Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ТОМСКОГО РАЙОННОГО СУДА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.10.2014 ПО ДЕЛУ N 2-1458/2014~М-1484/2014

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. по делу N 2-1458/2014~М-1484/2014



Прокурор Томского района Томской области обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, указав, что решением Думы Томского района от 24.04.2014 N 336 утверждено Положение "О временном порядке проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район" для нужд отопления граждан". Данное Решение и утвержденный им Порядок официально опубликованы в газете "Томское предместье" N 37 - 38 от 14.05.2014. Порядок содержит обязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение неопределенным кругом лиц, соответственно является нормативным правовым актом. Также нормативным правовым актом является и само решение Думы Томского района от 24.04.2014 N 336, поскольку оно определяет порядок вступления Положения в силу и срок его действия во времени. Полагает, что Решение от 24.04.2014 N 336 и утвержденный им Порядок приняты Думой Томского района с превышением имеющейся компетенции, противоречат нормам федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем подлежат признанию недействующими. Так, оспариваемый Порядок регулирует отношения, связанные с вырубкой лесных насаждений и древесно-кустарниковой растительности на указанных в нем землях для предоставления древесины гражданам для собственных нужд - нужд отопления. Однако в силу п. 5 ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории. Аналогичная норма закреплена в п. 2 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации, что согласуется в п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации, согласно которому лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по нормативному регулированию порядка заготовки деревины гражданами для собственных нужд, в том числе для нужд отопления. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд исключительно на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. В силу ч. 3 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации порядок заключения названных договоров купли-продажи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в данной сфере, содержатся в Законе Томской области от 09.08.2007 N 165-ОЗ "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд". Статьями 3, 6.1 данного Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, по формированию списка граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд, однако данные полномочия могут быть реализованы органами местного самоуправления исключительно в отношении лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, исходя из следующего. Согласно ч. 4 ст. 75 Лесного кодекса Российской Федерации существенными условиями договора купли-продажи лесных насаждений являются местоположение лесных насаждений - лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел и объем подлежащей заготовке древесины. По лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, из границам и площади определяются местоположение, границы и площадь лесных участков (п. 2 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации). Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств и лесопарков. Согласно п. 10 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. В п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона Томской области от 09.08.2007 N 165-ОЗ в заявлении о заключении договора купли-продажи лесных насаждений в обязательном порядке указывается наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений. Анализ данных положений законодательства свидетельствует о том, что заготовка древесины для собственных нужд может осуществляться исключительно на землях лесного фонда, при этом полномочиями по регулированию правоотношений в этой сфере органы лесного самоуправления не наделены. Не допускает вырубку лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения (независимо от формы собственности) и земельное законодательство. Частью 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, при этом законодательство не предусматривает возможность их использования в целях осуществления рубки лесных насаждений или древесно-кустарниковой растительности гражданами для целей отопления. Федеральным законодательством не установлен порядок проведения рубок древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе находящихся в муниципальной собственности. Не наделены полномочиями по самостоятельному определению такого порядка ни органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления. Пункт 1.5 ст. 24 Устава муниципального образования "Томский район", п. п. 10, 14 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом муниципального образования "Томский район", утвержденного решением Думы Томского района от 26.09.2007 N 168, не свидетельствуют о наличии к Думы Томского района таких полномочий. В силу ч. 2 ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется лишь на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом. Лишь до (дата) законодательство предусматривало, что собственник земельного участка мог иметь право собственности на лесные и иные многолетние насаждения, находящиеся на принадлежащем ему земельном участке. В настоящий момент ч. 2 ст. 40 ЗК РФ предусматривает, что собственник земельного участка имеет право собственности лишь на насаждения, которые произведены самим собственником земельного участка. Таким образом, муниципальное образование "Томский район" не обладает полномочиями собственника в отношении лесных насаждений, а равно и многолетней древесно-кустарниковой растительности, расположенных на муниципальных землях сельскохозяйственного назначения. Следовательно, Дума Томского района не вправе определять порядок использования и распоряжения такими насаждениями. Помимо этого, полагает, что распространение в п. 1.2 Порядка применения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" незаконно, так как вырубка древесно-кустарниковой растительности и лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения действующим законодательством не предусмотрена. Наделение п. п. 1.3, 2.1 Порядка казенного предприятии Томского района "Томресурсы" полномочиями по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (древесно-кустарниковой растительности) на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, и по установлению годовых объемов заготовки гражданами древесины для нужд отопления в кубических местах на соответствующий год по сельским поселениями с указанием планируемых под вырубку древесины мест (делянок) противоречит ч. 4 ст. 77, ст. ст. 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 3, ст. ст. 8, 9 Закона Томской области от 09.08.2007 N 165-ОЗ, которыми полномочиями по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, наделены органы местного самоуправления или созданные ими учреждения, осуществляющие полномочия в области лесных отношений, порядок формирования годовых объемов заготовки гражданами древесины для собственных нужд определен Законом N 165-ОЗ и никакие казенные предприятии не вправе участвовать в процедуре формирования годовых объемов заготовки древесины, в том числе по формированию перечня участков лесных насаждений, предназначенных для заготовки гражданами древесины для собственных нужд. Также незаконно наделение МКП "Томресурсы", не являющееся ни органом местного самоуправления, ни учреждением, осуществляющим полномочиям в области лесных отношений, полномочиями по проверке соблюдения гражданами порядка заготовки деревины. Кроме того, в п. 3 резолютивной части решения Думы Томского района от 24.04.2014 N 336 установлено, что Положение вступает в силу с момента его официального опубликования и действует до вынесения решения суда в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", что не отвечает критерию правовой определенности. В нечетком определении срока действия нормативного правового акта усматривает наличие коррупциогенного фактора. Полагает, что изложенное свидетельствует о противоречии решения Думы Томского района от 24.04.2014 N 336 и утвержденного им Положения "О временном порядке проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район" для нужд отопления граждан" положениям федерального и областного законодательства, содержат коррупциогенные факторы, в связи с чем подлежат признанию недействующим с момента их принятии.
Помощник прокурора Томского района Томской области П.О.Н. поддержала требования прокурора по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что на основании оспариваемого нормативного акта реализовывались права граждан, в связи с чем полагает, что недействующим нормативный акт нужно признать с момента вступления решения в законную силу.
Председатель Думы Томского района Г.Р.Р. заявление прокурора полагает не подлежащим удовлетворению. Пояснил, что оспариваемый нормативный акт был принят в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, поэтому на основании закона и Устава муниципального образования "Томский район" Дума была правомочна принять данное решение. Подтвердил, что на основании решения были реализованы права граждан - заключено около (данные изъяты) договоров купли-продажи лесных насаждений с гражданами. Полагает принятие оспариваемого нормативного акта целесообразным, так как отвечает интересам граждан, поскольку предусматривает рубку древесно-кустарниковой растительности на землях, близлежащих к населенным пунктам, в то время как рубка на участков лесного фонда может быть осуществлена на участках значительно удаленных от населенных пунктов.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления; установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 1 и ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено, что Думой Томского района Томской области 24.04.2014 было принято решение N 336 "Об утверждении Положения "О временном порядке проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", для нужд отопления граждан", которым было утвержден "Временный порядок проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район", для нужд отопления граждан" (далее по тексту решения Временный порядок, Порядок) и установлено, что данное Положение вступает в силу с момента его официального опубликования и действует до вынесения решения суда в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район".
Решение и утвержденный им Временный порядок опубликованы в газете "Томское предместье" за 14.05.2014 N 37 - 38.
Согласно преамбуле Решения от 24.04.2014 N 336 данный акт принят в целях определения порядка управления и распоряжения имуществом - древесно-кустарниковой растительностью, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, находящейся в муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337 "Об утверждении правил заготовки древесины", Законом Томской области от 09.08.2007 N 165-ОЗ "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд", п. 1.5 статьи 24 Устава муниципального образования "Томский район", п. 10, 14 Положения "О порядке управления муниципальным имуществом муниципального образования "Томский район", утвержденного решением Думы Томского района от 26.09.2007 N 168. Пунктом 1.1. Порядка установлено, что данный акт определяет правовые, организационные основы порядка управления и распоряжения имуществом - лесными насаждениями (древесно-кустарниковой растительностью), расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности Томского района, регулирует отношения по оформлению разрешительных документов на проведение вырубки древесно-кустарниковой растительности, определяет порядок и правила вырубки для предоставления древесины гражданам для нужд отопления.
Таким образом, оспариваемый акт содержит обязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение неопределенным кругом лиц, следовательно, является нормативным правовым актом, оспаривание которого регулируется главой 24 ГПК РФ.
Согласно разъяснению, данному в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
- - полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
- - форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
- - предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Как следует из пунктов 1.1., 1.2. Временного порядка проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район" данный нормативный акт регулирует порядок проведения вырубок лесных насаждений (древесно-кустарниковой растительности), расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности Томского района, которые производятся с соблюдением лесного законодательства после заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения; органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В силу ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:
1) владение, пользование, распоряжение такими лесными участками;
2) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды;
3) установление ставок платы за единицу объема древесины;
4) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов;
5) осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков;
6) организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
Согласно с. 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Действующее законодательство не содержит самостоятельного понятия "древесно-кустарниковая растительность". Доказательство обратного представителем Думы Томского района не предоставлено.
Частью 1 ст. 16 Лесного кодекса Российской Федерации установлено понятие рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах), под которым понимаются процессы их спиливания, срубания, срезания.
Из ч. 2 ст. 77 ЗК РФ следует, что лесные насаждения могут находиться на землях сельскохозяйственного назначения. Однако в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения не предназначены для использования гражданами для заготовки древесины для нужд отопления.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины является одним из видов использования лесов.
При этом согласно ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности; формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
Согласно частям 1 и 2 ст. 75 Лесного кодекса Российской Федерации продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договору купли-продажи лесных насаждений. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, что квалифицируется как заготовка гражданами древесины для собственных нужд. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся особо охраняемые природные территории.
В соответствии с ч. 5 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В целях регулирования отношений, возникающих связи с предоставлением гражданам права заготовка древесины для возведения строений, отопления и иных собственных нужд, не связанных с предпринимательской деятельность 09.08.2007 принят Закон Томской области "Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд" N 165-ОЗ.
Частью 2 ст. 3 данного Закона органы местного самоуправления наделены полномочиями по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и на создание учреждений, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, с наделением их компетенцией по заключению таких договоров. Также ч. 1 ст. 8 Закона органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями по установлению годовых объемов заготовки гражданами древесины для собственных нужд по сельским поселениям.
Таким образом, действующим законодательством органы местного самоуправления муниципальных районов не наделены полномочиями по установлению порядка проведения рубок для нужд отопления граждан на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности.
Довод представителя Думы Томского района о необходимости (целесообразности) принятия оспариваемого нормативного правового акта в связи с приближенностью мест рубок, указанных в данном акте, к местам жительства граждан не может быть принята во внимание судом, так как не подтверждает наличия у органа местного самоуправления полномочий по изданию данного нормативного акта и, следовательно, о его законности.
Довод представителя Думы о самостоятельном праве распоряжаться лесными насаждениями в виде древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Томского района, путем предоставления гражданам для заготовки древесина для нужд отопления как муниципальным имуществом основано на неправильном толковании закона.
На основании изложенного, принимая во внимание разъяснения, данные в п. п. 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48, суд полагает, что решение Думы Томского района от 24.04.2014 N 336 и утвержденный им "Временный порядок проведения рубок на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности муниципального образования "Томский район" нужд отопления граждан" приняты с превышением полномочий, в связи с чем для подлежат признанию недействующими.
При этом, учитывая, что на основании данных актов гражданами были реализованы права на рубку древесины путем заключения соответствующих договоров купли-продажи лесных насаждений, о чем в судебном заседании было заявлено лицами, участвующими в деле, суд считает, что оспариваемые нормативные акты должны быть признаны недействующими со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.






























© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)