Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.09.2015 ПО ДЕЛУ N 33-7385/2015

Требование: О возложении обязанности по внесению изменений в сведения госкадастра недвижимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что при определении кадастровой стоимости спорных земельных участков они необоснованно были отнесены к 5 группе, что нарушает его права и законные интересы, так как он является плательщиком земельного налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 сентября 2015 г. по делу N 33-7385-2015


Докладчик: Никитина Г.Н.

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Никитиной Г.Н.
судей Галиной В.А., Курановой Л.А.,
при секретаре Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 15 сентября 2015 г. дело по апелляционной жалобе Г. на решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 10 июня 2015 г., которым в удовлетворении иска Г. к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области о возложении на ответчика обязанности по внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части группы видов разрешенного использования земельных участков отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения заявителя Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков.
С учетом уточнений просил обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами XXX 1, XXX 2, расположенных по адресу: <адрес>, вместо группы видов разрешенного использования N 5 указать группу разрешенного использования N 9 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", применив соответствующий ей удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, и изменить соответственно кадастровую стоимость земельных участков с 01.01.2010 г.
В обоснование заявления указал, что является собственником расположенных по адресу: <адрес> земельных участков с кадастровыми номерами XXX 1 и XXX 2, а также находящихся на них: здания столовой, здания столярного цеха, здания ремонтной мастерской (XXX 1), здания пункта технического обслуживания автотранспорта (XXX 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 535-п утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером XXX 1 в размере 36 365 099,51 руб., земельного участка XXX 2 - 10 893 240,80 руб.
По сведениям государственного кадастра недвижимости поставлен на кадастровый учет 15 мая 2003 г. земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером XXX 1 с видом разрешенного использования "для производственных целей", и 18 марта 2004 г. - земельный участок с кадастровым номером XXX 2 с видом разрешенного использования "для эксплуатации нежилого здания".
Согласно письму территориального (межрайонного) отдела N 6 Управления Роснедвижимости по Новосибирской области от 12.03.2010 б/н перечень объектов оценки Чулымского района в части фактического использования земельных участков был уточнен.
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определена в разрезе 16 видов разрешенного использования.
В соответствии с ответом Управления Росреестра по Новосибирской области N 01-23-408/14 от 24.11.2014 земельный участок с кадастровым номером XXX 1 отнесен к двум группам видов разрешенного использования (далее -ВРИ) земель: к 5 группе - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и 9 группе - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Земельный участок с кадастровым номером XXX 2 отнесен к 5 группе - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания".
Кадастровая стоимость определена исполнителем работ в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, согласно которым расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одни ВРИ осуществляется с использованием СПО (расчет кадастровой стоимости земельных участков каждого из видов разрешенного использования; выбор максимального значения кадастровой стоимости земельного участка).
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков была рассчитана по 5 ВРИ.
Вышеуказанные земельные участки и объекты имущества (в т.ч. столовая) используются им исключительно для производственной деятельности.
В ответе администрации Чулымского района Новосибирской области от 05.11.2014 N 808 указано, что для расчета кадастровой стоимости земельных участков, используемых для производственной деятельности, должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости по 9 группе ВРИ.
Таким образом, при определении кадастровой стоимости земельных участков они необоснованно были отнесены к 5 группе ВРИ, что нарушает его права и законные интересы, так как он является плательщиком земельного налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.
С учетом действующего законодательства и правовой позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в постановлениях от 15.12.2011 N 12651/11, от 29.05.2012 N 13016/11, 12919/11, считает, что вид разрешенного использования земельного участка непосредственно связан с характером эксплуатации земельного участка, в т.ч. должно учитываться то, какие объекты находятся на земельном участке.
Следовательно, при определении вида разрешенного использования спорных земельных участков, необходимо было исходить из назначения расположенных на участке объектов недвижимости.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Г. ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В качестве доводов жалобы, указал, что выводы, изложенные судом в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, не применен закон, подлежащий применению в части полномочий ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что орган кадастрового учета не является надлежащим ответчиком.
С данным выводом согласиться нельзя, поскольку он не основан на законе.
Г. заявлены требования к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Новосибирской области об оспаривании кадастровой стоимости путем внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части группы видов разрешенного использования земельных участков (л.д. 59 - 60).
Целью обращения заявителя в суд, по сути, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, так как он является плательщиком земельного налога, за счет устранения в государственном кадастре недостоверных, по его мнению, сведений о группе видов разрешенного использования, присвоенного спорным земельным участкам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Таким органом является ФГБУ "ФКП Росреестра".
Из изложенного следует, что в случае установления технической (кадастровой) ошибки непосредственным исполнителем по внесению изменений в государственный кадастр является именно орган кадастрового учета.
Согласно частям 1 - 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно положениям п. 1, п. 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу статей 388, 391 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога установление кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверных сведений о нем, влекущее необоснованное увеличение такой стоимости, очевидно нарушает права собственника земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Судом установлено, что заявителю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами XXX 2, площадью 4838 кв. м и XXX 1, площадью 16249 кв. м расположенные по адресу: <адрес> и <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 13, 15).
В свидетельствах о регистрации права указана категория земель: на земельный участок, площадью 4838 кв. м, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого здания; на земельный участок, площадью 16249 кв. м, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для производственных целей.
Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 24 ноября 2014 г. N 01-23-408/14 следует, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Новосибирской области проводились на основании государственного контракта от 25.12.2009 N 169-Д (л.д. 19).
Как следует из материалов дела, результаты ГКОЗ НП утверждены постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 года N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области, и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" и введены в действие с 01.01.2012 года. В Приложении N 1 Постановления N 535-п отражены результаты кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 года в Приложении N 2 - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости по кадастровым кварталам.
Земельный участок с кадастровым номером XXX 1 с разрешенным использованием "Для производственных целей" с учетом дополнительной информации, предоставленной Территориальным (межрайонным) отделом N 6 (Чулымский район) Управления Роснедвижимости по Новосибирской области и в соответствии с информацией о разрешенном использовании отнесен к двум группам видов разрешенного использования земель, указанным в п. 1.2.5 "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (ВРИ-5) и в п. 1.2.9 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (ВРИ -9) Методических указаний. С учетом видов разрешенного использования определена кадастровая стоимость земельного участка в размере 36 365 099, 51 руб.
Земельный участок с кадастровым номером XXX 2 с разрешенным использованием "для эксплуатации нежилого здания" с учетом дополнительной информации, предоставленной Территориальным (межрайонным) отделом N 6 (Чулымский район) Управления Роснедвижимости по Новосибирской области и в соответствии с п. 1.2.5 Методических указаний был отнесен Исполнителем работ к 5 группе ВРИ, как "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" и кадастровая стоимость определена в размере 10 893 240,8 руб.
В соответствии с п. 14 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508 при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций, учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательственного значения.
Из материалов дела следует, что письмом Территориального (межрайонного) отдела N 6 (Чулымский район) Управления Роснедвижимости по Новосибирской области от 12.03.2010 N б\\н был предоставлен уточненный перечень объектов оценки Чулымского района, в котором указано фактическое использование земельных участков. Так, на земельном участке с кадастровым номером XXX 1 размещены - здание столовой, здание столярного цеха, здание ремонтно-технических мастерских, на земельном участке с кадастровым номером XXX 2- здание пункта технического обслуживания автотранспорта. Из дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером XXX 1, расположенный по адресу: <адрес>, стр. 27 относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка - для производственных целей. Датой внесения кадастрового номера указанного земельного участка в государственный кадастр недвижимости является 15 мая 2003 г.
Между тем, представленные доказательства относительно земельного участка с кадастровым номером XXX 1, а именно свидетельство о государственной регистрации права, кадастровая справка от 1 октября 2014 г., а также кадастровый паспорт земельного участка от 12 февраля 2015 г. (л.д. 12, 15, 73 - 79), вышеуказанные обстоятельства не подтверждают, поскольку из них следует, что вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка указан: для производственных целей.
Более того, заявитель указывает, что здание столовой используется им исключительно для производственной деятельности, что подтверждается актом от 26 декабря 2014 года (л.д. 53).
Из материалов дела не следует, что земельный участок с кадастровым номером XXX 1 был изменен по каким-либо основаниям.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером XXX 1 относится к 9-ой группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов, опровергающих данную группу видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером XXX 1 доказательств не представлено, так же как и не представлено доказательств, подтверждающих отнесение этого же земельного участка к 5-ой группе видов разрешенного использования.
Оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером XXX 1 были использованы недостоверные сведения о них, а именно - допущено искажение данных об указанном объекте оценки, выразившееся неправильном определении оценщиком вида разрешенного использования земельного участка, а именно не только отнесения данного земельного участка к 9 группе вида разрешенного использования, что имеет место быть, но и отнесения данного земельного участка к 5 группе вида разрешенного использования. Указанное обстоятельство повлекло недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем требования заявителя о признании этих сведений недостоверными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, аналогичные документы в отношении земельного участка с кадастровым номером XXX 2 свидетельствуют о том, что он имеет 5-ую группу видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Земельный участок с кадастровым номером XXX 2 поставлен на кадастровый учет 15 мая 2003 г., относится к категории земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилого здания, изменен по каким-либо основаниям не был (л.д. 11, 13, 69 - 72).
Согласно пунктам 11, 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки; обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Судебная коллегия, находит недоказанным тот факт, что, в отношении земельного участка с кадастровым номером XXX 2 имеется техническая (кадастровая) ошибка, а именно, что для исчисления его кадастровой стоимости должна применяться не 5-ая группа видов разрешенного использования, а 9-ая.
В соответствии с пунктом 13 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 10 июня 2015 г. отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Г. удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Новосибирской области внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером XXX 1, расположенного по адресу: <адрес> указать только группу разрешенного использования N 9 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" (в соответствии с п. 1.2.9 Методических указаний, утв. приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 г. N 39), применив соответствующий ей удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, и изменить соответственно кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером XXX 1 с 01.01.2010 года.
В остальной части заявленных требований отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)