Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемыми постановлениями третьему лицу предварительно согласовано место размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке, смежном с арендуемым заявителем участком, утвержден акт выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и третьему лицу в аренду предоставлен указанный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Аксон" - Левицкая С.Р. - дов. от 15.01.2015
от заинтересованных лиц - 1) администрации городского округа "Химки" Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) закрытого акционерного общества "Континент Проект" - Потапкина М.Н. - дов. от 11.06.2015 N 555; Чернякова И.Г. - дов. от 29.10.2014 N 429
от третьих лиц - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 21 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Континент Проект"
на постановление от 29 апреля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-61686/14
по заявлению закрытого акционерного общества "Аксон" (ОГРН 1117746646027)
к администрации городского округа "Химки" Московской области и закрытому акционерному обществу "Континент Проект" (ОГРН 1117746642980)
о признании недействительными постановлений и договора аренды земельного участка
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092)
установил:
Закрытое акционерное общество "Аксон" (далее - ЗАО "Аксон") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа "Химки" Московской области (далее - Администрация) и закрытому акционерному обществу "Континент Проект" (далее - ЗАО "Континент Проект") с требованиями:
- - признать недействительным постановление Администрации от 29.05.2014 N 683 "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Континент Проект" места размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленная коммунальная зона, и об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, выполненной на кадастровой карте территории городского округа "Химки";
- - признать недействительным постановление Администрации от 12.09.2014 N 1324 "О предоставлении в аренду закрытому акционерному обществу "Континент Проект" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15812, расположенного по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-западная промышленно-коммунальная зона";
- - признать недействительным договор N ЮА-111/2 аренды земельного участка, заключенный 22.09.2014 между Администрацией и ЗАО "Континент Проект".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2014 в удовлетворении требований ЗАО "Аксон" отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 решение от 23.12.2014 отменено; требования ЗАО "Аксон" в части признания недействительными постановлений Администрации удовлетворены.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, ЗАО "Континент Проект" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 29.04.2015 и оставить в силе решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Законность обжалуемого постановления проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 284, 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает, что постановление апелляции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе на основании следующего.
Как видно из материалов дела, Общество является арендатором земельных участков (земли населенных пунктов, разрешенное использование "Комплексное многоэтажное жилищное строительство), расположенных в городском округе "Химки" Московской области с кадастровыми номерами 50:10:010303:23, 50:10:010303:28, 50:10:010303:29, 50:10:010317:32.
Постановлением Администрации от 31.08.2012 N 1441 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания части территории Северо-Западной промышленно-коммунальной зоны г. Химки Московской области в районе Вашутинского шоссе и Октябрьской железной дороги" был утвержден проект планировки и проект межевания территории, в которую включены вышеуказанные земельные участки.
Истцу 30.09.2014 стало известно о наличии ненормативных правовых актов:
- - постановление Администрации от 29.05.2014 года N 683 "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Континент Проект" места размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленная коммунальная зона, и об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, выполненной на кадастровой карте территории городского округа "Химки";
- - постановление Администрации от 12.09.2014 N 1324 "О предоставлении в аренду закрытому акционерному обществу "Континент Проект" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15812, расположенного по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-западная промышленно-коммунальная зона".
Между Администрацией и ЗАО "Континент проект" 22.09.2014 заключен договор аренды N ЮА-111/2 земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15812.
Предоставленный в аренду ЗАО "Континент Проект" земельный участок с кадастровым номером 50:10:0000000:15812 является смежным и граничит с земельными участками, принадлежащими истцу на праве аренды.
Считая вышеуказанный договор недействительной (ничтожной) сделкой и ненормативные акты Администрации недействительными, ЗАО "Аксон" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 2 части 1 статьи 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ установлено, что выбором земельного участка является определение вариантов размещения объекта заявителя и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как установлено судом, ЗАО "Континент Проект" 13.03.2014 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства инженерных коммуникаций, необходимых для обеспечения жизнедеятельности строящегося жилого комплекса.
Информирование жителей о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка площадью 6,5 га, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленная-коммунальная зона, было проведено путем публикации в газете "Химкинские новости" от 23.03.2014 N 11 (2158).
В общественно-политическом издании г.о. Химки - газете "Химкинские новости" N 11 (2158) 21.03.2014 было опубликовано информационное сообщение о предстоящем строительстве объектов инженерной инфраструктуры на земельном участке площадью 6,5 га, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленная-коммунальная зона.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная норма возлагает на администрацию обязанность доведения до сведения неограниченного круга лиц соответствующих данных о возможном строительстве. Указанная публикация, информирующая о сообщении местоположения земельного участка, является условной и приблизительной, поскольку земельный участок на тот момент еще не обладает всеми уникальными характеристиками.
ЗАО "Аксон" не было лишено права обратиться в Администрацию о предоставлении информации о расположении земельного участка.
Вместе с тем, Общество в период с 21.03.2014 по 03.04.2014 в Администрацию по вопросу предоставления земельного участка в аренду не обращалось.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, поскольку пришел к выводу о ненадлежащем информировании о предстоящем предоставлении земельного участка.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда не соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделанными без учета правовой оценки, данной судом первой инстанции.
При размещении 21.03.2014 сообщения в газете "Химкинские новости" о предстоящем строительстве инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке площадью 6,5 га, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, были указаны ссылки на положения статей 30, 31 ЗК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 30, частью 3 статьи 31 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. В части, с северо-западной стороны земельный участок с кадастровым номером 50:10:0000000:15812 граничит с территорией, принадлежащей Кинологическому центру Департамента тылового и финансового обеспечения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Доводы суда апелляционной инстанции о неуказании планируемой передачи земельного участка для строительства объектов инженерной инфраструктуры в аренду ограничивало бы круг участников для подачи заявок, исключив возможность государственного и муниципального учреждения, казенного предприятия в получении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Избранные в информационном сообщении формулировки обеспечивали защиту интересов неопределенного круга лиц. При этом коммерческие организации могли приобрести спорный земельный участок только на правах аренды, что и было сделано Администрацией.
Суд первой инстанции установил, что истец не обращался в Администрацию с заявлением о выделении 6,5 га для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Заявления ЗАО "Аксон" от 06.05.2014 N 42, от 26.06.2014 N 34, от 15.07.2014 N 68 подтверждают лишь обращения с заявлением о выделении земельного участка площадью 10*10 кв. м, то есть 0,01 га для переноса одной опоры ЛЭП в пользу ОАО "МОЭСК". Из представленных письменных доказательств следует, что потребность Общества в получении 6,5 га земельного участка отсутствовала.
Обращение от 22.09.2014 N 89 было подано Обществом уже после прохождения всех процедур, предусмотренных частью 5 статьи 30 ЗК РФ, подписания договора аренды от 22.09.2014 N ЮА-111/2 и акта приема-передачи от 22.09.2014 между Администрацией и ЗАО "Континент Проект".
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Аксон".
В силу частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение норм материального права, является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции (пункт 5 части 1 статьи 287 АПК РФ).
По приведенным мотивам постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2015 года по делу N А41-61686/14 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2014 года по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
С.В.КРАСНОВА
Судья
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2015 N Ф05-8702/2015 ПО ДЕЛУ N А41-61686/14
Требование: О признании недействительными постановлений органа местного самоуправления.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемыми постановлениями третьему лицу предварительно согласовано место размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке, смежном с арендуемым заявителем участком, утвержден акт выбора и схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории и третьему лицу в аренду предоставлен указанный участок.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2015 г. по делу N А41-61686/14
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя - закрытого акционерного общества "Аксон" - Левицкая С.Р. - дов. от 15.01.2015
от заинтересованных лиц - 1) администрации городского округа "Химки" Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) закрытого акционерного общества "Континент Проект" - Потапкина М.Н. - дов. от 11.06.2015 N 555; Чернякова И.Г. - дов. от 29.10.2014 N 429
от третьих лиц - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 21 июля 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Континент Проект"
на постановление от 29 апреля 2015 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-61686/14
по заявлению закрытого акционерного общества "Аксон" (ОГРН 1117746646027)
к администрации городского округа "Химки" Московской области и закрытому акционерному обществу "Континент Проект" (ОГРН 1117746642980)
о признании недействительными постановлений и договора аренды земельного участка
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092)
установил:
Закрытое акционерное общество "Аксон" (далее - ЗАО "Аксон") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа "Химки" Московской области (далее - Администрация) и закрытому акционерному обществу "Континент Проект" (далее - ЗАО "Континент Проект") с требованиями:
- - признать недействительным постановление Администрации от 29.05.2014 N 683 "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Континент Проект" места размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленная коммунальная зона, и об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, выполненной на кадастровой карте территории городского округа "Химки";
- - признать недействительным постановление Администрации от 12.09.2014 N 1324 "О предоставлении в аренду закрытому акционерному обществу "Континент Проект" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15812, расположенного по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-западная промышленно-коммунальная зона";
- - признать недействительным договор N ЮА-111/2 аренды земельного участка, заключенный 22.09.2014 между Администрацией и ЗАО "Континент Проект".
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.12.2014 в удовлетворении требований ЗАО "Аксон" отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 решение от 23.12.2014 отменено; требования ЗАО "Аксон" в части признания недействительными постановлений Администрации удовлетворены.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, ЗАО "Континент Проект" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 29.04.2015 и оставить в силе решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Законность обжалуемого постановления проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 284, 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает, что постановление апелляции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе на основании следующего.
Как видно из материалов дела, Общество является арендатором земельных участков (земли населенных пунктов, разрешенное использование "Комплексное многоэтажное жилищное строительство), расположенных в городском округе "Химки" Московской области с кадастровыми номерами 50:10:010303:23, 50:10:010303:28, 50:10:010303:29, 50:10:010317:32.
Постановлением Администрации от 31.08.2012 N 1441 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания части территории Северо-Западной промышленно-коммунальной зоны г. Химки Московской области в районе Вашутинского шоссе и Октябрьской железной дороги" был утвержден проект планировки и проект межевания территории, в которую включены вышеуказанные земельные участки.
Истцу 30.09.2014 стало известно о наличии ненормативных правовых актов:
- - постановление Администрации от 29.05.2014 года N 683 "О предварительном согласовании закрытому акционерному обществу "Континент Проект" места размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленная коммунальная зона, и об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка, выполненной на кадастровой карте территории городского округа "Химки";
- - постановление Администрации от 12.09.2014 N 1324 "О предоставлении в аренду закрытому акционерному обществу "Континент Проект" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15812, расположенного по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-западная промышленно-коммунальная зона".
Между Администрацией и ЗАО "Континент проект" 22.09.2014 заключен договор аренды N ЮА-111/2 земельного участка с кадастровым номером 50:10:0000000:15812.
Предоставленный в аренду ЗАО "Континент Проект" земельный участок с кадастровым номером 50:10:0000000:15812 является смежным и граничит с земельными участками, принадлежащими истцу на праве аренды.
Считая вышеуказанный договор недействительной (ничтожной) сделкой и ненормативные акты Администрации недействительными, ЗАО "Аксон" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Общество не представило доказательств нарушения его прав и законных интересов.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 2 части 1 статьи 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ установлено, что выбором земельного участка является определение вариантов размещения объекта заявителя и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как установлено судом, ЗАО "Континент Проект" 13.03.2014 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства инженерных коммуникаций, необходимых для обеспечения жизнедеятельности строящегося жилого комплекса.
Информирование жителей о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка площадью 6,5 га, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленная-коммунальная зона, было проведено путем публикации в газете "Химкинские новости" от 23.03.2014 N 11 (2158).
В общественно-политическом издании г.о. Химки - газете "Химкинские новости" N 11 (2158) 21.03.2014 было опубликовано информационное сообщение о предстоящем строительстве объектов инженерной инфраструктуры на земельном участке площадью 6,5 га, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленная-коммунальная зона.
Пунктом 3 статьи 31 ЗК РФ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная норма возлагает на администрацию обязанность доведения до сведения неограниченного круга лиц соответствующих данных о возможном строительстве. Указанная публикация, информирующая о сообщении местоположения земельного участка, является условной и приблизительной, поскольку земельный участок на тот момент еще не обладает всеми уникальными характеристиками.
ЗАО "Аксон" не было лишено права обратиться в Администрацию о предоставлении информации о расположении земельного участка.
Вместе с тем, Общество в период с 21.03.2014 по 03.04.2014 в Администрацию по вопросу предоставления земельного участка в аренду не обращалось.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, поскольку пришел к выводу о ненадлежащем информировании о предстоящем предоставлении земельного участка.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда не соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, сделанными без учета правовой оценки, данной судом первой инстанции.
При размещении 21.03.2014 сообщения в газете "Химкинские новости" о предстоящем строительстве инженерной и транспортной инфраструктуры на земельном участке площадью 6,5 га, расположенном по адресному ориентиру: Московская обл., г. Химки, Северо-Западная промышленно-коммунальная зона, были указаны ссылки на положения статей 30, 31 ЗК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 30, частью 3 статьи 31 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. В части, с северо-западной стороны земельный участок с кадастровым номером 50:10:0000000:15812 граничит с территорией, принадлежащей Кинологическому центру Департамента тылового и финансового обеспечения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Доводы суда апелляционной инстанции о неуказании планируемой передачи земельного участка для строительства объектов инженерной инфраструктуры в аренду ограничивало бы круг участников для подачи заявок, исключив возможность государственного и муниципального учреждения, казенного предприятия в получении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Избранные в информационном сообщении формулировки обеспечивали защиту интересов неопределенного круга лиц. При этом коммерческие организации могли приобрести спорный земельный участок только на правах аренды, что и было сделано Администрацией.
Суд первой инстанции установил, что истец не обращался в Администрацию с заявлением о выделении 6,5 га для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Заявления ЗАО "Аксон" от 06.05.2014 N 42, от 26.06.2014 N 34, от 15.07.2014 N 68 подтверждают лишь обращения с заявлением о выделении земельного участка площадью 10*10 кв. м, то есть 0,01 га для переноса одной опоры ЛЭП в пользу ОАО "МОЭСК". Из представленных письменных доказательств следует, что потребность Общества в получении 6,5 га земельного участка отсутствовала.
Обращение от 22.09.2014 N 89 было подано Обществом уже после прохождения всех процедур, предусмотренных частью 5 статьи 30 ЗК РФ, подписания договора аренды от 22.09.2014 N ЮА-111/2 и акта приема-передачи от 22.09.2014 между Администрацией и ЗАО "Континент Проект".
Таким образом, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований ЗАО "Аксон".
В силу частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильное применение норм материального права, является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции (пункт 5 части 1 статьи 287 АПК РФ).
По приведенным мотивам постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2015 года по делу N А41-61686/14 отменить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 декабря 2014 года по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
С.В.КРАСНОВА
Судья
А.М.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)