Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.,
при участии в заседании:
- от Администрации города Хабаровска: Яблонской Л.А., представителя по доверенности от 05.11.2013 N 1.1.27-178;
- от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска; Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю: Хариной И.В., представителя по доверенности от 29.01.2014 N 255;
- от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: Яблонской Л.А., представителя по доверенности от 31.12.2013 N 13250/02-12;
- от общества с ограниченной ответственностью "Лазурит": представитель не явился;
- от открытого акционерного общества "Центр инновационных технологий": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
на решение от 23.09.2014
по делу N А73-10557/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Администрации города Хабаровска
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
заинтересованные лица: открытое акционерное общество "Центр инновационных технологий", общество с ограниченной ответственностью "Лазурит"; Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю; Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
установил:
Администрация города Хабаровска (далее - Администрация, должник, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - Отдел судебных приставов, ОСП по Центральному району; ОСП) от 29.07.2014 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства N 21353/14/01/27.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю (далее - Управление, УФССП России по Хабаровскому краю), общество с ограниченной ответственностью "Лазурит" (далее - ООО "Лазурит"); Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент), открытое акционерное общество "Центр инновационных технологий" (далее - ОАО "ЦИТ").
Решением суда от 23.09.2014 заявленные требования Администрации удовлетворены. Суд признал недействительным и отменил полностью постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю от 29.07.2014 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФССП России по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, нарушены нормы материального и процессуального права, при этом, ссылаясь на пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 118-ФЗ от 21.07.1997 "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ); часть 1 статьи 36, часть 1 статьи 105 часть 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), утверждает о том, что: судебный пристав-исполнитель, при принятии оспариваемого решения, использовал весь объем предоставленных ему законом полномочий и средств и вынес законное и обоснованное постановление от 29.07.2014 о взыскании исполнительного сбора; ранее вынесенное постановление от 25.06.2014 о взыскании исполнительного сбора, отменено 02.07.2014, в связи с имевшимся определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа по делу N Ф03-2019/2014 о приостановлении решения суда от 27.01.2014, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-12630/2013 до окончания производства в суде кассационной инстанции; исполнительное производство по этому мотиву приостанавливалось с 02.07.2014 по 07.07.2014, но и после возобновления исполнительного производства 08.07.2014 к должнику вплоть до 29.07.2014 не применялись меры принудительного исполнения требовании исполнительного документа, однако должник требования решения суда не исполнил, постановление от 08.07.2014 о возобновлении исполнительного производства не оспорил.
Администрация г. Хабаровска в своем отзыве, который представил в заседание суда его представитель, отклонила доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ОАО "ЦИТ", ООО "Лазурит", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей ОАО "ЦИТ", ООО "Лазурит".
В судебном заседании представитель ОСП по Центральному району города Хабаровска и УФССП по Хабаровскому краю поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации и Департамента отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве Администрации на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в ОСП по Центральному району г. Хабаровска находится исполнительное производство N 21353/14/01/27, возбужденное 26.05.2014 на основании исполнительного листа Арбитражного суда Хабаровского края от 15.05.2014 по делу N А73-12630/2013, в отношении должника - Администрации г. Хабаровска о возложении обязанности предоставить взыскателю - ООО "Лазурит" земельный участок с кадастровым номером 27:23:030121:101 в собственность бесплатно в целях строительства.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.05.2014 вручено должнику 02.06.2014, согласно оттиску входящего штампа.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок со дня получения данного постановления для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.07.2014 исполнительное производство приостановлено на основании постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 08.07.2014 исполнительное производство возобновлено.
06.06.2014 Администрация обратилась в ОСП по Центральному району г. Хабаровска с письмом об исполнении требований исполнительного документа, где указано о том, что подготовлен проект постановления "О предоставлении ООО "Лазурит" земельного участка, являющегося собственностью городского округа "город Хабаровск", для строительства в границах застроенной территории в Центральном районе и в настоящее время проект постановления проходит стадию согласования, после всех согласований будет направлено Мэру города на подпись.
Требованием от 27.06.2014 (штамп о получении от 01.07.2014) судебный пристав-исполнитель известил Администрацию о необходимости исполнить решение суда в десятидневный срок с момента получения данного требования, а также предоставить после истечении указанного срока документы, подтверждающие исполнение решения суда.
12.07.2014 в адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска поступило заявление Администрации об отложении исполнительных действий по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 13 статьи 17 регламента администрации города Хабаровска, утвержденным Распоряжением администрации города Хабаровска от 11.01.2011 N б-р. период согласования проекта постановления, распоряжения мэра администрации города до момента представления его на подпись мэру не должен превышать месячный срок.
Поскольку требования исполнительного документа в полном объеме администрацией не исполнены и документы, подтверждающие исполнение судебного акта не представлены, 29.07.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Считая, что указанное данное постановление нарушает права и законные интересы, должник обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 5 Федерального закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со статьями 12, 13 Федерального закона N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства; исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 49 Федерального закона N 229-ФЗ должником является гражданин или организация обязанные по исполнительному документу совершать определенные действия, указанные в исполнительном документе.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; (статья 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.05.2014 ОСП по Центральному району г. Хабаровска возбуждено исполнительное производство N 21353/14/01/27 на основании исполнительного листа арбитражного суда от 15.05.2014 по делу N А73-12630/2013, о возложении обязанности на Администрацию г. Хабаровска предоставить ООО "Лазурит" земельный участок с кадастровым номером 27:23:030121:101 в собственность бесплатно в целях строительства, которое вручено должнику 02.06.2014; постановлением от 02.07.2014 судебный пристав-исполнитель, на основании постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014, приостановил исполнительное производство; при этом, ФАС ДВО определением от 25.04.2014 по делу А73-12630/2014 приостановил исполнение решения от 27.01.2014 и постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014, постановлением суда кассационной инстанции от 14.07.2014 вышеуказанное приостановление судебных актов отменено; 08.07.2014 постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство N 21353/14/01/27 возобновлено; 12.07.2014 в адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска поступило заявление Администрации об отложении исполнительных действий на основании пункта 13 статьи 17 регламента администрации города Хабаровска, утвержденным Распоряжением администрации города Хабаровска от 11.01.2011 N б-р., которым закреплен период согласования проекта постановления, распоряжения мэра, администрации города до момента представления его на подпись мэру, который не должен превышать месячный срок; поскольку по состоянию на 29.07.2014 требования исполнительного документа по делу N А73-12630/2014 должником не были исполнены, судебным приставом-исполнителем вынесено обжалуемое постановлением.
Между тем из материалов дела следует, что 07.08.2014, в связи с необходимостью завершения уже исполняемых сложных административных процедур о предоставлении обществу земельного участка в собственность, предусмотренных земельным законодательством, в том числе, решением Хабаровской городской Думы N 220 и соответствующим административным регламентом, Администрация, в порядке статьи 324 АПК РФ, обратилась в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 09.09.2014.
Определением от 29.08.2014 по делу N А73-12630/2014, вступившим в законную силу, предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения и выданного на его основе исполнительного документа до 09.09.2014.
Предоставляя отсрочку исполнения вышеуказанных судебных актов, суд пришел к выводу, что основной причиной необходимости отсрочки является существующая реальная невозможность исполнения указаний судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного листа именно в установленный 5-дневный срок, без учета проведения установленных земельных законодательством административных процедур о предоставлении земельного участка в собственность.
При этом, удовлетворяя заявление об отсрочке исполнения судебного акта, суд указал на то, что порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обязанность предоставления земельных участков в собственность, земельным законодательством не установлен. Следовательно, при исполнении такого судебного акта следует руководствоваться общими положениями статей 29, 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 01.06.2011 N 1646 утвержден административный регламент предоставления государственной и муниципальной услуги "Предоставление земельных участков под расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями в собственность бесплатно, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование" на территории городского округа "Город Хабаровск".
Состав, последовательность и сроки выполнения отдельных административных процедур, требования к порядку их выполнения предусмотрены в главе 3 указанного административного регламента и в общем сроке исполнения составляют 58 дней.
Вместе с тем, административные процедуры, перечисленные в административном регламенте, касаются только сроков оформления документации в целях принятия окончательного решения о предоставлении земельного участка в собственность, что не относится к окончательной процедуре передачи земельного участка.
Порядок окончательной передачи правообладателям земельных участков установлен Решением Хабаровской городской Думы от 18.06.2002 N 220, которым утверждено "Положение о порядке предоставления (переоформления) и передачи земельных участков в городе Хабаровске" (далее - Положение N 220).
Департамент муниципальной собственности администрации города в месячный срок после принятия правового акта администрации города о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно осуществляет подготовку проекта договора о передаче земельного участка в собственность по форме, установленной приложением 3 к настоящему Положению, и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 3 статьи 8 Положения N 220).
При заключении договора о предоставлении земельного участка в собственность в условия договора могут быть включены пункты о требованиях по использованию земельного участка в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Хабаровске (пункт 4 статьи 8 Положения N 220).
Из анализа вышеизложенного следует, что процедура оформления земельного участка в собственность не оканчивается только принятием решения муниципального органа о предоставлении земельного участка в собственность, но также и требует еще дополнительное согласование по договору с правообладателем земельного участка условий такой передачи.
Таким образом, определением о предоставлении отсрочки исполнения решения по делу N А73-12630/2014 установлено, что Администрацией г. Хабаровска доказано наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта, а также реальная невозможность исполнения решения суда ранее срока 09.09.2014.
Поскольку, на дату принятия решения суда первой инстанции установлен факт наличия причин у Администрации, объективно препятствующих исполнению судебного акта, выводы, положенные в основу такого решения суд апелляционной инстанции признает верными.
На основании изложенного, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с Администрации г. Хабаровска исполнительного сбора, противоречит положениям Федерального закона "Об исполнительном производстве" и нарушает права должника, так как у судебного пристава-исполнителя не имелось правовых оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с заявителя в размере 50000 руб.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренных заявлений, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 сентября 2014 года по делу N А73-10557/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2014 N 06АП-6253/2014 ПО ДЕЛУ N А73-10557/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. N 06АП-6253/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Песковой Т.Д., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.,
при участии в заседании:
- от Администрации города Хабаровска: Яблонской Л.А., представителя по доверенности от 05.11.2013 N 1.1.27-178;
- от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска; Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю: Хариной И.В., представителя по доверенности от 29.01.2014 N 255;
- от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: Яблонской Л.А., представителя по доверенности от 31.12.2013 N 13250/02-12;
- от общества с ограниченной ответственностью "Лазурит": представитель не явился;
- от открытого акционерного общества "Центр инновационных технологий": представитель не явился;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
на решение от 23.09.2014
по делу N А73-10557/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Администрации города Хабаровска
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
заинтересованные лица: открытое акционерное общество "Центр инновационных технологий", общество с ограниченной ответственностью "Лазурит"; Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю; Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
установил:
Администрация города Хабаровска (далее - Администрация, должник, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - Отдел судебных приставов, ОСП по Центральному району; ОСП) от 29.07.2014 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства N 21353/14/01/27.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю (далее - Управление, УФССП России по Хабаровскому краю), общество с ограниченной ответственностью "Лазурит" (далее - ООО "Лазурит"); Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - Департамент), открытое акционерное общество "Центр инновационных технологий" (далее - ОАО "ЦИТ").
Решением суда от 23.09.2014 заявленные требования Администрации удовлетворены. Суд признал недействительным и отменил полностью постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю от 29.07.2014 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФССП России по Хабаровскому краю обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, нарушены нормы материального и процессуального права, при этом, ссылаясь на пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 118-ФЗ от 21.07.1997 "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ); часть 1 статьи 36, часть 1 статьи 105 часть 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), утверждает о том, что: судебный пристав-исполнитель, при принятии оспариваемого решения, использовал весь объем предоставленных ему законом полномочий и средств и вынес законное и обоснованное постановление от 29.07.2014 о взыскании исполнительного сбора; ранее вынесенное постановление от 25.06.2014 о взыскании исполнительного сбора, отменено 02.07.2014, в связи с имевшимся определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа по делу N Ф03-2019/2014 о приостановлении решения суда от 27.01.2014, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-12630/2013 до окончания производства в суде кассационной инстанции; исполнительное производство по этому мотиву приостанавливалось с 02.07.2014 по 07.07.2014, но и после возобновления исполнительного производства 08.07.2014 к должнику вплоть до 29.07.2014 не применялись меры принудительного исполнения требовании исполнительного документа, однако должник требования решения суда не исполнил, постановление от 08.07.2014 о возобновлении исполнительного производства не оспорил.
Администрация г. Хабаровска в своем отзыве, который представил в заседание суда его представитель, отклонила доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ОАО "ЦИТ", ООО "Лазурит", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей ОАО "ЦИТ", ООО "Лазурит".
В судебном заседании представитель ОСП по Центральному району города Хабаровска и УФССП по Хабаровскому краю поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации и Департамента отклонила доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве Администрации на жалобу, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в ОСП по Центральному району г. Хабаровска находится исполнительное производство N 21353/14/01/27, возбужденное 26.05.2014 на основании исполнительного листа Арбитражного суда Хабаровского края от 15.05.2014 по делу N А73-12630/2013, в отношении должника - Администрации г. Хабаровска о возложении обязанности предоставить взыскателю - ООО "Лазурит" земельный участок с кадастровым номером 27:23:030121:101 в собственность бесплатно в целях строительства.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 26.05.2014 вручено должнику 02.06.2014, согласно оттиску входящего штампа.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок со дня получения данного постановления для добровольного исполнения требования исполнительного документа.
Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.07.2014 исполнительное производство приостановлено на основании постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 08.07.2014 исполнительное производство возобновлено.
06.06.2014 Администрация обратилась в ОСП по Центральному району г. Хабаровска с письмом об исполнении требований исполнительного документа, где указано о том, что подготовлен проект постановления "О предоставлении ООО "Лазурит" земельного участка, являющегося собственностью городского округа "город Хабаровск", для строительства в границах застроенной территории в Центральном районе и в настоящее время проект постановления проходит стадию согласования, после всех согласований будет направлено Мэру города на подпись.
Требованием от 27.06.2014 (штамп о получении от 01.07.2014) судебный пристав-исполнитель известил Администрацию о необходимости исполнить решение суда в десятидневный срок с момента получения данного требования, а также предоставить после истечении указанного срока документы, подтверждающие исполнение решения суда.
12.07.2014 в адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска поступило заявление Администрации об отложении исполнительных действий по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 13 статьи 17 регламента администрации города Хабаровска, утвержденным Распоряжением администрации города Хабаровска от 11.01.2011 N б-р. период согласования проекта постановления, распоряжения мэра администрации города до момента представления его на подпись мэру не должен превышать месячный срок.
Поскольку требования исполнительного документа в полном объеме администрацией не исполнены и документы, подтверждающие исполнение судебного акта не представлены, 29.07.2014 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50000 рублей.
Считая, что указанное данное постановление нарушает права и законные интересы, должник обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 5 Федерального закона N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со статьями 12, 13 Федерального закона N 118-ФЗ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства; исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 49 Федерального закона N 229-ФЗ должником является гражданин или организация обязанные по исполнительному документу совершать определенные действия, указанные в исполнительном документе.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; (статья 112 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 исполнительский сбор не подлежит взысканию, если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, сумма исполнительского сбора относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 26.05.2014 ОСП по Центральному району г. Хабаровска возбуждено исполнительное производство N 21353/14/01/27 на основании исполнительного листа арбитражного суда от 15.05.2014 по делу N А73-12630/2013, о возложении обязанности на Администрацию г. Хабаровска предоставить ООО "Лазурит" земельный участок с кадастровым номером 27:23:030121:101 в собственность бесплатно в целях строительства, которое вручено должнику 02.06.2014; постановлением от 02.07.2014 судебный пристав-исполнитель, на основании постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014, приостановил исполнительное производство; при этом, ФАС ДВО определением от 25.04.2014 по делу А73-12630/2014 приостановил исполнение решения от 27.01.2014 и постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014, постановлением суда кассационной инстанции от 14.07.2014 вышеуказанное приостановление судебных актов отменено; 08.07.2014 постановлением судебного пристава-исполнителя исполнительное производство N 21353/14/01/27 возобновлено; 12.07.2014 в адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска поступило заявление Администрации об отложении исполнительных действий на основании пункта 13 статьи 17 регламента администрации города Хабаровска, утвержденным Распоряжением администрации города Хабаровска от 11.01.2011 N б-р., которым закреплен период согласования проекта постановления, распоряжения мэра, администрации города до момента представления его на подпись мэру, который не должен превышать месячный срок; поскольку по состоянию на 29.07.2014 требования исполнительного документа по делу N А73-12630/2014 должником не были исполнены, судебным приставом-исполнителем вынесено обжалуемое постановлением.
Между тем из материалов дела следует, что 07.08.2014, в связи с необходимостью завершения уже исполняемых сложных административных процедур о предоставлении обществу земельного участка в собственность, предусмотренных земельным законодательством, в том числе, решением Хабаровской городской Думы N 220 и соответствующим административным регламентом, Администрация, в порядке статьи 324 АПК РФ, обратилась в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда до 09.09.2014.
Определением от 29.08.2014 по делу N А73-12630/2014, вступившим в законную силу, предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения и выданного на его основе исполнительного документа до 09.09.2014.
Предоставляя отсрочку исполнения вышеуказанных судебных актов, суд пришел к выводу, что основной причиной необходимости отсрочки является существующая реальная невозможность исполнения указаний судебного пристава-исполнителя об исполнении исполнительного листа именно в установленный 5-дневный срок, без учета проведения установленных земельных законодательством административных процедур о предоставлении земельного участка в собственность.
При этом, удовлетворяя заявление об отсрочке исполнения судебного акта, суд указал на то, что порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обязанность предоставления земельных участков в собственность, земельным законодательством не установлен. Следовательно, при исполнении такого судебного акта следует руководствоваться общими положениями статей 29, 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 01.06.2011 N 1646 утвержден административный регламент предоставления государственной и муниципальной услуги "Предоставление земельных участков под расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями в собственность бесплатно, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование" на территории городского округа "Город Хабаровск".
Состав, последовательность и сроки выполнения отдельных административных процедур, требования к порядку их выполнения предусмотрены в главе 3 указанного административного регламента и в общем сроке исполнения составляют 58 дней.
Вместе с тем, административные процедуры, перечисленные в административном регламенте, касаются только сроков оформления документации в целях принятия окончательного решения о предоставлении земельного участка в собственность, что не относится к окончательной процедуре передачи земельного участка.
Порядок окончательной передачи правообладателям земельных участков установлен Решением Хабаровской городской Думы от 18.06.2002 N 220, которым утверждено "Положение о порядке предоставления (переоформления) и передачи земельных участков в городе Хабаровске" (далее - Положение N 220).
Департамент муниципальной собственности администрации города в месячный срок после принятия правового акта администрации города о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно осуществляет подготовку проекта договора о передаче земельного участка в собственность по форме, установленной приложением 3 к настоящему Положению, и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 3 статьи 8 Положения N 220).
При заключении договора о предоставлении земельного участка в собственность в условия договора могут быть включены пункты о требованиях по использованию земельного участка в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Хабаровске (пункт 4 статьи 8 Положения N 220).
Из анализа вышеизложенного следует, что процедура оформления земельного участка в собственность не оканчивается только принятием решения муниципального органа о предоставлении земельного участка в собственность, но также и требует еще дополнительное согласование по договору с правообладателем земельного участка условий такой передачи.
Таким образом, определением о предоставлении отсрочки исполнения решения по делу N А73-12630/2014 установлено, что Администрацией г. Хабаровска доказано наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного акта, а также реальная невозможность исполнения решения суда ранее срока 09.09.2014.
Поскольку, на дату принятия решения суда первой инстанции установлен факт наличия причин у Администрации, объективно препятствующих исполнению судебного акта, выводы, положенные в основу такого решения суд апелляционной инстанции признает верными.
На основании изложенного, постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с Администрации г. Хабаровска исполнительного сбора, противоречит положениям Федерального закона "Об исполнительном производстве" и нарушает права должника, так как у судебного пристава-исполнителя не имелось правовых оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с заявителя в размере 50000 руб.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренных заявлений, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 сентября 2014 года по делу N А73-10557/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.В.ВЕРТОПРАХОВА
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.А.ШВЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)