Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.10.2015 N 11АП-11788/2015 ПО ДЕЛУ N А55-1371/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2015 г. по делу N А55-1371/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от открытого акционерного общества "Санаторий им. В.П. Чкалова" - представителя Киселевой Т.Б. (доверенность от 10 ноября 2014 года),
от министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещено,
от администрации городского округа Самара - представителя Дюкаревой Л.В. (доверенность от 13 января 2015 года),
от третьих лиц: департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
Нижневолжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, отдел водных ресурсов по Самарской области - представитель не явился, извещено,
отдела водных ресурсов по Самарской области - представитель не явился, извещен,
ФГУ "Волжское ГБУ" - Самарский район водных путей и судоходства - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2015 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Санаторий им. В.П. Чкалова"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2015 года по делу N А55-1371/2015 (судья Кулешова Л.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Санаторий им. В.П. Чкалова" (ОГРН 1026301708520, ИНН 6319015789), г. Самара, к министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара, г. Самара, третьи лица: департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, Нижневолжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, отдел водных ресурсов по Самарской области, г. Самара, ФГУ "Волжское ГБУ" - Самарский район водных путей и судоходства, г. Самара,
о признании незаконным бездействия,
установил:

Открытое акционерное общество "Санаторий им. В.П. Чкалова" (далее - ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство, ответчик), выразившегося в уклонении от рассмотрения в установленный срок заявления ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" от 29 октября 2014 года N 12-2/0990/14 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3110,8 кв. м с кадастровым номером N 63:01:0702004:759. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просил обязать министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и направить в адрес заявителя проект договора аренды земельного участка площадью 3110,8 кв. м с кадастровым номером N 63:01: 0702004:759 в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент управления имуществом городского округа Самара, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Нижневолжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, отдел водных ресурсов по Самарской области, ФГУ "Волжское ГБУ" - Самарский район водных путей и судоходства.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 215 года заявленные требования удовлетворены; бездействие министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в уклонении от рассмотрения в установленный срок заявления ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" от 29 октября 2014 года N 12-2/0990/14 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3110,8 кв. м с кадастровым номером N 63:01:0702004:759, признано незаконным. На администрацию г.о. Самара возложена обязанность устранить нарушения допущенные прав и законных интересов заявителя, путем рассмотрения в установленном порядке и в установленные сроки заявления ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" (вх. министерства имущественных отношений Самарской области N 12-2/0290/14 от 29 октября 2014 года) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3110,8 кв. м с кадастровым номером N 63:01:0702004:759.
В апелляционной жалобе ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" просит изменить вторую часть резолютивной части решения суда и обязать администрацию городского округа Самара устранить нарушения допущенных прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду и направлении в адрес заявителя проекта договора аренды земельного участка площадью 3110,8 кв. м N 63:01:0702004:759 в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права; представление полного пакета документов, необходимых для переоформления договора аренды.
На основании ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 28 сентября 2015 года рассмотрение дела было отложено на 14 час 45 мин 19 октября 2015 года в связи с необходимостью представления отзывов на апелляционную жалобу.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей министерства имущественных отношений Самарской области, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить в обжалуемой части, принять по делу новый судебный акт об в удовлетворении заявления в части возложения на администрацию городского округа Самара обязанности устранить нарушения допущенных прав и законных интересов заявителя путем обязания администрации г.о. Самара принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и направить в адрес заявителя проект договора аренды земельного участка площадью 3110,8 кв. м с кадастровым номером N 63:01: 0702004:759 в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Представитель министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, постановлением от 15 июня 2006 года N 1988 главы г.о. Самара "Об утверждении проектов границ земельных участков и предоставлении открытому акционерному обществу "Санаторий им. В.П. Чкалова" в аренду земельных участков, занимаемых лечебными корпусами и прилегающей территорией, расположенных по адресу: Девятая просека в Промышленном районе" заявителю как собственнику объектов недвижимости были предоставлены в аренду с правом выкупа в собственность сроков на 5 лет земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 63:01:0702004:0064 площадью 58963,21 кв. м.
В пунктах 2 и 3 предписано в недельный срок после предоставления в комитет по управлению имуществом г.о. Самара кадастровых карт земельных участков заключить договоры аренды земельных участков, в том числе указанного участка (л.д. 15).
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 16 июня 2009 года N 672 образованы земельные участки площадью 55 852,41 кв. м и 3 110,8 кв. м путем раздела земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 58 963,21 кв. м с кадастровым номером 63:01:0702004:0064 с видом разрешенного использования под лечебные корпуса, подсобное хозяйство, парковую зону, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара Промышленный район Просека 9, Поляна им. Фрунзе (л.д. 16, 17).
В государственный кадастр недвижимости 22 июля 2009 года внесены сведения о земельном участке N 63:01:0702004:759 площадью 3 110,8 кв. м как образованного из участка 63:01:0702004:0064 с видом разрешенного использования под лечебные корпуса, подсобное хозяйство, парковую зону, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Просека 9, Поляна им.Фрунзе, с указанием на наличие обременения, как расположенного в береговой полосе Саратовского водохранилища (л.д. 19-21).
Заявитель 29 сентября 2014 года обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о представлении земельного участка площадью 3110,8 кв. м с кадастровым номером N 63:01:0702004:759 в аренду (л.д. 74).
Письмом министерства от 20 октября 2014 года N 12/18366 документы были возвращены в связи с тем, что не представлены доказательства наличия прав на земельные участки, расположенные по указанному адресу, по состоянию на 1992-1998 годы.
Заявитель 29 октября 2014 года вновь обратился в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 3110,8 кв. м с кадастровым номером N 63:01:0702004:759 под организацию пляжа в аренду (л.д. 22). При этом к заявлению был приложен договора аренды N 9781 от 10 января 1995 года (л.д. 6).
В связи с тем, что ответ на данное заявление получен не был, заявитель обратился в суд.
Положения пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В развитие названной нормы пунктом 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" предусмотрено, что юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 июня 2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, является министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок распоряжения земельным участком регламентирован постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара".
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В нарушение установленного порядка министерство уклонилось от рассмотрения обращения заявителя в установленном порядке.
В связи с изложенным суд первой инстанции заявленные требования признал обоснованными и удовлетворил их.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении земельного участка в аренду и направить в адрес заявителя проект договора аренды земельного участка площадью 3110,8 кв. м с кадастровым номером N 63:01:0702004:759 в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Между тем министерством была нарушена процедура рассмотрения заявления о предоставлении в аренду земельного участка. Вследствие этого в материалах дела отсутствуют необходимые и достаточные документы для безусловного вывода суда о доказанности наличия у заявителя права на аренду испрашиваемого земельного участка. Эти доказательства могут быть получены исключительно уполномоченным органом в порядке взаимодействия с соответствующими органами в порядке, установленном названными выше актами.
Кроме того, Законом Самарской области от 26 февраля 2015 года N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле" установлено, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01 марта 2015 года осуществляется органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 22 Устава городского округа Самара, исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара является администрация городского округа Самара.
В связи с изложенным суд первой инстанции обязал администрацию городского округа Самара устранить нарушения допущенные прав и законных интересов заявителя, путем рассмотрения в установленном порядке и в установленные сроки заявления открытого акционерного общества "Санаторий им. В.П. Чкалова" (вх. министерства имущественных отношений Самарской области N 12-2/0290/14 от 29 октября 2014 года) о предоставлении в аренду земельного участка площадью 3110,8 кв. м с кадастровым номером N 63:01:0702004:759.
Доводы апелляционного жалобы о представлении полного пакета документов, необходимых для переоформления договора аренды, не могут быть приняты, поскольку в данном случае по существу заявление министерством не было рассмотрено.
Ссылка заявителя на согласование с Самарским РВПиС - филиалом ФБУ "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей" предоставления береговой полосы реки Волга для использования в качестве пляжа не принимается, поскольку не представлено заверенного надлежащим образом документа, подтверждающего наличие такого согласования. Имеющийся в материалах дела акт согласования предоставления земельного участка в пределах береговой полосы (л.д. 26) должным образом не заверен, подписан заместителем начальника М.В. Воронцовым, полномочия которого на проведение согласования не подтверждены. Протокол заседания комиссии по согласованию при Самарском РВПиС N 11-09/2014 от 17 сентября 2014 года в материалах дела также отсутствует.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 10 июля 2015 года в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на подателя апелляционной жалобы. Вместе с тем надлежит возвратить ОАО "Санаторий им. В.П. Чкалова" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 06 августа 2015 года N 1494 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2015 года по делу N А55-1371/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Санаторий им. В.П. Чкалова" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 06 августа 2015 года N 1494 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА
Судьи
Е.Г.ПОПОВА
А.А.ЮДКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)