссия не согласовала размещение объекта, учитывая расположение испрашиваемого земельного участка на землях Гослесфонда." (т. 1 л.д. 11).
При принятии решения о признании решения мэрии г. Ульяновска, выраженного в указанном письме от 26 февраля 2008 г., незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 июля 2006 г. N 237 "О мерах по реализации Закона Ульяновской области от 02 июня 2006 г. N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области" установлен максимальный размер земельных участков для строительства объектов недвижимости в городе Ульяновске - административном центре Ульяновской области, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления. Орган местного самоуправления вправе принимать решения в отношении земельных участков, площадь которых не превышает 200 квадратных метров. В остальных случаях уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Ульяновской области, принимающим решения и совершающим действия, предусмотренные Законом Ульяновской области от 02 июня 2006 г. N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области", является Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 25 июля 2006 г. N 237 утвержден Порядок взаимодействия Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и органов местного самоуправления по вопросам формирования и предоставления земельных участков в городе Ульяновске -административном центре Ульяновской области под зданиями, строениями и сооружениями, а также для строительства объектов недвижимости до разграничения государственной собственности на землю. Настоящий Порядок применяется, в том числе, при осуществлении Минимуществом действий и принятии решений о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Разделом 3 указанного Порядка установлено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, если размер земельного участка превышает максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам на основании решения органа местного самоуправления, определенный пунктом 1 постановления, обращаются с заявлением о приобретении прав на земельный участок в Минимущество.
Минимущество направляет обращение в орган местного самоуправления (с приложением одного экземпляра пакета документов, представленных заявителем), который обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся, соответственно, в их пользовании и владении земельных участков.
Орган местного самоуправления направляет в Минимущество утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и согласованный акт о выборе земельного участка (п. 3.6 Порядка).
Минимущество при наличии согласованного акта о выборе земельного участка и утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 3.7 Порядка).
В соответствии со ст. 7 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения обращения), Комиссия готовит информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для последующей публикации в СМИ.
В ст. 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, Мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
Минимущество Ульяновской области обращение индивидуального предпринимателя Варфоломеевой Т.А. от 13 декабря 2007 г. направило в Мэрию г. Ульяновска для его рассмотрения.
Мэрия г. Ульяновска обращение предпринимателя рассмотрела и отказала в согласовании места размещения объекта, т.к. земельный участок находится на землях Гослесфонда.
Однако Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области в отзыве указало, что указанный в заявлении земельный участок согласно материалам лесоустройства Ульяновского лесхоза 1992 г., утвержденным Нижегородской лесоустроительной экспедицией "Лесопроект", не относится к землям государственного лесного фонда.
Мэрия г. Ульяновска доказательства, подтверждающие обратное, суду не представила.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что мэрия г. Ульяновска незаконно отказала в согласовании размещения кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска.
Ссылка подателя жалобы на то, что "испрашиваемый земельный участок находится в собственности Ульяновской области и относится к землям сельскохозяйственного назначения, является неосновательной, т.к. мэрией не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится в границах земельного участка, предусмотренного свидетельством о государственной регистрации права собственности от 20 ноября 2006 г. серия 73 АТ N 504510, кроме того, на это обстоятельство не указывалось в обжалуемом решении мэрии об отказе в согласовании.
С учетом изложенного, и исходя из положений ч. 2 ст. 65 и п. 5 ст. 200 АПК РФ, суд правильно принял решение о признании решения мэрии г. Ульяновска об отказе в размещении объекта - кафе быстрого питания севернее трамвайного кольца вдоль автодороги Ульяновск-Ишеевка в Ленинском районе г. Ульяновска незаконным и обязал мэрию г. Ульяновска устранить допущенные нарушения, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 августа 2008 г. по делу N А72-2938/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
Н.Ю.МАРЧИК
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)