Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю. Абдрахмановой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Лупповой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-55816/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ", ИНН 7733882839, ОГРН 1147746600968 (далее - ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ", заявитель)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588 (далее - заинтересованное лицо)
об оспаривании бездействия исполнительного органа государственной власти,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Д.Г. Жидких - адвокат по доверенности от 22.01.2015, предъявлено удостоверение;
- от заинтересованного лица: не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившееся в незаключении договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 66:541:0712047:1, площадью 3319711 кв. м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург и обязании МУГИСО устранить допущенное нарушение путем заключения договора аренды указанного земельного участка.
В судебное заседание 27.01.2015 г. заявитель представил сопроводительное письмо от 29.09.2014 г., опись вложения (приобщены к материалам дела).
В судебное заседание 19.02.2015 г. заявитель представил пояснения, из которых следует, что устранение нарушения прав заявителя возможно только путем обязания заинтересованного лица заключить с заявителем договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым N 66:541:0712047:1.
К материалам дела приобщена распечатка с сайта, представленная заявителем.
При этом заявителем не представлен кадастровый паспорт в отношении испрашиваемого земельного участка, при том, что сведения с публичной кадастровой карты в отношении данного земельного участка не отображаются, в связи с этим суд предложил заявителю представить сведения об испрашиваемом земельном участке.
В настоящее судебное заседание истец представил уточненное заявление, в котором уточнил кадастровый номер земельного участка - 66:41:0712047:1.
Уточнение принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что в заявлении ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" от 29.09.2014 и в публикации от 03.10.2014 была допущена опечатка в кадастровом номере земельного участка, а также на то, что им отказано в предоставлении указанного земельного участка в установленные сроки, следовательно, бездействие отсутствует. В подтверждение своих доводов заинтересованное лицо представило выписку из кадастрового паспорта, письмо о рассмотрении обращения от 06.10.2014 г. N 1701-82/7002з, которые приобщены к материалам дела.
Ознакомившись с отзывом заинтересованного лица, ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" заявило об уточнении требований и просит признать незаконным отказ МУГИСО в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712047:1, выраженный в письме от 06.10.2014 г.
В качестве устранения нарушения прав и законных интересов заявителя последний настаивает на ранее заявленном требовании об обязании заинтересованного лица заключить с заявителем договор аренды в отношении указанного земельного участка.
Рассмотрев указанное заявление, суд отказывает в его удовлетворении в связи со следующим.
Статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет истцу право увеличить или уменьшить размер заявленных требований либо изменить предмет или основание исковых требований.
В абзаце 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику о совершении им определенных действий либо воздержании от них, признании существования (отсутствия) правоотношения, его изменении или прекращении. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику, из которых вытекает право требования истца, и на которых истец их основывает.
В рассматриваемом случае в изменяется и предмет заявления - с признания незаконным бездействия в виде незаключения договора аренды земельного участка, на - признание незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка.
При этом меняются и основания заявленных требований, поскольку обстоятельства и нормы, на которых основаны требования о признании незаконным бездействия, не тождественны обстоятельствам и нормам, на которых основаны требования о признании незаконным отказа в заключении договора аренды.
В связи с изложенным суд не принимает уточнении заявленных требований с учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо дополнение сторонами не представлено.
Спор разрешен в отсутствие представителей заинтересованного лица в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд
Заявитель "29" сентября 2014 г. обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с письменным заявлением о предоставлении в порядке п. 4. ст. 30 Земельного кодекса РФ в долгосрочную аренду земельного участка, кадастровый номер 66:541:0712047:1, площадью 3319711 квадратных метров, расположенный в г. Екатеринбурге, без предварительного согласования места размещения объекта по заявлению с требованием осуществить предварительную заблаговременную, но не позднее 30 дней, публикацию в средствах массовой информации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов и наличия вышеуказанного земельного участка для передачи в аренду.
К заявлению были приложены свидетельство о госрегистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, устав, решение о создании и назначении Руководителя, выписка из ЕГРЮЛ.
"03" октября 2014 г. в газете "Ведомости" N 184(3688) Уральский выпуск МУГИСО было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений по предоставлению вышеуказанного земельного участка в аренду. В указанном сообщении в печатном издании указано, что заявления принимаются МУГИСО в течение 30 дней с момента выхода публикации.
При этом на момент подачи заявления три месяца с момента обращения Заявителя с письменным надлежащим заявлением истек, но государственная услуга не оказана.
В официальных источниках, в том числе в сети "Интернет" отсутствует публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов), отсутствует правовой акт МУГИСО о предоставлении земельного участка в аренду, заявителю какие-либо документы не выдавались, бланк договора аренды заявитель не подписывал, договор аренды с заявителем не заключен.
Полагая, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
МУГИСО представило отзыв на заявление, полагает, что требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в отзыве.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы, приведенные участниками процесса, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке административного судопроизводства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений.
Из содержания ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" в своем заявлении просило предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:541:0712047:1, площадью 3319711 квадратных метров, расположенный в г. Екатеринбурге, в целях строительства спортивной площадки без предварительного согласования места размещения объекта.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 66:541:0712047:1 не существует.
В то же время, как поясняет МУГИСО в его отзыве, в заявлении ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" от 29.09.2014 и в публикации от 03.10.2014 была допущена опечатка в кадастровом номере земельного участка, а именно в кадастровом районе, заявитель и Министерство имели в виду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0712047:1.
С учетом указанного заявитель уточнил требования и просит признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившиеся в незаключении договора долгосрочной аренды земельного участка (кадастровый номер: 66:41:0712047:1), площадью 3 319 711 кв. м., расположенного в г. Екатеринбурге, с Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ"; обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенное нарушение путем заключения договора аренды земельного участка (кадастровый номер: 66:41:0712047:1), площадью 3 319 711 кв. м., расположенного в г. Екатеринбурге, с Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" сроком на 7 лет.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - проведение работ по формированию земельного участка путем выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке;
- - определение разрешенного использования земельного участка;
- - определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Кроме того, порядок предоставления земельных участков как государственной услуги регулируется Административным регламентом предоставления МУГИСО государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в аренду под строительство без предварительного согласования места размещения объекта по заявлению (далее по тексту - Регламент), утвержденным Приказом МУГИСО от 19.07.2012 N 616 (с изм., внесенными Приказом МУГИСО от 31.07.2013 N 1294)
В соответствии с требованиями Регламента Заявитель подал соответствующее заявление и приложения к нему, указав всю требуемую информацию.
Из материалов дела следует, что заинтересованным лицом было принято решение, что испрашиваемый заявителем земельный участок будет предоставляться в порядке опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов. Факт принятия именно данного решения усматривается из того, что заинтересованным лицом была произведена публикация сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого заявителем земельного участка.
Порядок дальнейших действий заинтересованного лица после публикации сообщения о приеме заявлений определен в пунктах 3.5. и 3.6. рассматриваемого Административного регламента. В частности, согласно п. 3.5.5. регламента, если после публикации в Министерство поступило заявление о предоставлении земельного участка от иного лица, ответственный исполнитель Министерства обеспечивает подготовку, согласование и подписание в адрес заявителя письма об отказе в предоставлении государственной услуги с информированием о размещении информации о проведении торгов в Областной газете и официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, - www.torgi.gov.ru.
Заявитель утверждает, что в течение одного месяца с момента опубликования сообщения о приеме заявлений в отношении испрашиваемого земельного участка не поступило ни одного заявления, испрашиваемый им участок не выставлен на торги. Соответственно, по мнению заявителя, у заинтересованного лица отсутствовали основания для принятия отказа, предусмотренного п. 3.5.5. регламента.
В связи с непоступлением заявлений от иных лиц, желающих приобрести испрашиваемый участок, заинтересованное лицо, руководствуясь п. 3.5.6. регламента, обязано было обеспечить выполнение дальнейших административных процедур, предусмотренных Административным регламентом, а именно: подготовка проекта правового Министерства о предоставлении в аренду (пункт 3.6.), подготовка договора аренды (пункт 3.7.), выдача заявителю документов (пункт 3.8.). Согласно п. 3.8.6. Административного регламента результатом административной процедуры является отправка проекта договора в адрес заявителя.
До настоящего времени проект договора аренды в адрес заявителя не направлен.
Поэтому заявитель настаивает на своих требованиях и полагает, что нарушение прав заявителя, выразившееся в бездействии заинтересованного лица путем неисполнения вышеуказанных положений Административного регламента, должно быть устранено путем признания такого бездействия незаконным и возложения на заинтересованное лицо обязанности по устранению нарушения прав заявителя.
Однако в данном случае публикация, несмотря на то, что сторонами имелся в виду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0712047:1, была проведена в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:541:0712047:1, который, как уже было указано выше, не существует.
Следовательно, не была соблюдена процедура предоставления земельного участка в части публикации, чем нарушены права потенциальных заявителей в отношении предоставления земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712047:1, и в связи с чем невозможно применение пп. 3. п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка, а также п. 3.5.6., 3.6, 3.7, 3.8 регламента.
При этом ссылка заявителя на то, что из публикации очевидно, что речь идет о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0712047:1, судом отклоняется как необоснованная, так как в публикации указан иной земельный участок и потенциальные заявители не должны вводиться в заблуждение относительно земельного участка, о возможности предоставления которого осуществлено извещение.
Кроме того, как уже было указано выше, заявитель фактически в своем заявлении претендовал на несуществующий земельный участок с кадастровым номером 66:41:0712047:1.
Следовательно, в данном случае невозможно говорить о нарушении прав и законных интересов заявителя, при том, что им не заявлялось о необходимости исправления допущенных в заявлении и при публикации ошибок.
С учетом изложенного не может быть удовлетворено требование о признании бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившегося в незаключении договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером: 66:41:0712047:1, площадью 3 319 711 кв. м., расположенного в г. Екатеринбурге, с Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ", следовательно, об обязании Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенное нарушение путем заключения договора аренды земельного участка (кадастровый номер: 66:41:0712047:1), площадью 3 319 711 кв. м., расположенного в г. Екатеринбурге, с Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" сроком на 7 лет.
Кроме того, в данном случае с учетом допущенных МУГИСО нарушений при принятии заявления Общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" в отношении несуществующего земельного участка и проведении публикации в отношении несуществующего земельного участка, не имеет смысла обязывать заинтересованное лицо повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712047:1, поскольку в материалы дела представлено письмо МУГИСО от 06.10.2014 г. N 1701-82/7002нз об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712047:1, которое должно быть оценено в рамках иного дела, следовательно, удовлетворение такого требования не приведет к восстановлению прав заявителя.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя с учетом того, что излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" (ИНН 7733882839, ОГРН 1147746600968) из доходов федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. госпошлины, излишне уплаченной по квитанции от 11.12.2014 г. оригинал квитанции остается в материалах дела.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.03.2015 ПО ДЕЛУ N А60-55816/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. по делу N А60-55816/2014
Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю. Абдрахмановой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Лупповой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-55816/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ", ИНН 7733882839, ОГРН 1147746600968 (далее - ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ", заявитель)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ИНН 6658091960, ОГРН 1036602638588 (далее - заинтересованное лицо)
об оспаривании бездействия исполнительного органа государственной власти,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Д.Г. Жидких - адвокат по доверенности от 22.01.2015, предъявлено удостоверение;
- от заинтересованного лица: не явился, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившееся в незаключении договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером 66:541:0712047:1, площадью 3319711 кв. м., расположенного по адресу: г. Екатеринбург и обязании МУГИСО устранить допущенное нарушение путем заключения договора аренды указанного земельного участка.
В судебное заседание 27.01.2015 г. заявитель представил сопроводительное письмо от 29.09.2014 г., опись вложения (приобщены к материалам дела).
В судебное заседание 19.02.2015 г. заявитель представил пояснения, из которых следует, что устранение нарушения прав заявителя возможно только путем обязания заинтересованного лица заключить с заявителем договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым N 66:541:0712047:1.
К материалам дела приобщена распечатка с сайта, представленная заявителем.
При этом заявителем не представлен кадастровый паспорт в отношении испрашиваемого земельного участка, при том, что сведения с публичной кадастровой карты в отношении данного земельного участка не отображаются, в связи с этим суд предложил заявителю представить сведения об испрашиваемом земельном участке.
В настоящее судебное заседание истец представил уточненное заявление, в котором уточнил кадастровый номер земельного участка - 66:41:0712047:1.
Уточнение принято судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что в заявлении ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" от 29.09.2014 и в публикации от 03.10.2014 была допущена опечатка в кадастровом номере земельного участка, а также на то, что им отказано в предоставлении указанного земельного участка в установленные сроки, следовательно, бездействие отсутствует. В подтверждение своих доводов заинтересованное лицо представило выписку из кадастрового паспорта, письмо о рассмотрении обращения от 06.10.2014 г. N 1701-82/7002з, которые приобщены к материалам дела.
Ознакомившись с отзывом заинтересованного лица, ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" заявило об уточнении требований и просит признать незаконным отказ МУГИСО в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712047:1, выраженный в письме от 06.10.2014 г.
В качестве устранения нарушения прав и законных интересов заявителя последний настаивает на ранее заявленном требовании об обязании заинтересованного лица заключить с заявителем договор аренды в отношении указанного земельного участка.
Рассмотрев указанное заявление, суд отказывает в его удовлетворении в связи со следующим.
Статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет истцу право увеличить или уменьшить размер заявленных требований либо изменить предмет или основание исковых требований.
В абзаце 2 пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 г. N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" разъяснено, что изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику о совершении им определенных действий либо воздержании от них, признании существования (отсутствия) правоотношения, его изменении или прекращении. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику, из которых вытекает право требования истца, и на которых истец их основывает.
В рассматриваемом случае в изменяется и предмет заявления - с признания незаконным бездействия в виде незаключения договора аренды земельного участка, на - признание незаконным отказа в заключении договора аренды земельного участка.
При этом меняются и основания заявленных требований, поскольку обстоятельства и нормы, на которых основаны требования о признании незаконным бездействия, не тождественны обстоятельствам и нормам, на которых основаны требования о признании незаконным отказа в заключении договора аренды.
В связи с изложенным суд не принимает уточнении заявленных требований с учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Каких-либо дополнение сторонами не представлено.
Спор разрешен в отсутствие представителей заинтересованного лица в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд
установил:
Заявитель "29" сентября 2014 г. обратился в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области с письменным заявлением о предоставлении в порядке п. 4. ст. 30 Земельного кодекса РФ в долгосрочную аренду земельного участка, кадастровый номер 66:541:0712047:1, площадью 3319711 квадратных метров, расположенный в г. Екатеринбурге, без предварительного согласования места размещения объекта по заявлению с требованием осуществить предварительную заблаговременную, но не позднее 30 дней, публикацию в средствах массовой информации сообщения о приеме заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов и наличия вышеуказанного земельного участка для передачи в аренду.
К заявлению были приложены свидетельство о госрегистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, устав, решение о создании и назначении Руководителя, выписка из ЕГРЮЛ.
"03" октября 2014 г. в газете "Ведомости" N 184(3688) Уральский выпуск МУГИСО было опубликовано информационное сообщение о приеме заявлений по предоставлению вышеуказанного земельного участка в аренду. В указанном сообщении в печатном издании указано, что заявления принимаются МУГИСО в течение 30 дней с момента выхода публикации.
При этом на момент подачи заявления три месяца с момента обращения Заявителя с письменным надлежащим заявлением истек, но государственная услуга не оказана.
В официальных источниках, в том числе в сети "Интернет" отсутствует публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов), отсутствует правовой акт МУГИСО о предоставлении земельного участка в аренду, заявителю какие-либо документы не выдавались, бланк договора аренды заявитель не подписывал, договор аренды с заявителем не заключен.
Полагая, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие, заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
МУГИСО представило отзыв на заявление, полагает, что требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в отзыве.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы, приведенные участниками процесса, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке административного судопроизводства, возникающего из административных и иных публичных правоотношений.
Из содержания ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" в своем заявлении просило предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером 66:541:0712047:1, площадью 3319711 квадратных метров, расположенный в г. Екатеринбурге, в целях строительства спортивной площадки без предварительного согласования места размещения объекта.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 Земельного кодекса).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает определенный перечень уникальных характеристик земельного участка как объекта недвижимости, которые в обязательном порядке должны отражаться в государственном кадастре недвижимости, а именно: вид объекта недвижимости (земельный участок); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ требований. Данные характеристики позволяют идентифицировать конкретный земельный участок. Если указанные характеристики земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, земельный участок следует считать сформированным.
Как усматривается из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 66:541:0712047:1 не существует.
В то же время, как поясняет МУГИСО в его отзыве, в заявлении ООО "ГАРАНТ-СТРОЙ" от 29.09.2014 и в публикации от 03.10.2014 была допущена опечатка в кадастровом номере земельного участка, а именно в кадастровом районе, заявитель и Министерство имели в виду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0712047:1.
С учетом указанного заявитель уточнил требования и просит признать незаконным бездействие Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившиеся в незаключении договора долгосрочной аренды земельного участка (кадастровый номер: 66:41:0712047:1), площадью 3 319 711 кв. м., расположенного в г. Екатеринбурге, с Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ"; обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенное нарушение путем заключения договора аренды земельного участка (кадастровый номер: 66:41:0712047:1), площадью 3 319 711 кв. м., расположенного в г. Екатеринбурге, с Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" сроком на 7 лет.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения и с предварительным согласованием мест размещения объекта.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - проведение работ по формированию земельного участка путем выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке;
- - определение разрешенного использования земельного участка;
- - определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- - принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Кроме того, порядок предоставления земельных участков как государственной услуги регулируется Административным регламентом предоставления МУГИСО государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в аренду под строительство без предварительного согласования места размещения объекта по заявлению (далее по тексту - Регламент), утвержденным Приказом МУГИСО от 19.07.2012 N 616 (с изм., внесенными Приказом МУГИСО от 31.07.2013 N 1294)
В соответствии с требованиями Регламента Заявитель подал соответствующее заявление и приложения к нему, указав всю требуемую информацию.
Из материалов дела следует, что заинтересованным лицом было принято решение, что испрашиваемый заявителем земельный участок будет предоставляться в порядке опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов. Факт принятия именно данного решения усматривается из того, что заинтересованным лицом была произведена публикация сообщения о приеме заявления о предоставлении в аренду испрашиваемого заявителем земельного участка.
Порядок дальнейших действий заинтересованного лица после публикации сообщения о приеме заявлений определен в пунктах 3.5. и 3.6. рассматриваемого Административного регламента. В частности, согласно п. 3.5.5. регламента, если после публикации в Министерство поступило заявление о предоставлении земельного участка от иного лица, ответственный исполнитель Министерства обеспечивает подготовку, согласование и подписание в адрес заявителя письма об отказе в предоставлении государственной услуги с информированием о размещении информации о проведении торгов в Областной газете и официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, - www.torgi.gov.ru.
Заявитель утверждает, что в течение одного месяца с момента опубликования сообщения о приеме заявлений в отношении испрашиваемого земельного участка не поступило ни одного заявления, испрашиваемый им участок не выставлен на торги. Соответственно, по мнению заявителя, у заинтересованного лица отсутствовали основания для принятия отказа, предусмотренного п. 3.5.5. регламента.
В связи с непоступлением заявлений от иных лиц, желающих приобрести испрашиваемый участок, заинтересованное лицо, руководствуясь п. 3.5.6. регламента, обязано было обеспечить выполнение дальнейших административных процедур, предусмотренных Административным регламентом, а именно: подготовка проекта правового Министерства о предоставлении в аренду (пункт 3.6.), подготовка договора аренды (пункт 3.7.), выдача заявителю документов (пункт 3.8.). Согласно п. 3.8.6. Административного регламента результатом административной процедуры является отправка проекта договора в адрес заявителя.
До настоящего времени проект договора аренды в адрес заявителя не направлен.
Поэтому заявитель настаивает на своих требованиях и полагает, что нарушение прав заявителя, выразившееся в бездействии заинтересованного лица путем неисполнения вышеуказанных положений Административного регламента, должно быть устранено путем признания такого бездействия незаконным и возложения на заинтересованное лицо обязанности по устранению нарушения прав заявителя.
Однако в данном случае публикация, несмотря на то, что сторонами имелся в виду земельный участок с кадастровым номером 66:41:0712047:1, была проведена в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:541:0712047:1, который, как уже было указано выше, не существует.
Следовательно, не была соблюдена процедура предоставления земельного участка в части публикации, чем нарушены права потенциальных заявителей в отношении предоставления земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712047:1, и в связи с чем невозможно применение пп. 3. п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации о предоставлении земельного участка без проведения торгов при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка, а также п. 3.5.6., 3.6, 3.7, 3.8 регламента.
При этом ссылка заявителя на то, что из публикации очевидно, что речь идет о земельном участке с кадастровым номером 66:41:0712047:1, судом отклоняется как необоснованная, так как в публикации указан иной земельный участок и потенциальные заявители не должны вводиться в заблуждение относительно земельного участка, о возможности предоставления которого осуществлено извещение.
Кроме того, как уже было указано выше, заявитель фактически в своем заявлении претендовал на несуществующий земельный участок с кадастровым номером 66:41:0712047:1.
Следовательно, в данном случае невозможно говорить о нарушении прав и законных интересов заявителя, при том, что им не заявлялось о необходимости исправления допущенных в заявлении и при публикации ошибок.
С учетом изложенного не может быть удовлетворено требование о признании бездействия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившегося в незаключении договора долгосрочной аренды земельного участка с кадастровым номером: 66:41:0712047:1, площадью 3 319 711 кв. м., расположенного в г. Екатеринбурге, с Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ", следовательно, об обязании Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области устранить допущенное нарушение путем заключения договора аренды земельного участка (кадастровый номер: 66:41:0712047:1), площадью 3 319 711 кв. м., расположенного в г. Екатеринбурге, с Обществом с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" сроком на 7 лет.
Кроме того, в данном случае с учетом допущенных МУГИСО нарушений при принятии заявления Общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" в отношении несуществующего земельного участка и проведении публикации в отношении несуществующего земельного участка, не имеет смысла обязывать заинтересованное лицо повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712047:1, поскольку в материалы дела представлено письмо МУГИСО от 06.10.2014 г. N 1701-82/7002нз об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0712047:1, которое должно быть оценено в рамках иного дела, следовательно, удовлетворение такого требования не приведет к восстановлению прав заявителя.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя с учетом того, что излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ГАРАНТ-СТРОЙ" (ИНН 7733882839, ОГРН 1147746600968) из доходов федерального бюджета 2000 (две тысячи) руб. госпошлины, излишне уплаченной по квитанции от 11.12.2014 г. оригинал квитанции остается в материалах дела.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Е.Ю.АБДРАХМАНОВА
Е.Ю.АБДРАХМАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)