Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Момотюка В.В., действующего на основании доверенности от 26.12.2013 по письму-поручению Прокуратуры Ярославской области от 20.11.2014 N 8-21-2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яснищи"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 по делу N А82-13911/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по иску Прокуратуры Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа-Рослесхоза
к Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области
(ИНН: 7621003800, ОГРН: 1027601598617) и
к обществу с ограниченной ответственностью "Яснищи"
третьи лица: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Департамента лесного хозяйства Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области
о признании недействительным договора аренды от 17.04.2013 N 054/13 и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
Прокуратура Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Рослесхоза (далее - Истец, Прокуратура) обратилась с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) и к обществу с ограниченной ответственностью "Яснищи" (далее - Общество) о признании недействительным договора аренды от 17.04.2013 N 054/13, заключенного ответчиками, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки: Обществу передать Департаменту лесного хозяйства Ярославской области земельный участок с кадастровым номером 76:09:000000:322.
Определениями суда первой инстанции от 23.10.2013 и от 01.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 иск удовлетворен частично: договор аренды земельного участка от 17.04.2013 N 054/13 признан недействительным.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество с принятым решением суда в части удовлетворения иска не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в соответствующей части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик обращает внимание апелляционного суда на то, что в качестве основания ничтожности договора аренды Прокуратура указала на принадлежность спорного земельного участка Российской Федерации, поскольку он относится к категории земель лесного фонда, поэтому у муниципального образования отсутствуют полномочия по распоряжению таким объектом, в том числе и предоставление такого объекта в аренду.
Между тем, согласно данным сельскохозяйственной карты Некрасовского района Ярославской области в 1964 спорный земельный участок не входил в государственный лесной фонд и не относился к колхозным лесам.
Надлежащих доказательств, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15, Прокуратура в материалы дела не представила, тогда как в качестве Истца она должен доказать обстоятельства, на которые ссылается, а также представить объяснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В то же время в кадастровой выписке в отношении спорного участка указана его категория: земли сельскохозяйственного назначения.
Доказательств перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда Прокуратура не представила.
При этом леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (пункт 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, решением Ярославского областного суда от 30.03.2012 был признан недействующим п/п 6 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда", которым перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда был признан незаконным.
Таким образом, ООО "Яснищи" считает, что решение от 23.09.2014 в обжалуемой части подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции нарушил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Прокуратура и Рослесхоз представили отзывы на жалобу, в которых против доводов Ответчика возражают, просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Прокуратуры поддержал свою позицию по рассматриваемому спору.
Ответчики и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Рослесхоз ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Ответчиков и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 в обжалуемой части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, которые покрыты лесом, являются лесоустроительными, относятся к лесному фонду, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора аренды земельного участка от 17.04.2013 N 054/13, заключенного между Администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области и ООО "Яснищи" и просила применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86, постановлением Главы администрации Некрасовского района от 08.08.1992 N 98, статьями 7, 27, 77, 78, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 94 Земельного кодекса РСФСР (действовал с 30.05.1991 до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации 30.10.2001), статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации (действовали с 01.01.1994 до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 04.02.1997), статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ, статьями 8, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 N 9, Федеральными законами от 24.07.2002 N 101-ФЗ и от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Законом Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з, Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, статьями 12, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласился с требованиями Истца в части признания недействительным договора аренды земельного участка от 17.04.2013 N 054/13.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов на жалобу, выслушав представителя Прокуратуры, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (статья 101 ЗК РФ).
Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство: статья 94 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с 30.05.1991 до вступления в силу ЗК РФ (30.10.2001), и статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших с 01.01.1994 до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (04.02.1997).
Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
В законодательном регулировании колхозные леса указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из:
а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, на основании пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями статей 82, 83 ЛК РФ, введенного в действие с 01.01.2007, определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Согласно Положению о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденному Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 N 9, Департамент лесного хозяйства Ярославской области осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Ярославской области. Таким образом, в связи с переходом соответствующих полномочий по распоряжению такими земельными участками, именно Департамент лесного хозяйства Ярославской области уполномочен на принятие решений о предоставлении их в пользование заинтересованным лицам или о прекращении прав пользования ими.
Соответственно, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
В статье 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом в силу статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Такое же понятие земель сельскохозяйственного назначения содержалось в статье 56 Земельного кодекса РСФСР.
В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" (с изм. и доп.).
Статьей 4 Закона N 201-ФЗ определено, что договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с действующим ЛК РФ до 01.01.2009, для чего осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 был утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" постановлением Главы администрации Некрасовского района от 08.08.1992 N 98 "Об утверждении проектов землеустройства /перераспределении земель/ реорганизуемых колхозов "Коммунар", им. Ильича, им. Ленина, "Соцземледелие", "Красный луч" Некрасовского района Ярославской области" определены показатели проекта перераспределения земель реорганизуемого колхоза им. Ильича Некрасовского района Ярославской области, в которых среди прочего в бесплатное пользование колхозу предоставлено 446 га (в том числе 51 га лесов, 71 га кустарников, 3 га болот, 2 га друг их угодий), в бесплатную собственность коллектива - 5503 га, в аренду - 213 га.
На основании постановления Главы администрации Некрасовского района от 28.01.1993 N 26 "О закреплении земель за реорганизуемыми колхозами и совхозами района" колхозу им. Ильича в собственность предоставлено всего 5500 га (из них, 4962 га сельскохозяйственных угодий и 2427 га пашни), в аренду предоставлены земельные участки общей площадью 213 га, в том числе, 161 га сельскохозяйственных угодий.
Согласно постановлению Главы администрации Некрасовского района от 01.06.1993 N 188 "О передаче лесных площадей от Некрасовской муниципальной объединенной дирекции реорганизованным колхозам и совхозам" колхозу им. Ильича передано 446 га лесных площадей во владение для ведения лесного хозяйства.
08.06.1998 между колхозом им. Ильича, выступающим лесопользователем, и Ярославским лесхозом заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, согласно которому объектом безвозмездного пользования являются участки лесного фонда в границах землепользования, ранее находившиеся во владении колхоза им. Ильича общей площадью 420 га и предоставленные лесопользователю для заготовки древесины, побочного пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, пасек, заготовка древесного сока, ягод, грибов, лексырья, сбор мха и др.), пользования для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (1-3 кварталы). Данный договор зарегистрирован в Департаменте по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области 18.11.1998 (свидетельство серии 76 N 000118).
На основании постановления главы Некрасовского муниципального округа от 02.04.2004 N 332 "О внесении изменений в постановление главы администрации Некрасовского района от 28.01.1993 N 26" (в редакции постановления Главы Некрасовского муниципального района от 30.09.2008 N 674 "О внесений изменений в постановление главы Некрасовского муниципального округа от 02.04.2004 N 332") было произведено перераспределение земель сельскохозяйственного кооператива им. Ильича, в результате которого в собственность СПК им. Ильича, как юридического лица, передано 498 га, в общую долевую собственность граждан - собственников земельных паев (долей) - 4933 га, на праве аренды - 446 га (лесной участок).
На основании договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 31.12.2008 N 262, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Ярославской области и ООО "Яснищи", последнему предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 446 га, расположенный по адресу Ярославская область, Некрасовский муниципальный район, ГУ ЯО "Ярославское лесничество", Некрасовское участковое лесничество, кварталы NN 3401, 3402, 3403, ранее находившийся в пользовании у арендатора на основании договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 08.06.1998, зарегистрированного 18.11.1998.
Государственная регистрация сделки состоялась 05.08.2009.
30.12.2011 Администрацией Некрасовского муниципального района принято постановление N 1573 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования СПК имени Ильича на земельный участок для ведения лесного хозяйства по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Боровской сельский округ" в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственного производственного кооперативу имени Ильича на земельный участок общей площадью 4 460 000 кв. м с кадастровым номером 76:09:000000:322 (предыдущие номера 76:09:010000:4, 76:09:014603:1) из земель лесного фонда для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенный по адресу Ярославская область, Некрасовский район, Боровский сельский округ, ранее предоставленный из земель сельскохозяйственного назначения для ведения лесного хозяйства на основании постановления Главы администрации Некрасовского района от 01.06.1993 N 188.
17.04.2013 между ответчиками заключен договор аренды земельного участка N 054/13, согласно которому арендодатель (Администрация) обязался предоставить земельный участок общей площадью 4 460 000 кв. м с кадастровым номером 76:09:000000:322, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Боровский сельский округ, а арендатор (Общество) обязался принять указанный земельный участок и использовать его в соответствии с видом функционального использования (для сельскохозяйственного использования) (пункты 1.1, 3.4.1 договора).
Земельный участок общей площадью 4 460 000 кв. м, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Боровский сельский округ, передан Арендатору по акту приема-передачи от 17.04.2013.
Сторонами согласовано, что действие договора устанавливается с 02.04.2004 по 01.04.2053.
Государственная регистрация сделки произведена 23.05.2013.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что на момент обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду Общество являлось правообладателем земельного участка на условиях аренды по договору от 17.04.2013 N 054/13, заключенному с Департаментом лесного хозяйства Ярославской области в порядке переоформления права безвозмездного пользования участком лесного фонда по договору от 08.06.1998 в соответствии с лесным законодательством, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для повторного предоставления данного земельного участка в аренду по оспариваемому договору.
При рассмотрении позиции Общества о том, что при наличии противоречий в сведениях в отношении определения категории спорного земельного участка, необходимо использовать кадастровую выписку о земельном участке, апелляционный суд учитывает следующее.
Частью 2 статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу названной нормы права данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом в силу части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).
Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства Информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, может служить информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Закона N 201-ФЗ, а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированном сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренным данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Следовательно, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не могут быть признаны единственно верными доказательствами для отнесения земель к определенной категории, так как такие сведения могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих соответствующими полномочиями (статья 20 Федерального закона N 221-ФЗ).
Довод Общества о том, что решением Ярославского областного суда от 30.03.2012 по делу N 3-11/2012 был признан недействующим п/п 6 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда", которым перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда был признан незаконным, отклоняется апелляционным судом, поскольку названный судебный акт не опровергает выводов суда первой инстанции по рассматриваемому спору. Ярославский областной суд оценивал процедуру перевода земельных участков из одной категории в другую, а не рассматривал вопрос об определении категории земельного участка. При этом сам механизм перевода был использован уполномоченными органами для приведения в соответствие целевого назначения колхозных лесов и их кадастрового учета.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что предоставленный в пользование спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации и является ограниченным в обороте. Правом на распоряжение таким земельным участком органы местного самоуправления не наделены, поэтому договор аренды земельного участка от 17.04.2013 N 054/13 является сделкой, совершенной с нарушением требований закона, что свидетельствует о ее недействительности в соответствии со статьей 168 ГК РФ. В связи с этим оснований для применения последствий недействительности сделки не имеется, на что обоснованно было указано в решении суда первой инстанции.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 в обжалуемой части законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы ООО "Яснищи" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 по делу N А82-13911/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яснищи" (ИНН: 7606070619, ОГРН: 1087606003517) в указанной части - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2014 N 02АП-8861/2014 ПО ДЕЛУ N А82-13911/2013
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2014 г. по делу N А82-13911/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Немчаниновой М.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца: Момотюка В.В., действующего на основании доверенности от 26.12.2013 по письму-поручению Прокуратуры Ярославской области от 20.11.2014 N 8-21-2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яснищи"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 по делу N А82-13911/2013, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по иску Прокуратуры Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа-Рослесхоза
к Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области
(ИНН: 7621003800, ОГРН: 1027601598617) и
к обществу с ограниченной ответственностью "Яснищи"
третьи лица: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Департамента лесного хозяйства Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области
о признании недействительным договора аренды от 17.04.2013 N 054/13 и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
установил:
Прокуратура Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Рослесхоза (далее - Истец, Прокуратура) обратилась с иском в Арбитражный суд Ярославской области к Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) и к обществу с ограниченной ответственностью "Яснищи" (далее - Общество) о признании недействительным договора аренды от 17.04.2013 N 054/13, заключенного ответчиками, и о применении последствий недействительности ничтожной сделки: Обществу передать Департаменту лесного хозяйства Ярославской области земельный участок с кадастровым номером 76:09:000000:322.
Определениями суда первой инстанции от 23.10.2013 и от 01.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 иск удовлетворен частично: договор аренды земельного участка от 17.04.2013 N 054/13 признан недействительным.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество с принятым решением суда в части удовлетворения иска не согласилось и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в соответствующей части отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик обращает внимание апелляционного суда на то, что в качестве основания ничтожности договора аренды Прокуратура указала на принадлежность спорного земельного участка Российской Федерации, поскольку он относится к категории земель лесного фонда, поэтому у муниципального образования отсутствуют полномочия по распоряжению таким объектом, в том числе и предоставление такого объекта в аренду.
Между тем, согласно данным сельскохозяйственной карты Некрасовского района Ярославской области в 1964 спорный земельный участок не входил в государственный лесной фонд и не относился к колхозным лесам.
Надлежащих доказательств, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15, Прокуратура в материалы дела не представила, тогда как в качестве Истца она должен доказать обстоятельства, на которые ссылается, а также представить объяснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В то же время в кадастровой выписке в отношении спорного участка указана его категория: земли сельскохозяйственного назначения.
Доказательств перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда Прокуратура не представила.
При этом леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (пункт 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, решением Ярославского областного суда от 30.03.2012 был признан недействующим п/п 6 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда", которым перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда был признан незаконным.
Таким образом, ООО "Яснищи" считает, что решение от 23.09.2014 в обжалуемой части подлежит отмене, поскольку при его принятии суд первой инстанции нарушил нормы материального права и неверно оценил фактические обстоятельства дела.
Прокуратура и Рослесхоз представили отзывы на жалобу, в которых против доводов Ответчика возражают, просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Прокуратуры поддержал свою позицию по рассматриваемому спору.
Ответчики и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Рослесхоз ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей Ответчиков и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 в обжалуемой части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, полагая, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению земельными участками, которые покрыты лесом, являются лесоустроительными, относятся к лесному фонду, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора аренды земельного участка от 17.04.2013 N 054/13, заключенного между Администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области и ООО "Яснищи" и просила применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86, постановлением Главы администрации Некрасовского района от 08.08.1992 N 98, статьями 7, 27, 77, 78, 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 94 Земельного кодекса РСФСР (действовал с 30.05.1991 до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации 30.10.2001), статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации (действовали с 01.01.1994 до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 04.02.1997), статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977, Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ, статьями 8, 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 N 9, Федеральными законами от 24.07.2002 N 101-ФЗ и от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Законом Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з, Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, статьями 12, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласился с требованиями Истца в части признания недействительным договора аренды земельного участка от 17.04.2013 N 054/13.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, отзывов на жалобу, выслушав представителя Прокуратуры, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК РФ и лесным законодательством (статья 101 ЗК РФ).
Подобное определение земель лесного фонда содержало и ранее действовавшее законодательство: статья 94 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего с 30.05.1991 до вступления в силу ЗК РФ (30.10.2001), и статья 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших с 01.01.1994 до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (04.02.1997).
Согласно статье 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, заповедников, национальных природных парков, учебных, лесных и опытных лесных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
В законодательном регулировании колхозные леса указаны в статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, согласно которой все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд. Единый государственный лесной фонд состоит из:
а) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников, и б) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) земли лесного фонда и лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Кроме того, на основании пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положениями статей 82, 83 ЛК РФ, введенного в действие с 01.01.2007, определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а также полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Согласно Положению о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденному Постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 N 9, Департамент лесного хозяйства Ярославской области осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Ярославской области. Таким образом, в связи с переходом соответствующих полномочий по распоряжению такими земельными участками, именно Департамент лесного хозяйства Ярославской области уполномочен на принятие решений о предоставлении их в пользование заинтересованным лицам или о прекращении прав пользования ими.
Соответственно, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
В статье 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом в силу статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Такое же понятие земель сельскохозяйственного назначения содержалось в статье 56 Земельного кодекса РСФСР.
В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Аналогичное положение содержится в пункте 3 статьи 6<1> Закона Ярославской области от 23.10.2003 N 55-з "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области" (с изм. и доп.).
Статьей 4 Закона N 201-ФЗ определено, что договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с действующим ЛК РФ до 01.01.2009, для чего осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 был утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" постановлением Главы администрации Некрасовского района от 08.08.1992 N 98 "Об утверждении проектов землеустройства /перераспределении земель/ реорганизуемых колхозов "Коммунар", им. Ильича, им. Ленина, "Соцземледелие", "Красный луч" Некрасовского района Ярославской области" определены показатели проекта перераспределения земель реорганизуемого колхоза им. Ильича Некрасовского района Ярославской области, в которых среди прочего в бесплатное пользование колхозу предоставлено 446 га (в том числе 51 га лесов, 71 га кустарников, 3 га болот, 2 га друг их угодий), в бесплатную собственность коллектива - 5503 га, в аренду - 213 га.
На основании постановления Главы администрации Некрасовского района от 28.01.1993 N 26 "О закреплении земель за реорганизуемыми колхозами и совхозами района" колхозу им. Ильича в собственность предоставлено всего 5500 га (из них, 4962 га сельскохозяйственных угодий и 2427 га пашни), в аренду предоставлены земельные участки общей площадью 213 га, в том числе, 161 га сельскохозяйственных угодий.
Согласно постановлению Главы администрации Некрасовского района от 01.06.1993 N 188 "О передаче лесных площадей от Некрасовской муниципальной объединенной дирекции реорганизованным колхозам и совхозам" колхозу им. Ильича передано 446 га лесных площадей во владение для ведения лесного хозяйства.
08.06.1998 между колхозом им. Ильича, выступающим лесопользователем, и Ярославским лесхозом заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, согласно которому объектом безвозмездного пользования являются участки лесного фонда в границах землепользования, ранее находившиеся во владении колхоза им. Ильича общей площадью 420 га и предоставленные лесопользователю для заготовки древесины, побочного пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, пасек, заготовка древесного сока, ягод, грибов, лексырья, сбор мха и др.), пользования для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей (1-3 кварталы). Данный договор зарегистрирован в Департаменте по управлению государственным имуществом Администрации Ярославской области 18.11.1998 (свидетельство серии 76 N 000118).
На основании постановления главы Некрасовского муниципального округа от 02.04.2004 N 332 "О внесении изменений в постановление главы администрации Некрасовского района от 28.01.1993 N 26" (в редакции постановления Главы Некрасовского муниципального района от 30.09.2008 N 674 "О внесений изменений в постановление главы Некрасовского муниципального округа от 02.04.2004 N 332") было произведено перераспределение земель сельскохозяйственного кооператива им. Ильича, в результате которого в собственность СПК им. Ильича, как юридического лица, передано 498 га, в общую долевую собственность граждан - собственников земельных паев (долей) - 4933 га, на праве аренды - 446 га (лесной участок).
На основании договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 31.12.2008 N 262, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Ярославской области и ООО "Яснищи", последнему предоставлен во временное пользование лесной участок площадью 446 га, расположенный по адресу Ярославская область, Некрасовский муниципальный район, ГУ ЯО "Ярославское лесничество", Некрасовское участковое лесничество, кварталы NN 3401, 3402, 3403, ранее находившийся в пользовании у арендатора на основании договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 08.06.1998, зарегистрированного 18.11.1998.
Государственная регистрация сделки состоялась 05.08.2009.
30.12.2011 Администрацией Некрасовского муниципального района принято постановление N 1573 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования СПК имени Ильича на земельный участок для ведения лесного хозяйства по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Боровской сельский округ" в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственного производственного кооперативу имени Ильича на земельный участок общей площадью 4 460 000 кв. м с кадастровым номером 76:09:000000:322 (предыдущие номера 76:09:010000:4, 76:09:014603:1) из земель лесного фонда для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенный по адресу Ярославская область, Некрасовский район, Боровский сельский округ, ранее предоставленный из земель сельскохозяйственного назначения для ведения лесного хозяйства на основании постановления Главы администрации Некрасовского района от 01.06.1993 N 188.
17.04.2013 между ответчиками заключен договор аренды земельного участка N 054/13, согласно которому арендодатель (Администрация) обязался предоставить земельный участок общей площадью 4 460 000 кв. м с кадастровым номером 76:09:000000:322, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Боровский сельский округ, а арендатор (Общество) обязался принять указанный земельный участок и использовать его в соответствии с видом функционального использования (для сельскохозяйственного использования) (пункты 1.1, 3.4.1 договора).
Земельный участок общей площадью 4 460 000 кв. м, расположенный по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, Боровский сельский округ, передан Арендатору по акту приема-передачи от 17.04.2013.
Сторонами согласовано, что действие договора устанавливается с 02.04.2004 по 01.04.2053.
Государственная регистрация сделки произведена 23.05.2013.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что на момент обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду Общество являлось правообладателем земельного участка на условиях аренды по договору от 17.04.2013 N 054/13, заключенному с Департаментом лесного хозяйства Ярославской области в порядке переоформления права безвозмездного пользования участком лесного фонда по договору от 08.06.1998 в соответствии с лесным законодательством, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для повторного предоставления данного земельного участка в аренду по оспариваемому договору.
При рассмотрении позиции Общества о том, что при наличии противоречий в сведениях в отношении определения категории спорного земельного участка, необходимо использовать кадастровую выписку о земельном участке, апелляционный суд учитывает следующее.
Частью 2 статьи 8 ЗК РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Между тем по смыслу названной нормы права данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом в силу части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 ЛК РФ).
Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства Информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, может служить информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены статьями 4.1, 4.2, 4.4 Закона N 201-ФЗ, а также частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно частям 2, 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированном сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также иных предусмотренным данным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных указанным федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно указанным нормам государственный кадастровый учет земельного участка подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав и не порождает в отношении него прав и обязанностей.
Следовательно, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не могут быть признаны единственно верными доказательствами для отнесения земель к определенной категории, так как такие сведения могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих соответствующими полномочиями (статья 20 Федерального закона N 221-ФЗ).
Довод Общества о том, что решением Ярославского областного суда от 30.03.2012 по делу N 3-11/2012 был признан недействующим п/п 6 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 26.11.2008 N 619-п "О переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда", которым перевод спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда был признан незаконным, отклоняется апелляционным судом, поскольку названный судебный акт не опровергает выводов суда первой инстанции по рассматриваемому спору. Ярославский областной суд оценивал процедуру перевода земельных участков из одной категории в другую, а не рассматривал вопрос об определении категории земельного участка. При этом сам механизм перевода был использован уполномоченными органами для приведения в соответствие целевого назначения колхозных лесов и их кадастрового учета.
При таких обстоятельствах следует признать правомерным вывод суда первой инстанции о том, что предоставленный в пользование спорный земельный участок ранее относился к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации и является ограниченным в обороте. Правом на распоряжение таким земельным участком органы местного самоуправления не наделены, поэтому договор аренды земельного участка от 17.04.2013 N 054/13 является сделкой, совершенной с нарушением требований закона, что свидетельствует о ее недействительности в соответствии со статьей 168 ГК РФ. В связи с этим оснований для применения последствий недействительности сделки не имеется, на что обоснованно было указано в решении суда первой инстанции.
На основании изложенного Второй арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 в обжалуемой части законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела. Оснований для удовлетворения жалобы ООО "Яснищи" по изложенным в ней доводам у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.09.2014 по делу N А82-13911/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Яснищи" (ИНН: 7606070619, ОГРН: 1087606003517) в указанной части - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
Т.В.ХОРОВА
Судьи
М.В.НЕМЧАНИНОВА
Л.И.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)