Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2014 ПО ДЕЛУ N А2-13302/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. по делу N А2-13302/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2014 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л.А.
судьи: Полосин А.Л., Скачкова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии
- от заявителя: Ермоленко Н.С. по решению от 22.09.2010;
- от заинтересованного лица: без участия (извещено);
- от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд",
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2014
по делу N А27-13302/13 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" ОГРН 1084205022890, ИНН 4205169982) г. Кемерово
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478) г. Кемерово
третье лицо: Администрация города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) г. Кемерово
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" (ОГРН 1084205022890, ИНН 4205169982) г. Кемерово
к Администрации города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) г. Кемерово
третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478) г. Кемерово
о признании незаконным отказа в обеспечении выбора земельного участка

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" (далее - ООО "Ди Лэнд", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - комитет, заинтересованное лицо) в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее дома N 314 по ул. Сибиряков-Гвардейцев, примерной площадью 2810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения, выраженного в письме от 22.08.2013 N 10-6-08/1875; обязании комитета устранить допущенное нарушение прав и законные интересов общества путем рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее дома N 314 по ул. Сибиряков-Гвардейцев, примерной площадью 2810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения, с соблюдением процедуры, установленной статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения предмета требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело N А27-13302/2013).
Кроме того, Общество с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Кемерово, выраженного в письмах от 13.08.2013 N 06-02-05-02/1596 и 11.09.2013 N 06-02-05-02/1815, в обеспечении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее дома N 314 по ул. Сибиряков-Гвардейцев, примерной площадью 2810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения и обязании администрации обеспечить выбор указанного земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе рассмотреть заявление от 26.07.2013 N 8480 об утверждении и выдаче схемы расположения данного земельного участка (дело N А27-16958/2013).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Кемерово (далее - третье лицо, администрация).
Определением суда от 25.11.2013 дела N N А27-13302/2013 и А27-16958/2013 объединены в одно производства для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А27-13302/2013.
Заявленные требования общества мотивированы тем, что градостроительным регламентом территориальной зоны Ж1 предусмотрен в качестве условно разрушенного такой вид использования, как размещение отдельно стоящих комплексов бытового и социального обслуживания населения микрорайонного и районного обслуживания, следовательно, Администрация не имела правовых оснований для отказа в выборе земельного участка и не доказала отсутствие доступа на земельный участок и невозможность его организации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Ди Лэнд" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, фактическим обстоятельствам, установленным судом, полагает, что выводы суда имеют предположительный характер, просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить:
Признать незаконным отказ Комитета в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее ул. Сибиряков-Гвардейцев, 314, примерной площадью 2810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения, выраженного в письме от 22.08.2013 N 10-6-08/1875.
Обязать Комитет устранить допущенные права и законные интересы ООО "Ди Лэнд" путем рассмотрения заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее ул. Сибиряков-Гвардейцев, 314, примерной площадью 2810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения в порядке установленном статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Признать незаконным отказ Администрации города Кемерово выраженный в письмах N N 06-02-05-02/1596 от 13.08.2013 и 06-02-05-02/1815 от 11.09.2013 в обеспечении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее ул. Сибиряков Гвардейцев, 314, примерной площадью 2810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения.
Обязать Администрацию города Кемерово обеспечить обществу с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" выбор земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее ул. Сибиряков Гвардейцев, 314, примерной площадью 2810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, рассмотрев заявление от 26.07.2013 N 8480 об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка по существу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает следующее:
- - из содержания решения Арбитражного суда Кемеровской области не следует, что оно направленно на оценку законности обжалуемых отказов органов власти и на оценку законности требований заявителя о выборе земельного участка, выводы суда сделаны применительно к оценке реальности намерений общества осуществлять заявленные виды деятельности;
- - поводом изложения в решении отдельно взятых цитат из норм законодательства о социальном обслуживании был лишь скептицизм суда в отношении намерений общества осуществлять заявленные виды деятельности, а не объективные обстоятельства препятствующие выбору испрашиваемого земельного участка;
- - заключение суда о том, что общество выразило намерение осуществлять все виды социальных услуг, прямо противоречит заявлению общества;
- - оспариваемые отказы Администрации и Комитета не основаны на том, что выбор испрашиваемого земельного участка не может быть осуществлен в связи с отсутствием указания обществом на вид или тип учреждения, однако, суд пришел к такому выводу;
- - при обращении с заявлением о выборе земельного участка общество выполнило требования статьи 31 ЗК РФ, у Администрации возникает корреспондирующая праву на выбор земельного участка обязанность - обеспечить процедуру выбора, однако, заинтересованное уклонилось от исполнения своих обязанностей при отсутствии к тому правовых оснований, а суд поддержал правомерность занятой позиции, приняв за основу свои предположения при недоказанности имеющих значение для правильного разрешения спора обстоятельств, которые суд счел установленными.
Заинтересованные лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
В судебном заседании представители апеллянта и Администрации не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя Комитета, однако заявили письменные ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы общества в связи с намерением сторон урегулировать спор мирным путем, согласовав позиции сторон по применению к рассматриваемым правоотношениям статьи 31 ЗК РФ и градостроительных регламентов, выработки мотивированной позиции по доводам апелляционной жалобы.
Определением апелляционного суда от 21.04.2014 рассмотрение дела отложено на 16.05.2014 на 10 час. 15 мин.
После отложения рассмотрения дела до назначенной даты судебного заседания от заинтересованного лица и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу в обоснование своей позиции во исполнение определения суда апелляционной инстанции с доказательством их вручения заявителю.
В назначенное время судебное разбирательство продолжено в том же составе суда при участии представителя заявителя, которая в полном объеме поддержала доводы апелляционной жалобы и настаивала на ее удовлетворении, представив письменные возражения на отзыв Администрации.
Заинтересованное и третье лицо о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд счел возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, возражения на отзыв, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество 05.10.2012 обратилось в Комитет с заявлением об осуществлении выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства - комплекса социального обслуживания населения. В качестве предполагаемого места размещения комплекса заявитель указал земельный участок площадью 2810 кв. м северо-западнее ул. Сибиряков-Гвардейцев, 314 в г. Кемерово.
Комитет направил в администрацию запрос от 02.11.2012 об обеспечении выбора земельного участка.
Общество 26 июля 2013 года направило в администрацию схему расположения земельного участка
Управление городского развития администрации города Кемерово в письме от 13.08.2013 за N 06-02-05-02/1596 сообщило Комитету о том, что земельный участок площадью 2810 кв. м по адресу: г. Кемерово, северо-западнее дома N 314 по ул. Сибиряков-Гвардейцев входит в состав проекта межевания территории микрорайона N 2-3 Центрального района города Кемерово, утвержденного распоряжением администрации г. Кемерово от 13.01.2010 N 38. Указанным проектом межевания земельный участок площадью 2810 кв. м определен в качестве резервной территории для перспективного развития территории микрорайона. В соответствии с указанным проектом межевания к участку не обеспечен доступ. Формирование данного земельного участка возможно после корректировки проекта межевания территории микрорайона N 2-3 Центрального района города Кемерово и утверждения по результатам публичных слушаний. В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденными постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75, земельный участок находится в территориальной зоне Ж1 - жилой зоне с многоэтажными жилыми домами. В соответствии с градостроительным регламентом данной территориальной зоны в качестве условно разрешенного вида использования земельного участка предусмотрено размещение отдельно стоящих комплексов бытового и социального обслуживания населения микрорайонного и районного обслуживания (библиотеки, отделения связи, почтовые отделения, междугородные переговорные пункты, фотосалоны, транспортные агентства по сервисному обслуживанию населения (кассы по продаже билетов, менеджерские услуги и др.), фирмы по предоставлению услуг сотовой связи, жилищно-эксплуатационные организации, отделения и участковые пункты полиции, кредитные учреждения, нотариальные и адвокатские конторы, центры по предоставлению полиграфических услуг (ксерокопии, ламинирование, брошюровка и др.), туристические агентства и др.). Из содержания данной нормы следует, что данный вид разрешенного использования земельного участка включает в себя именно комплекс (набор функций), в котором присутствуют объекты торговли, объекты бытового обслуживания, объекты социального обслуживания. Таким образом, размещение комплексов социального обслуживания населения не предусмотрено.
Комитет письмом от 22.08.2013 N 10-6-08/1875 сообщил обществу об ответе Управления городского развития администрации города Кемерово от 13.08.2013 за N 06-02-05-02/1596.
Управление городского развития администрации города Кемерово письмом от 11.09.2013 N 06-02-05-02/1815 сообщило обществу о том, что в соответствии с пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса, постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 16.12.2009 N 496 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Кемеровской области - города Кемерово" формирование земельных участков для строительства, утверждение и выдача схемы расположения земельных участков, на территории города Кемерово право собственности на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления по поручению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, а не по заявлению лица, обратившегося за предоставлением земельного участка. Для утверждения и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению общества правовые основания отсутствуют.
Общество, считая, что Администрация незаконно отказала ему в утверждении акта выбора земельного участка для строительства комплекса социального обслуживания, а комитет письмом от 22.08.2013 N 10-6-08/1875 незаконно отказала в предоставлении земельного участка для строительства, обратилось в суд с настоящими заявлениями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о выборе земельного участка содержало только один вид услуг, объект, обозначенный обществом, не может быть отнесен к "комплексу бытового и социального обслуживания", у Администрации не имелось оснований для осуществления мероприятий по выбору земельного участка, кроме того установил, что одним из оснований для отказа обществу в размещении комплекса социального обслуживания явилось отсутствие доступа к земельному участку, что влечет корректировку проекта межевания территории, однако по данному основанию отказ является незаконным, поскольку согласно заключению ООО "РиГА-Строй" от 06.12.2013 N 20, территория участка N 88 обеспечена проездом, который обозначен в проекте межевания микрорайона 2-3 Центрального района г. Кемерово.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, поддерживая правомерность названного вывода суда не может согласиться с иными выводами суда, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Таким образом, в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
В силу статьи 31 ЗК РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок (пункт 1).
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (пункт 2 статьи 31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из анализа приведенных норм права следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае, на администрацию города Кемерово. При этом наличие акта о выборе земельного участка является необходимым условием для принятия уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. Отсутствие акта о выборе земельного участка является препятствием для принятия одного из указанных решений.
В силу статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) Правилами землепользования и застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, порядок их изменения, виды территориальных зон, градостроительные регламенты территориальных зон с указанием основных разрешенных видов использования, условно разрешенных видов использования, вспомогательных видов разрешенного использования.
В целях упорядочения отношений в области землеустройства и градостроительства на территории города Кемерово постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2006 г. N 75 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Кемерово (далее - Правила землепользования и застройки).
Из материалов дела следует, что администрация в письме от 13.08.2013 N 06-02-05-02/1596 в обоснование отказа в обеспечении выбора земельного участка ссылается на отсутствие подготовленного проекта планировки территории и корректировки проекта межевания территории и их утверждения по результатам публичных слушаний.
В соответствии с положениями статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно статье 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Таким образом, установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка. Само по себе отсутствие градостроительной документации по планировке территории не препятствует выбору земельного участка, что следует из смысла пункта 2 статьи 31 ЗК РФ. При этом положительное градостроительное обоснование является достаточным для рассмотрения вопроса о размещении объекта строительства в отсутствие проекта планировки соответствующей территории. Целью разработки обоснования является формирование земельного участка для строительства, а случай разработки обоснования - отсутствие документации по планировке территории.
С учетом изложенного отказ администрации в выборе земельного участка в связи с отсутствием проекта планировки территории не соответствует приведенным нормам права, так как отсутствие проектов межевания земельного участка не является препятствием для выбора земельного участка в соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ.
Указанная позиция содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2010 N А27-796/2010 (Определением ВАС РФ от 09.12.2010 N ВАС-16070/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ в порядке надзора).
Кроме того апелляционным судом учитывается, что заинтересованным лицом не были осуществлены какие-либо действия, направленные на осуществление мероприятий по выбору земельного участка заявителю, в том числе по определению возможных вариантов подходящего размещения объекта до принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства комплекса социального обслуживания.
На основании изложенного вывод суда о невозможности обеспечения выбора земельного участка при отсутствии утвержденного проекта планировки и внесения изменений в проект межевания территории, является ошибочным.
Также основанием для отказа в выборе земельного участка в письме от 13.08.2013 N 06-02-05-02/1596 являлось нахождение испрашиваемого земельного участка в зоне Ж1 - жилой зоне с многоэтажными жилыми домами в соответствии с Правилами землепользования и застройки, что противоречит части 4 статьи 30 ГрК РФ.
В силу статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.
На основании пункта 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как следует из пункта 4 статьи 85 ЗК РФ, земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться, в том числе, по границам земельных участков.
В статье 33 Правил землепользования и застройки определено, что Ж1 - жилая зона с многоэтажными жилыми домами. Зона многоэтажной жилой застройки (5 - 25 этажей) с размещением многоквартирных домов (секционных, точечных), общежитий, зданий многофункционального использования с жилыми помещениями и встроенными объектами обслуживания населения, а также отдельно стоящих, пристроенных объектов социального, культурного, коммерческого, делового и коммунально-бытового обслуживания населения микрорайона и жилого района.
Размещение отдельно стоящих, пристроенных объектов, указанных в перечне основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования, возможно при наличии резервных территорий в границах территориальной зоны.
Один из условно разрешенных видов использования жилой зоны Ж1 является - отдельно стоящие комплексы бытового и социального обслуживания населения микрорайонного и районного обслуживания (библиотеки, отделения связи, почтовые отделения, междугородные переговорные пункты, фотосалоны, транспортные агентства по сервисному обслуживанию населения (кассы по продаже билетов, менеджерские услуги и др.), фирмы по предоставлению услуг сотовой связи, жилищно-эксплуатационные организации, отделения и участковые пункты полиции, кредитные учреждения, нотариальные и адвокатские конторы, центры по предоставлению полиграфических услуг (ксерокопии, ламинирование, брошюровка и др.), туристические агентства и др.).
При этом общество в заявлении от указало, что в комплексе социального обслуживания населения будут оказываться услуги, предусмотренные ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг".
Как следует из заключения ООО "А-Проект Кемерово-ПСК" (разработчика Правил землепользования и застройки) от 06.12.2013 в области градостроительства и землеустройства, в Правила землепользования и застройки включен такой вид разрешенного использования, как отдельно стоящие комплексы бытового и социального обслуживания населения микрорайонного и районного обслуживания. Строительство комплексов социального обслуживания градостроительными регламентами для территориальной зоны Ж 1 предусмотрен в качестве условно разрешенного использования, при этом при разработке Правил землепользования и застройки виды деятельности были прописаны как примерный перечень для разъяснения, что собой представляют комплексы бытового и социального обслуживания.
Кроме того перечень возможных видов деятельности в комплексе социального обслуживания населения, указанный в качестве примера в Правилах землепользования и застройки не является исчерпывающим.
Согласно ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" в комплексе социального обслуживания населения могут быть предусмотрены следующие виды деятельности:
- - социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
- - социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
- - социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе);
- - социально-педагогические, направленные на профилактику отклонения в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;
- - социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
- - социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Таким образом, Администрация необоснованно указала в письме от 13.08.2013 N 06-02-05-02/1596, что вид разрешенного использования земельного участка включает в себя комплекс (набор функций) в котором присутствуют объекты торговли, объекты бытового обслуживания, объекты социального обслуживания, в связи с чем размещение комплексов социального обслуживания населения не предусмотрено.
Апелляционный суд считает, что ссылка общества в заявлении о выборе земельного участка на размещение комплекса социального обслуживания населения является достаточным указанием назначения объекта в соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ, поскольку иных специальных требований к назначению объекта данная статья не содержит и не предусматривает указание конкретных видов услуг в заявлении о выборе земельного участка и обоснования возможности их выполнения. Согласно данному пункту статьи 31 ЗК РФ все то, что должно быть в заявлении, общество указало, а именно - назначение объекта; - предполагаемое место его размещения; - обоснование примерного размера земельного участка; - испрашиваемое право на земельный участок.
Кроме того помимо указания назначения объекта общество в заявлении привело ссылку на ГОСТ Р 52143-2003, в соответствии с которым в комплексе социального обслуживания населения будут оказываться в том числе социально-правовые услуги.
В связи с изложенным судебная коллегия поддерживает довод апелляционной жалобы о том, что общество в заявлении о выборе земельного участка не обозначало только конкретный вид услуг, в связи с чем размещение комплексов социального обслуживания предусмотрено в качестве условно разрешенного вида использования земельного участка.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что заявитель в соответствии со статьей 31 ЗК РФ определил назначение объекта - комплекс социального обслуживания населения с возможными видами деятельности, предусмотренными ГОСТ Р 52143-2003, что также исключает основание для отказа в обеспечении выбора спорного земельного участка.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, возражения на отзыв, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое администрацией в письме от 13.08.2013 заключение об отсутствии правовых оснований для выбора спорного земельного участка не соответствует земельному законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований ООО "Ди Лэнд".
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы общества расходы по госпошлине, уплаченные заявителем при подаче заявления, подлежат возмещению с заинтересованного и третьего лица; вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции не рассматривается, в связи с тем, что, документы, подтверждающие таковые, к апелляционной жалобе заявителем не прикладывались и отсутствуют в материалах дела.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 февраля 2014 по делу N А27-13302/13 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее ул. Сибиряков-Гвардейцев, 314, примерной площадью 2 810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения, выраженного в письме от 22.08.2013 N 10-6-08/1875.
Признать незаконным отказ Администрации города Кемерово выраженный в письмах N N 06-02-05-02/1596 от 13.08.2013 и 06-02-05-02/1815 от 11.09.2013 в обеспечении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее ул. Сибиряков Гвардейцев, 314, примерной площадью 2 810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения.
Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и Администрацию города Кемерово обеспечить обществу с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" выбор земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, северо-западнее ул. Сибиряков Гвардейцев, 314, примерной площадью 2 810 кв. м, для строительства комплекса социального обслуживания населения, в порядке, установленном статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, рассмотрев заявление от 26.07.2013 N 8480 об утверждении и выдаче схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Взыскать с Администрации города Кемерово (ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) г. Кемерово в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" (ОГРН 1084205022890, ИНН 4205169982) г. Кемерово в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины по первой инстанции 2000 (Две тысячи) руб.
Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478) г. Кемерово в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ди Лэнд" (ОГРН 1084205022890, ИНН 4205169982) г. Кемерово в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины по первой инстанции 2000 (Две тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Л.А.КОЛУПАЕВА

Судьи
А.Л.ПОЛОСИН
О.А.СКАЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)