Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2010 N 05АП-1766/2010 ПО ДЕЛУ N А51-3955/2009

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2010 г. N 05АП-1766/2010

Дело N А51-3955/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 29 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2010 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой
судей: Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Мильгевской Н.А.
при участии:
- от ООО "Весенка": Лунев В.М. по доверенности от 28.04.2009 г. со специальными полномочиями сроком на три года, паспорт;
- от главы города Владивостока: Жембровская О.В. по доверенности от 15.01.2010 г. со специальными полномочиями сроком до 31.12.2010 г., удостоверение N <...> выдано 19.12.2008 г.;
- от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Сулейманова А.Е. по доверенности от 04.12.2009. со специальными полномочиями, удостоверение N <...> сроком до 31.12.2010 г.;
- от МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" - представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы города Владивостока
апелляционное производство N 05АП-1766/2010
на решение от 25.02.2010
судьи Зиньковой Л.Н.
по делу N А51-3955/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Весенка"
к главе города Владивостока
третьи лица: МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании недействительным постановления

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Весенка" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации г. Владивостока от 16.12.2008 N 784 "Об отмене постановления главы администрации г. Владивостока N 281 от 05.05.2008" в части наложения 1302 кв. м площади земельного участка, расположенного по адресу: г. Владивосток, район улицы Русская-Давыдова, предварительно согласованного ООО "Весенка" под размещение кафетерия.
Решением суда от 25.02.2010 г. заявленные требования удовлетворены.
Глава г. Владивостока, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что на сегодняшний день спорный земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" на основании постановления администрации г. Владивостока от 09.01.2007 N 152. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от 27.04.2009 спорный земельный участок на основании постановления N 152 был внесен в реестр муниципальной собственности 15.01.2007. УФРС по ПК право муниципальной собственности на данный объект зарегистрировано 09.08.2007. На этом основании, ответчик полагает, что Департамент, издав распоряжение от 29.04.2008 N 821-р "О предварительном согласовании ООО "Весенка" места размещения кондитерского магазина - салона на земельном участке в г. Владивостоке в районе ул. Давыдова-ул.Русская" превысил свои полномочия. По мнению ответчика, ООО "Весенка" не доказало нарушение оспариваемым постановлением его прав и законных интересов, а также не указало, какому закону или иному нормативно-правовому акту он не соответствует. Ссылку суда на постановление главы г. Владивостока N 777 от 09.07.2009 ответчик считает необоснованной.
Представитель главы г. Владивостока доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Весенка" с жалобой не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, представлен письменный отзыв.
Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержал.
МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", извещенное о времени и месте судебного разбирательства своего представителя в суд не направило, письменный отзыв не представлен.
В соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке".
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, апелляционный суд считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, постановлением главы администрации г. Владивостока N 152 от 09.01.2007 муниципальному учреждению "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" на праве постоянного бессрочного пользования был предоставлен земельный участок площадью 10947 кв. м в районе ул. Русская,25 в г. Владивостоке.
Постановлением главы г. Владивостока N 281 05.05.2008 отменено постановление N 152.
16.12.2008 администрацией издано постановление N 784 об отмене постановления N 281 от 05.05.2008.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов N 821-р от 29.04.2008 во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края по делу А51-10478/2007 4-423 ООО "Весенка" предварительно согласовано место размещения кондитерского магазина-салона на земельном участке, расположенном в районе ул. Русская-Давыдова.
Предметом настоящего спора является требование ООО "Весенка" о признании недействительным постановления главы администрации г. Владивостока от 16.12.2008 N 784 "Об отмене постановления главы администрации г. Владивостока N 281 от 05.05.2008" в части, касающейся предоставления муниципальному учреждению "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" земельного участка в районе улицы Русская, 25, в результате чего произошло наложение 1302 кв. м площади земельного участка, предварительно согласованного ООО "Весенка" под размещение кафетерия на земельный участок, предоставленный муниципальному учреждению "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке".
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и материалы дела, коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемого постановления незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемое постановление должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты на основании статьи 48 Закона N 131-ФЗ могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2004 N 1424/04, следует, что отмена ненормативного правового акта органа местного самоуправления осуществляется в порядке самоконтроля в связи с допущенными нарушениями закона при издании ранее принятого акта.
Исходя из правового смысла вышеприведенных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в этом случае полномочный орган обязан обосновать необходимость отмены правового акта, указать на несоответствие его содержания нормам права. Названное полномочие органа местного самоуправления не может быть реализовано произвольно.
В материалах дела имеется обращение муниципального учреждения "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" от 10.12.2008 "Об отмене постановления главы администрации г. Владивостока N 281 от 05.05.2008" и 16.12.2008 такое постановление N 784 издается.
Судом установлено, что при издании постановления N 784 глава г. Владивостока руководствовался лишь письмом МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", Уставом г. Владивостока, имеется ссылка на Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Указаний на конкретный закон или иной нормативно-правовой акт, которому не соответствовало постановление N 281, в оспариваемом постановлении не имеется.
Согласно представленным суду доказательствам, первоначально земельный участок площадью 10947 кв. м расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Русская. 25 был предоставлен МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" в постоянное (бессрочное) пользование под площадку для отдыха жителей города постановлением N 152.
На основании письма МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" от 25.04.2008 N 4763Д глава администрации г. Владивостока принял постановление N 281 от 05.05.2008 об отмене постановления N 152.
В доводах апелляционной жалобы, ответчик указывает на то, что спорный земельный участок был внесен в реестр муниципальной собственности 15.01.2007, а право за органом местного самоуправления на данный объект недвижимости было зарегистрировано в УФРС по Приморскому краю 09.08.2007. На этом основании, ответчик полагает спорный земельный участок муниципальной собственностью, в связи с чем он правомерно распорядился им в третий раз, отменив оспариваемым постановлением действие постановления N 152.
Делая вывод о муниципальном статусе спорного земельного участка, ответчик не учел, что постановлением главы администрации г. Владивостока N 281 от 05.05.2008 постановление главы администрации г. Владивостока N 152 от 09.01.2007 было отменено на основании письма муниципального учреждения "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" от 25.01.2008 N 4763Д. Таким образом, спорный земельный участок должен быть исключен из реестра муниципальной собственности с принятием постановления N 281.
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ в Закон Приморского края "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края. Данный закон вступил в силу с 01.02.2007.
Соответствующие полномочия были возложены на департамент имущественных отношений Приморского края (ранее - комитет по управлению государственным имуществом Приморского края) согласно постановлениям администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па, а затем на департамент земельных ресурсов и землеустройства (постановление администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па).
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края согласно Положению о Департаменте земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 06.06.2007 N 134-па, наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
Как было указано выше, наличие государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок правового значения в рассматриваемом случае не имеет, поскольку на основании постановления N 281 от 05.05.2008 администрация г. Владивостока должна была принять меры по исключению его из реестра муниципальной собственности.
Таким образом, с 01.02.2007 ввиду вступления в силу Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ администрация г. Владивостока утратила полномочия по распоряжению земельными участками, не находящимися в муниципальной собственности.
В силу вышеприведенных правовых норм, Департамент в пределах своих полномочий осуществляет государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
В силу статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края от 29.04.2008 N 821-р во исполнение решения Арбитражного суда Приморского края от 08.11.2007 Обществу "Весенка" было предварительно согласовано место размещения кондитерского магазина - салона на земельном участке, расположенном в районе ул. Русская - Давыдова.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, ответчик, отменив постановление от 05.05.2008 N 281 "Об отмене постановлений администрации города Владивостока", нарушил право Общества на дальнейшее оформление земельного участка в собственность или в аренду, предварительно согласованного распоряжением Департамента от 29.04.2008 N 821-р под строительство кафетерия. Глава г. Владивостока, издавая постановление N 784, фактически заново предоставил земельный участок МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", превысив свои полномочия, поскольку на момент его принятия органом, уполномоченным распоряжаться им, являлся Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.
Суд также отмечает, что в настоящее время распоряжение Департамента N 821 о предварительном согласовании места размещения объекта Обществу "Весенка" является действующим, в установленном законом порядке не оспорено и не отменено.
Помимо того, что порядок принятия постановлением N 784 не соответствует закону, он также нарушает экономические интересы Общества в части расходов, понесенных им в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Довод жалобы о том, что суд необоснованно сослался на постановление главы г. Владивостока N 777 от 09.07.2009 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" коллегией отклоняется. Как видно из решения, суд указал лишь на то, что данным постановлением установлен запрет размещения на земельных участках, попадающих на территорию гостевого маршрута, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, не являющихся капитальными строениями, в то время как Обществу предварительно согласовано место размещения кондитерского магазина-салона, являющегося капитальным строением.
Кроме того, заявитель жалобы не учитывает, что судом спор рассмотрен исходя из предмета заявленных требований применительно к установлению и исследованию обстоятельств по распоряжению имуществом лицом, правомочным совершить акт распоряжения этим имуществом.
При таких обстоятельствах, проанализировав положения статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статей 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление главы г. Владивостока N 784 от 16.12.2008, не соответствует требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельного кодекса Российской Федерации и, учитывая издание органом местного самоуправления без указания правовых оснований акта об отмене ранее принятого им ненормативного правового акта, нарушает права ООО "Весенка". В связи с этим суд правомерно в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал оспариваемый ненормативно-правовой акт недействительным.
Распределение судом судебных издержек понесенных Обществом при подаче заявления в суд на главу г. Владивостока соответствует требованиям части 1 статьи 110 АПК РФ.
Оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 25 февраля 2010 г. по делу N А51-3955/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА

Судьи
Т.А.СОЛОХИНА
Е.Л.СИДОРОВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)